Юкатан

ЮКАТАН ИЛИ ЗДЕСЬ ВОДЯТСЯ КРОКОДИЛЫ

Все мои путешествия начинались по-разному, иногда я принимал решения в течении пары часов и уже через пару месяцев сидел в самолете, иногда же я ждал поездки чуть ли не годами. О том, что я полечу в Мексику я узнал чуть не за полтора года до того. Просто программы устных докладов больших научных конференций клепают как правило очень даже заранее. Но вот время начало стремительно приближаться и я начал интересоваться как бы это получить мексиканскую визу. Тогда я думал, что Мексика или вообще безвизовая, как Карибские острова или виза чисто символическая и делается за один день, как бразильская. Оказалось, черта с два, мороки больше чем с шенгенской. Вначале пару месяцев они будут думать в своем департаменте по миграции, давать ли мне разрешения на въезд, только после их одобряма я могу обратиться собственно за визой в мексиканское посольство. Ситуация усугублялась тем, что у мексиканцев немецкий бюрократизм усугублялся латинским разгильдяйством, поэтому организаторы конференции присылали документы либо не вовремя, либо вовсе не присылали. Когда до поездки оставалось дней так 10, я все таки эту визу получил. Я читал, что у мексиканцев такие строгости с визами из-за давления США, а то раньше было много любителей типа ехать в Мексику отдыхать, а на самом деле пробираться к северной границе, а там через пустыню – и уже в Аризоне или Техасе. Поэтому мексиканцы не столько сами документы проверяют, сколько с американцами советуются. Кстати, если кто не знает, дорога через мексиканские пустыни одна из самых опасных в мире, многие умирают от жары и обезвоживания, да и американский пограничник может выстрелить на поражение. Про все прелести героического перехода через пустыню Сонора, включая температуру +50 днем, заморозки ночью и ядовитых змей я еще раз прочитал на плакатах, пока стоял в очереди к пограничнику в аэропорту Канкуна.
Итак, я лечу в Канкун. Это город почти на самом кончике Юкатана, но относится не к штату Юкатан, а к штату Квинтана-Роо. К этому штату относится все мексиканское побережье Карибского моря с знаменитыми курортами. Пересадка в Франкфурте. Мне ждать самолета в Мексику целых 20 часов. Визы транзитной нет, выходить в город нельзя, значит предстоит ночевка в аэропорту. Слава богу, нашел уголок с очень удобными креслами, почти лежаками. Впечатление такое, что как будто сидишь в зубоврачебном кресле, только разумеется без дантиста. Времени было хоть отбавляй, поэтому почитывал книжку в уголке и наблюдал за табунами всяких экзотических транзитных пассажиров которые с выпученными глазами носились по аэропорту с чемоданами, а то и с колясками с многочисленным потомством. Когда-то и я так бегал по Парижу, Амстердаму, да и тому же Франкфурту. А вот теперь угораздило с 20-часовой стыковкой. Вот прошли то ли японцы то ли корейцы, явно организованная группа, у каждого по нашивке на майке. Остановились вокруг главного с поднятой над головой табличкой, что-то пообсуждали и пошли дальше. Прошли какие-то индусы, женщины в ярких сари тащили за собой детей, потом негры в белых развевающихся одеждах, проплыла стайка аккуратных как куколки стюардесс ”Сингапур Аирлайнс”. Но особенно много было мусульман. За время моего сидения я понял, что паранджа бывает обычная, и нарядная, с фиолетовыми блестками, в последнем случае и глухое черное платье как правило приталено. К ночи выяснилось, что я допустил стратегическую ошибку, сдав свитер в багаж. Хотя стояли очень жаркие дня, но здание аэропорта кондиционировались. Не сильно, когда ходишь или сидишь то прохлады не замечаешь, но стоит задремать, как через полчаса промерзаешь до костей и от этого просыпаешься, походишь, согреешься, засыпаешь … и снова по-новой. В принципе возле лежаков лежали несколько одеял и подушек с казенным штампом “Люфтганза”, но их расхватали ушлые китайцы, а я поздно сообразил, что вокруг не так тепло как кажется. Что интересно, на обратном пути, где у меня на этот раз была 23-часовая стыковка, у меня был и свитер в ручной клади, и одеяла лежали никому не нужные в уголке, и вообще после 11-часового перелета из Мексики в Германию и смены часовых поясов я мог наверное заснуть в любом положении и при любой температуре.
Лететь от Франкфурта до Канкуна 11 часов, рядом со мной сидел очень толстый белокурый немец. Своим массивным телом он закупорил весь проход, впрочем ему с его размером наверное такие перелеты даются очень трудно. В ряду напротив сидело его семейство, жена и дочка. На дочку я обратил внимание еще в накопителе, в аэропорту, в Западной Европе, может быть за исключением Италии, красивые барышни попадаются крайне редко. Эта была редким исключением, то что в народе называется скандинавской блондинкой (хотя обычно практика показывает что все или почти все “скандинавские” блондинки имеют польские корни), изящная, тонкая, мордашка, как на старой немецкой банкноте в 100 марок. Я честно говоря, по моим знакомым из Германии, думал что такой женский тип существовал только в воображении художника, ан нет оказывается такие немки в самом деле существуют в природе. Ближе ко времени прилета, когда надо было заполнять мексиканские иммиграционные формы, мой сосед рассмотрел, что у меня не немецкий паспорт и мы с ним разговорились. Оказалось, что он бизнесмен и у него есть партнеры в Питере, друг дочери (дочка помахала ручкой с кресла, когда папаша на нее показал рукой) учится на русском отделении Университета, но вот проблема, нужна языковая стажировка, а он (или она? Сказано было ведь френд, а не бойфренд, очень даже может быть что просто подружка) не знает куда поехать. Но пока я думал, чего б такого придумать для языковой стажировки, за иллюминатором показалось ярко-зеленое мелководье Карибского моря и белоснежные пляжи пляжи Канкуна. Мексика, страна майя, ацтеков, тольтеков и запотеков, вытеснила из сферы моего внимания всех немецких блондинок вместе взятых.
Самолет почему-то летел не по-прямой. Вначале он взял на север, потом свернул на запад, мы пролетели французскую Нормандию и вышли в Атлантический океан. Почему-то взяли курс прямо на бермудский треугольник. Но никаких аномальных явлений я особо не наблюдал. Потом мы резко свернули на юг, прошли над Кубой, я долго пытался в иллюминаторе высмотреть Кубу, но было облачно. Буквально через полчаса мы нырнули в облака и вынырнули уже очень низко прямо над Канкуном с его морем, лагуной и пляжами.
Простояв длинную очередь к пограничнику и получив штемпель в паспорт, я оказался в Мексике. Первое, что поражает, какие ж местные тропические индейцы все таки маленькие. До сих пор на Юкатане живут в основном потомки майя, многие из них даже сохранили свой язык, юкатеко. Что интересно, тех индейцев, у которых были централизованные империи уже и след простыл, они все исчезли с лица земли. У майя же были отдельные города-государства вечно враждующие друг с другом, северные соседи покоряли всю их огромную территорию как минимум дважды…, и со временем растворялись в покоренном народе и принимали его образ жизни. Когда пришли конкистадоры, то майя с большим удовольствием сдавали им конкурирующие города. Но со временем они поняли, что испанцы собираются их истребить. Тогда поднялось восстание, и конкистадоры как минимум два века отлавливали индейских “полевых командиров” по джунглям. Второй раз майя восстали в 19 веке, когда Юкатан захотел отделяться от недавно ставшей независимой Мексики и присоединиться к Соединенным Штатам, только что оттяпавшим от Мексики Техас с Калифорнией. Усмиряли индейцев почти столетие, за это время индейское население сократилось вдвое. Последний раз восстание было в штате Чьяпас (это место находится южнее Юкатана, если смотреть по карте – то как раз самое его основание, примыкающее к тихоокеанскому побережью, но там тоже живут главным образом потомки майя) в 1994 году. Оно проходило под левыми лозунгами, но все-таки была и сильная национальная компонента “Землю-индейцам”. Но на этот раз дело успокоилось буквально за пару лет. Что еще поражает, я думал, что искусство индейцев доколумбовой Америки скажем так очень условно. Оказалось же они просто так выглядят. По джунглям центральной Америки разбросаны каменные головы ольмеков, которым больше тысячи лет. На улицах мексиканских городов вы встретите точно такие же лица, монголоидные, широкие, с пухлыми губами. Другой тип, который можно встретить на барельефах майя. Носатый, ястребиный профиль. Опять таки, люди с такими лицами бродят по улицам. Разве что перестали искусственно деформировать черепа, как это делали древняя майя, привязывая к детским голвкам дощечки. Вообще при виде такого потомка майя, с большим носом, оттопыренными ушами и очень небольшого роста мне сразу же вспомнился старый анекдот про “Абрама Ивановича Чингачгука”.
Потом обращаешь внимание на то, как здесь собственно жарко и влажно. Я еще по Таиланду помню, что на стакане с холодной водой конденсируется столько влаги, что под ним очень скоро образуется лужица. Вот и здесь происходит тоже самое, поэтому под стакан всегда кладут салфетку.
Канкун состоит из двух частей. Длинной, 15 км, косы с отелями, обращенными фасадами прямо к Карибскому Морю. Вдоль всей косы идет одна улица, бульвар Кукулькан. Номеров на них нет, а к адресу приписываются просто километр. Например, у конгресс центра адрес был Бульвар Кукулькан, 9.5 км. По другую сторону косы находится лагуна. По слухам в ней водятся крокодилы, и в самом деле там, где улица выходит прямо на берег, висит предупреждающий плакат – “Осторожно, крокодилы”. В лагуне растет настоящий, правда, сильно замусоренный мангровый лес. А, судя по размеру, в ней не то что крокодилы могут жить, а парочка бронтозавров может поместиться. По другую сторону лагуны находится собственно сам город Канкун, где живет главным образом обслуживающий персонал отелей. Там жизнь немного поспокойней, цены подешевле, и самое главное нет вечного ощущения, что тебя хотят наколоть, например, вписать чаевые прямо в счет сверх меню. Многие называют Канкун мексиканским Майами, но это больше относится к косе так называемой “зона отельера”. Сам город все таки более мексиканский. И хотя город был отстроен на месте бывшей рыбацкой деревни, в 60-70 годы, когда Фидель начал крутить фиги американцам, а им надо было где-то отдыхать. Его улицам и проспектам дали имена древних городов майя, проспекты Коба, Тулум, Якшлан. Так мексиканцы снова заставили звучать старые имена. А Кукулькан как оказалось на языке майя то же самое, что Кетцалькоатль на других индейских наречиях, то есть пернатый змей. Это название самой большой пирамиды в Чичен-Ице.
В Мексике долго делали по немецкой лицензии, а может и еще делают, знаменитый “Фольксваген-Жук”. Поэтому чуть ли не каждая третья машина – “Жук”. Они придают очень своеобразный колорит мексиканским улицам. Есть еще старая американская шутка, сколько мексиканцев может влезть в один ‘Жук. ’
Организаторы утверждали, что в аэропорту нет нормального транспорта, а есть только такси. В путеводителе же я прочитал, что все таки автобус есть и он в самом деле оказался. Стоил всего лишь 3.5 доллара. Правда рядом с водителем стоял кассир и вручал билеты. Обилие чеков на всякую мелочевку вообще особенность мексиканского образа жизни. В одном месте я даже объявление: помогите нам бороться с коррупцией, возьмите чек. Свой хостел я все таки нашел, хоть и не без труда, номера домов в Мексике по-моему, не приняты, название улиц висит по середине улицы, главным образом на перекрестках, и требуется значительное умственное усилие, чтобы понять, это поворот на проспект Якшлан, или собственно сам Якшлан и есть. Да, на весь Канкун по-моему то ли один, то ли два светофора, и каждый переходит улицу, где хочет. Я вначале пугался, а потом привык. У меня в хостеле была забронирована отдельная комната, но ее главный недостаток выяснился по прибытии. Стекол в окнах не было, были жалюзи и железная сетка, все б ничего, климат то тропический. Вот только в одном месте она была порвана, а это уже было, учитывая местные лихорадки, переносимые комарами небезопасно. Но все равно, как не берегись, полностью не обезопасишься, тем более, что несмотря на распространенное мнение о страшных ночных москитах многие опасные виды переносящие весьма и весьма неприятные лихорадку Денге и лейшманиоз кусаются исключительно днем. И все таки с одним тропическим насекомым мне довелось встретиться. Прихожу я как то вечером в отель, включаю свет, и тут вдруг мне в голову ударяется тропический таракан с ладонь величиной, они оказывается очень даже могут летать. Пришлось побегать за ним с полотенцем и выгнать обратно в дырку. Разобраться как с нашим с помощью тапка было нельзя – остался бы труп размером с воробья.
В соседнем с хостелом доме как оказалось жили русскоязычные мексиканцы. Выяснилось это случайно. Я возвращался с города а меня окликают и спрашивают откуда я. Я на автомате отвечаю на-английском, а мне говорят, ты не понял, я ж тебя по-русски спрашиваю? Так ты из России или из Беларуси? Редко кто западнее Германии вообще знает, что это за страна такая Беларусь. Последний прикол был с испанским пограничником пол-года назад, который все допытывался, Беларусь и Белиз, не одно ли это и тоже. Кстати, бывшая британская колония Белиз находится на Юкатане в нескольких часах езды от Канкуна, намного ближе, чем Мехико. Я тогда уже знал, что поеду в Мексику, поэтому не очень удивился, иногда судьба дает нам небольшой намек насчет нашего будущего. Но вернемся на улицы Канкуна, у мексиканца просто оказалась жена родом из Слонима, и хозяин хостела сказал ему, что скоро должен приехать человек из Беларуси. Впрочем, учитывая латинский менталитет, об этом видимо знала вся улица.
Однодневный тур в Чичен-Ицу я заказал еще из Минска, я то рассчитывал, что у меня будет только два дня до конференции и эти дни надо использовать максимально без всяких передышек на адаптацию. И вот на следующее утро петляя по узким улочкам к подъезду хостела подъехал микроавтобус от турфирмы. Чичен-Ица, если кто не знает, один из древних городов майя, очень хорошо сохранившийся. Недавно проходили выборы новых семи чудес света, так вот в числе других мест выбрали в том числе и Чичен-Ицу. По-моему ее раскрутке помогло то, что она находится буквально в двух-трех часах езды от Канкуна, куда американцев прилетает столько же, сколько русских в Анталью. Каждые 15 минут в Канкун приземляется самолет из США.
Вообще всю историю майя делят на два периода – классический и постклассический. У них было два периода расцвета. Первый был где-то в районе 8-9 века, но тогда их основные центры были значительно южнее, Паленке, города на территории сегодняшней Гватемалы, потом кризис, упадок и снова расцвет, но на этот раз расцвели города на севере Юкатана, включая Чичен-Ицу. Потом опять кризис, эпическая война между городами Чичен-Ица и Майяпан, истощившая обе стороны, дело довершили конкистадоры. А сейчас потомки гордых майя танцуют перед туристами со стаканами на голове.
Чичен-Ица на самом деле не совсем чисто “майский”, одно время им правили пришедшие с севера тольтеки которых вел тот самый вождь Кетцалькоатль, который по легенде был бородатым и рыжим. Почему кстати у южных народов героями становятся то рыжий Кетцалькоатль, до сих пор украшающий мексиканскую банкноту в 100 песо, то блондин Ататюрк? И тольтеки принесли много своего в Чичен-Ицу. Майя таких больших пирамид не стоили и человеческими жертвоприношениями не то что-бы брезговали, но все таки сотнями пленных на вершинах пирамид не резали, как это делали ацтеки. Постоял и я у подножья той пирамиды Кукулькан. Но забираться на нее сейчас нельзя. Оказалось, что были смертные случаи, подниматься по пирамиде тяжело, ступеньки узкие (майя ведь размером с вьетнамцев!), а подъем очень крутой. Пирамида была спланирована так, что-бы тело поверженного врага эффектно падало с высоты 25 метров. Если же с этой высоты упадет нетренированное тело разомлевшего от жары туриста, то мало не покажется. Что еще поражает в Чичен-Ице – обилие громадных, размером с кота, ящериц, греющихся на солнце среди развалин. Когда к ним подходишь, то они очень нехотя залазят под камни. На Юкатане огромное множество городов майя, но крупных и хорошо сохранившихся не так то много, и многие все таки далековато от Канкуна, реально было съездить только в Тулум, но я полистал путеводитель и решил, что ехать туда не стоит, город меньше Чичен-Ицы, интересных зданий поменьше, единственное достоинство – он расположен на берегу Карибского Моря и когда-то был важным портом у майя. А вообще поражает, насколько плотно здесь жили люди. Почти в любом городке, любой деревне есть небольшие, но абсолютно аутентичные развалины времен цивилизации майя. Небольшие развалины есть даже в Канкуне, но после Чичен-Ицы мне было их не очень интересно смотреть, и я туда не поехал.
После Чичен-Ицы нас заодно свозили в ценот. Ценот - это нечто среднее между подземным озером и колодцем. Юкатан практически полностью состоит из песчаника, породы как известно очень легко размываемой водой. Поэтому здесь огромное множество пещер, подземных речек и озер. Кстати, сторонники теории о геопатогенных зонах над подземными руслами рек. Если это правда, то на Юкатане просто должна быть одна большая геопатогенная зона. А может оттуда и склонность к человеческим жертвоприношениям? Когда у пещеры с подземным озером рушится крыша – получается провал-ценот. Выглядит кстати очень впечатляюще, если войти в него со стороны пещеры, то в подземном озере можно покупаться. У ценотов любили селиться майя. Все таки источник пресной воды. И заодно они кидали туда в качестве жертвоприношений ценные предметы, чем сделали много подарков современным археологам. Судя по человеческим костям врагов они туда то же бросали. Потом я кстати прочитал, что в том ценоте несколько лет назад погибли туристы-японцы, пока они купались в подземном озере, на них упала глыба песчаника.
На следующий день я поехал в Шкарет. Шкарет – это экопарк, что-то типа резервации для туристов, где собрана вся местная экзотика. В результате получилась некая смесь ботанического сада, зоопарка, диснейленда и пляжа. Очень красивый ботанический сад сделанный в виде тропы через джунгли, внизу в вольерах сидят тапиры, олени и прочая местная живность. Есть островок с обезьянами и островок с ягуарами. Но он так прочно отделен от публики рвом с водой, что я рассмотрел только черную пуму, настоящий пятнистый ягуар должно быть дрых в кустах. Поражает обилие очень пестрых попугаев, сидящих на жердочек с прикрепленными к ним корытами с едой и бесперерывно галдящими. Специальная тропа не то что проходила около попугаев, она просто шла через их владения. Там же их и разводят в специальном помещении, через окошко можно посмотреть на птенцов разных возрастов. Мексиканец, что-бы показать, какие они ручные, кладет их на спину. Я так и не понял, чего они собственно не улетают с жердочек, то ли неохота от корыта с едой улетать, то ли все таки крылья им подрезали, что-бы не очень разлетались. Я уже пришел ко второй версии, но тут заметил на дереве громко красного попугая, громко переругивающегося со стаей, аккуратно по двое сидящей перед корытами доверху наполненным фруктами. А вечером, на представлении, кто-то из героев запустил в небо огромную статую. И галдящие разноцветные попугаи взлетели. Поэтому хотя-бы некоторые из попугаев Шкарета точно умеют летать. Кстати, фламинго здесь тоже сидят в вольере без крыши, зато туканы – в нормальных клетках. Может быть, содержание птиц определяется степенью их приручаемости. Еще одно интересное место – грибная плантация. Грибы растят на мешках с какой-то органикой. Внутри пахнет так, как должно быть пах лес в “Улитке на склоне” Стругацких. Есть там рыборазводная ферма с тиляпиями. Пещера с летучими мышами. Она отделена от остального парка висящим занавесом из канатов, через который проходит посетитель. Должно быть ультразвуковой локатор мышей воспринимает ее как непроницаемую завесу. У входа висит инструкция, днем мыши спят, нельзя шуметь и снимать со вспышкой. Большинство мышей действительно спят, но некоторые бесшумно летают в тусклом красноватом освещении. Такое ощущение, как будто твоего лица вот-вот коснется невидимая рука. Еще очень интересно было в павильоне с бабочками. Опять таки через окошко можно было посмотреть на разные стадии развития – гусеницы и куколки. Сам павильон представлял собой что-то типа теплицы с бабочками. Внизу, честно говоря, не смотря на то что было очень красиво, находиться было тяжеловато. Для бабочек разложили много всяких фруктов, которые начали подгнивать. Зато под самый потолок поднималась тропинка, вот там наверху было хорошо, и бабочек много всяких летало, и запаха не было. Особенно поразил один вид с белыми крыльями, размером наверное не то что с воробья, а чуть ли не с ворону. Впрочем в парке, за пределами павильона летало тоже очень много красивых бабочек. Их разнообразие, как известно, зависит от разнообразия растений, а в парке много чего росло. В парке был довольно хороший аквариум, много коралловых рыбок сидело просто в открытых бассейнах, что создавало иллюзию моря. В бассейны для купания мексиканцы кстати тоже рыбок для интереса пустили. При желании можно было покупаться и в бассейне с дельфинами, но за отдельную плату. Да, еще занятно, все норки с крабами были помечены табличками “Здесь живет семья крабов”, если нагнутся то можно в самом деле рассмотреть сидящего в норке краба.
В Шкарете были небольшие настоящие развалины майя, как и в почти любой юкатанской деревне, но много чего было и достроено специально для туристов.
Вечером же было представление, оно состояло из веселых национальных мексиканских танцев и реконструкции игры в мяч майя. На самом деле эту реконструкцию многие критикуют за ненаучность. Да, почти в любом городе майя был стадион с кольцами типа баскетбольных, только не горизонтальных, а вертикальных. Я кстати сам постоял в центре такого индейского стадиона в Чичен-Ице. Но на самом деле правил никто не знает, судя по рисункам в книгах и фресках на стелах можно понять, что в нее играли ногами. Одна фреска, где игрок держит в руках отрубленную голову другого игрока позволила многим исследователям предположить, что проигравшая команда (или по другой версии выигравшая) целиком приносилась в жертву. Хотя точно конечно никто ничего не знает.
Но настоящие тропические приключения у меня начались на следующий день. Два дня отдыха закончились, и казалось бы должна была начаться конференция. Я обнаружил в программке, что в первый день никаких докладов нет а есть только велком пати вечером, и решил что к ней и поеду регистрироваться. И вот зашел я пообедать в кафешку, а там стоял телевизор. И вот, смотрю, там во всех ракурсах показывают компьютерную анимацию, как в Карибском море зарождается ураган ‘Дин’ и потом полностью покрывает Юкатан. Поскольку разумеется передача была на испанском, я позвал официанта, слава богу, могущего связать два слова на английском, ткнул пальцем в телевизор и спросил когда ожидается и насколько это опасно. Он сказал, что ожидается во вторник, заверил меня, что если у меня есть нормальное убежище, то это совершенно безопасно. И в конце добавил, что я наверное буду первым жителем моей страны, пережившем тропический ураган. Насчет, безопасности, он оказалось лукавил. Американцы дали прогноз, что он когда приблизится к Канкуну, достигнет 5-бальной силы, как ураган погубивший Новый Орлеан. Здания то сами в большинстве скорее всего бы не пострадали, то очень вероятным были неделя другая без света и большое наводнение. Все таки, Канкун находится на довольно плоском месте. Многие западные авиакомпании в это время поотменяли авиарейсы, мексиканское правительство начало эвакуацию чуть не полумиллиона туристов из Канкуна. Организаторы конференции лихорадочно писали письма участникам, что несмотря на непогоду все состоится и все таки в последнем мейле сообщившие, что конгресс отменяется. В эти минуты ураган крушил Ямайку, а на утро началась перестрелка полиции с мародерами. Весь мир обошли кадры мексиканцев, с тревогой смотрящие на море и небо, все обложенное грозовыми тучами. А я этого ничего не знал, и тихо жевал тортитилью с острым мексиканским мясом. Хотя конечно мысль “Этак же меня угораздило” приходила в голову.
Когда я приехал в конгресс-холл, то бросилось в глаза практически полное отсутствие народа, что сразу вызвало у меня определенное подозрение. Мне сказали, что конференция эвакуируется в Вальядолид и последний автобус через полчаса. Я все таки подумал, что хостел с дыркой в окне вряд ли можно считать надежным убежищем и решил ехать. Быстро смотался в отель за шмотками, и слава богу обнаружил, что последний автобус все таки не через пол, а через два часа, и вот в сумерках автобус увозил меня черт знает куда, в мексиканскую глубинку, в колониальный город Вальядолид. Пол-ночи участников распихивали по номерам в гостинице.
Утром я вышел прогуляться по городу. Вальдолид – очень миленький городок, типа нашего райцентра, очень спокойный, там я нашел очень колоритный рынок с местными индейцами. Там продавали знаменитые мексиканские фрукты, посыпанные перцем (иногда они еще едят манго с перцем и солью). Но из-за некоторой антисанитарии я все таки решил ничего там не покупать, а попробовать разные фрукты уже в супермаркете, когда вернусь. В центре городка большая площадь с парком, где местное население гуляет и торгует по мелочи. Поражает страсть женщин майя, причем самого разного возраста к нарядным белым платьям с цветной вышивкой. Смотрится очень необычно и абсолютно не соответствует нашим представлениям об индейских женщинах. На этой же площади по случаю грядущего урагана и возможных беспорядков поставили джип с пулеметами типа тачанки. Ну и разумеется в городке был свой барочный собор. Правда, в нем все-таки присутствовало что-то неуловимо-тропическое.
На пол-дня на научную сессию народ все-таки собрался. За день до прихода урагана во всей грядущей зоне бедствия объявили сухой закон и в баре запретили продавать даже пиво. Вечером устроили инструктаж, при приближении урагана зайти в номер и из него не выходить, завтрак вам принесут, отбой тревоги тоже объявят, к окнам не приближаться. На самом деле окна начали укреплять в Канкуне еще в воскресенье, на них клеили скотч крест-накрест, как бумагу в блокадном Ленинграде. Я просто на это тогда не обращал внимания. Один парень спросил – а все таки что делать, если окно лопнет? На него зашикала его же девушка “прежде всего не беспокоиться об этом”. Инструктор так часто говорил “никто в эту ночь не должен чувствовать себя одиноким”, что сидящие у меня за спиной студенты захихикали “Тоже мне Джордж Буш нашелся.”
Ураган прошел значительно южнее, чем ожидалось, и поэтому почти не затронул ни Вальядолид, ни Канкун. Да и вдобавок, оказался всего лишь третьей степени. У нас в Вальядолид вечером где-то далеко погрохотало, и все утро шел дождь. Вот и весь ураган. Могу сказать, что я давно так хорошо не спал, как в ту ночь. Под тропический ураган спится еще лучше, чем под занудный белорусский дождик. Низкое атмосферное давление, оно и в Мексике низкое давление.
Потом нас отвезли в Канкун, но на конференцию многие не пришли, хотели вволю покупаться, пока не пришла пора лететь домой, поэтому всю программу впихнули в один день. И мой последний день в Мексике оказался абсолютно свободным. Я решил толком походить по косе с отелями. Сходил в местный аквариум, называемый “интерактивным”. Кроме аттракциона ‘покупайся с дельфинами’, там еще было и ‘покупайся с акулой’. Денег я, разумеется, платить за такое сомнительное удовольствие не стал, но хоть посмотрел, что это такое. Это скорее ‘покорми акулу’. В рекламе на полном серьезе утверждалось, что фирма гарантирует корм, но не гарантирует, что акула будет его есть. Вообщем, зажрались акулы Канкуна. Клиентов садили в пластиковую клетку в масках, клетку помещали в аквариум с акулами, и они через щель в клетке под руководством инструктора их кормили. Акула вначале долго плавала кругами, потом все таки откушала. Туристы очень радовались, хлопали друг друга и инструктора по плечу. Пощупать акулу можно было без доплаты в специальном бассейне. Для щупанья предназначались мирные донные акулы-няньки. Они тихо лежали на дне, пока девушка-инструктор не поболтала в воде пластиковым пакетом из под кальмаров. Тогда они очень оживились и подплыли к бортику, и не только они, активно заплавали, находящиеся в этом же бассейне черепахи, скаты и другие акулы, которые считались более опасными. Флегматичных же акул нянек инструктор почти полностью вытягивала из воды за грудные плавники, их можно было погладить по спине. А когда их переворачивали, то можно было дотронуться и до живота. Честно говоря, никогда раньше не сталкивался с ручными акулами.
Оказываясь у теплых морей, я всегда жалел что так и не научился плавать. Просто поплескаться, так ладно, но меня всегда так интересовало, все что живет в море, и как было бы классно поплавать с аквалангом. Не знал я в детстве, что судьба занесет меня в Таиланд, Бразилию, на Антигуа, а вот и теперь на Юкатан. Может, знал бы, научился. Но в Мексике оказалось, что для того что-бы увидеть подводный мир, вовсе необязательно уметь плавать. Еще в Шкарете я долго стоял, колеблясь, у стенда с аттракционом ‘прогулка по морскому дну’. На голову клиента одевали что-то типа водолазного шлема и вперед, гулять по дну. Кроме достаточно высокой цены меня все-таки смущал вопрос безопасности. Местный народ говорил с сильным акцентом, их я понимал не хорошо, а тут все таки при инструктаже надо все понимать дословно. Да, и, наверное, не стоит лезть под воду, даже в шлеме, абсолютно не умея плавать. И вот в самом Канкуне я нашел экскурсию на подводной лодке на коралловый риф. Вот тут я не устоял. Катер с туристами долго плыл сквозь мангровый лес, что само по себе было захватывающе интересно. Между деревьями как по проспекту носились на водных мотоциклах туристы, но несмотря на это, живность там водилась. Было очень много потрясающе красивых и грациозных белых цапель. В одном месте даже видели мексиканский аналог скопы. Явно что-то хищное. Инструктор утверждал, что это “мексиканский орел”, но мне кажется все-таки ближе к нашей скопе. Подводная лодка – все таки оказалось не совсем точное определение. Это обычная лодка, но к ней прикреплено снизу что-то типа гондолы с иллюминаторами, куда спускаются клиенты. Поэтому никто никуда не погружался, но это вообщем-то и не нужно, потому что на рифе мелко. Местный риф кстати в своей величине уступает только Большому Барьерному Рифу. Морское дно проплывало от меня ну наверное где-то в полуметре. Беспозвоночных не увидел ни одного, но зато рыб там было очень много и очень разнообразных.
И все равно в мой последний мексиканский день у меня еще оставалось много времени. Я тогда решил, что надо наконец и поплескаться. По мексиканским законам все побережье принадлежит народу и частные пляжи запрещены. Поэтому теоретически можно было подходить к любому отелю, говорить, я пошел купаться, и они обязаны были пустить. Но я все таки посмотрел на местное население, увидел тропинку, по которой они просачивались к морю и пошел по ней. Это явно был пляж какого-то отеля. Пока я плескался в Карибском море, меня волновало два вопроса, я бдил что-бы у меня не сперли штаны с кошельком, ну и вообще пляж то не городской, вдруг все таки несмотря на законы погонят. И тут я заметил, как полиция начала концентрироваться в одном месте. Ну все подумал я, началась зачистка тех кто в этом отеле не живет. Гляжу – кого то под руки ведут. Присмотрелся – а это шимпанзе. Обезъяна попалась законопослушная и тихо дала себя увести с пляжа, лишь иногда с вековой грустью поглядывая по сторонам.
Но и последний день когда-нибудь кончается, и я вместе с немецкими туристами, одетыми в майки “Я пережил ураган Дин” гружусь в Боинг до Франкфурта. Назад мы почему-то летели другим маршрутом, и снова сделали большой крюк. На этот раз самолет пересек почти весь восток США, долетев почти до Вашингтона, а где-то над Аппалачами посверкивала гроза, но очень скоро стемнело. Так как мы летели с запада на восток, то ночь пробежала ускоренным темпом, я бы даже сказал очень ускоренным. Назад я летел через Киев, где сел на поезд до Минска. Но от Киева почти никаких впечатлений не осталось. Вначале поразила огромная очередь к пограничнику, где я стоял добрых часа два, я с таким даже в Москве не сталкивался. Пока доехал до вокзала, то уже оставалось часа два. В принципе часок можно было погулять, но это были уже чуть ли не третьи сутки в пути, и я решил багаж в камеру хранения не сдавать, а просто дождаться поезда. Поэтому Киев я видел только из окна маршрутки. Утро 28 августа, когда мне исполнилось 38 лет, я встретил на самом въезде в Минск. Мое путешествие в Мексику закончилось.
Что еще напоследок сказать об этой стране. Помните как один сумасшедший в ‘Полете над гнездом кукушки’ постоянно твердил. Мексика – она деревянная, Мексика – это грецкий орех, Мексика – это деревянная радуга. И это на самом деле очень точно, она пестрая – как радуга. Она твердая, коричневая и теплая как грецкий орех или дерево. И есть еще в ней что-то неуловимо наивное, как в раскрашенной яркими красками деревянной игрушке.

А что там едят?
Не смотря на распространенное мнение, мексиканская кухня не такая уж и острая как принято считать. Может быть, это просто в более адаптированном туристическом варианте. К мясу прилагаются разные острые соусы, если их вылить в тарелку все, то да получится очень даже жгучее блюдо. Но все таки до огнедышащих тайской и индийской кухни в самом их радикальном варианте мексиканцам все таки далеко. В основном мексиканская кухня основана на тортильях, кукурузных блинах и жареном мясе, с которым эти тортильи главным образом и едят. Все это может сопровождаться, как я только что писал соусами разной степени жгучести и жареными овощами. Очень часто к мясному блюду подается половинка авокадо. А вообще в мексиканской кухне очень много всяких блинчиков, и не только кукурузных.
Фрукты… Это все таки тропики. Больше всего меня поразила местная папайя. Я был уверен после моих прошлых путешествий в тропики, что это просто ухудшенный вариант дыни и ничего больше. Но на Юкатане очень много сортов папайи, и многие обладают своеобразным, очень тонким и ни на что непохожим вкусом. К сожалению папайи из-за протеолитического фермента папаина в спелом виде очень скоро начинают портиться и абсолютно не пригодны для транспортировки. Я боюсь ошибиться, но по-моему родиной папайи как раз Мексика и является. Но вот, то что точно, так это то что Южная Мексика подарила миру ваниль и какао-бобы. За 100 какао-бобов во времена майя можно было купить раба. Сейчас сувенирная упаковка жареных бобов наверное как-раз где-то около 100 штук стоит в районе 5 долларов.
Что-то новое о многих мексиканских фруктах я узнавал в местном супермаркете. Поскольку там и фрукты и овощи были навалены вместе, то я спрашивал у местных, а что-это собственно такое и как его едят. Так я открыл два абсолютно новых для меня плода. Патаха – плод внешне очень похож на красноватый качан капусты. Внутри мякоть, такая же на вкус, как и у киви. Туна – что типа зеленого огурца. Оказалось, что это плод кактуса. Перед продажей его очищают от колючек, но все равно остается много мелких и коварных шипов на кожуре, поэтому его надо очень тщательно чистить. Внутри очень сладкая и вкусная мякоть, которая по-моему ни на что не похожа. Но очень мешает обилие мелких, абсолютно нежующихся косточек.

А что там пьют?
Ну конечно все знают, что самый мексиканский напиток- это текила, агавовая самогонка. Но еще есть мескаль. В принципе это почти то же самое, и отличается он от текилы, как бренди от коньяка. То есть текилой называется мескаль, сделанный в особой области. И еще в мескаль часто кладут гусеничку. Зачем непонятно. По одной из версий, заспиртованный червяк является чем-то типа знака качества, что напиток достаточно крепок. Край стакана, когда пьешь текилу, надо обмазывать солью. Для мескаля положен особый порошок, включающий соль и размолотую гусеницу. Но по-моему текилу в неразведенном виде на Юкатане не очень то и пьют, должно быть из-за климата, в основном ее пьют в виде разных коктейлей. Самый популярный – это конечно знаменитая “Маргарита”. Ее готовят, смешивая текилу, сок лайма и еще что-то цитрусовое, пить полагается из стакана с каемкой соли. Текилу разных сортов, почти во всех туристских местах, можно дегустировать на халяву, правда из небольших стопок. Видимо, расчет сделан на то, что разомлевший от 35 градусной жары туристы с севера все равно много не выпьют. Майя разумеется текилы не пили, а гнали что-типа медовухи. Я попробовал, очень уж сладкий напиток, на вкус – как разведенный мед со спиртом, довольно любопытно вообщем. Когда-то был очень популярен пульке, это агавовая бражка, предшественник текилы. Ее часто мешают с фруктовыми соками и получается что-то типа джин-енд-тоник. Я этот напиток так и не попробовал. Увидел в первый день, по пути в Чичен-Ицу, решил, что сегодня по поводу акклиматизации ни о каком спиртном, даже слабом, не может быть и речи, а потом больше нигде его и не видел. Считается, что в Мексике варят чуть ли не лучшее в Латинской Америке пиво, но я честно говоря от всех этих светлых рисовых сортов не в восторге.
Чая я в Мексике не видел, кофе как правило плохой, несмотря на то, что совсем рядом в штате Чьяпас растят очень высококачественные сорта. Зато здесь пьют много всяких напитков из фруктов. Это могут быть соки, смеси разных соков, смешанные в миксере фрукты с сахаром и льдом, и наконец все тоже самое но с молоком, то есть в форме молочных коктелей. На улице есть много всяких мест, где это продает. Правда, мне правда показалось дороговато, но цена оказалось не стакан, а за литр! Стакан заказать было нельзя, поэтому пришлось за один присест одолеть литр молочного коктейля с манго.

А какие там девушки?
Девушки Юкатана как раз представляют случай, когда что-то хорошее сказать крайне трудно. Еще более-менее, если они прямые непомешанные потомки беклых колонистов. Потомки же индейцев или метисов как правило невысокие, ширококостные и круглые как шарики. В Азии представительницы казалось бы той же монголоидной расы почему то покрасившее.


Рецензии