Журфак мгу инструкция по поступлению

 Тема поступления в престижный московский вуз на бюджетную форму обучения и без всяких взяток была всегда полна споров, разговоров, противоречивых мнений. Под стать самой теме и мы с вами начнем с противоречия. Закону этики. То есть вкушать возьмем, да сразу со сладенького: что ж, поступить, действительно, реально. Слыхано. Видано. Испробовано. Только для этого нужно пройти длинный путь: бессонных ночей с книжками под носом, утренних пробуждений с книгой на носу, бесстыжих заявлений («Да-да-да, я еду в Москву. Поступать!») и по-станиславски неверящих взглядов мальчишек и девчонок, а также их родителей.
 Это просто надо пережить. Как и забег на длинные дистанции по редакциям, снисходительное «У нас по этой теме материал уже Леночка пишет», ловлю ультрасвежих новостей на самодельный спиннинг, если Вы поступаете на факультет журналистики. Что, начало уже горчить? Ничего-ничего, цель оправдывает средства. Ну, а если совсем кисло – достаньте из холодильника фрукты-ягоды. Совмещайте приятное с полезным!
 Я же не буду совмещать все истории про поступление в московские вузы воедино. Каждый вуз достоин отдельной инструкции. Первая же безраздельно посвящается первому. В череде мечт и рейтинг-листов – МГУ… и его не менее знаменитому журфаку. Итак, о наболевшем…
 МГУ… Ну что сказать – ну что сказать… Три веселые буквы. Истерически-веселые. Никто не пьет столько крови из абитуриентов, сколько МГУ. Для желающих поступать на журфак первое испытание заключается в том, чтобы найти само здание журфака. Ведь это совсем не тот архитектурный шедевр, что на Воробьевых горах и на памятных открытках. Сразу пугаться тоже не надо: это не арендованный детский садик, как нынче модно. Это вполне себе неказистого вида учреждение с неотъемлемым монументом М.В.Ломоносову минутах в семи ходьбы от метро «Охотный ряд».
 Из-за автономности расположения студенты считают журфак этаким независимым королевством. Со своим гербом, гимном и королем – ректором, Я.Н.Засурским. И охраной, что немаловажно, которая и ощупает, и обнюхает одновременно.
 Второе истерически-веселое испытание проходит по кодовым названием «ТК», творческий конкурс то есть. Ведь в МГУ помимо экзаменов по гуманитарным дисциплинам (сочинение по литературе, письменный английский), абитуриент еще должен сдать тест на профпригодность = «ТК».
 Пройти его можно в конце апреля или в начале июля. Я, со своей стороны, настоятельно рекомендую сделать это в апреле. Сдавая ЕГЭ, готовясь к выпускному и оформляя публикации в июне, вы надорветесь… Поберегите здоровье свое и своих редакторов, которые летом никоим образом не обрадуются свалившемуся на их плечи вороху хлопот. А хлопот будет немало…
 В конце апреля (как договорились!) в приемную комиссию факультета вы должны принести документы и свои публикации (всего не менее пяти, и три из них должны быть опубликованы в году поступления), а также характеристику-рекомендацию из редакции, с которой вы сотрудничали. К слову о рекомендации: я, например, ее писала сама…
 Причехвостила я себе невероятную работоспособность и склонность к лапидарности изложения материала. Потом принесла на подпись директора-учредителя, который с озадаченным видом поинтересовался, что же такое лапидарность. Узнав, что это заменитель известной в народе лаконичности, размяк и пошел пить чай. «Подожди, деточка!» - сказал он с милой улыбкой. Как я успела заметить, это обращение - прям-таки фразеологизм в журналистской среде. По отношению к нам, зеленым. Человечкам. Да, доля у нас тяжелая…
 Несколько облегчить участь абитуриента помогут Школы Юного Журналиста (ШЮЖ). Наиболее влиятельные и результативные в городе Тольятти: ШЮЖ при ГЦИРЕ в Комсомольском районе, ШМЖ при ДДЮТ и школа 93 в Автозаводском. Там молодых и «зеленых» учат писать журналистские материалы, верстать газеты, знакомят с жанрами и редакциями городских газет. В процессе обучения вы приобретаете бесценный опыт работы в команде единомышленников. Многие из которых могут стать настоящими друзьями. А, взявшись за руки, согласитесь, все-таки проще таранить двери редакций газет и журналов.
 Благо, журфак МГУ не требует подавать публикации только из крупных и известных изданий. У вас примут публикации из любого средства массовой информации, главное условие – чтобы оно было зарегистрировано как СМИ (если это газета, то регистрационный номер обычно печатается в выходных данных, а тираж – не менее 1000 экз.). Также можно предоставлять публикации из Интернет-СМИ, но к таким публикациям придется приложить также копию свидетельства о регистрации СМИ, что добавит вам волокиты при оформлении публикаций.
 Поподробнее про специфику оформления можно узнать на неофициальном сайте факультета журналистики (www.journ.ru). И как можно раньше. Вы уж мне поверьте.
 Помимо приема ваших публикаций творческий конкурс состоит из сочинения-рассуждения и собеседования. На сочинении вам предложат пять тем («Каким я вижу будущее журналистики», «Интернет и дети», «Мое первое интервью»… – разнообразие гарантировано). На одну из них вы должны будете написать нечто вроде материала для газеты. С этим заданием справляются почти все.
 А что касается творческого собеседования: принимают два экзаменатора, преподаватель факультета и приглашенный журналист. В их задачу входит отсев совершенно безнадежных личностей и, если вы себя таковой не считаете, волноваться не стоит. Они могут задавать вопросы на основе ваших публикаций, сочинения и всего, чего угодно. Но до этого обычно дело не доходит.
 Большой поток абитуриентов, как правило, отбивает всякое желание фантазировать, оттого экзаменаторы лишь незатейливо интересуются, почему ты выбрал эту профессию, переглядываются-улыбаются, снова любопытствуют, какие газеты читаешь, программы смотришь, радио слушаешь, улыбаются еще раз, вновь вопрошают, но уже о твоих любимых журналистах и о последних событиях в мире.
 Знали б мы это раньше, не стали б повторять ламбаду и стихи Пушкина, министров РФ и фамилии импрессионистов. Запуганные эксцентричными вопросами экзаменаторов, раскрасневшиеся за 3-4 часа терпеливого ожидания мы неустанно дергали и теребили друг друга, что в итоге позволило нам сдружиться. Нет, всеобщее бедственное положение все же здорово объединяет. Вот где национальную идею искать надо… Ну ничего, впереди у нас еще целый кладезь идей и ухищрений – вступительные экзамены…
 Экзаменов июльская пора – это, как говорится, отдельная песня. Мы разучивали ее весь год… Хотя кто как… Кто-то не весь год и не всю песню… Кто-то всю, но под фонограмму…Вот, например, перед экзаменом по литературе одна девушка, награжденная, кстати, различными призами в области тележурналистики, долго восклицала по поводу того, что знать литературу в таком объеме вовсе необязательно, что в работе это никак не пригождается, что отменять свободную тему и писать только по «голой» литературе – бесчеловечно. Для них, уже «сложившихся» мастеров!
 В ее словах есть, конечно, рациональное зерно. Однако не надо забывать, куда ты поступаешь. Если тебе нужны только навыки – ты идешь на курсы. Если тебе нужно высшее образование – ты идешь в вуз. Если тебе нужно лучшее высшее образование – ты идешь в МГУ. Согласитесь, лучший вуз страны имеет право на жесткий отбор и на свои тараканы в голове. Одним из оных можно считать и гуманитарнообразованных специалистов на выпуске. «Все полезно, что в мозг полезло» – этот принцип вырабатывался здесь десятилетиями.
 Десятилетиями сюда приходят и самые разные абитуриенты: кто-то надеется на удачу, кто-то на себя, кто-то на соседа по парте. Удивительно то, что для списывания возможности были поистине безграничны. Мы сидели за студенческими лавками формата школьной тетради в ширину, плечом к плечу. Только ленивый не посмотрит, какую тему-таки выбрал сосед – только совестливый не проследит, что же у него там прописано дальше.
 И еще: десятилетие назад и темы сочинений четко распределялись: первая по первой половине XIX века, вторая – по второй и третья – по XX веку, что значительно облегчало курс подготовки. Выучил, к примеру, литературу XX века – гуляй себе на просторе. Сейчас, чтоб жизнь медом не казалась, темы, авторов и героев смешивают.
 В этом году жестким приговором были выставлены следующие темы: «Тема Родины в лирике М.Лермонтова и А.Блока» (вот, пожалуйте!), «Образ Штольца в романе Гончарова «Обломов»» и что-то там про «Белую гвардию».
 Кто-то захлопал, кто-то тяжело вздохнул, а кто-то и вовсе заплакал. Что же делать? Что выбирать?
 Конечно, образ Штольца – скажете Вы. Однако тут нужно припомнить еще и цитаты о нем и про него. И ничего, что это проза. Вы же в МГУ поступаете! Это Вам ага-га, ого-го и угу-гу! В одном флаконе.
 Как я ни силилась – не вспоминалось ни одной. Нет, то есть вспомнились целых две. Но они относились к Обломову и Захару. А я понимала, если буду «растекаться мыслию по древу» – это быстро усекут, а, хуже того, высекут… шпалой в виде единицы. Поэтому поразмыслив, я пришла к выводу, что не знаю-таки про Штольца столько, сколько поместилось бы на четырех страницах А4 мелким почерком. Пришлось вспоминать стихи Лермонтова и Блока. Мысли вроде бы завертелись.
 В моем мутном сознании стали всплывать строчки из «Бородино», «На поле Куликовом», «Двенадцати» и просто из всех знакомых мне стихотворений (большой привет по этому поводу Гусаровой О.Н., Дмитриевой Е.В.!) Цитат из лирики нужно было использовать не меньше 7-8. Дышать от этого мне стало особенно тяжело.
 Не только мне, как выяснилось. Выяснилось также и то, что поэзия все еще объединяет людей! Не мудрствуя лукаво, юные критики стали втихую, но довольно активно обменивать цитаты из стихотворений Лермонтова на блоковские – и наоборот. Вот где по-прежнему процветает натуральное хозяйство! «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
 Что же происходит после сочинения… За него выставляются оценки! Целых две! По русскому и литературе. Пятерки ставят здесь крайне редко, поэтому не смейте огорчаться своим заслуженным 4/4. За сочинение – это оптимальные оценки. На дневное. На вечернее и заочное отделение вполне допустимы тройки. Апелляцию подавать можно, но ее практически никогда не удовлетворяют. Только потратите время. Настраиваться нужно сразу.
 Как же дела обстоят с английским? Хотя почему с английским… В принципе, в МГУ можно сдавать любой изучаемый вами язык. Хоть арабский или турецкий – и это будет Вам даже в «плюс». Ведь сравнивать Вас будет решительно не с кем. Я же стану говорить о том, в чем компетентна: великий и могучий английский язык…
 Итак, на экзамене Вам выдадут текст уровня upper-intermediate/advanced, к нему пять вопросов. От Вас требуются развернутые, но без лишней «воды» ответы. Потом Вам самим придется составить 5 вопросов разного типа к другому тексту, объема очень небольшого. Задание № 3 требует от Вас написания текста – размышления по выдвинутой проблеме. Объем разглагольствований должен превышать 15 предложений, но не напоминать трактат.
 Так как грамотно размышлять и связывать слова в предложения у нас умеет достаточное количество абитуриентов, готовиться надо тщательно. Слова учить, лексические конструкции – чем больше, тем лучше. А вот книжечки 100, 200, и 300 тем для вступительных экзаменов лучше не покупать. По выражению экзаменатора, «их пишет какое-то Чикатило от английского языка». Тему лучше всего писать самому. Не суетиться и не отвлекаться. Это экзамен, на котором больше шансов у аккуратного человека.
 Пятерки за иностранный уже не такой феномен, как за сочинение. Поэтому если в Вашей работе все будет написано грамотно и выстроено логично – оценят высшим баллом. А там и долгожданное зачисление! Пафосный вид, взгляд свысока и неизвестно откуда взявшаяся распальцовка Вам обеспечены. Через это проходят почти все. Но бывает, что это всё не проходит… Однако это уже совсем другая история…
 Искренне желаю Вам поступать и поступить! Однако, не забывать, что образованный человек и человек, получивший образование – это не всегда одно и то же...


Рецензии