Стать самим собой. Ситуации и позиции

 Добро и зло волос

Рассказана небольшая сказка о двух молодых людях, девушке и юноше, любивших друг друга. Девушка сказала, что зло, дьявольщина, таится в человеческих волосах. Постригут злую голову, и остриженные волоски, содержащие зло, разбрасывают по свету. А что, если остричь доброго человека, и его волосами с добром улучшить мир?
 Девушка предложила молодому человеку остричь его добрую бороду, а волоски разбросать по свету.
- Нет, - смутился тот. - Не стоит.
- Тогда, давай острижем мою голову, и мои волосы помогут уменьшить зло, - настаивала девушка.
- Ты будешь некрасивая без волос. Я не соглашусь, - ужаснулся молодой человек.
-Вот ты и подобрел, - улыбнулась его спутница. - Мои даже неостриженные волосы немного уменьшили зло.
 Вернемся в реальность. - Нет войне! Гуманизм, мир и дружба между
народами! - Эти лозунги вошли в нашу жизнь с детства. Стриженные и густоволосые лохматые считали это нормой жизни. Но вот зло опасно увеличилось - создали орудия уничтожения, пошли, как гунны, на народы, живущие на другом конце света земного шара и не сделавшие пришельцам ничего дурного. Просто понадобилась их нефть. Нефть - все, а народ, населяющий нефтеносную землю, - ничто. Кровь этого народа без счета льется за мелкие, собственнические интересы.
 Знатоки говорят, что это из-за того, что добрые люди облысели. Не достает волос, чтобы победить зло. Придется щипать-стричь овечью или козью шерсть. Может среди овец сыщется больше носителей добра?

 Пустое.

21 век показал нам, что ценности, создаваемые одними людьми - хлеб, одежда,обувь, дом, мебель и даже знания-, могут быть куплены другими людьми, которые без труда получают деньги из ничего. Да-да! Из виртуального(возможного, неосязаемого) мира компьютера!
По Интернету покупают и продают акции производств, лекарства, книги, предсказания и т.д. И уже реальные, а не виртуальные, деньги прибыли текут в карманы совсем молодых людей. Становятся квартирами, шикарными машинами, фейерверками, ночными клубами. Вложений в дело, в производство нужных людям вещей, сельское хозяйство, легкую промышленность при этом не происходит,
 Одни мошенники перекупают что-либо у других мошенников, которые ранее за бесценок скупили государственные предприятия. Они не сделали нечто новое - они перепродавали и банкротили. Посредничество стало профессией - ничего не создавать, но всегда быть с прибылью. А что же работающие на этих производствах? Они в поте лица создают продукт, получая так мало, что не всегда сводят концы с концами. Но вот появились объявления: “ Куплю без посредников, продаю вне магазина”. Это попытка устранить паразита, накручивающего своеобразную дань на созданное другими. Может быть, вирус виртуальной спекуляции не выживет вне организма хозяина?
 Не так, однако, как для биологического вируса. Для того, опасность заражения устраняется свежим воздухом, дезинфекцией хлорной известью, маской на лице, наконец, вакциной, прививкой. Виртуальный же вирус так отделен от производителя, что он и не замечает паразита, жирующего на его теле, зарплате, его знаниях. Кроме того, жизнеспособность вируса, питают бумажки-деньги. Это - тоже пустая братия, если на нее нельзя что-либо купить жизненно необходимого. Словом, пустота питает пустоту. Устранить пустое может только бартер : хлеб на соль, соль на сапоги. Но это - военный закон. А мы живем на рынке, где можно продавать пустоту.

 Семейная ступа.

Для чего нужна ступа? Человек изобрел её, чтобы толочь и размалывать зерно в муку, чтобы испечь затем хлеб. Важна ступа, древний инструмент с незапамятных времен. Аптекари и химики гордо выставляют напоказ ступки для растирания смесей веществ, как отличительный знак профессии, наряду с колбами и пробирками. Ну что такое колбы и пробирки! Просто емкости разного размера. Если стеклянные, то разобьются, и нет их. Иное дело ступа или, если, небольшая, то ступка. Она не бьётся, всегда в работе, и к ней прилагается такой же твердый и не истираемый пестик.
 Образно говоря, каждая ступка может быть вечной. Ведь никто не проследил, когда им приходит конец, если приходит. Ведь истирают материалы и зерна. Их постоянно мёняют, а о ступке забывают. Смолотили, растерли, помыли, и снова мелют, толкут, растирают. Постоянно вроде ступка работает без отдыха.
 Человеческая жизнь - что зерно и природные минералы, растираются в невидимой, но такой же не истираемой ступке с пестиком.
 Отдает человек себя семье целиком. Хорошо, если члены семьи это ценят. А нет, то играют роль ступки и пестика - разотрут и выбросят растертое после использования. Современные короли Лиры и матери-жены безответные - это все плоды работы ступки, семейной ступы. Известен случай, когда один руководитель на государственной службе поместил к себе в отдел всю семью. Сначала жену, потом сына, потом невестку, не считая вечно здесь же околачивающихся внуков. И что же? Такая мощная семейная ступа перемолола всех работающих способных сотрудников. Их в буквальном смысле слова растерли в порошок. Большинство постепенно сбежало в другие отделы. Кто обезумел от счастья достижения грошовой, но всё же независимой пенсии. Кто уехал даже на содержание к мужу, работающему заграницей. При этом пришлось бросить работу, хотя устроиться за кордоном тоже не удалось.
 Так семейная ступа перемолола всю структуру, всё полезное и деловое. В заключение семейная ступа перемолола и самого чересчур приверженного родичам главу семейства. Ступа просто перестала считать его за руководителя, полностью взяв власть в свои руки. Но сама ступка была уже пуста. Пестик молол пустоту.

 Власть ферзя

Ферзь - фигура в шахматах, может ходить на шахматной доске в любых направлениях - прямо и по диагонали. Ещё её называют королевой.
 Ох уж эти королевы! Прогремели войны и революции, что смели монархии, но это в государствах. На местах - конторе, фабрике, ферме, лаборатории - сидит мелкий монарх. Поодаль - кони, слоны и пешки. А главный при шахе - ферзь. Ферзь - обычно ближайший родственник. Сын, дочь, жена, мать и т.д. Но хуже всего - вздорная завистливая жена. Имея внуков, сыновей, мужа, во всем ей угождающего, внутри такой женщины горит сжигающий любой покой огонь, пожар злобы: - Кто-то, а не я, стал тем-то. Кто-то, а не я, получил звание! Злоба обрушивается на этого кого-то, чаще всего творческого человека, работягу, осложняя и без того трудное его существование. Беда ему, если он в подчинении у шаха, исполняющего волю ферзя! Уйти творческой пешке некуда. Максимум - перспектива стать конем или слоном, но и там свои ограничения, не то, что у ферзя.
 Ферзь заставляет сидеть в своей компании в дни рожденья, может оскорбить, в лицо выкрикнуть ругательства. Шах ведь ходит только на одну клетку, тогда как ферзь – без ограничений!
 Жаловаться шаху бесполезно - он на всё смотрит глазами ферзя... Шахматистам иногда удается ликвидировать ферзя и объявить мат королю. Но как этого добиться в жизни вне шахмат?

 Железная тетка.

Современные люди мыслят твердыми категориями, сравнивая стойкость людей с прочностью металлов. Об одной хрупкой и изящной женщине говорили, несмотря на её миловидность и женственность: “ Она - железная!” И только потому, что она не позволяла себя оскорблять.
Обычно эта женщина старалась держаться в стороне от разборок и склок. Но зловредная публика пыталась её в них вовлечь, во что бы то ни стало.
 Когда кто-нибудь переступал границы, переходя к прямым оскорблениям и клевете, мягкая в обращении женщина неожиданно становилась тверже любого прочного металла. Она переставала замечать оскорбителя. Тому это было горше всего. Ещё бы! Привыкли после оскорблений делать вид, что ничего не произошло. Даже за общим праздничным столом не переставали сидеть, а о гордячке говорили: “ Подумаешь, цаца ! Задеть её нельзя!” Словом возмущались.
 Кто нашей героине и сочувствовал в тайне, однако, боялся и слово сказать о ней доброе. Общественная злость страшила больше суда совести...

 Показательные выступления.

В фигурном катании и художественной гимнастике после изнурительных соревнований, хотя и очень зрелищных, наступает пора показательных выступлений. Здесь нет особых правил и рамок, и спортсмены во всю демонстрируют свои возможности, вплоть до эксцентрики и эпатажа. В других видах спорта сами соревнования важны, они сами по себе показательны, других нет. В жизни именно так дела сами по себе показательны потому, что являются делами, других выступлений нет.
 В отличие от фигуристов и гимнастов у многих людей, чаще неспособных, но уверяющих самих себя в обратном. Вместо конкретных дел, наблюдаются показательные выступления. Зачем рассматривать работу, дело, проект, по существу, если можно выйти на середину площадки, как в танце " Барыня" топнуть ножкой: " Вот я - каков или какова ! Удалец, молодец, мудрец!"
 Ни возраст, ни положение, ни даже ученая степень не помеха такой "барыне". От окружающих" танцоры" требуют восхищения и одобрения. Они не могут отдать должное чужому успеху. Они требуют себе такого же признания, не приложив усилий или затрат адского труда. Свою гордыню и неталантливость выставляют напоказ.
Семейственность, пустившая свои глубокие корни в любом коллективе, этому весьма способствует:
- Ах ты, мой (моя) необыкновенный (ая), гениальный (ая), самый (ая) красивый (ая)! - несется родительский лепет восхищения младенцем. Сделал лужу грудной младенец - все в восторге. И вот уже сорокалетний всё тот же младенец, уже сам ставший папашей или мамашей, пускает слюни или мочу бахвальства и пустозвонства. И что самое удивительное, под крылом стареющего родителя, a иногда и обоих родителей, он или она требуют идиотического вoсхищения.

 Бас - тема

Низкий тон - опора основному музыкальному ладу. Eще бы! На высокой ноте не удержаться! Придется спускаться вниз. Задержаться, а потом можно снова вверх. Низкий голос называют басом, низкого звучания инструмент -контрабасом, основную тему - базис, база, основа, тоже от слова "бас".
 Найти свою опорную басовую ноту не просто и музыканту. А свою основную, басовую тему в жизни, свою дорогу, свою специальность? Многое, как высокая нота, вскрик, всплеск, зависит от случая. Говорят ведь: " Случай вознес!". Но тот же случай снова, опускает до низкой опорной ноты - баса.
 Любимец царя Петра первого и Фортуны Александр Меньшиков стремительно взлетел на вершину и столь же стремительно скатился на самый низ жизни. Но он остался личностью, самим собой. Меньшиков не горевал о потерянном, работал, как плотник, топором, и ходил в простой рубахе. Он не отрекся от своей басовой ноты. Человек двадцатого века, другой Александр, Александр Солженицын прошел по басовому варианту полвека - фронт, тюрьма, ссылка, раковый корпус. Потом всплеск, высокая нота писательской славы. Все на миг, и снова прибило к земле отторжением власти, травлей, высылкой заграницу. Там, за кордоном, подняли вверх, а потом, видя, что использовать его и манипулировать им нельзя, стали забрасывать писателя грязью, самой низкой частью, считая от неба. Он, пройдя все круги Ада, посчитал себя не отделимым от этой низины, и вернулся на Родину, что его изгнала. Снова подъем его славы и снова – спуск. Не понравились его басовые ноты, когда кругом кричат фальцетом.
 Древний философ Пиндар сказал: " Стань самим собой!". Для этого надо всегда касаться земли. Она - бас Жизни, урожая, человеческого существования.
 

 Почему ты не хочешь быть скифом?

- Стань самим собой! - говорит древняя Мудрость. Двадцать первый век иcхищряется в напяливании чужеродных одежд, масок и даже менталитетов. Отторгает организм чужеродную ткань. Не приживается она. Не свое.
 Азиатское широкое лицо. Труженик редкой специальности колесит по миру. То в одной стороне поработает, то в другой. И наконец говорит товарищу по работе: - Я же ближе всего к европейцам. Да и вся наша история (России, он имеет в виду) связана, главным образом, с Европой. Там, а не у нас, идет прогресс. Я хочу быть европейцем.
 Глядя на круглое, скуластое лицо, не лишенный юмора сослуживец замечает: - А ведь на нашей территории жили скифы. Почему ты не хочешь быть скифом?
 


Рецензии