Случай из жизни - Доверие или случай на вокзале

Милостыню я не подавал никогда. Наверное это у меня наследственное – хорошо помню как бабушка на просьбы помочь, "чем можете" давала полбуханки хлеба, или вчерашние лепешки. Тогда довольно часто по квартирам ходили попрошайки, в основном цыгане. И судя по их недовольным лицам, они ожидали нечто другого, а видя хлеб зачастую просто ухмылялись и уходили.

Уже позже, когда я сознательно подошел к этому вопросу, то понял, что милостыню подают по разным причинам. В большинстве случаев подающий подсознательно ставит себя на место просящего и подает, как бы с расчетом на будущее: "Мол если и я, не дай бог, окажусь в таком же положении, то и мне кто то подаст". Причем совсем не обязательно что он сознательно может это выразить, зачастую просто отвечают что подают из жалости. Мне же кажется, что подавая наносят вред в первую очередь просящему – ведь если бы никто не давал, то он бы уже нашел другой выход из сложившейся ситуации.

Реже подают из суеверия, к примеру я знал бизнесменов, которые верили, что прибыльность их бизнеса напрямую зависит от количества и регулярности подаяний. Благодаря им подобным и прочим верующим кормятся нищие и попрошайки при церквях и храмах. Понятно что и просят милостыню по разным причинам, кто то занимается этим профессионально, кто любительски, но мне кажется что по настоящему нуждающихся среди них практически нет. Про то, что существуют целые кланы, кормящиеся на сборах инвалидов и упоминать не стоит.

Таким образом я довольно давно решил для себя этот вопрос и в соответствующих стандартных ситуациях решение не подавать милостыню всплывает автоматически.

И вот недавно произошел случай, который заставил меня опять задуматься на эту тему. Вечером, когда я торопился на электричку с Казанского вокзала, в подземном переходе между метро и пригородными кассами ко мне обратилась девушка, с просьбой добавить недостающей мелочи на билет домой. Несмотря на то, что она была прилично одета, первое, что я подумал – деньги собирает. Так как до касс было достаточно далеко, то первое что хотелось сделать на автомате – дать ей немного мелочи и пойти дальше. Поэтому я сразу предложил ей дойти до касс, где куплю ей билет. В полной уверенности, что она останется собирать деньги дальше, я двинул к кассам, и был удивлен, когда она немного помявшись пошла за мной следом. Догнала меня уже у самого окошка кассы
– "тебе до куда?", - спросил я,
- "до Кратово, двадцать с чем то рублей".
Я не считая высыпал полный кулак мелочи в лоток кассы, сказал кассиру "до Кратово" и пошел к электронным пропускным парапетам для выхода на платформу. В тот момент я подумал что ошибся в первоначальной оценке поведения девушки, возможно ей и на самом деле просто надо доехать домой, а пролезть сквозь решетку или попросить пропустить контролера, она стесняется. Что ж и такое бывает, сам бывало ехал домой из другого города в одних плавках. А дожидаться пока ей продадут билет не стал не столько по тому, что торопился на электричку, сколько что тогда бы вдвоем пришлось подниматься на платформу, а возможно и ехать вместе в электричке. Ведь нам по одной ветке, просто ей раза в три дальше чем мне. Тогда бы она могла подумать, что я ей помог, только по тому что она девушка, что хочу познакомиться и так далее со всеми вытекающими, чего мне даром не надо.

В общем я поднялся на платформу, сел во второй с конца вагон одной из стоящих электричек, еще подумал что если вдруг она будет проходить через вагон мимо к началу поезда, то скажет мне что либо или пройдет дальше, не заметя. Но прикинул, что вообще то маловероятно чтобы она зашла в тот же вагон, так как на соседних путях стояли еще две электрички отходящих в ближайшее время по нашей ветке. После чего принялся читать журнал и про нее забыл моментально.

Поезд тронулся и где-то после трех – четырех остановок, когда вагон уже наполнился так, что свободных мест не осталось, меня оторвал от журнала звон пересыпаемой невдалеке мелочи. Я сидел в правом ряду, лицом по ходу поезда, поджатым к окну еще двумя нехудыми пассажирами. А она сидела в левом ряду, прямо через проход, посередине между двух людей и пересчитывала груды мелочи. То есть практически нас разделяли трое людей и проход между двух рядов вагона. Просто удивительно, что она не заметила меня раньше. Но факт, что она увидела, как я на нее смотрю как раз в момент, когда она досчитала и начала пересыпать остатки в карман. Вот тут ей стало не то чтобы стыдно, но не удобно это точно, она ойкнула, начала крутится и закрывать рукой лицо. Причем на против нее, возле окна сидела ее знакомая, с которой она чуть погодя шепотом стала делиться неожиданно открывшейся новостью. Я убедившись, что она меня узнала, не стал ее больше мучить своими взглядами и сделал вид что читаю дальше. Сам же подумал, что вот и такую ситуацию, с просьбой помочь деньгами на проезд, придется списать в разряд стандартных при которых делиться деньгами не стоит. К тому же на удивление так на проезд в метро или электричке просят, у меня во всяком случае, только "интересные" девушки. Мужики же обычно просят на выпивку, в чем я им отказываю категорически.

Поболтав с подружкой на мою тему, она поболтала по модному сотовому – раскладушке, и тут возле меня освободилось место, на которое она сразу же и перепорхнула.

- Привет, сказал она.
- Много собрала?
- 280
- за сколько?
- за два часа.
- нормально, ответил я и уставился в журнал, прикидывая что 10 баков в день, это 300 в месяц при непыльном двух часовом рабочем дне, в общем то и на самом деле не плохо.
- Да ты не обижайся, мне детей кормить надо, а всем объяснять на что деньги нужны невозможно.
- Для меня это не сумма, так что это твои проблемы.
- Ну и хорошо, обрадовалась она, что читаешь?
- Тебе, кроме мелочи еще что то нужно?! – огрызнулся я и опять уставился в журнал.
- Да нет, просто скучно, - она достала из сумки кассетный плеер и натянула наушники.

Пару остановок мы проехали молча.

Этого времени мне хватило, чтобы понять что читать журнал я больше не могу, а сильно хочу высказать все, что думаю по этому поводу.

- Ну и часто ты так "зарабатываешь" – издалека начал я.
- Да нет, вообще то я в интернате работаю, детям английский преподаю, но не хватает – у меня трое детей и все девочки. Раньше, когда в Мытищах квартиру снимала, то еще объявления давала и на переводах подрабатывала, но теперь когда пришлось в Кратово переехать, где телефона нет, то приходиться вот так подрабатывать, на сотовый ведь объявления давать дорого. Поэтому после работы обычно на Курском или Киевском – там менты ко мне уже привыкли, ну и на Казанском редко – когда домой еду. А еще по выходным с младшей по метро ходим собираем, но обидно бывает, когда за целый день нормальную сумму насобираешь, а тут тебя менты поймают и все вытрясут.

Я немного осекся, но про себя подумал, что тем не менее на сотовый, плеер, и приличную одежду денег хватает, да и трое девочек, учитывая, что она младше меня, тоже как то не вязалось, все таки наверное свистит дальше по накатанной, хотя зачем?

- Понимаешь когда человек соврал по мелочи, то ему потом и по крупному не доверяешь. То есть я не уверен, что ты и про детей не врешь.

- Да нет у меня правда трое, с ними сейчас ее сестра сидит, - она мотнула головой на подружку, с которой они шушукались, - я ей только что звонила, сказала, что уже еду.

- Ладно сама, так ты еще и на детей эту грязь собираешь, - возмутился я.

- Да я понимаю, но что поделаешь?

- Завязывай ты с этим, возьми сотовый со всеми бесплатными входящими за 18 баксов в месяц от "корбины" и объявления в "Из рук в руки" давай.

- А что это за тариф? - она еще раз переспросила название сотовой компании, и поблагодарила меня.

Тут электричка подъехала к моей остановке.

- Ну ладно мне выходить.
- Удачи, - пожелала она.
- Счастливо, если не врешь.
- Про что вру?
- Про все, - вздохнул я и двинулся к выходу, отслеживая ее реакцию на мою последнюю фразу.

Выходя из электрички, я был почти полностью уверен в правдивости ее рассказа.


Лето 2004г.


Рецензии