Послесловие

(По идеи Михаила Малинина)

Все сидят в междувременном пространстве, вроде сновидения, но всё на яву.

Человек: (стоя)
«Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
В магистрах, в докторах хожу
Но знанья это дать не может,
И этот вывод мне сердце гложет,
И к магии я обратился,
И тайну бытия открыл.
Однако я при этом всём
Был и остался …
Все смеются

Человек:
«…дураком.»
 «Фауст» Гёте.

Все чокаются и выпивают, и молчат. Второй уныло покуривает сигару и читает надпись на этикетке; Третий держит в руках гитару, смотрит на неё, но не играет; Человек, так и стоит, погрузившись в раздумье; Первый потягивается от телесной дремоты… - это продолжается некоторое время, примерно вечность.

Первый: Слушай, у тебя же есть ружьё?
Человек: Есть…
Первый: Зачем оно тебе?
Человек: А зачем тебе машина?
Некоторое время молчат…
Первый: Просто так…
Человек: Вот и мне просто так…
Некоторое время молчат.
Первый: А ты кого-нибудь убивал?
Человек: Нет…
Первый: А если надо убьешь?
Третий: Не убьет…
Третий, изображая «магнум» рукой, делает долгий и оглушительный выстрел с эхом.
Некоторое время молчат…
Человек: Убью, почему нет?
Первый: Ну, тогда убей меня.
Все привстали кроме первого.
Человек: Зачем?
Первый: Просто так. Я тебя как друга прошу.
Человек с ружьем: (берет ружье) Тогда ты умрешь, ты это понимаешь?
Первый: Это единственное, что я еще не пробовал….
Человек с ружьем: (стелит скатерть на пол, чтобы пол не запачкать) Чтобы пол не запачкать…
Первый: … в своей жизни…
Человек с ружьем отводит первого на место
Человек с ружьем: Пока.
Первый: Пока. Пока всем.
Все молчат, Человек с ружьем взводит затвор, выстрел. Первый падает. Все молчат.
Второй: Круто, круто, ничего не скажешь…Теперь он все попробовал…
Третий: Хочешь, тоже попробуй…
Все молчат.
Второй: Хочу…
Человек с ружьем: Вы начинаете пользоваться моей дружбой…
Все смеются.
Второй: Хочу… А я всегда получаю, что хочу….
Человек с ружьем: Ты понимаешь, что ты умрешь…
Третий: Конечно, понимает…
Второй: Хо-чу…
Человек с ружьем: (взводит курок, прицеливается) Пока…
Второй: Пока (со всеми спокойно, вальяжно прощается за руку).
Выстрел. Второй падает.
Оба молчат.
Третий: Может, выпьем.
Человек с ружьем: Давай…
Третий: Забавно получилось, не правда ли…?
Человек с ружьем: Мда… чего только люди не хотят попробовать…
Третий: А ты сам-то хотел бы?
Человек с ружьем: Нет, я не хочу… У меня ружье есть…
Смеются. Выпивают.
Третий: Знаешь, я ведь такой же, как они. Все что хотел у меня есть, теперь не хочу ничего, но в отличие от них не попробовал две вещи: Это умереть, но я надеюсь, что ты мне в этом поможешь…
Человек с ружьем: Как тебе угодно, ты же знаешь мне для друзей ничего не жалко…
Третий: …и второе – это душу продать дьяволу, но ведь не могу же я продать душу самому себе…
Оба смеются.
Человек с ружьем: Да уж, забавно все это…
Третий: другого слова не подберешь… ну, пока?
Человек с ружьем: Пока… (прицеливается) Точно?
Третий: Полный вперед!
Выстрел. Третий падает.
Человек снимает ружье, выпивает стопку, берет стул и садится напротив камеры, говорит в камеру, всему человечеству…
Человек: «Покуда жив, живи, не неся ни себе, ни тем жизням, что за это славное время соприкасаются с твоей, ни уродства, ни смерти. Ищи всюду добро, а отыскав, выводи его в свет и пусть оно будет свободным и гордым. Не дорожи материальным и плотским, в нем гнездится смерть и оно непременно умрет. Поощряй добродетель во всякой душе. Избегай очевидного, оно не достойно ясного взора и доброго сердца. Не ставь себя выше или ниже своих ближних. Помни, каждый человек есть разновидность тебя самого. Презирай зло и безбожие, но не безбожников и злодеев. Их не суди. Не стыдись доброты и великодушия, но если придет в твоей жизни пора убивать, убивай и не кайся. Живи, покуда жив, не добавляя к мирским страданиям и горю, а улыбаясь безграничному очарованию и таинству этого чудного времени». Уильям Сароян.
Аркадий Нэтов
17 января 2005 года.


Рецензии