Меняющиеся мужчины в меняющемся мире. ч. 1

16-06-2003 Кирилл Бойченко, юрист КЦГИ
 
Начиная разговор о меняющихся мужчинах в меняющемся мире, мне бы хотелось вспомнить об истории мужчин в целом. История мужчин появилась как реакция на историю женщин и как попытка уравновесить крен в сторону изучения женщин, сложившихся в гендерных исследованиях в 70-80 годы XX века. История мужчин начала развиваться с середины 80-х годов и сосредоточилась на том, как и почему политика, военное дело и войны стали конструироваться как естественно мужские сферы действия.

Гендерную историю необходимо рассматривать не только с точки зрения меняющихся мужчин, но и с точки зрения меняющихся женщин в меняющемся мире. Такие понятия как маскулинность, то есть мужественность, и фемининность, то есть женственность, формируются в зависимости друг от друга. Таким образом, необходимо изучение гендерного конструирования обоих полов, чтобы корректно представить себе исторические процессы.

Еще в 80-х гг. были отвергнуты утверждения об унитарной половой роли мужчин в обществе, поскольку эмпирический материал не подтверждал этого. Это побудило к пересмотру представления о патриархате как доминирующем общественном устройстве.

Место и роль маскулинности в историческом процессе концентрируется вокруг следующих проблем: первая из них - это проблема разнообразия типов маскулинности, то есть плюрализм маскулинностей. Разнообразие типов маскулинности является историческим фактом, различные культуры и различные исторические периоды по-разному конструировали мужскую гендерную идентичность. Можно говорить о существовании различных типов маскулинности. Например, среди них можно выделить такой тип как рыцарь, джентльмен, буржуа, или новый русский. Все они имеют определенный круг "обязанностей" и наделяются определенными чертами, то есть являются результатом типизации.

Существуют три стратегии, которые отражают тип мужественности, проявляющейся в заботе о других, а не в жестокости.

Первая стратегия - это ответственность в отношении детей.

Современный мир нуждается в революционном изменении понятии отцовства. Революция, основанная на том факте, что не только женщины имеют детей, но и мужчины, требует осознания пожизненной ответственности за тех, кого произвели на свет.

Эта революция уже началась во многих странах, где отцы теперь присутствуют при родах, где создаются специальные группы отцов, у которых рождаются первенцы, и где отцы имеют право на отпуск после рождения ребенка. Многие мужчины сегодня хотят всерьез принять на себя ответственность за воспитание детей, и именно они играют важную роль в создании нового образа мужчин и отцов.

Речь идет о том, чтобы выработать новый язык, который введет мужчин в другую область, отличную от атмосферы грубости, которая царит в современной мужской культуре. Необходимо давать юношам такое духовное воспитание, посредством которого они смогут понять и выразить собственные чувства. В последствии юноши, ставшие мужчинами, научатся сами решать свои проблемы и защищать себя, а также уметь брать на себя ответственность за результаты своих собственных действий.

Вторая стратегия - это умение брать на себя ответственность за свои собственные действия.

Необходимо определить природу своих чувств. Нельзя отождествлять чувства с женственностью. Нужно пересмотреть свою эмоциональную жизнь и, если возможно, найти новый язык для выражения своих чувств.

Трудно порвать с культурой, в которой мужчины научились быть независимыми и повелевать другими; культурой, которая лишила мужчин возможности говорить об интимном. Необходимо выработать другой язык, создать "ответственную мужественность" на новых примерах ее проявления, утвердить новую мужскую этику, основанную на двух концепциях: ответственность и забота.

Третья стратегия - это ответственность перед обществом. Во многих странах в настоящее время существует сильное стремление сохранить природу. Приверженность этой идее часто кажется парадоксальной, потому что то, что происходит в природе, просто является продолжением того, что происходит в обществе. Жестокое общество должно неизбежно породить жестокое отношение к природе.

Эгалитарность - равенство полов - означает то, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Равноправие является новым делом как для женщин, так и для мужчин. Нельзя заниматься по отдельности вопросами равноправия женщин и мужчин, если мы хотим иметь улучшения в этой области. Недостаточное равноправие является результатом многовековых предрассудков, традиций и культурных форм. В течение одного дня их невозможно изменить, и только представители одного пола не в состоянии осуществить это. Гегемония одного из полов в тех или иных сферах жизни связана с господствующей точкой зрения о только мужском и только женском деле. Например, более слабое положение женщины в трудовой деятельности прямо сопоставимо со слабой ролью мужчины в семье. Если мы хотим улучшить позиции мужчины в семье, то следует оказывать поддержку женщинам в трудовой жизни и наоборот.

Литература:

Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / М. 2002. 256 с.
Materials of international seminar: promoting equality: a common issue for men and women / 17-18 June 1997 / Palais de l'Europe, Strasbourg.
Точки зрения мужчин на равноправие / Йоуни Кемпе / Хельсинки / 2001.


Рецензии