Приложения и примечания к Клинку Иштар

Несколько слов о богах.

Пантеон насчитывает два старших бога: Творец (Создатель, Демиург) и Разрушитель (Авогеи) - две базовых силы вселенной. Они были у истоков мира и будут после него. Младшие боги: Сетеш (Пфахон) – повелитель Хаоса и смерти, владыка бессознательной части личности, нередко почитался как бог свободы или анархии; Гриэль – воплощение равновесия и гармонии; Браха – властитель порядка, спокойствия и стабильности, Хилос – олицетворение времени, пространства и вечного движения, самый почитаемый из всех богов; Влас – дух единства и противоречия, воплощение закона диалектики, был также покровителем искусства и мудрости, весьма почитаем работниками торговли; Тоо (Хнуо) – дух пустоты и основы, его часто называют «Очищающий», Ларк – являет собой закон вероятности, бог удачи и судьбы, покровитель будущего; Альфус – сила разума, сильнейший из богов младшего пантеона.
Объединив усилия, Младшие боги изгнали Разрушителя в Не-мир, и созидание возобладало над разрушением, что сделало возможным появление Вселенных и разумной жизни. Все младшие боги воплотились из Тьмы, которую создал Творец в начале, и которая дала законы этому Миру, а затем была изгнана в Не-Мир Фэбом. Новые боги: Иштар (имеет великое множество других имен, из которых наиболее почитаются четырнадцать, так называемых ипостасей Иштар или «масок») и Митра (Атон, Фэб). Тьма и Свет. Но если Митра - бог, живое воплощение света, то Иштар - дочь Изначальной Тьмы и Разрушителя, и богиней как таковой не является, хотя почитается не меньше других богов. Она Защитница детей и женщин, повелительница жизни и смерти, олицетворение чистого рвения. Тьма научила её любить, а Авогеи убивать. Иштар пытается победить Митру и «восстановить поруганное равновесие». Митра – покровитель мужского начала, владыка воинов, довольно жестокий бог, хотя к нему нередко обращаются в молитвах. Таким образом, все три пантеона насчитывают дюжину богов (считая Тьму) и одну дочь богов.
Нередко богов запечатлевали в художественных образах, но никогда не строили храмов (за исключением адептов Разрушителя, которые пытались создать церковь). Люди, эльфы, орки и прочие молились где угодно, как угодно и сколько угодно. Когда я употребляю слово «храм» в применении к миру Космических Странников, то здесь имеются в виду «Божие Места» - «Теменосы», в эти сооружения иногда специально приходили помолиться (более того, в них имелись специальные молельные залы). Это гильдии волшебников-жрецов, которые преимущественно использовали для работы с энергией божественные силы. Молельные залы строили исключительно из тех соображений, чтобы прихожане не слонялись по всему храму, находились в одном месте и не лезли в секреты волшебников. Теологию рассматривали как частный раздел философии. Понятно, что никаких религиозных противоречий в этом мире не было и быть не могло.


Лоркайд, его ученики и войны Гнева.

Лоркайд – первый человек и первый волшебник на Земле, появившийся по воле богов (в первую очередь Альфуса) около 558 800 000 хроносов (ста двадцати семи тысяч лет) назад. К тому моменту боги создали разумную жизнь во многих мирах, но не везде она сумела взрасти и дать плоды. Разрушитель не желал мириться с заточением. Он пытался уничтожить «органический разум», для чего посылал в мир свои создания – демонов. Земля не стала исключением. Но к тому моменту боги набрались опыта, и наделили Лоркайда силами, сравнимыми с их собственными. Кроме Лоркайда было ещё несколько созданий, подобных ему, и все они погибли в первой войне Гнева, которую также называют битвой Лоркайда или войной Утверждения. Лоркайд сумел выжить, так как сражался плечом к плечу со своими воспитанниками, о которых в последствии скажут: «Они по силе своей во многом равны Лоркайду». Учениками его стали: Гуанхор, Менвель, Камлайт, Адаманта, Селлести, Алакир. Совместными усилиями они победили демонов, утвердив себе место под солнцем. Первая война Гнева окончила первую эпоху. Оставив этот мир ученикам, Лоркайд ушёл в странствия по Мирам, используя для этого Межреальность. Его ученики создали из примитивных неандертальцев новые расы. Гуанхор дал начало эльфам, первому новому народу (однако, Лоркайд и его ученики были людьми, так что вопрос о первой расе очень спорный), Камлайт пошёл по пути Лоркайда, ускорив эволюцию человека, и получил хогов - большеглазых человекоподобных существ; бороздят они просторы Вселенной и не видят большего счастья, чем познание Мироздания. Менвель создал орков из эльфов ближе к концу второй эпохи, Адаманта, так же из эльфов, создала демогоблинов в третью эпоху, Селлести в начале третьей эпохи вывела хоббитов, предположительно использовав в качестве основы гномов, а самих гномов во вторую эпоху создал Алакир. Позднее последователи Лоркайда создали некоторые другие расы (например, Алгион, ученик Камлайта, использовал орков, чтобы создать троллей и, несколько позже на основе троллей, огров).
Но Разрушитель не собирался сдаваться просто так. Он искусил одного из учеников Лоркайда – Менвеля. Менвель принёс своему господину клятву верности, вывел по его указу орков (правда, впоследствии орки отказались служить своему создателю, что привело к его поражению во второй войне Гнева), создал целый сонм демонов.
И началась война: Вторая война Гнева, война Слёз. Многие не пережили её, и много слёз было пролито, и велика была жатва Сетеша. Но Лоркайд вернулся из странствия и помог своим ученикам победить предателя. Менвель выжил, и Авогеи забрал его к себе. С тех пор все существа, имеющие хоть каплю разума, плюются при одном упоминании имени его.
Огромные просторы Земли обратились пустынями, великой братской могилой стали красные пески Марса. Лик Земли стремительно менялся. Разумные существа покинули Землю, вернувшись только через пятнадцать миллионов хроносов. Многие из тех, кто остался в космосе, стали называть себя Космическими Странниками, в последствие это название стало общим для всех «детей Лоркайда», всех, чей корень был на Земле.
К началу Третьей эпохи, благодаря стараниям вернувшихся странников, Земля покрылась сетью городов, росли колонии в космосе. Лоркайд принялся обучать новых учеников или, как их стали называть, учеников второго поколения. Ими стали три мужчины: эльф Хейлор, человек Джаан, человек Эндиаль, и три женщины: гномелла Ланория, хоббитянка Тегу и орчелла Вииль. Но не было уже в них той силы, что отличала первых его учеников, и многих из них соблазнила Адаманта. Желала она власти над всем миром и славы, которая затмила бы имя Лоркайда. Не в силах бросить вызов объединённой мощи Лоркайда и четырёх учеников первого поколения, Адаманта великим красноречием и хитростью сумела переманить на свою сторону Ланорию и Джаана, Тегу и Вииль. Через некоторое время к ней присоединился Камлайт.
Так началась третья война Гнева, война Изгнания. И подняли руку ученики Лоркайда друг на друга. И в войне той победила Адаманта, ибо Лоркайд не стал вмешиваться в дела их. И погибли многие из учеников его: Камлайт, Алакир, и все из второго поколения учеников Лоркайда, которых призвала на свою сторону Адаманта. Гуанхор и Селлести покинули Землю и основали новое королевство на соседней планете – Луне. Адаманта же получила Землю в полное своё владение. Хейлор и Эндиаль отправились к королю Зенукону, ученику Алакира, отцу Зебулана (в будущем Зебулан станет великим правителем и могущественным волшебником), который правил на Ганимеде.
Недолго продолжалась четвёртая эпоха. Адаманте было мало Земли, ибо слишком мало было у неё подданных, которые поклонялись ей. Началась четвёртая война Гнева, война Разрушения. Луна обратилась бесплодным камнем и вместе с Марсом её объявлени священной планетой. На Земле наступила эпоха деградации, так как была серьёзно повреждена волшебная структура планеты, и это не могло не сказаться на личности людей и их интеллектуальных способностях. Люди скатились в каменный век. В дальнейшем, люди перебили большинство нелюдей, поскольку были самой плодовитой расой. Но не только с Мирами произошли изменения. Сильнейшее потрясение нарушило временную структуру Земли, создав вторую реальность, Земля стала иметь два прошлых, две «тени», что пересеклись, образовав ложное будущее, в котором мы и живём, и всё прошлое нашего мира лишь «тень реальности». Адаманту и несколько её верных слуг объявили вне закона во всех Мирах, а Землю – проклятым миром. Из всех учеников Лоркайда в пятую эпоху перешли Гуанхор, Адаманта (Лоркайд отрёкся от неё), Менвель, что был забран Разрушителем, Хейлор и Аланта (Лоркайд признал её своей ученицей за несколько хроносов до её изгнания). Судьба Эндиаля покрыта мраком.
Пятая эпоха продолжается по сей день, мрачная и тёмная. Брат идёт против брата, а сын против отца. Лоркайд, взяв в спутники себе Гуанхора, покинул Землю, и вновь отправился странствовать. Впрочем, скоро они разругались, и Гуанхор вернулся. Он неоднократно пытался создать собственные империи, что становилось причиной ряда войн и политических кризисов. В целом, политику пятой эпохи стали определять Зебулан, Гуанхор и Адаманта.


Принципы ученичества.

В начале принципы ученичества касались только волшебников, но затем, от части, распространились и на другие специальности. Быть чьим-либо учеником считалось почётным, а забыть имя своего учителя – позором. Лгунов, которые утверждали, что являются чьими-то учениками, безжалостно казнили на площадях. После смерти волшебника его ученики могли становиться наследниками обучавшего их волшебника, при условии, что учитель умирал бездетным. Последний момент приводил несколько раз к вражде между приёмными детьми и учениками некоторых волшебников.
Для учеников существовали специальные грамоты и система градации.
Ученик, окончивший полный курс обучения. Ученик окончил курс обучения полностью, получил грамоту из рук своего учителя.
Ученик, ушедший от своего учителя. Ученик начал обучение, но затем вынужден был покинуть своего учителя. В этом случае учитель был обязан вручить грамоту, в которой говорилось об уходе ученика с определённого года обучения.
Изгнанный ученик. Ученик начал обучение, но затем учитель отказался обучать его далее. Тем не менее, такие ученики наделялись грамотами из рук своего учителя.
Ученик, превзошедший своего учителя. Такой грамотой отмечались только очень талантливые ученики, которые автоматически приравнивались к поколению их учителей. Так Алгион, ученик Камлайта, превзошедший своего учителя, имел право называть себя равным ученикам Лоркайда.
Покинутый ученик. Обучение началось, но вследствие каких-либо причин (например, смерти учителя) не было окончено. Грамоту выдавал совет волшебников, одного с учителем поколения.
Признанный ученик. Волшебник согласился обучать ученика, но вследствие тех или иных причин не сумел начать его обучение. Грамота выдавалась советом волшебников одного с учителем поколения. Так Лоркайд признал Аланту, Сиреневого Война. Это отстрочило её изгнание на несколько хроносов, так как ей обязаны были выдать грамоту.
Следующий за мудростью. Так называли существ, которые изучали чью-то магическую систему и затем просили признать себя приемниками данного волшебника. Грамота выдавалась по результатам экзамена советом волшебников, в который, если это было возможным, включался и волшебник, за мудростью которого следовали. Впрочем, последнее было редкостью, так как следовали обычно за легендарными, т.е. умершими, личностями.
Отречение. Волшебник мог отречься от своего ученика даже после окончания обучения. В этом случае существо, от которого отреклись, лишалось прав ученика. Известны случаи, когда ученики отрекались от своих учителей. Подобные волшебники не имели права называть обучавших их существ своими учителями. Однако в конце третьей эпохи пошла мода сообщать, что «я был учеником такого-то волшебника, но он от меня отрёкся». В конце четвёртой эпохи аналог этой фразы был узаконен Зебуланом, сделавшим её частью церемонии представления. Фактически, отрешённые были восстановлены в своих правах, и отречение стало рассматриваться как одна из форм ученичества. Позже (в самом начале пятой эпохи), это было закреплено юридически, и всем ученикам, прошедшим через отречение были выданы грамоты. Так Аланта, признанная ученица Лоркайда, получила две грамоты: так как от неё отреклись Селлести и Гуанхор. В общей сложности, у неё было три грамоты.


Формы волшебного воздействия.

В целом, использовали две формы работы с энергией. Первая – формулы. Формула – нечто вроде узелка на душе. Чем выше квалификация волшебника, тем больше он мог навязать таких «узелков». Использовав формулу, её требовалось восстанавливать. Для того, чтобы ударить огненным шаром с помощью формулы дважды, необходимы две формулы огненного шара. Положительная сторона – можно «навязать» формул заранее и использовать их хоть через тысячу лет. Кроме того, если формула составлена не правильно, энергия просто не высвободится, никакого ущерба здоровью волшебника и окружающей среде не будет.
Заклинания использовали энергию напрямую, не запасая её. Если для высвобождения формулы требовалось только желание владельца, то для применения заклинаний необходимо проведение ряда ритуалов – от произнесения разных слов до начертания фигур и кровавых жертв. Произнеся заклинание, преобразованную энергию необходимо срочно высвободить. Сдерживать силу заклинания долго под силу только очень могущественным волшебникам. Кроме того, всегда есть риск, что заклинание пойдёт вразнос. Поэтому любая ошибка может стоить дорого. Положительная сторона – количество заученных заклинаний зависит только от крепости памяти, силы волшебника здесь второстепенны. Правильно составленным заклинанием можно было высвободить большие силы даже слабому волшебнику. Впрочем, некоторую роль уровень волшебника всё же играл. Слабому требовалось соблюдать всё до мельчайших деталей. Сильный мог позволить себе роскошь не думать о мелочах.
Хорошие волшебники пользовались и формулами и – как многим казалось – «старомодными» заклинаниями.
В качестве источников энергии использовалось всё: начиная электричеством в городской сети и заканчивая божьей милостью. Чаще всего использовалась сила, заключённая в недрах планет, звёзд или рассеянная в космосе. Способность поглощать энергию, трансформировать её и вообще управлять энергией характеризовала уровень волшебника.
 

Семья.

Во вторую эпоху были разрешены и полиандрия, и полигемения. Это приводило к тому, что жена брала себе второго мужа, эти мужья в свою очередь находили себе жён, жёны мужей и в результате образовывались огромные коммуны, насчитывающие тысячи существ, где никто порой не понимал, кто чей муж и чьи дети. Подобная ситуация тормозила развитие прогресса. Поэтому, уже в середине второй эпохи был принят закон, согласно которому у одного мужа может быть только одна жена и наоборот. В брак разрешалось вступать только плодовитым особям и только после процедур специального психологического тестирования, определявшего совместимость будущих супругов. Беременность разрешалась только со специального согласия особой комиссии, которая определяла, что ребёнок будет любим и о нем смогут заботиться должным образом. Аборты были запрещены. Но, что касается половых отношений, то не запрещалось (и даже приветствовалось) ходить «на сторону», что является отголосками прежних ранних форм семейных отношений. Важно также отметить, что согласно правилам этикета Странников в доме главой была жена, на улице – муж. Что касается внебрачных детей, то они воспитывались в специальных Структурах Развития. Оба родителя, которые зачали ребёнка «вне закона», лишались права иметь детей в последствии и, более того, им грозило тюремное заключение сроком в сорок-пятьдесят тысяч хроносов. Но надо отдать Странникам должное, что внезаконных детей не подвергали остракизму (по крайней мере, закон запрещал подобное); другое дело, что намного труднее научить детей, не обижать подобных оторванных от родителей сирот. Впрочем, усыновление и удочерение детей было широко распространено среди странников, и почти не было семей, которые не имели бы приёмных детей (особенно распространено это явление стало в четвёртую и пятую эпоху). Надо также сказать, что вступление в брак обязывало супругов к рождению ребёнка. Отказавшиеся от этого, супружеские пары платили особые демографические налоги, исчисляемые в процентах от общего дохода. Поскольку вступление в брак подразумевало рождение не просто детей, а детей здоровых и фертильных, браки между представителями разных рас были запрещены, так как полукровки всегда были бесплодны. Во взрослой жизни таким детям от «смешанной любви» запрещалось находить себе пару. Однако в некоторых регионах существовало исключение. Полукровке могли позволить вступить в брак при условии, что его семья в течение пятидесяти тысяч хроносов примет трёх сирот. Дети, появившиеся на свет в результате сексуального насилия (что было весьма редко) не забирались от матери. Если такая женщина состояла в браке, её муж обязан был такого ребёнка принять в семью как равного своим детям. Женщинам, которые не состояли в браке, разрешалось воспитывать подобных детей вне брака, при этом они могли рассчитывать на множество социальных льгот и помощь со стороны государства.


Дуэли.

Возможно, именно наличие дуэлей и публичных казней позволяло Странникам сбрасывать излишки агрессии, и берегло их от мелких войн. В начале второй эпохи особа монарха и его ближайших советников считалась не прикосновенной. Их запрещалось вызывать на поединки. Почти в одно время с семейной реформой было проведено изменение дуэльного кодекса. С той поры любые ограничения, касавшиеся положения в обществе, отменялись. Поединки с беременными женщинами, родителями младенцев, детьми и больными считались незаконными. Однако брошенный вызов должен был быть удовлетворён после истечения некоторого срока. Дуэлянты могли не биться сами, а прибегнуть к помощи наёмных гладиаторов. В этом случае наниматели находились у края арены, и после проигрыша наёмного бойца их жизнь оказывалась в руках победителя. При лишении жизни проигравшего нанимателя запрещалось оскорблять или истязать его, чаще всего проигравшего обезглавливали. Кроме того, родители могли выйти на бой вместо своего ребёнка, вне зависимости от желаний своего чада, даже если ребёнок уже имел правнуков. Перед боем оба участника поединка, которым предстояло сражаться на ринге, громко называли свои имена и происхождение, ибо не к лицу ложь, когда Сетеш (в таких случаях его называли Пфахон) готовится принять свою жертву. Кстати, изображения данного бога были обычными в местах, отведённых под дуэли. Кроме того, существа, которым предстояло непосредственно сражаться, имели полное право задать друг другу по одному вопросу, на которые давались совершенно правдивые ответы. Вопрос этот задавался тихо и хранился в секрете, равно как и ответ на него.


Этикет за столом.

Ели всегда молча, отвлекать сидящее с тобой за столом существо крайне невежливо. Ели тихо, не чавкая, не хрюкая и вообще, стараясь не издавать звуков. Но икота, кашель, чихание и, даже, рвота не считались проявлением неприличия, так как источники этих звуков лежат за пределами контроля сознанием. Считалось не приличным есть, уткнувшись носом в миску, или уставив взгляд на сидящего рядом. Во время еды следовало смотреть в пространство перед собой, имея при этом спокойное или слегка задумчивое лицо. Пищу никогда не кусали, не ломали, не резали. Она сразу во время приготовления крошилась мелко, поэтому ножей среди столовых приборов у странников не было. Ели всегда не спеша, беря еду в рот небольшими порциями. Считалось жутко не приличным, есть много за один раз. Поэтому Странники ели часто, но мало. Причём есть можно было только в специально отведённых местах – «столовых». Так что на улицах городов Странников не продавалось съестного. Пикники также никогда не устраивались. Ели всегда из глубоких мисок, причём размеры и форма не имели решающего значения. В качестве столовых приборов использовались разнообразные вилки, щипчики, крючочки, спицы и т.д. Каждый ел тем, чем считал удобным. Запрещалось есть руками. Запивали пищу Странники и водой, и соками, и алкоголем, а порядка подачи напитков к блюдам не существовало. Пили из любой удобной посуды. Впрочем, на «высоких» приёмах соблюдались свои правила.


Как Странники бранились.

Так как половые контакты не находились под запретом, равно как и обнажённое тело, то и слова имеющие к этому отношение не использовались в ругани. Большое отвращение вызывала грязь, нечистоты, каловые массы и их источник – анус и прямая кишка, что находило отражение в речи. Однако сами ягодицы не считались зазорной частью тела, но нельзя было демонстрировать анальную область. Нередко оскорблялись родители. Делались намёки на отсутствие красоты, наличие плохого запаха, а также отсутствие хороших манер. Кроме того, считалось позором не уметь ничего делать (аналог русского «у тебя руки из задницы растут»). Названия животных для оскорблений Странники не использовали. Так как однополые отношения находились под запретом (сначала только для мужчин, в третью эпоху этот запрет распространился и на женщин), то часто в ругательствах использовались подобные намёки. В присутствии женщин браниться считалось неприличным.


Меры длин и весов.

Измерение длины. Шал – около двух метров. Хаур – 400 шалов (800 м). Арл - 1/400 шала (0,5 см).
Измерение массы. Хфас – 3,5 кг. Ролт – 400 хфасов (1400 кг). Ков – 400 ролтов (560 тонн). Ти – 1/400 хфаса (8,75 г). Киу - 1/400 ти (примерно 21,875 мг)
Измерение времени. Хронос - около 2-х часов. Минихронос – 1/100 хроноса (72 с). Сиор – 1/100 минихроноса (0,72 с).
100 хроносов – чуть больше 8 дней. 1000 хроносов – немного меньше, чем три месяца. 10 000 хроносов – чуть больше, чем 2 года и 3 месяца. 1 000 000 хроносов – около 230 лет. 1 год – 4400 хроносов.
Измерение объёма. Хаоль – примерно 2,4 литра. Кут – 1/400 хаоля (примерно шесть миллилитров).
Надо сказать, что подобные меры использовались только в быту, для измерения жидких и сыпучих веществ. В промышленности для образования любых производных величин использовались только шал, хронос и хфас. Объём, таким образом, измерялся в кубических шалах (один кубический шал – восемь метров кубических).

Здесь уместно сказать о том, сколько жили представители разных рас. Самой коротко живущей расой были люди и хоббиты. Они жили примерно 450 – 500 тысяч хроносов (100 – 115 лет). Орки, гномы, тролли, огры жили примерно одинаково, умирая в возрасте примерно миллиона хроносов. Эльфы и хоги не были бессмертными, хотя и жили дольше всех, их возраст нередко исчислялся десятками и сотнями миллионов хроносов (многими тысячами лет). Что касается обладателей волшебного дара, то они жили дольше, чем сородичи, лишённые его. Чем сильнее волшебник, тем дольше он «бегал от Сетеша». Очень сильные волшебники и колдуны были практически бессмертны.

Так как Странники не измеряли время в днях и годах, то у них не было Дней рождения или Нового Года, как таковых. В каждой семье праздновали свои «возрастные» юбилеи. Примеры праздников в семьях девочек-людей.
8 хроносов, примерно 16 часов - было правило, что только через восемь хроносов от рождения ребёнка можно официально дать имя, поэтому такое торжество называлось – Праздник Имени.
5000 хроносов, примерно год и два месяца, - дети в этом возрасте, как правило, активно ходят, начиная самостоятельно познавать мир - Праздник Любопытства.
10 000 хроносов, примерно 2 года и 3 месяца, - ребёнок начинает активно задавать вопросы - Праздник Слов.
40 000 хроносов, около 9 лет, - начиная с этого момента, девочку звали девушкой, или, если давать буквальный перевод, Бутоном Красоты - Праздник Красоты.
50 000 хроносов, чуть менее 11-ти с половиной лет, - примерно в этом возрасте девочки Странников, как правило, начинали менструировать, «бутон» распускался - Праздник Цветов.
60 000 хроносов, около 13 лет и 7 месяцев, - начиная с этого момента, девочка могла сама сражаться на дуэлях - Праздник Клинка.
100 000 хроносов, чуть менее 23 лет - праздник Воли, так как с этого возраста дети Странников считались полностью совершеннолетними и могли занимать ответственные посты в администрации, проходить службу в вооружённых силах, иметь своих учеников и т.д.
Конечно же, все расы развивались по-разному, поэтому и праздники сильно отличались у людей и орков, эльфов и хоббитов.

Аналогом Нового Года были каждые 10 000 хроносов от Воплощения Лоркайда, которые отмечались с очень большим размахом в течение 110 хроносов (неделю с гаком).


Рецензии