Школа Лидеров

Дело давнее. Пригласили меня Смирновы на рыбалку. Ну а какой из меня рыбак? Все за книжками да за компьютером. Однако поехал, так как на свежем воздухе можно было подвигаться, да и Смирновы обещали незабываемые ощущения.
Приехали на озеро, разложились, достали снасти, а они у Смирновых все новые, фирменные, дорогие, красивые. Заняли исходную позицию, начали удить. Час, второй, третий - ни одной поклевки. Мы с Татьяной стоим рядом, разделенные деревцом, Денис уже пошел гулять вокруг озера в надежде найти более удачное место. Дело к вечеру. Мне откровенно скучно. Думаю, надо как-то растормошить народ.
- Был бы коньячок - было бы веселее, - говорю.
Денис пожал плечами:
- Да откуда? Трезвость - норма жизни... Я за рулем…
А у Татьяны, вижу, лукаво блестят глаза. Я и насел на нее:
- Колись, женщина, мать моих крестников!
Крутила она, юлила:
- Ну, - говорит, - хорошо. Наливаю 50 граммов тому, кто первую форель вытащит.
- Так бы сразу и сказала! Первую форель вытащу я, - заявляю.
Никто, естественно, всерьез мои слова не воспринял, учитывая мой рыбацкий профессионализм. Постоял я, почесал репу: "Ну что, лидер? Для обычных людей сказано: не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Но это для обычных людей. Предприниматель, тот, кто предварительно обязан принимать решения, вынужден и гоп сказать - план определить, и время указать, и расставить административный ресурс по местам, а главное - любой ценой добиться результата. Тогда у него и авторитет, и признание, и уважение подчиненных. Ведь известно, у успеха много нянек. И пока вы способны вести корабль среди волн - полей неопределенности, все перед вами шапки гнут, потому что вы можете дать крышу, работу, накормить. Трудно быть лидером..."
Но делать нечего, назвался груздем – полезай в кузов. Почесал я репу еще раз, понял, что тут без методик МСББ не обойтись. Применим, думаю, первую ступень. Собрался, сконцентрировал силы-внимание, забросил удочку – поклевка. А снасти хорошие, катушка крутится легко, вроде, что-то есть. Какой суету разводит Татьяна!
- Подсекайте! Тяните! Медленно! Быстрее!
Бросает свою удочку, хватает подсак, бежит ко мне, а форель в полуметре от сачка срывается. Татьяна в ярости бросает подсак на землю, четко и громко, в психах:
- А вот не х** п***ть!
У меня от неожиданности челюсть отвисла. Я среагировал моментально:
- Это что за разговоры?! Женщина! Мать моих двоих крестников!!! Что это за рыбалка?! Что за чувства! Кому это нужно?!
Таня, смущенно бормоча что-то себе под нос, забежала за свое дерево, взяла удочку, все еще продолжая ворчать.
Меня тоже в какой-то степени охватила спортивная злость, но еще в большей мере учительская обида за непонимание слушателями МСББ сути методик. Совершенно спокойным голосом говорю:
- Что так нервничать? Вот смотри, как это делается…
Беру удочку, забрасываю, тут же клюет, подсекаю, спокойно мотаю катушку. Таню, которая вновь хватается с ажиотажем за подсак, осаживаю:
- Спокойно, без эмоций, подтягиваем, раз, два, три..
Форель на берегу.
Татьяна в запале:
- Следующая будет моя!
- Хорошо, давай я тебе помогу.
Забрасываем – вытаскиваем. Нет проблем. Тут появляется Денис Смирнов с пустыми руками, полностью разочарованный, смотрит в недоумении на две рыбины. А мне уже неинтересно:
- Где обещанный коньяк?
Нам накрывают ужин. Татьяна, понятное дело, дежурит за рулем, а мы, мужики, закусили и выпили. Но Дениса, естественно, заедает:
- А как такое возможно?
Я же в педагогическом азарте:
- Следующая опять будет моя. И на этом закончим.
Так и было. Третью вытащил я, больше никто ничего не поймал. Рассматривая улов, Денис заявил:
- Ну, Михаил Николаевич, я Вас прямо зауважал…
Чем поверг меня в недоумение:
- А раньше, что, за идиота считал?
Тут он смутился.
Прошло два года. Родилась Дарья Смирнова – третья крестница. Я собираюсь в гости в Москву, и меня опять зазывают на рыбалку, убеждая, как все будет здорово, солнечно, тепло. Ну и я, не удержавшись:
- Как всегда, первая рыба моя!
И пока ехал в поезде, и когда приехал, все думал: ну, зачем я выдаю такие заявления, веселуху себе устраиваю, напрягайся теперь… Но вот поехали: дождь, холодно, сыро, рыбаков единицы. Таня спиннинговала, и срывается у нее щука килограммов на пять. Какие разборы пошли между Смирновыми: не ту блесну привязал! не так тянешь! делай сама!
- Слушайте, ребята, ну из-за какого-то пескаря так ругаться?!
- Не волнуйся, Николаич, милые бранятся – только тешатся.
- Но я же сказал: первая будет моя, к чему такие напряги?
И происходит следующее: удочка Дениса Смирнова, приманка Николая Черкашина, он же и насаживает, он же и забрасывает, я сажусь в кресло – и все внимание к поплавку и к глубине: методики 1.1. – 2.1. курса МСББ. И раз! – лещ килограмма на три. Тут же мой интерес к рыбалке иссяк. Положенные 50 граммов водки, сигареты, свежий воздух… Народ наловил достаточно, но первая все же была моя. Рыбалка превратилась для меня в выездной семинар курса МСББ. Я Смирнову объясняю:
- Методика такая-то, так-то, так-то и так-то, забрасываем, раз, два, три…
Денис вытаскивает на спиннинг самую большую щуку. Народу понравилось.
На днях в Питере проходил семинар по курсу «Фазы управления проектом». Один из слушателей, прожект-менеджер крупной питерской компании – знатный рыбак. Он мне и предлагает:
- Михаил Николаевич, тут под Питером организуется чемпионат, блесните талантом!
Я отказываюсь, объясняя:
- Это нечестно, люди не владеют методиками, мы в разной весовой категории. Ведь никто на ринг не выпускает тяжеловеса биться с легким весом. А разогнать у конкурентов рыбу и согнать ее к себе большого ума не требуется, это знает любой руководитель. Рыбу стаями гонять – не людьми управлять. Вот если бы все рыбаки прослушали хотя бы первую ступень курса МСББ, а потом пришли на озеро, то можно было бы ввести критерии оценки: по количеству пойманной рыбы выставлять баллы за овладение методиками. Ха-ха-ха! Вот тогда бы имело значение мое искусство как наглядный пример владения методиками: первую, или самую крупную, или третью-седьмую-одиннадцатую. С моей педагогической точки зрения, такая рыбалка имела бы смысл как наглядное пособие к теории.
Вы же, вот, сами подарили мне как-то на день рождения спиннинг. Когда? Пять лет назад. И? Что же не приглашаете рыбачить?..
Тот рассмеялся:
- Я работаю над этим вопросом…
Резюме. Тяжела шапка Мономаха. Люди мечтают о Правах топ-менеджеров, но совершенно не принимают Обязанностей руководителя. А на вершине устраивается именно тот, кто в состоянии удерживать баланс сил, ибо должностная инструкция есть властное, силовое воздействие. И чтобы балансировать на иерархической лестнице, причем успешно, необходимо постоянно расширять свою сферу компетенции: знания – сила!
А ноосфера постоянно растет, молодежь наступает на пятки, и девиз руководителя: век живи, век учись – дураком помрешь. Удачи на руководящем поприще!


Рецензии