Никогда не поздно...

Недаром в народе говорят, что если закрывается одна дверь, тут же открывается другая… И это правда…
Фирма, в которой работала Ирина, прекратила свое существование. Таким образом, она осталась без работы… Кто лучше, чем друзья и знакомые, могут помочь в таких случаях? Вот и обратилась к ним… Они поинтересовались, узнали и сделали для нее все, что смогли… И вот перед нее были несколько телефонных номеров, по которым она могла позвонить и договориться о работе. Позвонила по первому номеру… ничего не вышло: ее не устраивали их условия, так как иногда надо было работать и в выходные, да и рано выходить на работу… А у нее дети еще маленькие… Позвонила по второму номеру, представилась и попросила, чтобы ее соединили с директором фирмы.
– Слушаю вас, – ответила ей женщина приятным и звонким голосом…
– Я по поводу трудоустройства, – сказала она, – мне мои друзья дали номер телефона вашей фирмы и посоветовали обратиться…
– Да, действительно, фирме нужен менеджер. Наша фирма занимается экспортом и реализацией керамической плитки на рынках республики. Естественно, я ищу хорошего и опытного работника, так как от его умений и знаний во многом зависит успех нашей фирмы, – отвечает мне директор.
Ирина объяснила, что работала в другой фирме менеджером, и у нее есть определенный опыт.
Директор рассказала ей об условиях работы и требованиях к сотрудникам фирмы. Из их общения она поняла, что беседовала с интересной и знающей свою работу женщиной. С ней было удивительно просто и легко общаться. В конце их разговора уточнили время, когда им встретиться и окончательно договориться по всем вопросам. Встреча должна была состояться на следующий день в десять часов.
Ирина любит пунктуальность. Для нее лучше прийти на десять- пятнадцать минут раньше и подождать, чем опаздывать… Поэтому в назначенный день намного раньше намеченного времени, она приехала в офис. Заходит в приемную. За столом перед компьютером сидит молодая, симпатичная девушка лет двадцати. Она приветливо встретила ее…
– Здравствуйте! Я к директору… мы еще вчера договорились о встрече на десять часов, – сказала Ирина, глядя в сторону кабинета директора…
– Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста. Если у вас есть немного времени, подождите, Лидия Николаевна сегодня еще не была в офисе. Но если она сказала, что в десять часов будет, не переживайте, значит, она к этому времени обязательно придет.
Ирина присела в кресло. Они разговорились с секретаршей. Она знала, что эта молодая женщина будет у них работать, и стала рассказывать о Лидии Николаевне, что они дружат с ней и что она работает директором фирмы уже несколько лет. Основные качества Лидии Николаевны: доброта, надежность, пунктуальность. Они не закончили их разговор, как в назначенное время для встречи директор зашла в свой кабинет, а Ирина за ней.
– Садитесь, – вежливо сказала она и, улыбаясь, показала рукой на стул.
 С удивлением и восхищением Ирина смотрела на эту молодую женщину: неужели она и есть директор? Она была поражена ее красотой, обаянием, культурой и простотой в общении…
– Меня зовут Ирина, – сказала она, немного растерявшись, – я насчет работы в качестве менеджера… мы вчера по телефону разговаривали…
– Да, да! Я помню! Я так спешила, чтобы не опоздать. В городе в это время сплошные пробки, очень трудно добраться с одного конца города на другой. Мы почти все условия с вами вчера обговорили, – продолжала она, внимательно изучая Ирину, – я поняла, что вы согласились со всеми требованиями. А в том, чего вы не будете знать по работе, я помогу. Мы вместе будем согласовывать все вопросы, связанные с работой. Нет легкой или тяжелой работы. Везде надо трудиться, везде надо много учиться. В нашей работе, главным образом, надо уметь общаться с людьми, постоянно изучать рынок, всегда иметь свежие сведения о нем, искать новые пути и возможности для реализации наших товаров по наиболее выгодным ценам.
Вы будете моим заместителем.
Коллектив нашей фирмы небольшой, но дружный. Мы доверяем друг другу - иначе не будет успеха…
– Да, я согласна с вами и с условиями работы в фирме, поэтому хочу работать у вас. Для меня всегда было интересно общение с людьми и работа, где постоянно надо учиться и познавать что-то новое, - ответила Ирина.
– Я думаю, что мы с вами сработаемся, если вы согласны и нет никаких вопросов, напишите заявление и оставьте у секретаря, в приемной. С завтрашнего дня, в девять часов, приступайте к работе, и завтра обсудим, что нам надо делать в ближайшее время: напишем план на каждый день, неделю, месяц.
Удачи вам, увидимся утром! – сказала она Ирине, улыбаясь.
– До завтра. До свидания! – сказала Ирина и вышла из кабинета.
Она написала заявление и оставила у секретаря… Вышла на работу на второй день… Они сразу с Лидией Николаевной нашли общий язык… Специфику работы в фирме, благодаря ее помощи, Ирина быстро поняла… С Лидией Николаевной оказалось очень интересно работать. Она, действительно, очень добрая женщина, удивительно отзывчивый человек… Они сразу подружились. Через месяц она пригласила Ирину на свой день рождения. Ей исполнилось двадцать восемь лет.
А через некоторое время после этого Ирина вместе с ее семьей ездили на телевидение.
Лидия Николаевна воспитывалась в детдоме и практически всю жизнь мечтала найти свою мать. По прошествии многих лет, через телевизионную программу дочь ищет и находит родную маму.
Ирина присутствовала в студии, откуда транслировалась передача… Было трогательно услышать все это, но в то же время очень интересно…
Ведущая начала программу: «Здравствуйте, дорогие друзья!… Всем известно, что немногие люди, которые воспитывались в детских домах, могут утверждать, что у них было самое счастливое детство. Мы не можем сравнивать условия жизни в детских домах с условиями в семьях. Но не об этом мы сегодня будем говорить, а об отсутствии для таких детей своих самых близких людей – родителей. Хотя, вопреки всему, многие дети, которые прошли через такой трудный для них период в жизни, стали добрыми и отзывчивыми, воспитанными и культурными, нашли свое призвание и дорогу в жизнь и стали людьми с большой буквы. Один из таких примеров – наша гостья, Лидия Николаевна, которая воспитывалась в детдоме, сегодня она директор процветающей фирмы, которая всю свою сознательную жизнь мечтала встретить маму и поблагодарить ее за то, что она дала ей жизнь, и не только. Она хочет протянуть маме руку к взаимопониманию… А впрочем, она сама обо всем расскажет…»
В зал студии вошла Лидия Николаевна, молодая высокая блондинка с голубыми глазами, длинными ресницами и всегда с улыбкой на лице. Ведущая вежливо предложила ей присесть в кресло. Лидия Николаевна рассказывала, где воспитывалась, как училась, через какие трудности прошла и о том, что очень хочет встретить своего самого родного человека, поговорить и установить нормальные отношения с ней, как между дочкой и мамой… Ее мать тоже пришла на передачу, но в зал ее пригласили чуть позже (так было предусмотрено сценарием).
Ведущая внимательно слушала то, о чем рассказывала приглашенная и добавила: «Причины, по которым дети оказываются в детдоме, очень разные: лишение родительских прав, отказ родителей от детей, потеря родителей… В жизни есть тысячи случаев, когда дети, которые воспитывались в детских домах, через годы ищут и встречают своих родителей, обнимают их и протягивают руку в знак примирения и прощения ранее нанесенных обид… Таким образом, между ними возникают новые, дружеские отношения, и у них уже строится совсем другая жизнь – нормальная, такая, которая должна быть между родителями и детьми. Сегодня перед вами один из таких примеров…».
И приглашает в студию мать, которая в тот момент сильно разволновалась…
– Здравствуй, милая мамочка! – Лидия Николаевна встает и своим добрым взглядом смотрит на свою мать, которую видит впервые…
– Здравствуй…, – отвечает мать, направляясь в сторону дочери… И на глазах женщины появились слезы. Она долго не могла произнести ни слова, присев на кресло рядом с дочкой… Ей стало плохо... От сильных эмоций чуть не потеряла сознание. Врач из студии быстро подбежал к ней... Слава Богу, все обошлось парой глотков свежей, прохладной минеральной воды…
– Мамочка, ты успокойся, пожалуйста, все будет хорошо, – нежным голосом говорила дочь, взяв руки мамы в свои, – ты удивляешься, что я назвала тебя "милая мамочка", впервые увидев? Я думаю, что именно так, а не иначе, все дети должны обращаться к своим мамам…
Я очень хотела тебе написать и обо всем рассказать, но мне был неизвестен твой адрес. Мысль о встрече с тобой никогда не покидала меня, я всегда хотела тебя найти, но было то одно, то другое, то третье… А потом учеба… Работа… Жизнь… Дети маленькие… И вот недавно обратилась в телевизионную передачу с просьбой, чтобы помогли мне в этом. Мамочка, ты успокойся, я тебя прошу! – волновалась Лидия Николаевна, глядя на маму, – я не искала тебя, для предъявления каких-то обвинений в том, что случилось много лет назад… Это надо простить и забыть…
Мы не можем жить своим прошлым. Из него надо забыть то плохое, что мешает жить, и надо запомнить то хорошее и красивое, что помогает в будущем…
Сегодня мы потревожим наше прошлое только потому, что нам необходимо понять наше настоящее и определиться на будущее...
Двадцать восемь лет назад ты была молодая и красивая. А я была маленькая, хрупкая и неприспособленная к жизни… Ведь мне тогда было всего лишь три дня. Подумать только?! Совершенно крошка!
Мамочка, ты могла сделать тогда со мной все, что хотела… и ты сделала… Ты бросила меня в никуда… Но ведь у тебя тогда был выбор… Неужели твой внутренний голос ничего тебе не подсказал? Неужели ничего не дрогнуло в твоей душе? Ты выбрала худшее для себя и для меня!
Неужели ты ни с кем не посоветовалась, приняв такое решение? И почему никто тебе не подсказал, как правильно поступить? Почему никто тебя не остановил? Где были в этот момент все? Почему ты осталась совсем одна в такой ответственный момент?
Ты знаешь, мамочка, если не нашелся никто из взрослых, чтобы объяснить тебе и подсказать, прежде чем принять такое решение, могла бы просто взять меня на руки, нежно-нежно обнять, прижать к груди, посмотреть на меня и «посоветоваться со мной»… Надо было задать всего один вопрос: хочу ли я, хочешь ли ты нашей разлуки? Увидеть во мне, тогда совсем маленьком существе весом в три с половиной килограмма и размером в пятьдесят сантиметров, продолжение твоего рода на Земле… Посмотреть на меня и увидеть саму себя… Ведь семнадцать лет тому назад, ты точно такая же была… Затем посмотреть бы тебе, мамочка, на мое маленькое и нежное личико, на мой носик, на мои губки, которые искали твою грудь… Посмотреть в мои глаза, которые только пытались что-то различать, но еще ничего не видели… Но если бы ты очень внимательно смотрела на них, даже тогда ты бы в них смогла прочитать: "Спасибо, дорогая мамочка, что ты мне дала то, что считается самым красивым и дорогим на этом свете - жизнь! Не бросай меня, пожалуйста!!! Ты не сможешь этого сделать, правда? Потому что ты у меня самая хорошая, самая дорогая! У меня, кроме тебя, никого нет на этом свете. Я очень маленькая. И я очень нуждаюсь в тебе, в твоих нежных и добрых руках… Я быстро вырасту! Пройдет немного времени, и ты меня за ручку будешь водить… Мы вместе будем радоваться, веселиться и гулять по парку… Потом ты меня будешь провожать в школу, в первый класс… Будешь ждать меня каждый день… А я буду самой хорошей, самой доброй, самой послушной и самой красивой. Я же на тебя похожа… "
Да, знаю, что у тебя есть свои оправдания… Молодость! Ну и что, если тогда тебе было только семнадцать лет? Ведь в таком юном возрасте кажется, что вся жизнь впереди... Мамочка, почему же тогда ты не стала хозяйкой своей судьбы…? Ведь могла, но не стала. Ты даже не можешь себе представить, как нам было бы хорошо вместе! А знаешь, мамочка, как только я начала понимать и говорить, всех женщин детдома называла мамами… Они, не родные мне люди, а так радовались, что я их так называю, в то время как ты, родная моя мама, не слышала мой детский лепет, не слышала мои такие смешные первые слова...
Я тогда не знала, что ни одна из тех женщин не моя мама. Я только потом поняла, что ты лишила меня радости детства, а себя счастливого материнства…
Ты меня бросила тогда… Я прошла через боль и унижения, но во мне не появилось ненависти к тебе!… Великая Мать-Природа подарила мне изначально добрую душу, терпение и усидчивость, веселый нрав. А потом, благодаря моим стараниям и трудолюбию я многое поняла в такой непростой жизни. Ты знаешь, мамочка, в детстве у меня возникало много разных вопросов, но я не могла найти ответы на них.
 Я перечитала всю детдомовскую библиотеку, пытаясь найти ответы на мои вопросы о такой сложной жизни... В некоторых мне помогли книги, но на некоторые я так и не нашла ответа до сегодняшнего дня... На них мне могла ответить только моя мама!
Мне кажется, тебе тогда не хватило смелости и решительности… Наверное ты очень боялась своих родителей и этот твой страх пересилил все! Ты боялась, что узнают, ты боялась, что не поймут, осудят. Твой страх перед родителями, что ты родила меня, был сильнее, чем сама правда жизни… Я не верю, что они согласились бы с твоим решением оставить меня там, если б ты им сказала правду, ведь я и их кровиночка...
Оставить, и никогда не приходить ко мне… Они хоть потом узнали, что у тебя есть дочь? Ведь невозможно передать словами те муки душевные, то одиночество, отсутствие именно материнского тепла и заботы в этих стенах, которые называются детский дом! Мне не дано узнать и понять, что творилось в твоей душе все эти двадцать восемь лет…
Мамочка, это не значит, что я осуждаю тебя или кого-то другого, но мне очень больно, поэтому хочу все высказать и освободиться от этой боли…
Детдом не санаторий… И даже не то, что многие представляют… Это так трудно, так больно, и ты совершенно один беззащитный и маленький в этом огромном мире! Нет рядом плеча, руки, совета – ты совсем один! А рядом такие же одиночества... Нас много, но все мы одни, совсем одни, там все намного труднее, намного жестче, чем кажется. То, что пишется о детдомах в журналах, это поверхностно. Тебя там никто не жалеет, ты никому не нужен, твоя боль остается только с тобой! И совершенно не у кого просить помощи. Там нет вечерних добрых сказок, и никто тебя не укрывает одеялом, чтобы не было холодно...
Кто тебя жалеет, когда ты болеешь? Кто заботится о тебе тогда? Да что говорить? Только прожив и проведя все свое детство там, можно понять, что такое детдом…
Там все по распорядку, ты почти все время идешь в строю, как в армии, как в колонии. В столовую – строем, в спальные комнаты – строем, на занятия – строем.
Ты знаешь, мамочка, у меня родились три девочки. Ты не можешь понять, какое это счастье иметь и растить детей! Почему ты лишила себя в своей жизни такого счастья! Я не знаю, какое воспитание в детстве тебе дали и каким примером были твои родители для тебя, но я сделаю все, чтобы никто и никогда из моего рода не воспитывался в детдоме… Пройду все мытарства и беды, пойду в огонь и в воду, но никогда своим детям не дам жить вне семьи...
 – Родная моя доченька, ты конечно во всем права... Слушала тебя, и сердце рвалось на части! И, наверное, каждый, из слушателей многое для себя понял… Можешь говорить все, что накопилось в твоей душе. Я не имею права обижаться, потому что я очень виновата перед тобой. Нет слов, – продолжала мать, – выразить то, что я чувствую. Я никогда не думала, что наступит такой момент, такое время, когда я увижу тебя… Когда смогу стать на колени перед тобой и со слезами на глазах просить прощения у тебя за то, что я тогда, двадцать восемь лет назад малодушничала, испугалась и бросила тебя на произвол судьбы. Знаешь, дорогая доченька, у каждой женщины материнский инстинкт заложен природой, и ей нелегко принять такое сложное решение - бросить ребенка…
Каждая женщина, почувствовав в себе зарождение новой жизни, инстинктивно начинает готовиться к материнству.
Только трусливая, слабая женщина идет на аборт. А сильная, несмотря на пересуды, вынашивает, дает жизнь – рожает, надеется на чудо. Страх, неуверенность, отсутствие поддержки вынуждают ее оставить ребенка в роддоме, но она надеется, она дает ему хоть и слабый, но шанс на жизнь! Я думаю, многие женщины, которые отдали в приют ребенка, были уверены, что потом все изменится к лучшему и они, найдут его, заберут его. Но жизнь не у всех складывается так, как им бы хотелось, как они думали, поэтому не могли забрать его оттуда.
Если можешь, прости меня! – женщина упала на колени и, умоляя, продолжала, – ничего не хочу в этой жизни, абсолютно ничего. Хочу только одного: спокойствия души! Ведь так тяжело жить с неспокойной душой! Ты мучилась и страдала в детдоме, а я в своих мыслях казнила себя в одиночестве. Думаешь, что после того, как я тебя оставила в роддоме, у меня была жизнь? Я просто перестала жить. Все это время шла через темный и сырой от моих слез тоннель. Все эти годы были одни мучения и страдания…
С тех пор ношу на душе тяжелый камень. Не знала, как и кто поможет мне избавиться от него. Не знаю, что делать и чем искупить свою вину перед тобой. Я знаю, что это невозможно. Но ты прости меня, грешную! Мне сорок пять лет. Но от этой тяжести на душе кажется, что мне сто лет, а под грузом моих ошибок, что я вешу тонну… Я же вижу, как выглядят женщины моего возраста: они красивы, веселы, уверенны в себе, полны сил и энергии… Видимо, через такие мучения и страдания я должна была пройти в моей горькой жизни…
Никто не знает, как я плакала и разговаривала с тобой тогда, просила у тебя прощения. Как мне было тяжело, и никто меня не поддержал в такую минуту, да я и не просила. Я часто думаю, что было бы, если б я пришла к родителям. Сейчас мне кажется, что они приняли бы меня и простили. Но я струсила. И теперь живу с этим грехом. Сама себя осуждаю и страдаю уже столько лет! Но, девочка моя, страдания очищают душу. И приду я на страшный суд к Творцу очищенная, и, может быть, простит мне Бог мой грех. Я очень этого хочу…
Но сначала хочу попросить прощения у тебя. Прости за то, что лишила тебя детства! Прости меня, если сможешь…
– Мамочка, когда я была в детдоме, мою лучшую подругу удочерили. Она стала жить в доброй заботливой семье. Это было ее вторым счастливым рождением. Люди с великой душой, которые забрали ее из детдома, стали ее родителями. Если бы ты знала, как она их любила! Моя подруга вместе со своей мамой часто навещали меня, я своими глазами видела их счастье! Ты знаешь, мамочка, я хотела, чтобы такие же добрые люди забрали и меня, мы все там в каждом взрослом искали близкого человека! Не знаю, что бы я сделала для них… Такие люди – святые! На мать своей подруги я смотрела с такой любовью, как на Святую Марию…
Но судьба так распорядилась, что для меня детдом остался моим родным домом, пока я не закончила школу…
Ты знаешь, мамочка, очень сложно объяснить, но если бы меня удочерили, я бы не смогла предать добрых людей, которые бы заменили мне родителей! Я бы всю мою нежность и любовь отдала им… Просто у меня никого не было, но в то же время я о тебе ничего не знала… Не имея никого, я сама себе придумала маму, придумала тебя, которая соответствовала моим идеалам и которая, как мне тогда казалось, защищала меня, берегла и помогала… Когда мне было очень трудно в жизни и у меня не было никакой точки опоры, мои мысли были о тебе, и они помогали мне держаться, быть сильной и побеждать.
Мамочка, тебя не было рядом со мной все эти годы, когда мне было трудно, но в душе я ни на минуту не переставала быть твоей дочерью.
Поэтому я ждала столько лет этого момента, чтобы встретить и посмотреть на тебя, на настоящую свою маму, не придуманную мною, а на ту, которая меня родила и дала мне жизнь… И самое главное, что я хочу сказать. Я думаю,что никогда не поздно, пока мы живы, протянуть руки для примирения, для понимания, для прощения друг друга, для прощения самого себя… Ты не кормила меня своей грудью, не учила разговаривать, делать первые шаги, не учила меня читать и писать. Не ты меня учила разбираться в людях, кому верить и кому не верить… Все это за тебя сделали другие люди. Я им очень благодарна за это. Но ты меня родила, ты мне дала жизнь, и я не имею права в чем-то упрекать тебя за прошлое. А если сегодня я рассказала о трудных моментах своего детства, это я тебе говорила, как маме, которая, услышав о боли ребенка, снимает ее. Я знала, что мы встретимся, потому что я этого очень хотела…, всю мою сознательную жизнь стремилась к этому… Двадцать восемь лет назад ты была перед выбором и выбрала нашу разлуку… Сегодня уже я перед выбором - простить или не простить твой поступок… Но я прощаю! И давно простила! Потому что тому, кто в жизни не умеет прощать, сама жизнь будет казаться каторгой. Ты тоже прости себя…
Я воспитывалась в детдоме, и это не стыд и позор! Я всегда буду вспоминать добрым словом настоящих людей, которые работают там. Я часто захожу в свой детский дом, где проходило мое детство, а в последние годы помогаю материально…
Сейчас мне трудно поверить, но по телевидению была передача, как детей из детдомов в наше время избивают и как над ними издеваются… И как «светлые головы» воспитателей придумали, а «умелые их руки» оборудовали жестокие карцеры для наказания детей, после которых наказуемые долго болели, а, может быть, эти дети стали калеками на всю жизнь? Уму непостижимо!!! Где был врач детдома? А где был директор, которому доверяли жизнь и здоровье этих детей?
Вот для кого должны быть стыд и позор!
Потрясает и тот факт, что в городе с населением меньше одного миллиона в течение месяца в роддомах были брошены двадцать девять детей. Ну, неужели для того, чтобы нам лучше понимать, что ждет этих детей в детдомах, нас всех должны были оставить в роддоме, когда мы родились?
Я очень хочу, чтобы то, что я рассказала, и то, что ты говорила, мамочка, услышали все люди. И не только услышали, но и задумались…
Что мне сказать, дорогая моя мамочка? Ты не можешь представить себе, какое это счастье для меня, что я нашла тебя. И если ты хочешь, мамочка, начиная с этого дня мы никогда не расстанемся… Можешь жить у меня. Когда мы с мужем строили дом, думали и о тебе… Наш дом большой, и в нем есть место для всех родных и близких нам людей. Тебя у нас никто и никогда не обидит… А если ты захочешь, мы удочерим одну девочку из детдома и будем ее воспитывать… Об этом потом поговорим…
В это время в зал студии вошел молодой мужчина, который держал одну девочку на руках, а две шли рядом с ним. Девочки были в возрасте трех, пяти и семи лет. Каждая из девочек держала в руках по букету цветов. Старшая из них вручила свой букет ведущей. Средняя - бабушке. А младшая - маме. Видимо, так научил их папа, который был с ними совсем рядом, дожидаясь своего появления в студии. Потом все: и дочь, и внучки, и зять – обнимали и целовали бабушку.
А зрители аплодировали… Ведущая должна скрывать свои эмоции. Но на этот раз она не смогла удержать свои сильные переживания… У нее на глазах тоже появились слезы…
…Лидия Николаевна вместе со своей семьей и своей мамой заняли место в зале…
А ведущая продолжала вести передачу: «Своим рождением и появлением в доме дети приносят радость и приятные заботы, жизнь становится другая, более интересная, все обретает другой смысл и значение.
Но время проходит… Дети растут… Делают первые шаги… Произносят первые слова… И тогда, когда дети начинают понимать, они уже рассказывают, каким они видят мир… И что для них значат их родители…
Родители для ребенка – это все. Каждый ребенок настолько чувствует себя защищенным родителями, что убежден, да и всем так говорит, что его папа самый сильный и самый умный на свете… А мама самая добрая и самая красивая …
Всем известно, что мы все родом из детства, что больше всего дети хотят, чтобы оба родителя были всегда с ними.
К сожалению, как бы больно это не было, но часто семьи распадаются… По статистике больше половины семей разводятся… И тогда дети воспитываются в неполных семьях… Конечно, для них это большая психологическая травма… Никто и ничто не может компенсировать отсутствующего родителя: ни деньги, ни подарки, которые они потом передают своим детям…
Сегодня на передачу приглашен известный артист Владислав Прохоров, вы его все хорошо знаете, он воспитывался в неполной семье только мамой.
В зал вошел красивый, энергичный молодой человек…
Ему предлагают рассказать о его успехах. Он с большим удовольствием поведал о своей работе…
На вопрос ведущей: “Если бы твой отец видел тебя сейчас по телевизору, что бы ты ему сказал?” - известный артист, выросший с малых лет без отца, ответил: “Я бы ему сказал, здравствуй, папочка! Это я, твой сын. И улыбка эта тоже для тебя… Ты знаешь, прошло много времени с тех пор, как ты ушел от нас… Если мне тридцать лет, значит прошло двадцать девять. Чуть больше четверти века… Но мы с Надюшкой все еще ждем тебя… Признаюсь честно: я тебя не помню, мне же тогда был только один год, а Надюшке, сестре, шесть лет, я же видел тебя только по фотографии… Ты ушел, но мы не переставали никогда ждать тебя, даже сейчас. Нам было нелегко. Я завидовал моим друзьям, у которых были отцы… У детей из полных семей зимой были санки, а летом - велосипеды. А мы с Надюшкой часто стояли в стороне и смотрели на них. На их радость, на их счастье… Редко кто из них давал нам покататься на санках или на велосипеде… Они ведь тоже были детьми. Мама одна не могла нам купить в то время ни санки, ни велосипед… Папочка, дорогой мой, несмотря ни на что, мы с сестрой на тебя зла не держим, просто не имеем права, потому что мы – твои дети…
Но ты тоже найди смелости и прости себя…
Боже мой, папочка, если бы ты знал, как мы с Надюшкой ждали тебя. Не думаю, что ты можешь это понять, потому что это трудно объяснить. Это может рассказать только тот, кто прошел через боль и прочувствовал ее на себе. Каждый звонок -нам казалось, что это ты звонишь, каждый стук в дверь - мы думали, что это ты вернулся к нам. Столько лет мы разочаровывались в телефонных звонках и в стуках в дверь! Но мы никогда не теряли надежду, что ты вернешься. Никогда не переставали ждать. Ждали тебя и днем, и утром, и вечером, и даже в середине ночи… Ждать столько лет?… Надеяться столько лет на то, что отец вернется после того, как ушел из семьи, может только ребенок… И вот чудо свершилось… Помню твой звонок в дверь, он особенный был, так только ты мог звонить… Тогда, когда ты приехал к нам, мне было лет десять, а Надюшке – пятнадцать. Как она обрадовалась, как она тебя обнимала и целовала! А я стоял у двери, странно смотрел на эту сцену, мне казалось, что я чужой для тебя, а может, это казалось потому, что я тебя не помнил, а только видел лишь на фотографии… И еще помню, что я тебе сказал: “Здравствуй, папа!”… Но ты недолго был, ты сказал, что проездом, всего на каких-то пару часов… Мы так хотели, чтобы в это время пришла мама и сказала что-то тебе, чтобы ты никуда не уезжал… Но ты ушел, даже не дожидаясь ее… В тот день мы не сказали маме, что ты был у нас… Нам казалось, что это ее расстроит, мы ей рассказали все намного позже. А потом ты уже никогда не приезжал к нам. Мы больше не встречались с тобой…
Папочка, прошли годы, и волей судьбы я стал артистом… Когда я стал известным, ко мне приехали все мои школьные и армейские друзья. Они все радуются моим успехам. Неужели ты безразличен ко мне даже сейчас? Неужели, когда ты слышишь свою фамилию и мое имя, не догадываешься, что это я, твой сын? И тогда почему, когда я приезжаю с концертом в город, где ты живешь, не посещаешь мои концерты? Я бы на сцене перед всеми зрителями обнял тебя и плакал, как ребенок, от счастья, что мы вновь встретились… Это не значит, что я публично перед всей страной одобряю твой поступок. Нет, не поощряю, но мы, дети, никогда не можем осуждать своих родителей… Кроме того, есть в этом мире много святого, в том числе и то, что дети должны заботиться о своих родителях. И я это сделаю. Если у тебя денег нет – я тебе дам. Если у тебя квартиры нет – я тебе куплю. Если ты болеешь – я тебя вылечу. А если хочешь, напиши маме по тому же адресу. Она давно поняла нас, что нам было нелегко без тебя, поняла тебя и простила и сожалеет о том, что тогда вы вместе не смогли сохранить семью… Ты пиши, папочка! Потому что мы с Надюшкой верим и надеемся, что ты нас любишь. Нам ничего не надо от тебя. У нас все есть. Если тебя не было в детстве с нами, Бог нам потом дал другое…
Ты должен знать, что ничего и никогда не может заменить отцовское тепло, отцовское рукопожатие, отцовское слово. Поэтому мы еще до сих пор ждем тебя… ”
Услышала я эти рассказы и не знаю, кого винить, а кого оправдывать. Знаю одно точно, что во всем этом не виноваты дети, как известно, они родителей не выбирают... Да никого и не надо винить, у каждого своя правда найдется, каждый будет прав! Изначально необходим правильный подход к воспитанию из поколения в поколение.…
Обобщая эти мысли, ведущая сказала:
«Вопрос, как воспитывать, аналогичен по важности вопросам, как общаться, как зарабатывать деньги, наконец, как жить… Ответ на эти вопросы всегда был и будет один и тот же: через любовь и доброту, через свой личный пример. Без любви воспитание, в лучшем случае, оказывается неполным, а в худшем – разрушительным…
Не надо забывать, что семья – это как живая клетка. А общество – это организм, который состоит из множества таких живых, пульсирующих клеток. Можем ли говорить о здоровье организма, если болеют и страдают клетки? Семья и общество – это как сообщающие сосуды. Больное общество не может родить здоровые семьи. А больные семьи не могут создать здоровое общество. Все в этом мире взаимосвязано!
Вопрос сложный, но решаемый. Государству, обществу надо заботиться о детях и поддерживать семьи.. Ведь рычагов в образовании и воспитании очень много. Надо только ими заниматься. Самое большое значение в жизни каждого человека имеет семилетнее домашнее дошкольное воспитание. Оно, можно сказать, и предопределяет жизнь и судьбу ребенка.
Чтобы дети не страдали, они должны рождаться в благополучных семьях и получить доброе первоначальное воспитание. А чтобы семьи были крепкие и благополучные, родителям надо приложить немало усилий. Это целое искусство…
Сегодня уже было сказано, что самое дорогое и красивое на Земле – это наша жизнь. А я хочу дополнить, если она нам дается, то не зря, и нужно ее достойно прожить.
Не забывать, что если нам дается место на этой Земле, то для того, чтобы сделать ее красивой и чтобы за оставленное после себя поколение нам не пришлось краснеть…
А еще не надо перекладывать все трудности в воспитании только на хрупкие плечи женщин .
Основное, на что нам нужно обратить внимание, – это на семью. Надо иметь другое отношение и больше ответственности к семье. И сделать все, что можно, чтобы ее сохранить …
И главное - никогда не забывать, что сердце дается, чтобы ЛЮБИТЬ И УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.»
 
О слезах Ирины и ее переживаниях в этой студии сложно говорить, потому что каждый, кто слушал эти трогательные слова, понимал, что они были сказаны от души…
Самое главное, что многие поняли, что, если в жизни есть возможность изменить что-нибудь к лучшему, то никогда не поздно… Даже двадцать восемь лет спустя не поздно…


Рассказ из книги "Любовь и доброта изменят мир" рисунок Ю.Закон


Рецензии
Спасибо, дорогой Александр, за такой трогательный и актуальный во все времена, а сейчас особенно, когда так много брошенных детей, рассказ. Я читала его с особым волнением, так как мой папа был из детдома. Он очень любил нас, своих детей. И мы его очень-очень любили. Но у него была всю жизнь надежда: найти старшего брата, с которым его разлучили по разным детским домам (сколько жестокости по отношению к детям)! Куда он только не писал. Потом искали и мы, его дети, когда подросли. Но найти так и не удалось. Я до сих пор реагирую, когда слышу папину фамилию.
Поэтому Ваш рассказ для меня, как, наверное, и для многих, необыкновенный. Он отзывается каждой клеточкой и вызывает, увы, сожаление, что уже поздно.
Спасибо Вам за все.
Всего самого-самого лучшего!
С глубоким уважением к Вашему таланту и к Вам,
Раиса Коротких.

Раиса Коротких   27.02.2013 20:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дорогая Раиса!
Спасибо огромное, что читали рассказ! Рад, что понравился!
Мир и Счастье Вашему дому!
С теплом,

Александр Плэчинтэ   28.02.2013 07:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.