Необходимость утешения или взгляд из бездны

ЗИНАИДА КОРОЛЕВА - http://www.proza.ru/author.html?korzina0505


НЕОБХОДИМОСТЬ УТЕШЕНИЯ (взгляд из бездны)

Миниатюра


Мне вспомнилась большая пятнистая собака дог, которая в компании других собак приходила на кормёжку к столовой пансионата. Среди отдыхающих были и кошатницы, и собачницы, которые подкармливали животных. В один из дней мы с соседкой бродили по лесу, подошли к закрытому корпусу и устроились в деревянные кресла, где солнце хорошо прогревало.
Стояла безветренная сухая октябрьская погода. Вековые корабельные сосны взметнулись свечами в небо, и только где-то высоко-высоко виднелись ветки. Иногда Белки спускались по стволу вниз, что-то подбирали и так же стремительно, как и появлялись, исчезали высоко в ветвях, перескакивая с дерева на дерево. И тогда вниз падали шишки, звонко ударяясь о землю. И вновь устанавливалась тишина, располагающая к тихой задушевной беседе.
К веранде подбежали две собаки – дог и маленькая чёрненькая собачонка. Мы бросили им булку. Чёрненькая сразу ухватила кусок и стала жадно есть, а дог сел на задние лапы и смотрел на нас. Соседка удивлённо произнесла:
– Чего это он уставился на нас? А ты посмотри, взгляд у него прямо как человеческий...
– Да, даже мурашки по коже от такого взгляда, – ответила я, а сама подумала, что может быть, душа кого-то знакомого вселилась в него и он разыскал меня, чтобы поговорить? И я заговорила с Догом:
– Собачка, ты чья? Ты, наверное, с ближних дач пришла?
Дог зашевелил ушами, замотал головой и привстал. Я заметила в его глазах слёзы. А собака уже поднялась на веранду и села.
Соседка встала и предусмотрительно отошла в дальний угол веранды. А Дог сидел почти рядом со мной и смотрел прямо в глаза. Их описать невозможно - сквозь слёзы просвечивалось что-то такое, невидимое и непонятное мне. Такой взгляд я видела только один раз у умирающего дедушки, держа его за руку. Но я по молодости не понимала его, как и тех слов, которые он шептал полупарализованным языком. Только первые буквы "Прос...". И только через десятилетия, уже после этой странной встречи я поняла, что он просил прощение. А что же нужно было собаке, что она хотела сказать? И я заговорила с ней:
– Собачка, хорошая, что же ты так на меня смотришь? Я похожа на твою хозяйку? Да? – Я не знала, куда деваться от такого взгляда.
А Дог, услышав мой голос, подполз ко мне и положил голову на колени. Соседка испуганно вскрикнула, а я осторожно стала гладить его лобастую голову, приговаривая:
– Собачка, собачка, чего же ты хочешь от меня? Кто же тебя бросил? Ты же такой прекрасный пёс! А может быть, ты пришёл с какой другой планеты? Какие тайны ты хочешь мне поведать?
Дог смотрел на меня сквозь слёзы спокойно, молча, как будто что-то прося. И вдруг мне на секунду показалось, что он прощается со мной.
Соседка позвала:
– Пойдём, солнце спряталось и холодно стало.
Удивительно, но Дог понял её слова, встал и молча спустился со ступенек, присел ненамного, как будто ожидая чего-то, и взгляд был уже другим – в нём были сожаление и печаль. Затем он встал и медленно пошел в сторону ворот.
На следующий день ни в завтрак, ни в обед мы не увидела Дога. Вечером у проходившего местного жителя спросили о собаке.
– Да всё, отбегался ваш Дог. Умная была собака. Утром уже холодного нашли в его закутке. Видно, срок пришел. Он же старенький был.
Меня в тот момент пронзила мысль, что Дог предчувствовал приближение смерти и искал утешения! Как оно необходимо всем, а особенно в конце пути.
Он видел бездну, куда должна была отлететь его душа. Ему было страшно покидать этот живой мир и уходить в неизвестность. И он хотел забрать с собой как можно больше тепла, чтобы оно согревало его ТАМ.


Рецензии
Зинаида! Рассказ тронул... Ведь я собачник, и прощался со всеми своими любимцами.
Единственно (это иоё мнение), я бы не стал разжёвывать читателю вывод в нескольких последних предложениях - (Начмная со слов "Меня в тот момент..." и до конца рассказа.
Вы же провели аналогию - прощание с дедушкой. Пусть читатель сам поймёт, что расставаться с жизнью любому живому существу тяжело.
А рассказ добрый.

Ян Кауфман   14.10.2007 11:34     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание

Зинаида Королева   15.10.2007 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.