Страдивари в законе. Ч. 2. Виолетта Баша

СТРАДИВАРИ В ЗАКОНЕ .Часть - 2.
Подробности.

В ночь на 25 мая 1996 года, преодолев четыре блокпоста,
две незамеченных охраной тени проскользнули в экспозиционный
зал государственного музея музыкальных инструментов имени
М. И. Глинки. В считанные минуты были похищены две скрипки,
одна из которых - Страдивари. Цена последней зависит от
условий продажи и колеблется от 700 тысяч до двух миллионов долларов.
КОНЕЦ МИНОТАВРА.

Свидание было похоже на события кинофильма: я словно попала внутрь картины. Вот она, знаменитая Петровка, 38. Встреча назначена у подъезда с козырьком следующего дома ровно на десять утра. Прежде чем появился он, прошло несколько человек с похожими приметами: кепка, куртка…

И все-таки я его сразу узнала. Что-то его отличало от других. Интуитивно
догадалась, что именно он - сотрудник МУРа. Полковник Государев пришел на встречу после ночного дежурства…

С ней не сравним ни один музыкальный инструмент. По латыни она носит
красивое имя Виола. Скрипичные концерты Вивальди могут святого
толкнуть на преступление , а преступника сделать монахом. Ее создал сам Бог.
Или сам Дьявол? Недаром великого скрипача Паганини считали дьяволом и
по легенде после смерти гроб с его телом его сын десятилетиями возил из
страны в страну, а церковь препятствовала преданию его земле. А может
быть, он и вправду был дьяволом? Люди сходили с ума на его концертах -
он играл так, что когда струны одна за другой лопались под его смычком,
музыка не умирала... даже когда лопнула последняя струна. Такова легенда.

… Мы сидим в его машине. Включен диктофон. Рассказывая о событиях тех
драматических полутора лет , мне кажется, он их переживает заново. Виктор Иванович Государев - заместитель начальника 9-го отдела МУРа вполне бы мог стать неплохим ученым или артистом. Поиск, анализ, риск, вхождение в роль, когда надо «закосить» под «урку»…и провал здесь равносилен смерти…
… Весна 1996-го года подходила к концу. Глубокой ночью - было около трех
часов - с 24 на 25 мая двое неизвестных подошли к запасному выходу музея музыкальных инструментов имени М.И. Глинки. От вожделенной цели их отделяли четыре блокпоста ( системы охранной сигнализации). Незадолго до этой роковой ночи в музее велись ремонтные работы, через служебный вход выносился стройматериал. Именно это обстоятельство и помогло похитителям составить план. Тщательно готовясь к операции, они заранее раза 3-4 посетили музей. Сигнализацию первого блокпоста преступники отключили путем разрыва цепи, переведя систему во внутренний режим. В результате система…стала показывать, дверь закрыта и находится под охраной, но ровесники (им обоим тогда было по двадцать восемь, оба - выпускники военного училища имени Верховного совета) Яков Вячеславович Григорьев и Игорь Валентинович Шайдуров уже были внутри. Однако другие блокпосты дали сигнал на пульт, у которого находилась охранница музея, дежурившая в ту ночь. Она подошла к дверям экспозиционного зала, куда проникли Яков и Игорь, подергала большие двойные дубовые двери - все было закрыто. « Опять сбой сигнализации?» - подумала она . Такое уже бывало - от смены температуры или, грубо говоря, когда мышки пробегали. Да и система была уже старая, могла коротнуть. Посчитав, что произошли технические неполадки, охрана отключила сигнализацию. Главное, чего не сделала охранница, - не вышла на улицу посмотреть на дверь пожарного выхода, хотя это входило в ее обязанности. Но эту дверь почти никогда не использовали… Но… именно этой дверью пользовались и строители!…Был шанс спугнуть воров и этот шанс был упущен. Через несколько минут та же парочка была уже на улице. В руках одного из них была сумка, внутри которой были скрипки. Преодолев забор, они скрылись на машине. Свидетелем сего была лишь теплая майская ночь. Впрочем, как выяснилось намного позже, был еще один свидетель…

Этот глубокий, этот почти человеческий голос есть только у одной из
дьявольского племени виол - у скрипки Страдивари. Имя Страдивари знакомо даже тем, кто никогда не слышал ни одного скрипичного концерта. Антонио Страдивари, самый известный из династии скрипичных мастеров Страдивари, в 18 веке создал около тысячи инструментов, мистически и неудержимо привлекавших гениальных исполнителей и не менее гениальных …похитителей.
Утром следующего дня, когда как всегда мастер, реставратор и эксперт музея Амиран Павлович Оганезов пришел на работу, он был потрясен - повсюду работали сотрудники милиции, шкафы были разбиты, скрипок не было. В этот же день началось следствие по делу № 033542 , было выдвинуто ряд версий. Ограбление было сделано так квалифицированно, что закрадывалась мысль об участии в нем нынешних или бывших сотрудников музея, возможно, просто в роли наводчиков. Под подозрение попал даже невиновный, как оказалось, директор музея Анатолий Дмитриевич Панюшкин. Особенно после того, как он отказался пройти детектор лжи. Под подозрение попали и строители…

За мечтой о владении божественной скрипкой тянулся шлейф самых загадочных похищений двух столетий. Дьявольское наваждение не обошло и Николая Второго. Похищенную у последнего русского царя скрипку удалось вернуть, однако, не было ли это намеком на трагический закат дома Романовых?..

По горячим следам похитителей задержать не удалось.
Третьим направлением поисков стало изучение ранее судимых по подобным делам…Буквально на следующей неделе в музее раздался звонок. Вкрадчивый голос предлагал вернуть скрипки за вознаграждение. А середине июля преступники обратились в… «Московский комсомолец»! У них не было другого выхода - скрипки были столь знаменитыми, что продать их незамеченными было просто невозможно. О преступлении уже знал весь мир: по каналам Интерпола были разосланы шифртелеграммы…
Похищенная из музея скрипка Антонио Страдивари была подарена Да-
виду Ойстраху бельгийской королевой Елизаветой и передана в музей после
смерти Ойстраха его родственниками. Для продажи подобной скрипки
требуется сертификат, право на выдачу которого имеют только пять человек в мире. Все они были сразу после похищения предупреждены…
За возврат скрипок преступники хотели получить два миллиона долларов, представившись не преступниками, а людьми, которым «скрипки некто передал за долги». Журналисту они передали конверт, который он отнес в МУР. Сотрудники, вскрыв конверт, обнаружили там некачественные фотографии скрипок - на сто процентов нельзя было сделать вывод, что скрипки - те самые. Все же специалисты склонялись к мнению, что скрипки подлинные. Кроме скрипки Антонио Страдивари преступники похитили скрипку Якоба Штайна…
Немецкий мастер Якоб Штайн считается на родине вторым Страдивари, хотя создавал свои шедевры задолго до Антонио и были они не хуже. Украденная скрипка Штайна сделана в первой половине 18 века и на 10 лет старше похищенной скрипки Страдивари. Специалисты считают
скрипку Штайна по некоторым позициям даже лучше скрипки Страдири, но такова прихоть истории: человеческая память выбирает лишь одного из равных Богу, а Слава - дама капризная…
Когда преступники позвонили в музей во второй раз, от лица его сотрудников с ними разговаривали уже МУРовцы: «Вопрос этот настолько важен, что мы уже подключили многие коммерческие структуры и международные фонды, чтобы выкупить у вас эти скрипки, но у нас есть сомнения в том, те ли это скрипки. Нужны подтверждения». Договорились о передаче кассет. Первая была получена через ячейку в камере хранения Белорусского вокзала. Вторую более качественную кассету, на которой были видны все трещинки и отколы лака, передали через нотный магазин на Садовом кольце, оставив ее под пожарным шкафом, предварительно позвонив. Сомнений не было - скрипки подлинные. Задержать во время звонков преступников не удавалось: они действовали грамотно, звонили только из автоматов, расположенных парами. И хотя достаточно нескольких секунд, чтобы определить адрес автомата, группы, даже успевающие подъехать, не могли определить звонивших: по улице просто спокойно шли прохожие… Всего было 10-12 звонков, зафиксированных на пленку. Шел торг, цена с двух миллионов долларов была сбита до миллиона. К этому времени эти деньги были выданы Виктору Ивановичу и хранились в спортивной сумке у него в сейфе: МУР был готов к совершению сделки, однако, преступники могли просто всех пострелять, забрав деньги. И хотя Виктор Иванович и его коллеги постоянно тренируются в стрельбе, риск надо было свести к минимуму. Для совершения сделки был выбран депозитарий банка МЕНАТЕП, имеющий вооруженную охрану и доступ к ячейкам, оформляемый соответствующими документами. Было получено согласие сторон и забронировано две ячейки. В назначенный день преступники, заподозрившие неладное, в депозитарий не явились. На этом все оборвалось. Звонков больше не было…
Отрабатывалась версия с выездом в Питер. След вел к Дмитрию
Якубовскому. Поступила информация о заказе на продажу какой-то скрипки. Как оказалось, речь шла о совсем другом инструменте. След оборвался опять…
В сентябре 1996 года Москву потрясло известие. В ночь на 23 сентября 1996 года была совершена кража 261тома ценнейших книг из Государственной публичной исторической библиотеки. Среди них - коллекция книг графа
Уварова, знаменитый «Апостол» первопечатника Ивана Федорова, рукописное Евангелие, испанский инкунабул (так называются книги первого века книгопечатания) «Пословицы» Лопеса де Мендозы 1685 года. Расследовать это дело было поручено Государеву. Теперь он возглавлял сразу два штаба - по делу о скрипках и о книгах. Через неделю в МУР поступила информация: в 4-5 книжных магазинах Москвы появляется парень, предлагающий для продажи книги, входящие в перечень похищенных. Магазины были взяты под контроль.
В гостинице «Метрополь» есть коммисионный антикварный магазин. « Мы подключили всю нашу разведку, - вспоминает Виктор Иванович. - Выйдя из магазина, подозреваемый сел в машину. Мы сели ему на хвост и вели по городу. На светофоре я увидел, что у него на заднем сидении лежат несколько разыскиваемых книг. Приняли решение - задерживать. Но на трассе этого делать нельзя.
Ехали по Ленинскому проспекту, по Вернадского. Когда он подъехал к жилому
дому, его задержали». Задержанным оказался Григорьев. После отпираний, поставленный в тупик, он признался в краже, рассказав, что совершали ее вдвоем.
Вторым был Шайдуров, которого планировали объявить в розыск.
Находившийся на свободе Шайдуров, узнав, что подельник задержан, чтобы скрыть следы, планировал утопить книги в Яузе! Тем временем на Шайдурова
был выставлен сторожевой листок, чтобы, если где-нибудь он был бы задержан, о нем тут же бы сообщили отделу. Через знакомого Шайдурова удалось договориться о возврате книг тайно. В полпервого ночи дома у Виктора Ивановича раздался звонок: книги будут завтра в условленном месте - теплом гараже около
Яузы. Там в семи мешках сотрудники действительно обнаружили пропажу. Мысли о том, что оба преступления совершили одни и те же «герои», пока не было.
…Вдруг в материалах на похитителей книг обнаружилось упоминание об их
интересе к скрипкам. Задержанного Григорьева повезли мимо музея Глинки.
«Яков, видишь здание? - обратился к нему Виктор Иванович. - Знаешь, что это
такое?» «Нет, не знаю». « Музей». «А что там?» «Как что? Вы ж со своим приятелем отсюда скрипки украли!». «Что вы, Виктор Иванович!» - побледнел задержанный. По изменившемуся голосу Государев понял, что прав: оба преступления - дело одних и тех же «умельцев». Экспертиза подтвердила: голос одного из звонивших по поводу скрипок совпал с голосом Григорьева. Когда Виктор Иванович показал результаты экспертизы Григорьеву, он просто сполз по стулу.
Придя в себя, Яков попытался дать ложный след, свалив само похищение на
людей из уголовного мира, контролирующих игорный бизнес и завсегдатаев казино, упорно утверждая, что получил скрипки за долги. Однако, быстро обнаружились нестыковки.
Вдруг удалось найти одну свидетельницу, которая выгуливала собаку
( в три часа ночи!) и видела, как один человек стоял на улице, а второй перелезал через забор музея с сумкой. В одном из них она опознала Григорьева. Григорьев дал признание. Но, главное, надо было вернуть скрипки! Яков рассказал, что одно время их прятали в подсобках офиса фирмы его мамы. Конечно, там
их уже не было…
В дело, которое разрыгрывалось словно по сценарию самого Дьявола
(чего стоит только роковая цепь случайностей с охраной в музее!), наконец вмешался сам Господь или Его Величество случай. Ас преступного мира, показавший высший пилотаж в деле, прокололся на пустяке…
«Сторожевик», составленный на Шайдурова вдруг дал результат: в адрес московского уголовного розыска поступило сообщение: « Интересующий вас гражданин Шайдуров задерживался Госавтоинспекцией г. Сочи за управление автомобилем без ремня безопасности. Составлен протокол…» 25 сентября 1997 года Государев немедленно вылетел в Сочи. «Начальник сочинского УВД полковник Малов - молодец, бывший оперативный работник» , - вспоминает Государев. При его помощи началась охота. Чтобы провести операцию, пришлось вызывать дополнительные силы из Краснодара. Нужна была прослушка телефонов, разведка. Оцепили все Сочи. Были выбраны места, где мог появиться Шайдуров: рестораны, кафе, казино. Работали в основном вечерами. Шайдуров все время менял места проживания. Четвертые сутки не спали ночами. Оперативные группы давали сигналы. Государев срывался с места …но вновь и вновь описанный по приметам оказывался не тем: в лицо его не знали - только по словесному портрету. И все же к этому времени Виктор Иванович был уверен – если увидит Шайдурова, узнает его.
29 сентября поступил сигнал из кафе на турбазе в Адлере: похожий по приметам человек сидит за столиком. С бешенной скоростью Государев вместе с сыщиком мчатся под проливным дождем по мокрой дороге, преодолевая последние 40 километров из трассы длинной в полтора года…
Если наконец Бог стал на сторону МУРа, то дальнейшие события склады
вались мозаикой из решений, ежесекундно принимаемых только Государевым. Полагаться он мог лишь на свою интуицию, каждый шаг мог обернуться провалом или придвинуть приближение развязки…
Кто бы мог узнать в этом спортивного вида отдыхающем в майке и солнцезащитных очках опытнейшего работника угрозыска?! Увидев сидящего за столиком, Государев понял - это он. Но задерживать его сразу было нельзя.. Надо было подождать, пока сидевший с Шайдуровым человек уйдет, иначе, после задержания Шайдурова, он мог бы перепрятать скрипки. Ждали минут сорок!
Наконец приятель уехал на машине, а Шайдуров пошел пешком между домиков турбазы. ( «Шайдуров жил как Ленин в ссылке - то на съемных квартирах, то на
дачах, теперь вот на турбазе» , - шутит Виктор Иванович). Девочки в миниюбочках - разведчицы - показала, где был домик Шайдурова. Не успел Государев дойти до домика, как прямо навстречу ему из домика вышел Шайдуров. Они встретились лицом к лицу, Шайдуров жевал фурму. Государев принимает мгновенное решение. «Задержать-то мы его всегда успеем». «Игорек! Привет!
Как дела?» - обращается к Шайдурову Государев. «Я вас не знаю». «Я от Григорьева. Приехал, ищу тебя столько здесь…Встретился с ним на пересылке. Залетел по финансовым вопросам. Он попросил найти тебя, обещал денег дать заработать. Короче, надо возвращать скрипки. А то ему там хуже будет.…» Разыгрывался спектакль, в котором Государев играл роль полукоммерсанта, полубандита. Шайдуров размяк, спросил только, кто это с ним. «Сочинский приятель»…По просьбе Шайдурова, они остались наедине - минут двадцать шли по пляжу. Целью Государева было выяснение местонахождения скрипок. Предлогом - попытка «вытащить на свободу» Григорьева. Наконец Шайдуров предлагает привезти скрипки через три с половиной часа. Договорились о «стрелке» в гостинице «Москва» в Сочи. Главное, что было сказано - скрипки здесь…
На обратной дороге к машине вдруг Государев прижимает руку Шайдурова: «Все нормально, Игорек, я из угрозыска!». Такого видавшие виды сотрудники все-таки не видели давно : Шайдуров забился в судорогах, будто через него про
пустили ток 220 вольт. Они упали в песок, на них налетели сотрудники...чуть было на Государева тоже не надели наручники…
Отпираться было невозможно: Шайдурова посадили в машину и поехали в село Веселое, где у одинокой, по словам Шайдурова, женщины хранились скрипки. Когда к кромешной тьме они подъехали к дому, Игорь крикнул: «Акоп!».
О наличии в доме мужчины он не предупредил. Возможно было все, например засада. «Если что, первым умрешь ты!» - заверил Шайдурова Виктор Иванович,
воткнув ему пистолет между ребер и придерживая его за ремень. Женщина убрала собак, открыла калитку. Они вошли во двор, оставив одного сотрудника на улице. В окне показался Акоп. «Что случилось?» - спросил он. «Нужно вернуть сумку. Я потом все объясню». Акоп исчез, а Виктор Иванович ожидал худшего.
Из темного окна им передали сумку, предупредив «Обращаться осторожно!».
«Она?» - спросил Государев. Игорь ощупал: «Да». Быстро взяв сумку, они попрыгали в машину. Развернули ее только в отделении милиции. Под ворохом бумаг показались золотые колки 18 века…Государева прошиб холодный пот.


Это был необычный рейс. Вооруженный экипаж знал только : перевозят преступника. Как и положено по правилам - без наручников. Места Виктор Иванович выбрал заранее - не те, что указаны в билетах. Выбрал так, чтобы сумка все время находилась с ним. А в Москве его , уставшего, ждали репортеры ,
внеочередное звание полковника и высшая юридическая награда - «Фемида»…
подельники же отныне ждут приговор - один в Бутырках, другой - в Матросской
тишине…
Но главная награда - возвращение человечеству того, что по праву первородства относится к творениям Бога и может принадлежать только вечности…


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.