Образовательные программы, снижающие риски, а знач

Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки; значительная часть протекает в бездействии, и почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.
Луций Анней Сенека

Идея риска.

В основании методологии страхования лежат различные идеи, одна из них – идея риска. «Есть старая английская шутка, отлично иллюстрирующая идею риска. Один человек упал с верхнего этажа небоскрёба. Падая все ниже и ниже, пролетая мимо каждого этажа, он повторял: «Пока всё нормально, пока всё нормально, пока всё нормально». Суть шутки заключается в том, что этот человек считал риском то, что было еще не определено, а в данном случае он уже ничем не рисковал, так как было очевидно, что он упадёт и разобьётся»1 .
Современная методология оценки рисков, основанная на вероятностном подходе, не в состоянии учесть влияние бесчисленного множества внутренних и внешних обстоятельств жизни человека, которому далеко не безразлично, наступит страховой случай или нет, особенно если речь идёт об его здоровье или жизни. Потребителю страховой услуги нужна гарантия безопасности, на меньшее он не согласен и в большинстве случаев даже готов внести свой посильный вклад в её формирование. Проблема заключается в том, что человеку, приобретающему страховой полис, страховщик, как правило, не может передать в пользование вместе с договором о страховании инструментарий управления рисками, а гарантирует лишь финансовую компенсацию в случае уже случившегося несчастья.
Но случайность (в т.ч. непредвиденные риски) – это непознанная закономерность. И поэтому все-таки придется согласиться с идеей, что «Самое непостижимое в этом мире - то, что он постижим»2. Принятие этого тезиса за основу размышлений заставляет продавца и потребителя страховой услуги в корне пересмотреть свои взгляды на предмет страхования, благодаря чему клиент больше не перекладывает ответственность за своё будущее на страховщика, а страховщик освобождает себя от дачи клиенту невыполнимых гарантий. Страховщик предлагает страхующемуся самостоятельно делать свободный и независимый выбор своего будущего и оценивать его с помощью специальных критериев, представляющих из себя комплекс универсальных морально-нравственных и этических инструментов. Критерии, о которых пойдёт речь в данной статье, адекватно характеризуют инновации, привносимые человеком в свою жизнедеятельность, и помогают лучше понять фундаментальные основы страхования как системной технологии решения проблем, связанных с вопросами определения будущего.

 «Человек есть Проект». Суть страхования заключается в подготовке к желаемым, а в основном своем, к нежелаемым, несущим опасность, событиям. Подобная трактовка в методологическом плане даёт нам возможность широкого использования методов проектного управления для оценки жизнедеятельности отдельно взятой личности, а также различных социальных групп.
Человек, в биологическом и философском смыслах, представляет собой триединство души, разума и тела. Будучи от природы наделены инстинктом самосохранения, мы озадачены вопросами личной и общественной безопасности в целях продолжения рода, реализации собственного творческого потенциала, создания личностно и общественно значимых ценностей. Стараясь всеми силами воспроизвести, сохранить и передать последующим поколениям результаты собственных труда и творчества, мы преодолеваем различные естественные и искусственные барьеры, и, достигнув желаемой цели, вновь погружаемся в актуальное проблемное поле новых задач, одухотворённые собственной миссией.
Жизнь человека дискретна и подвержена различного рода влияниям как изнутри, так и извне. С одной стороны, самопознание является источником различного рода инноваций, свершений, с другой стороны, влияние общества в определённом смысле форматирует наше миросозерцание и предъявляет требования к нашей деятельности. Одним словом, человек пребывает в состоянии хронического стресса, вызванного различными внутренними и внешними причинами, и со временем, под давлением все увеличивающейся информации, начинает испытывать страх, который старается преодолеть всеми доступными методами, в том числе и при помощи страхования.
«Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности»3.
Для страховщика же в финансовом отношении представляет наибольший интерес человек, который владеет методиками эффективного управления собственной жизнедеятельностью и сопутствующими ей рисками, в этом случае возможность возникновения страхового случая в результате неадекватных действий клиента сводится к минимуму, соответственно, можно предположить, что страховые выплаты также будут минимизированы. Закономерно возникает вопрос: каким образом страховой компании нужно действовать для того, чтобы создавать и постоянно увеличивать число таких потенциальных клиентов, которые могли бы адекватно ориентироваться в современной действительности, не отягощая себя различного рода социальными проблемами? Получается, что страховщику самому необходимо активно озаботиться вопросами обучения своей клиентуры навыкам безопасной жизнедеятельности, либо самостоятельно, либо создавать партнёрские программы совместно со специализированными образовательными учреждениями дополнительного образования, заключая аутсортсинговые договора.
Не будем забывать и об интересах потребителя страховых услуг. Клиенту выгодно приобретать комплексную программу страхования с интегрированным в неё образовательным модулем. Подобный симбиоз несёт в себе инновационный потенциал, достаточный не только для удержания страховщиком страхуемого среди своих постоянных клиентов, но универсальность получаемых клиентом знаний позволяет ему использовать их для успешного решения различных жизненных ситуаций, напрямую не связанных с договором страхования, и извлекать из обучения дополнительную косвенную прибыль, оставляя за собой право на бессрочное использование методологического ноу-хау.
Теперь задумаемся над критериями, которым должна соответствовать образовательная программа по повышению качества жизни человека, ставящая целью превратить его из пассивного наблюдателя за быстротечной действительностью и «нежелательными случайностями» в активного участника жизненных процессов? Отметим некоторые из них:

1. Системность
2. Научность
3. Междисциплинарность
4. Инновационность
5. Масштабируемость
6. Универсальность
7. Предельная практичность

В качестве возможного примера образовательной программы, удовлетворяющей перечисленным критериям, мы рассмотрим курс Международной Академии Солнечный Путь (далее МАСП) «Системный тайм-менеджмент» (далее «СТМ»), который, на наш взгляд, способен максимально эффективно помочь человеку определиться в идентификации, оптимизации и своевременной нейтрализации собственных рисков.
Принято считать, что модульный формат образовательной программы способствует наиболее эффективному обучению и усвоению полученных знаний. Курс «СТМ» состоит из семи базовых модулей, управляемых объединёнными в соответствующие иерархии качественными системными критериями, претерпевающими последовательные фазовые превращения на всём протяжении реализуемого проекта и характеризующими различные функциональные состояния исследуемых объектов. Объектом исследования в нашем случае являются риски клиента страховой компании. Перечислим модули курса «СТМ»:

1. Идея
2. Концепция
3. Стратегия
4. Тактика
5. Технология
6. Организация
7. Результат

Модульность курса «СТМ» позволяет нам фиксировать своё внимание на ключевых аспектах (вехах) реализации уникального системного проекта, давать им названия, определять меру специфичности, характеризовать различными количественными оценками.
Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов – параметров проекта, качественно или количественно характеризующих данную фазу. Содержательная часть модулей выстроена в соответствии с ключевыми понятиями, которые специфичны для каждой фазы.
 
1. Идея
Ключевые понятия: неопределённость, информационное поле, информационная энтропия, амортизация идей, гипотеза, интеллектуальный потенциал, ноу-хау, энергологика, стереотипы, креативное мышление, мысленный эксперимент и т.д.
 
2. Концепция
Ключевые понятия: определённость, видение, суть, смысл, перспектива, масштаб, информационный горизонт, типология, структура, модули, взаимосвязи и т.д.

3. Стратегия

Ключевые понятия: ценности, миссия, целеполагание, фьючерс, инвестиции, проектный горизонт, сегментирование, стратификация и т.д.

4. Тактика

Ключевые понятия: формат проекта, шаг проекта, вехи, этапы, собственная частота проекта, матрица Щелконогова, клонирование и т.д.

5. Технология

Ключевые понятия: НИР (научно-информационная революция), глобализация, человеческий фактор, возможности адаптации, автоматизация, процессное управление, коммуникация, стандартизация, сертификация и т.д.

6. Организация
Ключевые понятия: согласие, сознание, сотрудничество, пирамидально-сетевая структура, мотивация, период психогенного фактора, самоорганизация, лидерство, команда, иерархия, делегирование и т.д.

7. Результат
Ключевые понятия: свобода, выбор, независимость, анализ, синтез, парадокс Щелконогова, системный выбор, физическое здоровье, душевное умиротворение, интеллектуальное ноу-хау, финансовый успех и т.д.

Системные критерии, рассматриваемые в курсе «СТМ», имеют диалектическую природу, отражают динамику изменений различных системных параметров и определяют в конечном итоге объём и глубину инноваций, привносимых человеком в свою жизнедеятельность в процессе её оптимизации. Системные критерии характеризуют целые иерархии функциональных параметров, интегрируя их с различными количественными показателями проекта. Вот некоторые из них:

1. Единоначалие – характеризует иерархию родства функциональных параметров.
2. Уважение - характеризует иерархию приоритетов функциональных параметров.
3. Честность – характеризует иерархию идентичности функциональных параметров.
4. Искренность – характеризует иерархию преемственности функциональных параметров.
5. Контроль – характеризует иерархию подчинённости функциональных параметров.
6. Выбор – характеризует иерархию последовательности функциональных параметров.
7. Равновесие - характеризует иерархию распределения функциональных параметров.
8. Компетентность - характеризует иерархию независимости функциональных параметров.
9. Дополнительность - характеризует иерархию целостности функциональных параметров.
10. Подобие – характеризует иерархию уникальности функциональных параметров.
И т.д.
Курс «СТМ» достаточно объемен и универсален и требует от человека глубинного погружения в многочисленные аспекты его проблемного поля. Следование рекомендациям курса, как правило, приводит к необходимости глубоких структурных изменений в системе ценностей личности, изменению мироощущений, мировоззрения и в целом системы миросозерцания. «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей»4 . В нашем случае преодоление этих трудностей вознаграждается десятикратно.
Опыт обучения слушателей МАСП показал, что человек, начавший учиться по программе «СТМ», переоценивает своё отношение к окружающему его миру: начинает больше ценить время своей жизни, возможности социального статуса, материальные ресурсы, так как у него появляется долгосрочная стратегия самореализации. Уровень рисков как таковых заметно снижается в силу того, что возрастает ценность собственной жизни для самого человека: он начинает опасаться опрометчивых поступков, реально осознавая ответственность и необратимость последствий, учится взвешивать каждый шаг, тщательно планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, при этом учится на чужом опыте (примерах и кейсах «СТМ»), соответственно, вероятность личных ошибок и связанных с ними потерь уменьшается.
Рассматривая идею риска в контексте системного тайм-менеджмента, можно уверенно утверждать, что проблема неопределённости будущего нивелируется в процессе планомерного следования осваиваемым методикам. Системные критерии, включенные в аналитический аппарат матрицы Щелконогова, позволяют оценивать процессы жизнедеятельности наиболее адекватно, а значит, максимально верно и быстро реагировать на стимулы внешней среды, требования действительности.
Перспективы обучения в рамках курса «СТМ» достаточно привлекательны, особенно если учесть тот факт, что на рынке страховых продуктов подобных комплексных предложений (страховой полис + образовательный модуль) практически нет.
Появление в товарной линейке страховых компаний синтетических пакетов, в которые входили бы страховые и образовательные услуги по типу курса «СТМ», на наш взгляд, приведёт к изменению отношения у потребителей страховых услуг к способам управления страховыми рисками. Также можно предположить, что интерес клиентов к финансовым инструментам будет сконцентрирован, в основном, на накопительных долгосрочных программах, личностно же ориентированная методология управления жизнедеятельностью будет положена в основу концепции социального страхования.


1 из выступлений Энтони Гидденса
2 Альберт Эйнштейн
3 Словарь практического психолога
4 Вольтер


Рецензии