Постмодерн или киберпанк?

Вступление:
 Ты ж меня пидманула
или
 Повесть о Чёрной Неблагодарности.

 Кому как, а лично мне обидно, когда нельзя взять почитать книгу. А если друзья не дают – тогда в особенности. Что я, изверг какой али дитя малое? Мнутся, мямлят: «Ну, это вообще-то не моё… Отдавать скоро, и всё такое…да она и неинтересная…» Ага-ага, неинтересная! Не коллекционное издание «Властелина Колец» прошу, что ж жалко-то так? Эх вы, бессовестные, я-то вам чужие книжки даю, и бывает, что потом и новые хозяину взамен покупаю, по вашей милости, а вы… Буквально неделю назад собралась в гости к приятельнице, о корыстных намерениях предупредила заблаговременно: « Маськ, я к тебе заскочу на днях чё-нить почитать стырю, ага?... Там музычки свеженькой случайно не имеется ?... Ну и поиграться, угу… Ладушки, гуд, ждите в гости!»

… Пришла. Мало того, что Маська, сволочь такая, не оценила моё похорошение, ладно, что у неё сидела Анюта, с которой у нас огромное взаимное чувство – ненависть, закроем глаза на то, что Маськин кот попытался нагадить мне в кроссовки, смиримся с тем, что музыки мне не дали, сославшись на ремонт компьютера… Но вот неданного Харуки Мураками ей не прощу! Понимаю, мною вожделенное фэнтези поголовно чужое, книжку про битлов вообще я сама подарила – ведь совести не хватит взять, правда? – но раньше, помнится, полочка была поплотнее забита, а? Гоня прочь подлую мысль: « кажется, к моему приходу всё нормальное попрятали…», я ухватила: пособие «Идеальная любовница»
( посмеяться на досуге), Рю Мураками в флокированном переплёте (…японское «Преступление и наказание»… Сочетаются психологизм и демонстрация тёмных сторон человеческой души..), также симпатичную книжку потолще, оформленную в стиле Шагала, под названием «Висельник»; и смылась.


Часть первая: Кого убили и кто убил? Посмотри в зеркало...

 Мне жутко повезло, что я начала с Рю. Во-первых, он поспособствовал моему имиджу интеллектуальной особы, во вторых, на уроках было не так скучно. Бедные учителя и одноклассники, если бы они только знали, ЧТО я читала. Снаружи бубнят про экосоциальные связи человека, а я себе почитываю описание запихивания уха во влагалище убитой проститутки. Не, правда прикольно. Читая эту книгу, я поразилась некоторым милым особенностям современной японской жизни. Об этом не говорят по телевидению ( по ихнему телевидению, наверно, говорят..) - встречи за деньги милый такой обычай японских школьниц (эндзё ко-сай). Повествование держит в напряжении, нет мест, которые приходится пролистывать из за неинтересности или замудрённости ( если вырезать из Войны и Мира политическо-исторические рассуждения Льва Николаевича было бы интересней, да?), мерзости описаны просто и со вкусом, без грязи. Вообще, это японская национальная черта - сдержанность. В поведении, в музыке, в танце. Вообще читается как будто в оригинале. Язык такой интересный. Атмосфера книги напоминает анимэ-мультики вроде Призрака в Доспехах. Перестаешь замечать всё, что вокруг, ты уже ушёл и ВИДИШЬ. Действия начинает разворачиваться внутри тебя. Роботы и рынки, неизменные, наверное, сотни лет, табу и раскрепощённость, непривычное для нас поведение и мораль. Небоскрёбы. Задрипанные трамвайчики. Теснота - весь дом на улице. Заброшенные стройки, склады у воды, ветер шевелит объявления. Официант с пирсингом и причёской дыбом в тихом традиционном бордельчике. Колокол, звонящий сто восемь раз - очищение от всей скверны, от всех грехов. Мосты. Автоматы для бейсбола. Полицейские. Цветы. Синтоизм. Киберпанк. Поклоны. От всего этого что-то дрожит внутри, и начинаешь понимать. Книга держит в напряжении не только детективным сюжетом - Господи, ну что мы, маньяков не видали? - а именно этими деталями. С самого начала ясно, кто убил, но от этого не становится неинтересно. Начинаешь лезть внутрь себя, обнаруживаешь изврат покруче, после чего уже не стесняешься читать.В конце концов и маньяк там - некий философ, и главный герой с подружкой всерьёз размышляют, что маньяк - киборг, и заканчивается-то всё хорошо. По-японски. Слушай мир в тебе, стремись к гармонии. Отрешись. Всепонимание. Просто чудесно, советую почитать.



Часть вторая: Словарь Литературоведческих Терминов

"Висельник" Слаповского, схваченный из-за объема и обложки, с ходу не понравился. Такое случалось и раньше, иногда я себя пересиливала ( вопрос с места: кто под кого должен подстраиваться? Писатель под читателя или наоборот?) и не зря, просто надо было "распробовать" книгу. Но чаще из упрямства дочитывала, потом даже ругаться не могла - слов не было. Гениально сказано Петрушевской: " Бывают спектакли жалостные, когда жалко потраченных денег. А бывают и радостные - когда уже и денег не жалко, спасибо, что всё кончилось!"

Глава один - занудно, но терпимо. Глава три - абзац из слов "лампочка" и многоточий. Дальше - хлеще:
" тчок-так. тчок та..к тчок-та.....к тчак? чек ....чек чтук чекчек....." - растянуть на страницу, на следующей начиная с 11:00 до 12:59 подробно до секунд хронометраж, потом числа по порядочку в арифметической прогрессии, а потом бутылка-аааааааааааааааааааааааа!... Мдя. Модно это сейчас, скажи нет канонам и всякое подобное. Голимый супрематизм - палочки, клеточки, доступно только избранным, кто не понял высокой идеи - сельпо! Но кондовая правда-то не в этом. Правда в том, что автор тоже человек, ему кушать хочется. Мы в школе так сочинения писали - почерк покрупней, слова подлинней - вот и требуемые два листа! Нам что, нам за это денег не платят... В бытность мою журналистом - платили - построчно, но набирать требовали стандартным кеглем и размером. Эх... Нет на вас редактора, товарищ Алексей Слаповский.

Конечно, отдадим должное, присутствует в книге т. наз. оригинальный композиционный приём, по-человечески говоря, покрутили ситуацию во всех плоскостях вероятностного развития, от лица разных лиц, есть немножко про трудное детство автора, чуток эпатажа ( "-Фамилия? -Кривосучко!" Нет, ну как смешно! Какой тонкий фрейдизм, какой изящный намёк, какой пассаж...) Если запутался, заблудился в героях и сюжете - упаси Боже читать всё сначала! Порочный замкнутый круг!

Знаете, что самое обидное? Из четырёх повестей стоящей оказалась лишь последняя. Квест - продерись через 339 страниц и получи плюшку за терпение в конце. Странная замечательная повесть, не пошлая, не модерновая, но экзистенциальная, не скучная, невесёлая, отвязная, фантастичная и правдивая, вкусная в конце концов! Шизофрения, то, в чём ты стесняешься признаться себе - интерес к смерти. Параллельно - рыночные отношения, драки, экстрасенс, родственники, три тысячи книг, потеря девственности, равнодушие, дуэль, судьба. Хэппи энд. "...Я был счастлив. Я любил её."

Ощущение погружения есть, а вот куда - непонятно. Не видно. И выплыть не получается, потому что выплывать некуда и неоткуда, нет границ, нет никакой реальности, всё случилось с тобой. Дальше будет ещё интереснее. Потому что "Кто виноват? - ты сам. Что делать? - жить. Как жить? - неизвестно."
И ещё: " ...Ум мой физико-математический совершенно точно знает, что жизнь прекрасна и удивительна, хотя душа моя этому верить никак не хочет."
... Как ни странно, после этого моя - верит. Знакомые, прочитавшие сиё - тоже. Секта радующихся жизни. А что, давайте организуем?


Рецензии