Поле битвы - человек. Часть 4

К вопросу о религии.

Сразу же нужно определиться, что, рассуждая о религии мы не подразумеваем вопросов, связанных с верой в высший разум или отрицанием наличия оного. В данном вопросе мы рассматриваем лишь деятельность вполне земных учреждений и собственно людей, посвящающих свою деятельность служению высшим существам. О высшем разуме мы уже рассуждали в вопросе происхождения человека (см.). Вопросы веры, конечно, являются однозначно личным делом. Это абсолютно естественно, так как зависит от внутреннего мира каждого человека. Разные люди – разные внутренние миры. Что же следует из этого? А то, что ни государство не должно отдавать приоритета какой-либо религии и считать ее государственной, ни родители не должны детей «воспитывать в духе» религии. На вере это все равно никак не скажется, а вот привести может к развитию ханжества, привычки к обману (как себя, так и других). К вере человек должен прийти сам, это должно быть его естественным стремлением, более того, он в своей вере может вообще обойтись без каких бы то ни было учреждений и помощников (зачастую недобросовестных).

Итак, обязательным условием жизни общества должно быть отделение религии от государства. Осознание этого в Европе пришло далеко не сразу, пришлось пройти через религиозные войны, костры инквизиции, беспардоннейшее вмешательство в светскую науку, постоянные поборы с населения под видом «пожертвований»… История помнит и Варфоломеевскую ночь во Франции в 1572 году, когда католики избивали гугенотов, и пламя религиозных войн в Германии (после манифестов Мартина Лютера) и невиданные процессы против ведьм и колдунов, когда каждый мог стать жертвой произвола и быть убитым без суда и следствия (единственным методом следствия священники признавали пытку ).
А крестовые походы? Причем не только против мусульман, но и против «схизматов греческого обряда» - т.е православных?! Константинополь был разорён европейскими крестоносцами в 1204 году, что означало закат Византии. Были крестовые походы и против России - именно так необходимо расценивать и высадку шведского ярла Биргера в устье Невы и постоянные набеги Тевтонского и Ливонского орденов. Именно тогда были насильно католизицированы ливы и эсты (будущие латыши и эстонцы). В перспективе был и крупномасштабный поход на Русь, но этому помешали военные победы Александра Невского и появление монголо-татар, отрицательно относившихся к религиозным раздорам. Две силы заключили союз и могли противостоять агрессору, к тому же большое влияние на Европу оказал рейд хана Батыя через Венгрию, Польшу и Чехию, в ходе которого он достиг Адриатического моря.
А деятельность религиозных орденов, в частности, иезуитов, основным лозунгом которых было: «Цель оправдывает средства»? То есть оправдать можно всё что угодно, если это содействовало поставленной цели.

А великие ученые, которые подверглись в разное время гонениям со стороны католической церкви? Среди них Галилео Галилей (кстати, необоснованность обвинений против которого была подтверждена только в наши дни – в 1992 году при папе Иоанне Павле II), Николай Коперник, Джордано Бруно, уже упоминаемый Рене Декарт и многие другие.
Не стоит думать, что все так плохо было лишь в Европе. В России из-за тупого упрямства деятелей церкви никак не мог состояться переход на григорианский календарь (это произошло лишь в 1918 году, а до этого мы имели двухнедельную разницу в датах со всем миром – неудобства несложно представить). Религия выступала как оплот ретроградности, косности, застоя, ей был выгоден темный, необразованный человек, которому легче вколотить в голову свои догматы, которого легче превратить в своего раба или раба слившегося с церковью государства. Сосуществование церкви и крепостного права уникально. С одной стороны, все перед Богом равны, а с другой – элементарное рабство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как тут не вспомнить Остапа Бендера с его знаменитой фразой: «Вы не в церкви, вас не обманут». Преследования иноверцев в России также были (вспомним раскольников, не принявших церковной реформы Никона, одним из ключевых пунктов которой было троеперстное крещение вместо двоеперстного; как тут не оживить в памяти войны в стране лилипутов, причинами которых была манера поедания вареного яйца: с острого конца или с тупого, чему очень удивлялся Гулливер, герой Джонатана Свифта).
У мусульман, как бы они не отнекивались, политические замыслы всегда прикрывались мотивами религиозного учения Мухаммеда (хотя он в Коране признает и Моисея, и Христа за великих пророков, своих предшественников). Тем не менее, носятся в воздухе стратегии джихада, газавата, войны с «неверными» и т.д. Исламский радикализм далеко не молод, как и исламский терроризм. Хусейн-ибн-Саббах, лидер исмаилитского крыла ислама, был главным террористом средневековья, причем его методы психологической подготовки асассинов не претерпели больших изменений (наркотическое тонизирование, обещания светлой загробной жизни и т.п.), изменились только способы убийства, на смену кинжалу пришёл пояс со взрывчаткой.
 
Религиозные обычаи зачастую отличаются откровенной несовременностью, а то и откровенной глупостью. Так, женщине полагается в церкви быть с покрытой головой, а мужчине - с непокрытой. Мусульмане не едят свинину, а молятся, встав на колени, головой вниз, причем обязательно голова должна быть направлена в сторону Мекки. И молиться нужно не менее 5 раз в день! Православные устраивают балаган с хлебом и вином (то бишь телом и кровью господними). О святых мощах даже и упоминать не хочется… Тайна исповеди всегда разглашалась в политических целях, если имелась такая необходимость. Католические священники дают обет безбрачия, что постоянно приводит к мелодрамам (весь роман Колина Маккалоу «Поющие в терновнике», к примеру, построен на этом нюансе) и скандалам с мягко говоря непристойным поведением пастырей…

Конечно, есть на счету церкви и добрые дела. И все вышесказанное отнюдь не является попыткой обоснования необходимости уничтожения института церкви. Речь идет о недопустимости обмана верующих и манипуляций их чувствами. Отсутствием чего современные религиозные учреждения похвастать пока не могут.
Неправильным представляется и возрождение уроков закона Божия в школах. В факультативной форме со свободным посещением это еще допустимо, и все же необязательно. Необязательно учить детей добру по Библии или иным священным книгам.


Рецензии