Бестолочь

БЕСТОЛОЧЬ

Романтическая драма

Действующие лица

Л а б у д а  А н д р е й – молодой писатель, автор пьесы.

О с и н с к и й  В а л е н т и н – друг Лабуды, актёр. Красив, склонен думать о себе, как о преданном романтике.

В е с е л к о в а  О л ь г а – любимая девушка Осинского (она же муза).

К о т о в  Д м и т р и й – молодой, начинающий режиссер, друг Осинского и Лабуды.

Г о р о ж е н к о  А н н а – актриса, подруга Осинского и Лабуды. Милая, обаятельная и целеустремленная – никогда не имела продолжительных отношений с мужчинами и мечтает о замужестве.

 «На самом деле все актёры, а жизнь один большой спектакль».



Действие первое и единственное

Сцена 1-я
Сцена театра. Входит О с и н с к и й, за ним Л а б у д а.

О с и н с к и й.
Вот, женщины – страннейшие созданья!
Порою вовсе их нельзя понять.
Один раз молвит речь – ты понимаешь всё буквально –
Хотя за речью этой смысл иной.
Другой раз ищешь суть не в смысле слов,
Когда, как раз все то, что сказано, несет значенье!
Как знать чего хотят они на самом деле?
Особенно, когда того они не знают сами…

Л а б у д а.
Но некоторые знают – уж поверь.

О с и н с к и й.
Еще бы, но не в этом дело…
Мне главное, что, наконец, я знаю сам, чего хочу.

Л а б у д а.
Чего же хочешь ты? Не говори опять, что снова,
страдать намерен ты и чахнуть пред своей зазнобой.

О с и н с к и й.
Конечно нет, я лишь готов летать,
Парить под небесами на крылах любви!
И радоваться жизни всё равно,
Как в сердце нынче у меня заведено.

Л а б у д а.
Дурак, давно я говорил тебе,
Что счастье ищешь ты в неверной стороне.
Она не для тебя – найди себе другую!

О с и н с к и й.
Молчи! Ты надоел мне скепсисом своим, касательно моей любви.
Смотри, дружок, в свою тарелку – заботься о своей персоне.
И предоставь судьбу мою устроить, как угодно мне.

Л а б у д а.
Ты можешь так остаться без судьбы
И упустить свои пока что молодые годы.
Я, если б оказался в положении твоём…

О с и н с к и й
(перебивая).
Но, слава Богу, ты не оказался, и не окажешься уже…

Л а б у д а.
Да наступать на женщин надо смело,
И брать атакой или цель искать другую!

О с и н с к и й.
И снова каждый судит по себе.
И лучше знает, что мне надо, чем я сам.
Уйду, меня ты раздражаешь!
(Встаёт и собирается уйти).

Л а б у д а.
Как знаешь, друг, поверь моим словам,
Там нету шансов у тебя –
Тебе нужна хотя бы для сравнения другая,
Попробуй гулять с девчонками попроще –
Да почему попроще? Сколько есть шикарных девочек,
Которые все с нетерпеньем ждут, чтобы ты к ним подкатил!

О с и н с к и й.
Пусть подождут кого-нибудь другого –
Пока, до встречи, мне пора идти.
Фортуна улыбнется мне когда-нибудь,
Я заслужил себе хоть чуть удачи.
(Уходит).

Л а б у д а
(подражая Осинскому)
Вперед мой взор направлен и отточен –
В нем пламя, в нем огонь любви, а значит, выбор точен!
(с иронией).
Вот, Валик, стойкий человек, ну право, молодчина,
Возможно, вскоре будет у него для счастия причина.

Уходит.

Сцена 2-я
За кулисами О с и н с к и й  и  В е с е л к о в а.

О с и н с к и й.
Ты слышишь, это все для нас,
Как публика приветствует сегодняшних героев!
Давай поедем и отметим у меня
Успех премьерного спектакля.

В е с е л к о в а.
Спасибо, Валентин, за предложенье,
Но ты же знаешь как отвечу вновь,
Не будем повторять все то, что было сказано друг другу.
Ты мне действительно помог тоску развеять,
Поддержал в тяжелую минуту,
За что немало благодарна и ценю,
Но не бывать меж нами близких отношений.
Прошу, пойми же это наконец
И больше мне не предлагай такого.

О с и н с к и й.
Я так и знал, что даже в этом предложеньи
Тебе увидится подвох и ты подумаешь о том,
Что заманив к себе, я тут же стану приставать,
Но я себя вести так не намерен,
И, если хочешь, позову еще друзей.

В е с е л к о в а.
Прости, мне надоело повторять, одно и то же,
Поэтому, не злись, но я к себе – одна!

Уходит.

О с и н с к и й.
С ума сойти… вскипеть, взорваться… разрыдаться?
Вдохнуть поглубже – и к друзьям,
А там расслабиться, развеселиться, не сорваться.   

Уходит.

Сцена 3-я
Двор перед театром. Входят К о т о в  и  Г о р о ж е н к о.

К о т о в.
Как на душе свежо! Приятно.
Не ожидал, что так понравится спектакль!
В конце, конечно – прямо нагрузило.
О жизни хочется задуматься и помолчать...

Г о р о ж е н к о
(восторженно, с иронией).
Я тоже не была давно в театре,
И мне, признаться, трудно возразить твоим словам.
Актеры просто молодцы! А героиня!
Как здорово, как тонко выдержала роль!

К о т о в.
Работать с вами будет интересно!
Не думал я, что так поставят эту пьесу!
А как тебе понравился финал?!
Осинский всё блистательно сыграл!

Г о р о ж е н к о.
Да, классно – не то слово – супер! А выдумка со зрителем из зала?
Так натурально, то обращение к нему, поверила бы, коль не знала!
Спасибо Валику, он молодец, что пригласил сегодня нас сюда.
Жаль только автора – как мог не посмотреть своё творенье Лабуда!

К о т о в.
Да – это странно, но где же делся наш герой?

На сцену выходят О с и н с к и й.

О с и н с к и й.
Не беспокойтесь за него – пришел бы, если б захотел.
Мы с ним с утра повздорили слегка,
Но думаю причина у его отсутствия другая.
И имя ей… да ладно, сами догадались уж какая!

Г о р о ж е н к о.
Понятно, ну раз так – идем, уже достаточно ведь поздно.
Мы все к метро или кому-то в направлении ином?

К о т о в (к Гороженко).
Я на машине – рад вас подвезти,
Если со мною по пути.

О с и н с к и й.
Да нет, похоже, нам совсем не по дороге.

К о т о в
(недовольно).
Что ж, рад был видеть всех, до встречи.

Уходит.

О с и н с к и й.
Все разбежались кто куда,
Я думал, пообщаемся немного.

Г о р о ж е н к о.
Да время уж одиннадцать почти.

О с и н с к и й.
Ладно, идем. Поговорю с тобой хотя бы.
Нам долго вместе ехать на метро.

Уходят.

Сцена 4-я
Вечер дня следующего. Кафе. Сидит О с и н с к и й  и пьёт коньяк. Входит Л а б у д а.

Л а б у д а.
Привет, прости, что не предупредил заранье,
Я в шесть часов стал собираться на спектакль, но…

О с и н с к и й.
Уже б не врал – я не в обиде.
И так все было хорошо.
Привет тебе от всех.

Л а б у д а
(усаживаясь на стул).
Не веришь мне – а зря –
Я правду в этот раз хочу сказать.
Моей любимой МАМЕ стало плохо –
Я должен был остаться с ней.
И сообщил тебе я сразу,
Как только понял, что не еду…

О с и н с к и й.
Ну, извини, я знать не мог, ей лучше?

Л а б у д а.
Спасибо, всё в порядке, всё прошло.
Понравилось, надеюсь представленье?

О с и н с к и й.
Еще бы, все довольны! Признаюсь,
Я вначале сам дивился режиссерскому решенью.
Но вышло очень впечатляюще, поверь –
Поклонницы ко мне просто ломились в дверь!
Я думаю – ты сам захочешь посмотреть,
Поэтому не буду излагать подробно.
Через неделю вновь спектакль - ты же знаешь.

Л а б у д а.
Конечно, знаю и приду. А как дела у твоей музы?
Меня интересует сей вопрос. Ты связывался с нею, думаю, сегодня?

О с и н с к и й.
А вот и нет – сегодня не планировал такого.

Л а б у д а.
Вот интересно – что за новость! Уж дело к вечеру,
А ты даже не думаешь о ней – вчера ты по-другому говорил.
С тобою что-нибудь случилось?

О с и н с к и й.
(указывая на коньяк)
Ну ладно, хватит, ничего. Ты минералку будешь или может чай?

Л а б у д а.
Да, за компанию с тобой могу хлебнуть чайку – не очень хочется мне газу.
Ну, все-таки хочу я получить ответ…

О с и н с к и й внезапно побледнел и смотрит в сторону.

Эй, Валик, что случилось вдруг? Куда ты смотришь?

О с и н с к и й
(почти шепотом).
Вот, судьба, как тесен мир,
О ней сегодня я решил не думать,
Как вдруг, она явилась мне сама.
Идёт, смотри, моя принцесса,
Пойдём, я познакомлю вас.

Оба встают и подходят к кулисам. О с и н с к и й уходит. Л а б у д а замирает, замечая Веселкову, которая появляется на дальнем плане (балконе). Включается луч света – он словно погружает Лабуду и Веселкову в иной мир. Они общаются между собой на расстоянии, находясь в свете луча, с помощью жестов и теней, в сопровождении романтической музыки. В конце пластического этюда Л а б у д а пытается прикоснуться к руке Веселковой, но у него это не получается. Он падает. Луч исчезает и В е с е л к о в а скрывается за кулисами. Л а б у д а встает.

Л а б у д а.
Не может быть! Как все стремительно переменилось.
Я не могу найти слова. Какой-то ураган пронесся в голове.
Бывает так? Тогда, что было раньше?
Как будто вовсе я не жил! Все перепуталось.
Наоборот – раскрылось! Но как же Валентин?
Вот обстоятельства, которые ее, как видно отстраняют.
Конечно же причина в нем. Что делать мне?
Как поступить: бороться – уступить?
Что за дурак, кто же из любящих избраннице мешает?
Но как мне рядом быть? Хотя зачем?
В Москве работу предлагают!
Решение пришло самой собой –
Уеду тотчас, и в работу с головой!

Уходит.

Сцена 5-я
К о т о в на сцене театра после репетиции. Одновременно монитор компьютера.

К о т о в (возбужденно).
Вот это пьеса, сколько страсти!
Здесь разгуляться может мысль!
Свобода для игры, импровизаций,
Придумать только б, как сыграть финал.

Ходит бодро по сцене в раздумьях.

Мне хочется побольше крови,
Так чтоб на зрителей произвести эффект,
Чтобы задумались о том, в чем счастье и в чем горе,
Где истинная ценность, а где - нет.
Но как придумать, нет пока решенья…
Так не выходит, да и Валик не чувствует свою как нужно роль.
Как же мне все-таки придумать, как провернуть изысканно маневр?

Открывает пьесу и читает.

Я покажу тебе, мой друг, как должен поступить мужчина!
Без промедлений сказать открыто все, как есть.
Не будет повода для разногласий, разночтений –
Все станет на свои места, и тень не упадет на честь.


На мониторе:

Андрей: Привет, что нового, как жизнь?

Оля: Нормально, новостей немного… Как у тебя, в Москве?

Андрей: Работаю, мало времени. Суета, темп, пробки. Машины, люди – люди и машины, еще в музеях многих так и не побывал. Успел попасть в Третьяковку, но там надо иметь хотя бы целый день, чтобы все посмотреть, как следует… Огромный, шумный город, трудно дышать, душе не комфортно. Киев кажется таким маленьким, тихим и уютным в сравнении с этим мегаполисом.

Оля: ; Да, это точно, свое начинаем ценить сравнивая с другим, а так, не замечаем в суете, в обыденном порядке. 

Андрей: Как Валентин? Что нового ставите сейчас?

Оля: Котов делает свой дебютный проект – привлек Валика и Аню на главные роли. Нестерович еще участвует, но что-то он занят сильно и не на все репетиции приходит. Я тоже там играю небольшую роль.

Андрей: Понятно, везет же вам – занимаетесь любимым делом )))

Оля: ))) А ты разве нет?

Андрей: Не совсем, уже надоело: мало творчества – много рутины. Не этого хотел, не к этому стремился. Приносит деньги, но нет удовольствия, есть ощущение, что жизнь проходит мимо. Постараюсь выцепить несколько дней, чтобы вырваться домой и отдохнуть душой.

Оля: Ясно…держись там, удачи тебе, пусть муза улыбается и не дает тебе застрять в рутине!

Андрей: Похоже, муза улыбается другому… а мне здесь не пишется совсем.

Оля: Не падай духом! Адаптируешься, привыкнешь и все будет хорошо, не спеши убегать, может скоро повезет и все изменится к лучшему)))

Андрей: ??? Не уверен…

Оля: Never give up! )))))))

Андрей: Постараюсь. А как Валик сейчас, он доволен работой над новой постановкой с Котовым?

Оля не в сети. Отправленные письма будут доставлены, когда Оля войдет в сеть.



Сцена 6-я
Квартира Осинского. На кухне Г о р о ж е н к о, О с и н с к и й. На столе бокалы с вином.

Г о р о ж е н к о
(поднимая бокал).
За наше счастье, за прошедший год, за то, чтоб наши отношения окрепли,
И чувства выражение нашли в чем-то значимом! (Чокаются и выпивают).

О с и н с к и й.
Так быстро время пролетает, что не успеешь оглянуться и целый год уж позади.

Г о р о ж е н к о.
Счастливый год, прекрасный год – поэтому так быстро пролетает!
Иль может быть со мной ты не согласен?

О с и н с к и й.
Да Боже упаси, не смею спорить, однозначно ты права!
(Обнимает ее) … Так значит, хочешь ты – уже готова, к тому,
Чтоб наши отношенья закрепить официально?

Г о р о ж е н к о.
Я думаю, что мы уже достаточно друг друга знаем,
Чтобы прийти к решению такому.

О с и н с к и й
(торжественно).
Ну что ж да будет так. (Становится на колено)
Тогда, в присутствии свидетелей безмолвных, прошу твоей руки.
О, милая моя Анетт, доверь судьбу свою Осинскому,
Который готов пройти с тобой сквозь все невзгоды и страданья
И разделить счастливые минуты радости, блаженства!

Г о р о ж е н к о
(смеясь).
Что ж – доверяю и клянусь быть верной, любящею спутницей твоей!

Звонит мобильный телефон Осинского.

О с и н с к и й
(в трубку).
Андрей! Привет, ты в Киеве – какая радость – немедля приезжай ко мне,
Я расскажу тебе, такую новость – ты не поверишь…
Нет, приходи, тогда скажу – ты в Киеве надолго?... Ну давай, я жду.

Г о р о ж е н к о.
Л а б у д а приехал! О, Господи, надо готовить стол.

О с и н с к и й.
Не беспокойся – это же Андрюха, он свой, не нужно суетиться.

Г о р о ж е н к о.
Как это не нужно! Он здесь надолго?

О с и н с к и й.
Сказал – на пару дней, но через месяц дольше будет.

Г о р о ж е н к о.
Я быстро выйду в магазин, сегодня, в день такой,
Должны мы встретить друга с подобающим гостеприимством (собирается уходить).

О с и н с к и й.
Постой, тогда уж лучше я…

Г о р о ж е н к о
(перебивая).
Нет-нет, хочу сама, молчи, сиди, встречай Андрея, быстро я вернусь.

Уходит.

Сцена 7-я
Звонок в дверь. Осинский уходит. Выходит вместе с Лабудой.

О с и н с к и й.
Привет, Андрюха, как я рад! (Обнимаются) Как появился ты так скоро?

Л а б у д а.
Привет, Валько, я рядом был, неподалеку.
Ну что стряслось, рассказывай, дружище?

О с и н с к и й.
Э, нет, тебя чуть позже ошарашу, сначала ты скажи, как там в Москве?

Л а б у д а.
Вот, хитрый, ладно-ладно! Ну, в принципе,
Все также как и раньше у меня.
Вот выкроил себе пару деньков
И вырвался домой, в родной любимый Киев!

О с и н с к и й.
А что с работой, есть ли перспективы – уже повысили, небось?

Л а б у д а.
Да нет, тебе я говорю – без изменений,
Поэтому не буду оставаться там.
Вернусь, как месяц отработаю последний,
И буду дома строить жизнь свою.

О с и н с к и й.
Вот так – а жаль, я думал ты прорвешься,
Осядешь там, и будешь процветать.
Но все ж я рад тому, что ты вернешься,
Мой лучший друг, пойдем к столу!

Подходят к столу.

Л а б у д а.
Ого, да у тебя тут вижу праздник! Ну отвечай мне - где она?

О с и н с к и й.
Ты знаешь? Как ты догадался? Я же тебе ни слова не сказал!

Л а б у д а.
Так я пока что не слепой и вижу вещи женские и обувь,
Вино, бокалы, аромат духов.

О с и н с к и й.
Ну да, конечно, не подумал.

Л а б у д а.
Так кто? Она? И что? Вы отмечаете сегодня?

О с и н с к и й.
Хотел пока что скрыть, но вижу – бесполезно.
Я сделал предложение сегодня и получил согласие в ответ!

Л а б у д а.
О, Боже! Неужели! Веселкова?

О с и н с к и й.
А вот и нет, не угадал… Анюта!

Л а б у д а
(изумленно).
Гороженко?

О с и н с к и й.
Именно – она!

Л а б у д а
(потрясенно).
Не может быть! ...Вот бестолочь!

О с и н с к и й
(удивленно).
В чем дело? Почему ты так... расстроен?

Л а б у д а.
А как же Оля?
Ты ж ее любил и говорил мне, что навеки –
Ты что забыл, как ты божился, что она
Лишь для тебя сотворена,
Она твой ангел, муза, что приносит радость в жизнь твою,
Дарует вдохновенье твоей столь жаждущей душе!

О с и н с к и й.
Да, говорил, признаюсь, было, но все ж, в конце концов
Прислушался к совету друга!
Кто убеждал меня, что надо жить сегодня – не потом,
Кто говорил, чтоб я нашел себе другую,
Что с этой шансов нету никаких!
Иль ты не помнишь, станешь отрицать, дружище?

Л а б у д а.
Постой, дай мне подумать, что-то мне не по себе, дай мне воды. (О с и н с к и й подает стакан и Л а б у д а пьет).

О с и н с к и й.
Ты удивил меня, Андрей, я думал, будешь рад узнать,
Что я послушался тебя, что внял твоим советам.
Скажи мне, кстати, там, в Москве,
Наверно девочек хорошеньких навалом?
Ты как известный ловелас,
Я думаю, пленил немало женских глаз?

Л а б у д а.
Молчи – не говори ни слова! Я не встречался там ни с кем,
И даже не подумывал об этом!... О, Боже! Как ты мог!
О, Боже мой, О, Боже мой, О, Боже!

О с и н с к и й.
Да что с тобою, Лабуда!?

Л а б у д а.
Скажи, давно не виделся ты с Олей?

О с и н с к и й.
Не виделся с ней месяц, может больше, что с этого тебе?

Л а б у д а.
А как давно с Анютой начал ты встречаться?

О с и н с к и й.
Сегодня ровно год – поэтому у нас и праздник!

Л а б у д а.
Сегодня 23-ее число. Я помню 23-го играли год назад
спектакль мой… этот – меня там не было тогда…
И после этого меня ты с Олей познакомил…
Что ж ты мне раньше не сказал!

О с и н с к и й.
Спокойно, выпей-ка еще воды, сейчас уже вернется Аня –
Она хотела тебя красиво встретить и вышла за покупками…

Л а б у д а
(возмущенно).
Так ты встречался с ними параллельно!?
И это ты – вот хренов однолюб,
Весь правильный такой и честный – и вдруг!
Тебя не узнаю я друг!

О с и н с к и й
(возмущенно).
Да что с тобой, в конце концов,
Ты хочешь мне испортить праздник!
Тебя не узнаю не меньше!

Л а б у д а
(спокойно).
Ты прав, прости, довольно, тотчас удаляюсь.

О с и н с к и й
(растеряно).
Да как же так, Анюта скоро возвратиться – мы же хотели вместе посидеть!

Л а б у д а.
Прости еще раз, извини, но я пошел, потом тебе я объясню, в чем дело.

Прощается и уходит. Входит Г о р о ж е н к о с пакетом.

Г о р о ж е н к о
(с беспокойством).
Что только что случилось между вами,
Я с Лабудой столкнулась, он ужасно был встревожен,
Меня заметив, он учтиво извинился,
Сказал, что срочно надобно ему бежать?

О с и н с к и й.
Я сам, признаться, озадачен, не знаю, что-то на него нашло.
Ну ладно, будем праздновать вдвоем.
Потом расскажет, что случилось.
Не беспокойся – думаю, все прояснится.


Сцена 8-я
Репетиция спектакля. Прогон. Г о р о ж е н к о сидит на стуле перед задником.
О с и н с к и й на сцене возле правой кулисы. К о т о в, склонившись над Г о р о ж е н к о, разговаривает с ней.

К о т о в.
Анюта, всё понятно, ты не возражаешь?

Г о р о ж е н к о.
Да, да, как скажешь, я согласна.

К о т о в выходит на авансцену.

К о т о в
(Осинскому).
Я всё тебе готов сказать.

О с и н с к и й.
Я слушаю внимательно, надеюсь, ты теперь не убежишь?

К о т о в.
Теперь уж нет, мне некуда спешить.
К тебе хотел поспеть я с разговором,
А то я слышал – переехать ты намерен скоро?

О с и н с к и й.
Ты знаешь, я решил повременить. Анюта поняла, не возражает –
Ну, ладно, жду я объяснений от тебя, потом отвечу на твои вопросы.

К о т о в.
Итак, я буду краток: в Аню я влюблен
Судьбой начертана мне с нею встреча.
Пусть лучше буду я в бою сражён,
Чем жить в разлуке долговечно.

О с и н с к и й.
(отчетливо произнося звук: «г»).

Мой Бог…

К о т о в
(раздраженно).
Мой Бог!? Ну что такое, Валентин! Скоро показ, пора проснуться!
Всего осталось пару дней. Нет, это нестерпимо!
Скажите кто-нибудь, где этот Нестерович!? Сам буду роль его играть!
Я говорил им тыщу раз!
Вниманье, дисциплина, атмосфера – где всё это где!?
Как будто это надо только мне!
Ну, я не знаю… Нельзя было с друзьями браться за дебютный свой проект.

К о т о в, некоторое время ходит по сцене взад-вперёд. Все молча ждут. Затем К о т о в останавливается и смотрит в пол. Говорит спокойно.

Продолжим с реквизитом с реплики: «Итак…»

Итак, я буду краток: в Аню я влюблён –
Судьбой начертана мне с нею встреча.
Пусть лучше буду я в бою сражён,
Чем жить в разлуке долговечно.

О с и н с к и й.
Мой Бог…

К о т о в.
Безбожник, издеваться вздумал – жизнью заплати за это!

К о т о в и О с и н с к и й  становятся в боевые позиции напротив друг друга. К о т о в возле левой кулисы, О с и н с к и й – возле правой. Г о р о ж е н к о уходит. К о т о в  и
О с и н с к и й  идут навстречу.

О с и н с к и й
(с иронией).
Я задеваю за живое, извини, я не хотел тебя расстроить.
Как я в себе разочарован – я не достоин другом быть тебе.
Сейчас я только понял – я слабак!
Ты мне раскрыл глаза, спасибо!

К о т о в.
Умри или убей, презренный!

К о т о в  и  О с и н с к и й дерутся.

Покончим с этим прямо здесь, сейчас!

О с и н с к и й.
Надеюсь, что ты прав.

Одновременно поражают друг друга. В ужасе вбегает Г о р о ж е н к о. Оба падают.
Г о р о ж е н к о кидается к ним. К о т о в  умирает.

О с и н с к и й
(шёпотом).
Невеста.

Умирает.

Г о р о ж е н к о.
О, ужас! Небеса, зачем вы так жестоки! О, нет!
(Плачет, затем решительно).
Я виновата в вашей смерти –
Не вынесу и кровью смою грех!

Вынимает шприц  и делает себе укол. Падает возле Осинского. К о т о в встает и подходит к Г о р о ж е н к о.

К о т о в
( ласково).
Отлично, хорошо, Анюта, так и будешь умирать,
Можно ещё поближе – посредине, между нами.
(всем).
Пожалуйста, сейчас всё повторим сначала.
Настройтесь, соберитесь и, что бы не случилось, я действие не буду прерывать.

О с и н с к и й и К о т о в занимают исходные позиции у противоположных кулис.
Г о р о ж е н к о прячется за кулисами, но подглядывает.

Сцена 9-я
Те же. Вбегает Л а б у д а и останавливается в центре сцены.

Л а б у д а.
Я всё тебе готов сказать.

О с и н с к и й
(автоматически, тут же отвечает).
Я слушаю внимательно, надеюсь, ты теперь не убежишь?

Л а б у д а
(опережая  К о т о в а).
Теперь уж нет, мне некуда спешить.
Я дома в городе родном и больше никуда не собираюсь.
Хочу задать единственный вопрос: ты скоро женишься?

О с и н с к и й  и  К о т о в  в замешательстве.

О с и н с к и й
(после паузы).
Ты знаешь, я решил повременить. Анюта поняла, не возражает –
Ну, ладно, жду я объяснений от тебя, потом отвечу на твои вопросы.

Л а б у д а
(вдохновенно).
Ну, слушай, друг, и попытайся, отчасти хоть меня понять.
В тот день, после спектакля, прошлогодний, я с Олей познакомился твоей.
И в этот день вся жизнь моя переменилась.
Я словно вышел из тумана, увидел и ощутил свою мечту.
Я с первой же секунды, с первого мгновенья встречи,
Как будто был пронзен насквозь невидимым лучом.
Тогда я там остолбенел, и наблюдал, как завороженный за тем,
Как ты общался со своею музой, но все внутри пылало у меня.
Все сразу вмиг откинул я, что было прежде.
Все отношения свои с прекрасным полом
Мне показались мелкими и грубыми штрихами
В толстенной книге жизни, в сравненьи с тем,
Что за секунду пережил тогда.
И сразу же на ум пришло стихотворенье,
Которое ты сам когда-то написал,
Но раньше я не мог понять тех строчек смысл.
Вот эти строки:
«Влюбился – слово не годится
Точнее слово – полюбил
Влюбился – будто бы прикрылся
А полюбил – себя в себе открыл»
Я, вдруг почувствовал, что человек не тот я,
Совсем не тот, как думал о себе,
Что есть во мне неведомая сила, о которой я не знал.
Она во мне дремала от рожденья
И вот, внезапно пробудилась ото сна,
И воля стала ей подчинена…

О с и н с к и й  и  К о т о в подходят к Лабуде, зажимают его с разных сторон и пытаются молча угомонить его, но Л а б у д а вырывается и продолжает свой монолог.

Я видел Олю после этого случайно,
Хотя в случайности не верю я с тех пор.
Тогда у нас был краткий разговор.
Я друг тебе – об отношениях с ней не смел и думать,
При встрече, много я хвалил тебя,
Рассказывал, о силе чувства,
Что человек хороший ты.
Но наступил момент – я понял –
Лучше отступить.
Работа подвернулась тут в Москве,
Я сразу отбыл, от греха подальше.
Но Интернет нас связывали там…
Перед приездом в Киев, тем, недавним,
Решил, что надо прекращать,
Чтобы судьбу не искушать.
А тут приехал – слышу от тебя такое!

О с и н с к и й.
Мой Бог…

Л а б у д а.
Я продолжаю.
Я выскочил, как помнишь, от тебя
И кинулся стремглав на встречу с ней,
Желая все как было объяснить.
Я в десять вечера стоял у ее двери.
Мне трудно было начинать,
Но всё же к теме быстро перешел я,
И изложил всю боль души.
Я рассказал, чем жил и как, и почему;
Какими чувствами я наполнял занятие любое,
Как я молился за нее, желая ей удачи,
И как я был обманут глупостью своей.

Луч света проясняет силуэт Веселковой на дальнем плане (балконе).

Она же, Господи, о, чудо! Как все-таки она прекрасна,
Умна как, обаятельна, легка – нет слов,
которыми возможно описать ее, и право,
Своим я неумелым языком не смею…
Это занятие для избранных,
Для мастеров словесности людской …

О с и н с к и й и К о т о в, смирились с присутствием Лабуды. В е с е л к о в а пластически реагирует на речь Лабуды, она, как будто связано с ним, и является его отображением.

Тем более, ты знаешь это сам…
Так вот, она, была ко мне добра,
Прониклась, выслушав рассказ мой,
Но не могла взаимностью ответить,
Ну, впрочем, не надеялся на это я тогда.
Мы долго говорили в эту ночь.
В гостиной, в кухне и в гостиной снова.
До трех часов не прерывался разговор –
Мы говорили стоя, сидя, лежа; облокотившись друг о друга;
Ей на колени голову свою я опускал;
Лежали мы, соприкасаясь, разными частями тела,
И в конце беседы – последний финишный аккорд чудесной ночи –
Стояли в центре темной комнаты,
Друг к другу прижимаясь в полной тишине,
Не проронив ни слова, минут наверно семь.
Был слышен только сердца стук и частота дыханья…
Я был в раю, вне сферы пониманья. …
И поверь, мне не хотелось больше ничего тогда.
Померкло все в сравненьи с тем, небесным состояньем, которое по телу разлилось.
И, если был расстроен чем-то я по ходу разговора,
То под конец и после – осознал, что так должно быть, и это прекрасно,
Прекрасно все, что с мыслями о ней я пережил…

Внимание Лабуды полностью переключается на Веселкову.

О с и н с к и й
(пользуясь паузой в монологе Лабуды).
Я задеваю за живое, извини, я не хотел тебя расстроить.
Как я в себе разочарован – я не достоин другом быть тебе.
Сейчас я только понял – я слабак.
Ты мне раскрыл глаза, спасибо.

Л а б у д а
(продолжая смотреть на Веселкову).
Не говори так – всякий может оступиться,
Но никогда не поздно измениться.

О с и н с к и й  и  К о т о в дерутся, желая закончить сцену.

О с и н с к и й.
Надеюсь, что ты прав.

О с и н с к и й  и  К о т о в  одновременно поражают друг друга. Л а б у д а медленно оседает, держась за сердце, словно раненый. Вбегает Г о р о ж е н к о  и останавливается возле Котова и Осинского не зная, что делать дальше. В е с е л к о в а замирает.

Л а б у д а
(не отводя глаз от Веселковой).
А в жизни так всегда – то тишина, то вдруг круговорот событий.

В е с е л к о в а.
Я не смогу так жить, вина сдавила горло и дышать нет мочи.
Пусть мне простят поступок этот,
Которым избавляюсь от душевных мук,
Прервав зловещую цепочку многоточий.

К о т о в жестами подсказывает Г о р о ж е н к о, чтобы она подошла к Лабуде.
Г о р о ж е н к о  ничего не понимает и достает шприц. К о т о в  подходит к Лабуде.
Л а б у д а почти стоит на коленях, одной рукой тянется к Веселковой, другой держится за сердце. На его рубашке, из-под руки, начинает проступать кровь. В е с е л к о в а издалека тянется к Лабуде.

Л а б у д а
(шёпотом).
Оля, Олечка, родная! Будь моей, ты слышишь, будь моей!

Г о р о ж е н к о  в недоумение формально делает себе укол. Кровь растекается по рубахе Лабуды. Все шокированы. Котов первым приходит в себя. В е с е л к о в а уходит.

К о т о в.
Вот то, что нужно в этой сцене,
Все затмевает искренняя сила чувств!
А ты, Осинский, откровенно,
Не в образе героя от того, что пуст.

К о т о в  подбегает к Лабуде и торжественно уносит его за кулисы. Г о р о ж е н к о следует за ними. Осинский стоит в растерянности.
В е с е л к о в а появляется на сцене в белом платье с яблоком в руке. Она радостно пританцовывает. Вприпрыжку перемещается по сцене, улыбается зрителям и непроизвольно надкусывает яблоко. Продолжая танцевать, приближается к кулисам и, взяв за руку, выводит на сцену Лабуду, за которым следуют все остальные.

Занавес.

2007 в редакции 2011.

Премьерные спектакли пьесы состялись в мае 2007 в киевском ТЮЗе.
Актеры театра-студии "Оксюморон". Режиссер Юлия Сулима.


Рецензии
Ну что могу сказать - надо сходить на спектакль...
Посмотрю афишки, если в январе -феврале будет - схожу...
С уважением Ната

Наталия Гладкова   30.12.2007 13:35     Заявить о нарушении
В январе не будет, а в феврале - да. И где будет пока неизвестно.
Спасибо за отзыв,

Юрий Дубинский   30.12.2007 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.