Поле битвы - человек. Часть 3

К вопросу о Человеке и человеке.

Все ли люди – люди? Вопрос может показаться абсурдным, но только на первый взгляд.
 О соответствии званию Человека, а также о том, что для этого необходимо делать по нашему мнению мы говорили во втором вопросе. Нельзя отрицать, что в мире живут люди, ведущие асоциальный, аморальный, а зачастую и откровенно преступный образ жизни, ищущие дешевой славы на почве стяжательства и ханжества. Можно ли назвать человека из такой среды достойным представителем человеческого рода? Можно ли по такому представителю судить обо всех людях? Нельзя, конечно. Но мы не можем сказать, что они такими родились. Считаем, что в каждый новый появившийся человек подобен чистой странице, на которой существенные отпечатки оставляет внешняя среда. Попади такой ребенок к волкам – и вырастет волком, к обезьянам – и вырастет обезьяной. Феномен Тарзана из романов Эдгара Берроуза – только для фантастической литературы. История знает такие примеры, возврата к человеческой жизни у таких детей не получалось. То есть человек становится человеком уже с первых часов своего пребывания в этом мире. Огромное влияние оказывают родители, либо другие люди, находящиеся в тесном контакте с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. В это время закладывается фундамент будущей личности. Уверены, что далеко не все определяет генотип. Уверены, что никогда нельзя заранее точно на все сто процентов даже при помощи последних открытий предсказать судьбу человека. Кирпич, в конце концов, никому на голову просто так не сваливается… Считаем, что в человеке всегда присутствует два начала, назовем их условно хорошим и плохим. Действительно, кто не числит за собою никаких пороков? Теперь можно подробнее осветить один из конкретных пунктов работы над собой – необходимо бороться со всем плохим в себе, со всеми вредными привычками, пороками и недостатками. Такая борьба – путь к званию Человека. Можно даже сказать, что необходимо заниматься саморазрушением, потому что зачастую люди ленивы, эгоистичны и апатичны. Нужно разрушать в себе именно эти начала.
Продолжим, однако, рассмотрение вопроса отличия Человека и человека. Уже упоминаемый Фридрих Ницше полагал, что человек вообще еще не возник, в массе своей он остается супершимпанзе (тут в некоторой степени отдается дань дарвиновскому учению – прим. авт.). Критически он относился и к естественному отбору. Никакого прогресса не происходит, считал Ницше, все яркое, красивое, талантливое вызывает ненависть, зависть, погибает. Это характерно для природы, это характерно и для общества. Нашего общества, в котором расстояние между обычным человеком, т.е. супершимпанзе и обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и Человеком. Истинный Человек у Ницше – это мыслитель, не признающий стереотипов (Философ), творец, мастер своего дела (Художник), избавившийся от порочных страстей, жадности и эгоизма, полный любви и сострадания (Святой). Нужно стараться воспитывать в себе философа, художника и святого. Конечно, это довольно пессимистичный взгляд на общество, но он во многом справедлив. О каком прогрессе мы можем говорить, если продолжаются истребительные войны, вооруженные конфликты, в которых гибнут люди, если набирает силу «чума ХХI века» - международный терроризм, гуманитарные катастрофы захлестывают целые страны? Человек все так же норовит истреблять себе подобных, погрязает в пороках, изобретая себе все новые (к примеру, раньше проблема наркомании так остро не стояла). В этом Ницше прав. Но считать себя неудавшимся произведением природы изначально – это уже чересчур. Напротив, нужно постоянно доказывать, что ты пришел в этот мир не случайно. Нужно найти в динамике перемен свое место. И нужно прожить жизнь не впустую.

Мартин Хайдеггер ввел термин Man – «безличный». В немецком языке такая частица используется для построения предложений типа «Смеркается». Man – особый, безличный способ существования, которым живет большинство людей: они читают, говорят, думают, поступают, в общем, живут так, как поступают все. Никто не проявляет индивидуальности. Man – стадное существование. Хайдеггер поясняет суть такого существования через отношение к смерти. Обычно люди избегают мыслей о ней, дескать когда это будет. А может, там и эликсир бессмертия откроют… Нет, отвечает Хайдеггер, человек умрет! И умрет сам! И уже сейчас надо проникнуться мыслью о неизбежности будущего. Но главное – не в смерти, а в жизни. За тебя никто не умрет, но никто и не проживет жизнь за тебя. Зачем же тратить собственную жизнь на подражание не тобой изобретенным стандартам, зачем формализовать, загонять в рамки свою жизнь? Не стоит думать, что такие люди появлялись только при тоталитаризме. Вспомним, как общественность в России встречала символистов, как поэтов, так и художников. Бред, сумасшествие, закат искусства как такового… А через какое-то время оказалось, что это – «серебряный век» нашей культуры. А все – даже не от консерватизма (понятие консерватизма чересчур упрощают, его следует понимать не как ретроградность, а скорее как приверженность традициям – прим. авт.), а именно от стадности. Чуть что не так, чуть кто-то выделялся из серости толпы, как сразу же попадал в ореол сплетен и завистников. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Моцарта, Бетховена…. Чернь все время привыкла жить по указке «сверху», держать нос по ветру. Такие люди встречаются даже среди ученых. Вспомним разгон и реабилитацию генетики в Советском Союзе. Многие ученые поддерживали мракобесные идеи Трофима Лысенко, когда он был в фаворе, и ниспровергли его, когда сверху его «спустили». Такое же отношение бытовало и к запрещенно-разрешенным книгам, фильмам, другим произведениям искусства. Да и только ли к запрещенным?
 
Можно возразить так – Man – символ спокойного, стабильного существования, не отягощенного внешними трудностями. Но разве в них дело? Главное-то в том, что такой человек бежит сам от себя, от своего внутреннего мира, он его игнорирует, тратя все свое время на бесчисленные мелкие пустяки. До самосовершенствования ли тут?
Большая беда Man также и в отсутствии к стремлению заронить стремления к познанию окружающего мира и себя в нем своим детям. Эта проблема особенно актуальна сейчас, когда подрастает первое поколение детей, в известном возрасте шагавшим не под простой стол, а под компьютерный. Такие дети зачастую находятся как будто в вакууме. Добро бы еще они не знали дат Великой Отечественной войны (хотя и это звучит кощунством, страшно слышать из уст пятиклассника элитной московской школы: «Ну… в 60-е – 70-е … кажется…»), а то ведь не знают иногда даже в каком городе живут! Не помнят. Что тут скажешь… Воспитанием Человека нужно заниматься с первых же минут его появления в этом мире. Ничего нельзя упускать. Ничего потом не наверстаешь. Жизнь – одна. Да, всего не узнаешь. Но стремиться к этому нужно. И использовать все доступные средства. Те же компьютер и телевизор могли бы играть огромнейшую роль. Но дети попадают под дикий пресс западных мультфильмов и компьютерных игр, которые тут же превращают их в адептов виртуальных миров.
 
Но чтобы быть Человеком, нужно не просто гоняться за знаниями. Нужно бороться со всеми проявлениями в себе негативных качеств. Не надо говорить себе, что их нет, ибо это будет неправдой. Идеальных людей не существует. «И в ком не сыщешь пятен..» . Нужно бороться с праздностью, вредными привычками, высокомерием, нетерпимостью, черствостью, эгоизмом… Нужно совершать добрые дела по велению сердца, а не из боязни быть подвергнутым порицанию. И это должно быть долгом прежде всего перед самим собой.


Рецензии