Не убий

– Как объяснить детям, что нельзя убивать: человека, животное…? Хотя мы ведь убиваем и тех и других.
– Ну, это на войне или для пропитания.
– А просто так убить, убить, чтобы завладеть чужим добром?
– Нормальный человек даже не задумывается об этом: нельзя, и все!
– А почему?
– Ну как тебе объяснить…?
– Объясни…

– Ладно, убить – это крайний случай. А обидеть: оскорбив, отняв, ударив?
– Тоже нельзя.
– А почему?
– Им будет больно: физически или душевно.
– Ну и что, мне же не будет больно.
– … Тебе их не жалко?
– А почему мне должно быть их жалко?
– Но ведь это несправедливо. Мы все равны в этом мире.
– С какой стати? Выживает сильнейший.
– Это в дикой природе.
– А в человеческом обществе разве по-другому? Кто сильный, тот и прав!

– Конечно, императивы: нельзя убивать человека просто так, не на войне, не обороняясь; нельзя делать человеку больно; нельзя обманывать – сформировались человечеством исходя из жизненной потребности, а не из «любви к искусству». Если разрешить в обществе убивать, красть, обманывать и пр., значит любой, в том числе и я, также может стать пострадавшей стороной. Соблюдение «договора о ненападении» всеми членами «нашего» общества делает нас в какой-то мере защищенными. Правда, по отношению к членам «чужого» общества эти императивы не выполняются. Более того, это называется патриотизмом (меня всегда это коробило в международной политике, когда по отношению к другим странам можно было забывать обо всех добродетелях: честности, доброте, уступчивости – главное наша победа любой ценой).
– А если я самый сильный, де еще и с оружием, а они все слабее, глупее и без оружия, то зачем мне следовать императивам не убий, не укради, не обидь, не солги?
– Это сегодня, а завтра они все соберутся…, да еще достанут оружие…
– Они до завтра не доживут.
Так думают отъявленные головорезы, диктаторы, сверхдержавы… Они поддерживают в себе агрессивность, понимая, что им нельзя расслабляться – уничтожат. Ведь в США только «Кольт» уравнял всех в правах. Но не будем же мы все вооружатся, да еще при отсутствии гарантии, что не станем жертвой.
Значить, надо договариваться. С взрослыми людьми договариваться трудно, лучше приучать с детства. Правда, ребенку трудно объяснить вышеизложенное, поэтому надо «вбивать» в детские головы эти императивы путем постепенного формирования совести. Кто-то это делает, пугая детей (да и не только детей) боженькой (лично у меня это вызывает неприятие – нельзя обманывать детей – к сожалению, никого боженька не накажет), другие формируют совесть с помощью искусства: «Муму», «Без семьи» и т. п. Сегодня, деятели искусства, к сожалению, сдались, испугались ответственности и отправили всех к Богу – им так спокойнее (мне кажется, что это подло с их стороны).
Что такое совесть? Это вбитые навечно императивы, отклонение от которых причиняет нервную боль – нарушать их себе дороже! Например, я уступаю место в транспорте женщине не потому, что мне ее жалко, а потому, что в противном случае мне будет очень дискомфортно. То есть мы приходим к старому тезису: «Все, что мы делаем: хорошего или плохого, доброго или злого, мы делаем только для себя!». Это незыблемо, но легко оборачивается на пользу окружающим, если мы сформируем у человека совесть (т. е. вобьем императивы). И тогда «лучше для себя» оборачивается в «лучше для других».
Правда, имея совесть, очень тяжело быть в политике. Хотя там тоже понимают, что лучше договариваться.
Пример. Я имею большое поле, которое мне досталось по наследству. У меня нет сил все его обрабатывать. А тут сосед с кучей детишек на клочке земли. На краю моего поля есть отдельный участок, до которого у меня уже точно не дойдут руки, да и мое семейство сокращается. Почему бы не отдать клочок земли соседу. Совестливый человек сделал бы это, не особенно задумываясь. А политик – нет, не дам (вот она двойная мораль – детей учим делиться, а сами…). Кто не догадался, я, конечно, имел в виду злополучные острова, которые так просит Япония. Ведем себя как собака на сене. Сразу вспоминается статья Станислава Рассадина, о которой я уже писал, где рассматривается вопрос о том, может ли интеллигентный человек быть президентом.

Такое длинное предисловия я писал ради других размышлений. Мне все не дает покоя поведение наших нынешних правителей, которые нарушают заповедь «Не убий». У меня в душе подымается негодование по поводу такого наглого поведения: они ведут себя как на диком Западе. Только у окружающих почти нет «оружия»: его нагло отнимают или не дают приобрести.
Они «убивают» неугодные ИМ партии, средства массовой информации, политиков и пр., «убивают» нагло, цинично, не особенно прикрываясь чем-либо, не думая об интересах общества. Их в детстве плохо воспитывали, у них не успела сформироваться совесть. Их учили «мочить в сортире» (а это значит без суда). И они это умеют, и умеют хорошо. Им безразлично, что будет со страной – им важнее собственные интересы.
– Виноваты ли они?
– «Все, что мы делаем: хорошего или плохого, доброго или злого – мы делаем только для себя!» Значит, не виноваты – их так воспитали и… забыли надеть «намордник», что бы ни кусали, кого ни попадя. Таким «намордником» может быть Гражданское общество.
Правители часто стали говорить о нем, прикрывая свои делишки: ведь у нас еще нет гражданского общества, вот, когда будет… (тогда и мы будем вести себя по совести – недоговариваю они). Гражданское общество – это обществом, в котором люди «договорились» о честных правилах игры и в котором выработали механизмы контроля за соблюдением этих договоренностей. А еще в этом обществе люди заботятся о настоящей духовности, основу которой составляют истина, красота и добро, а не суррогат духовности в виде религии. Ведь в самых религиозных странах происходят и убийства, и насилие, и воровство. А в «безбожном» СССР их было не больше, чем в странах, где много верующих.

– Так почему нельзя убивать?
– Кто сказал, что нельзя? Можно. Ведь они «убивают» и доказывают всем, что это нормально. Мог ли на их месте так себя вести совестливый человек? Например, Дмитрий Лихачев или Андрей Сахаров? Думаю, нет. Но, к сожалению, почти всегда к власти приходят не самые совестливые люди. Мне жаль, что в России люди никогда не изберут президентом такого человека, как бывший президент Чехии Вацлав Гавел. Скольких бы бед Россия избежала. И дело не в том, что у нас нет таких людей. Они есть, но их никогда не выберут в России. И это очень грустно!


Рецензии
Рассуждения на тему уровня "не убий" - характерный пример случая, когда содержание определяет форму. Если взяться рассуждать об этом более чем на два абзаца - начнутся противоречия. Примеров полно. Вот я спрашиваю "почему не убий?". Беру сначала Библию: там есть аргументы за и против, которые противоречат друг другу. Беру юридическую литературу - тоже самое. Беру политическую, философскую, художественную - везде через пару абзацев идут аргументированные доказательства того, что убить либо можно либо нельзя. Смотрю вашу заметку - тоже самое.
Вывод: рассуждения по этому вопросу бесполезны. Вернее даже, они не имеют прикладного характера, они лишь описывают наблюдаемое, но не создают законов. Как это? Ну, вот если завтра сказать, что убивать можно, общество попросить вернуть запрет. Если вы не знаете можно убивать или нет - достаточно узнать, что за убийство наказывают, это подействует на вас серьезнее чем рассуждения.
Так как мой speech получится объемным, я тоже начинаю себе противоречить.
Истинна, вероятно, проще: человек не убивает, но иногда убивает, по своей природе.

Павел Быченков   07.12.2015 02:44     Заявить о нарушении
Истина, скорее всего в том, что все в этом мире относительно!

Вадим Качала   12.12.2015 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.