Жизнь на окраине Прод. 2

 НЕТ ЖИЗНИ БЕЗ РОДСТВЕННИКОВ…

       В неполных семьях почти всегда определённую роль играют дяди и тёти. Старшей среди бабушкиных детей была моя тётя. Это она спасла всех нас, убедив родных людей уехать из горящего города, этим дала нам всем, всему потомству, шанс родиться.
     Моя мама - средним ребёнком. А мой дядя Исаак, Ицик, как его все ласково называли, был младшим из этой троицы. Он очень любил свою маму, мою бабушку. Эта трепетная любовь пронесена была им через всю жизнь! В голодные годы ему приходилось отоваривать продуктовые карточки вместе с двоюродными братьями и сёстрами. Я запомнила бабушкин рассказ о том, как по-разному люди поступают в одних и тех же условиях. Отоварив карточки, Ицик всегда бежал домой. Иногда в пайке оказывался довесочек. Голодный мальчишка мог бы без зазрения совести проглотить его. А он радостно подбегал к матери и пытался вложить ей этот кусочек в рот.
     Дети её брата Бориса иногда приносили вместо хлеба, выданного на всю семью, корки. Мякиш они съедали по дороге. А голод мучил всех одинаково.  Я часто смотрела на дядю и представляла его маленьким, тщедушным, отдающим матери кусочек липкого невыпеченного хлеба.

     Какое-то время мои тётя и дядя жили общей с нами жизнью. Постоянный шум никого не удивлял. Казалось тогда, что так и надо жить. Потом они обзавелись собственными семьями. И те люди, которых они выбрали в спутники жизни, тоже были нам близки.
     Совместное проживание такого количества людей со сложными характерами в двух небольших комнатах съёмного жилья, не способствовало нормальной семейной жизни моей матери. Насколько я знаю, отец просил её переехать и начать совместную жизнь в другом месте. Но не вышло, не случилось…
     Тётю и дядю мы с сестрой называли по имени. Циля вышла замуж в зрелом возрасте. Она прожила со своим мужем хоть и не безоблачную, но полную любви жизнь. Её замужество было удачным и долгим.
И только смерть мужа разлучила их. Двоюродных братьев мы с сестрой всегда считали родными. Дядя ещё дольше оставался неженатым. Но и он нашёл себе пару. Много позже мы остались в квартире вчетвером: бабушка, мама, моя сестра и я.












2 октября 2007г.


http://www.proza.ru/2007/12/13/234


Рецензии
Голод, холод...
Всё перенесли.
Жить бы да радоваться!..

Ольга Смирнова 8   27.02.2024 12:40     Заявить о нарушении
Жить бы да радоваться. Лучше и не скажешь...

Веруня   27.02.2024 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.