Особенности русской драки с иностранным акцентом

Никто не собирается спорить с тем, что у каждого своя овца в голове (привет тебе, добрый Мураками!). И тема, которую я хочу затронуть, была уже не раз освящена и критикой, и прессой. Однако же и хочется, и – главное – можется поговорить еще раз про поколение двадцатилетних, наиболее близкое мне. Один острый литературный язык назвал наше поколение «безъязыким». И очень многие считают его этаким пассивным стадом, вяло следующим за сорокалетним большинством, и за папиками постарше, управляющими нашим измученным государством. Соответственно, у подобного поколения нет, да и не может быть никаких мыслей о жизни-смерти и прочей философии. Об идеалах предпочту промолчать. А поближе присмотреться не желаете ли?
Прежде всего, давайте взглянем на ту общественную систему, в которой нам волей-неволей приходится вращаться. Общество, превыше всего ставящее карьеру, финансовую независимость и большие финансовые возможности, успешность. Семья отходит на второй, подчас и на третий план. Естественно, общество с подобным набором приоритетов не в состоянии предоставить человеку ответов на глобальные вопросы и, как бы банально это ни звучало, каких либо идеалов. Как следствие всего вышесказанного очень часто слышатся жалобы в адрес двадцатилетних, что те не видят ничего, кроме пива и футбола (с различными вариациями тема остается одна и та же: sex, drugs и rock).
Что же делает человек в подобном идейном вакууме? Ответ прост: создает себе альтернативу. Создает такую идею, которая идет вразрез с общественными стереотипами мышления (альтернативные, подпольные идеи существовали во все времена; начиная с революционеров и заканчивая хиппи, панками, даже люберами и скинхедами).
Учитывая все вышеизложенное, совершенно неудивительно появление такого субкультурного элемента (ставшего в последствии явлением масскульта, что вполне закономерно), как Чак Паланик и его эпохальной вещи «Fight Club» («Бойцовский клуб»). Стал он популярен только благодаря выходу одноименного фильма Д. Финчера. Обсуждалось данное явление бурно, вывод был сделан вполне логичный: очередной андеграундный писака, у нас своих Сорокиных хоть пруд пруди. И интерес со временем спал. Паланика на полках книжных магазинов стоит много, читают же его ныне искушенные единицы.
А вот фильм до сих пор засматривают до дыр. Ибо фильм несколько отличается от книги. Диски с фильмом исцарапаны, он растащен на цитаты, которые заучиваются наизусть, знатоки спорят о том, какой же из вариантов перевода лучший. А почему? Почему так долго? Пик популярности, казалось бы, прошел, тема исчерпана и закрыта. Но нет, фильм до сих пор можно достать с трудом. На улицах появлялись люди, ищущие драки. Изо дня в день пересматривающие «Fight Club». Откуда все это?
Возьму на себя смелость предложить объяснение. В конце статьи приведу иную точку зрения. Какая из них верна (или же неправильны обе) – решайте сами.
Корпоративные вечеринки. Корпоративный стиль в одежде (по-русски это называется униформой). Корпоративный гимн. Корпоративная культура. Как там пел Серега Шнуров? «Ты менеджер среднего звена…» На работу обязательно являться при накрахмаленном воротничке и галстуке. Женская юбка должна быть строго ниже колен, а блузка – непрозрачной. Все аккуратно причесаны и абсолютно асексуальны, рискну даже сказать – бесполы. Вот вам типичная картинка работы типичного молодого человека из типичной современной семьи. «У него в квартире есть газ, телефон и вода…» (С. Чиграков). А по приходу домой – футбол по телевизору с бутылкой пива в руках. Тем, кто работает на ступеньку повыше в корпоративной иерархии, приходится еще хуже. «У меня строительная фирма. Поэтому каждый вечер я прихожу домой, сажусь на диван и ни о чем не думаю» (П. Мамонов, моноспектакль «Шоколадный Пушкин»).
И в этом безыдейном пространстве вдруг возникает «Fight Club» с его неприятием синдрома «белого воротничка», предлагающий альтернативу вышеописанной схеме поведения. Бред Питт, выступающий в роли проповедника новой – новой? – идеи мирового хаоса («Ах, какая сексуальная спина!» – восклицает моя подруга за очередным просмотром фильма, повторяя каждую сакраментальную фразу Тайлера одними губами и завороженно глядя в экран).
¬Не берусь утверждать, как обстоит ситуация в той же Америке, но появление «Fight Club» в России было вполне закономерно, если не сказать – ожидаемо. Русская общественность всегда была своеобразной, и, в отличие от Запада, не может свыкнуться (пока?) с тем образом жизни, который пресловутый нехороший Запад упорно ей навязывает. Не может русский парень привыкнуть к корпоративной культуре поведения, к обществу потребления, если угодно.
В менталитет русского парня заложено что? – Кулачные бои. Традиционная забава на Руси какая? – «Стенка на стенку». И Тайлер со своими идеями лишь пробудил давно дремавшую в русской душе тягу к размахиванию кулаками. Однако есть одно принципиальное различие. «Стенка на стенку» не имеет задачи разрушить общественный уклад, это просто выброс излишней энергии, не нашедшей себе применения. Философия же «Fight Club» заключается именно в противостоянии системе. Учитывая современную социальную обстановку, «Fight Club» пришелся как нельзя кстати. Простой российский паренек, работающий менеджером в крупной компании, давным-давно мечтал расквасить морду своему лоснящемуся от жира начальнику, который каждый вторник нацепляет на себя васильковый галстук, а каждую среду – бирюзовый в красную полосочку. И на экраны выходит фильм, детально показывающий, как это надо делать, да еще и дающий ответы на те вопросы, которые нашего паренька изо дня в день мучают. И паренек убеждается в том, что он – это не его работа, не его машина и не его счет в банке. Ему доказывают, что успешная карьера – совсем не показатель личности, не критерий оценки человека. И говорят, что он не один такой.
Совсем неудивительно, что после выхода фильма вечерами на улицах стали появляться группки молодых людей, намеренно ищущих неприятностей. Нападали они, как правило на компании парней, которые были крупнее по телосложению и превосходили численностью. И люди, ищущие драки, практически никогда не проигрывали. Что закономерно – ребята были отнюдь не из рабочих кварталов, финансовых проблем не испытывали и отсутствием мысли тоже не страдали. Интересная тенденция, не правда ли?
Может быть, фильм дал этим ребятам то, что им было необходимо? Ответы, которые не может дать общество? Решайте сами.
Вот первое объяснение подобного явления. Вторую точку зрения излагаю со слов знатока фильма: «Какие ответы, ты что!? Фильм – череда вопросов, а не ответов. С чем в итоге остался главгерой? Тайлера – свое альтер эго – он уничтожил. Человек обрел личность, а весь мир в это время успел сойти с ума, обратился в «тайлеризм». Кем стал главгерой? Вращаться в мире корпораций он больше не может, оставаться предводителем этого анархичного бунта – тоже. И что ему делать?
А драки на улицах… По сути дела, это первая и закономерная мужская реакция на фильм, первое принятие или отторжение, или что-то еще… Я тоже после этого фильма дрался. И многие люди… Хочется узнать, что это такое, попробовать. Молодо-зелено… А после драк уже начинает работать голова (у кого она есть). Уже начинается анализ фильма, идей и всего остального.
Состоятельные парни лезут в драку? Да тут не в «Fight Club» дело! С таким же успехом они могли бы надираться водкой каждый вечер или девочек снимать. Просто мажорам энергию девать некуда… Пересматривали каждый божий день «Fight Club»? Просто смотрели кино за едой. Это мог быть любой другой фильм. С Чаком Норрисом, например.
Так что «Fight Club» – сплошные вопросы о личности, ее месте в обществе, критериях оценки, самооценки в том числе.
Кстати, а ты знаешь, что, по сути-то, Тайлер работал на ту самую систему, которой противостоял?..»
Да. И создал в итоге прообраз тоталитарного государства. Старо. Еще в «Стене» «Пинк Флойда» нам все доходчиво рассказали и показали.
Как относиться к «Fight Club» – личное дело каждого. Однако не признавать «Fight Club» как некое культурное явление – просто игнорировать очевидное. Нужно понять и задуматься. Только учтите, что мы – это не наша работа, не наш счет в банке и не тачка, на которой мы ездим. «Мы – промежуточное звено в истории. У нас нет ни своей цели, ни своего места. Ни Великой Войны, ни Великой Депрессии. Наша великая война – война духа. Наша великая депрессия – наша жизнь». А ежели сорокалетних не устраивают наши с Тайлером идеи – предлагайте альтернативу. А мы подумаем, принимать ее или нет. Ибо те ценности, которые навязывают нам корпорации, реклама и общество потребления, не соотносятся с нашим духом.

10.2006


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.