Северный хлопок. На волю

СЕВЕРНЫЙ ХЛОПОК

"О!”- скажет читатель. - Конечно же это - лен. Льняное волокно
из стебля растения. Чистая целлюлоза.-
Но есть в Нечерноземье на пустырях и неудобьях другой "местный хлопок". Шелковистые парашютики бодяка, осота, козлобородника образуют местами густые заросли в августе-сентябре. Эти белые парашютики из чистой целлюлозы иногда покрывают и большие пространства Подмосковья. Чистые блестящие нити радуют глаз. Почему бы не использовать когда-нибудь такой "русский хлопок"? Многие проблемы Российской одежды были бы решены...

ГОД МУХОМОРА

В конце двадцатого - начале двадцать первого веков с грибами происходит что-то не то. Сыроежки растут рядом с многоэтажными домами, а лисички теряют свой ярко рыжий цвет. Да и вообще съедобные грибы редко встречаются, да и несъедобные тоже. Уж на что были
раньше распространены поганки, и те не часто встретишь, не говоря уж о красавцах мухоморах. Во времена моего детства 50-60х годов двадцатого века россыпи красных мухоморов были привычными в июле-августе. А потом, почти десятилетия, такого множества не встречалось.
 Однако переход в новый век опять принес изменения - грибов стало не так много, по крайней мере, шляпочных. Но вот в октябре, среди пожухлой травы луга близ "вспыхнули" яркие шляпки, красные с белыми крапинками. И много... Один, два... без счета. Октябрь ведь! Холодно! Никаких других грибов, а мухоморам хоть бы что!

ИЗ ЩЕЛЕЙ

Что растет в щелях асфальта, между дорожными плитками, из оград, сделанных из кирпича и бетона? Кажется, на чем расти-то!Ан есть на чем! Набилась дорожная пыль, капнула птица - вот и почва готова. В нее проник вездесущий одуванчик и, как солнечная батарея лунохода, развернул розетку листьев. Маленькие парашютики, оказались десантом жизни в узкой щели. Еще одна щель - еще одна жизнь; это торчат листья белого клевера, намечается уже белая головка соцветия.
 В расщелине асфальта у кирпичной ограды волнуется целое сообщество - лебеда, марь, пастушья сумка, полынь и... побег, цветущий побег шиповника. Кстати, шиповник: облюбовал не только расщелину асфальта или дождевой нанос земли прямо на голом асфальте, но и дырку в кирпиче ограда. Корни проросшего семени расширили эту дырку, и вот, пожалуйста, растет уже двух-трехлетний кустарник с упругими зелеными листьями. Тут же рядом, на намывах земли на асфальте красуется приречный клен с маленькими листьями. Ему уже три-четыре года. По сравнению с обычными кленами он дает мало проростков, а тут, видите, пробудилось к жизни семя! Но и это еще не все. Здесь же рядом с кленом пристроились полынь и манжетка, уже перевитые полевым вьюнком. Как говорится, если жить, так вместе.
А горец почечуйный или птичий любит расщелины между дорожными плитами, а соседей не любит. В мелких густых порослях не найти других видов.
 В щелях крыш низких домов и козырьков высоких многоэтажек начали и наладили жизнь самолетики - семена березы, щедро рассыпаемые осенью и подхватываемые ветром. Вот и кто-то обосновался в верхнем ярусе - уже березовое деревце шелестит. Вязы и ясени тоже попадают в такие щели. Нет-нет, да рядом с березкой выбиваются вязовые и ясеневые побеги.

На волю

На все есть мода. Даже на то, что растет на газонах. Не так давно дикие растения Иван-чай, незабудки, колокольчики, чудесно оживляющие Приокские берега, поселились на клумбах и куртинах. В условиях хорошей земли и ухода они стали еще прекраснее. Тонкость и изысканность цветов еще более выиграла в густом посеве. Даже краски стали ярче. В отличие от диких пришельцев их соседка по новому месту обитания - один из видов гвоздики - никогда не знала воли. Она не была похожа на свою прародительницу гвоздику-травянку, а скорее на звездчатку, тоже из семейства гвоздичных. Появились эта гвоздика в результате поисков трудяги - селекционера, но не была самоцелью. Он искал более красивые виды и сорта. Алые лепестки маленьких цветов напоминали искусственные звездочки пшеничной крупы под названием Артек, ныне всеми забытой. Достоинством выведенного растения была неприхотливость, и его рекомендовали в куртинные посадки , где яркие соцветия могли образовать яркое пятно.
Странное дело! Создание рук человеческих рук не блистало на клумбах. Взгляд не останавливался на нем даже в групповых просадках. Мимо клумбы проходили , любуясь Иван-чаем, удивлялись мощи гиганта борщевика, отнюдь не красавца , а скорее просто диковины, которую никогда раньше не высаживали на клумбах среди культурных растений. Сизоватые листочки и стебли нашей гвоздики слегка колыхались на ветру, стараясь избежать тени большущих листьев гордого борщевика.
Гвоздика была недовольна. А что делать, разве с места сдвинешься ?
Она вздохнула.
-Что за вздох? - пророкотал борщевик. - На волю захотелось? Ну да, если я захочу, всегда могу отсюда удрать. Он указал в сторону от клумбы
- Вон мои самосевки. Самосевки, не столь большие, как прародитель, закивали листочками.
- У меня-то нет самосевков, - опечалилась гвоздика, вспомнив, что ее
каждый год ее после цветения скашивают, давая дорогу другим, более поздно
цветущим видам. Потому-то ее семена и не вызревали. А борщевика почему-то не трогают, вот он и может убежать отсюда, хотя бы и посредством деток.
Фиолетово-розовый Иван-чай сочувственно взглянул на гвоздику
- Не расстраивайся. Я рос и на воле, за мою красоту меня вечно выдергивали в поле, хотя в вазе я не слишком хорош. А здесь меня не трогают, лелеют, любуются, ухаживают. Зачем мне воля? А ты вообще чуть ли не из пробирки, вся искусственная, пропадешь ведь среди диких конкурентов. Смотри, какая хищная сныть! Или крапива. К ним хочешь?
Гвоздика стыдливо умолкла. Через минуту, она не успела охнуть, в ее посадку на краю клумбы влетел мальчишка , катавшийся на роликовой доске и потерявший равновесие. Всей тяжестью он придавил бедную гвоздику, а поднимаясь зачем-то пхнул ни в чем неповинный борщевик ногой, а потом принялся откручивать его довольно неприятно пахнущее соцветие. Не сумев оторвать толстый стебель, он повалил растение и убрался восвояси. Так под поваленным борщевиком долго росла смятая гвоздика. Она слышала, как над ней прозвенела коса - и борщевик исчез, а над ней потом сомкнулись укроповидные заросли космеи.
Благодаря этим обстоятельствам гвоздика впервые дала плоды и дождалась созревания семян. Увы! Ее дети вынуждены были разделить ее судьбу - жить на клумбе, потому что семена упали рядом с матерью. В конце сентября клумба стала темно-коричневая, блеклая, отцветшая. Землю на клумбе порыхлили, убрали увядшие растения. Потом пошли дожди.
Однажды через клумбу пробежала собака, за собакой проследовали резиновые сапоги хозяина. Сезон кончился. На следующий год в июне среди лиственниц скверика гуляла незнакомка. Она перешла в небольшую рощицу из дикой яблони и боярышника. Сюда редко, кто заходил.
- Что это? - удивилась искательница приключений. Среди зеленой густой травы с редкими лютиками и голубыми мазками вероники рос аленький цветочек. Нежные краски зари на этом фоне заставляли вспомнить старую сказку о вечном поиске счастья. Она смутно припомнила, что где-то видела этот цветок мельком. Наконец ее осенило. Да этот цветок удрал с клумбы ? . Потом она пошла искать клумбу, которая находилась довольно далеко от рощицы . На клумбе росли те же самые аленькие цветочки , скромно теряясь среди ликующего Иван-чая. Она рассказала о своей находке приятельницам. Те ходили взглянуть на чудо. И очень скоро аленькие цветочки исчезли из рощицы.
Однако цветы разговаривают. Свобода обернулась для аленького цветочка (его правильное название лихнес халцедонский) трудной стороной . Но был прекрасный миг свободы и красоты. Этот миг поманил других. Вскоре в других частях городка с газонов и клумб спрыгнули рудбекия и аквилегия, зашагали негазонную пустоту поля, рощи, луга. А прихотливая красавица гайллардия вообще выросла на ступеньках рядом с научным институтом. Пример аленького цветочка показал, что только на воле можно стать заметным.


Рецензии