Формула успеха

       Формула успеха

     «Товарищи пассажиры, просьба не отвлекать водителя, молитесь молча…»

Вано как ребёнок всегда радовался жизни во всех её проявлениях. Он, сын ложки деревянной, наконец-то открыл для себя новый мир! Это был волшебный мир радости вождения автомобиля! (обычно новое интересно до тех пор, пока не надоест или плохо не кончится). Когда Вано управлял  микроавтобусом, то всегда находился в состоянии душевного трепета. И вот, колесит он сейчас по горным дорогам, везёт пассажиров, любуется горным пейзажем, любуется… Впрочем, за этим занятием он не позабыл, что на затяжном спуске спускаться надо на скорости, что бы тормоза не перегрелись и не отказали… (эти тонкости обычно знают автомобилисты, те, что водят машины в горах). А впереди у Вано как раз был затяжной спуск, а в салоне объявление для пассажиров: «Товарищи пассажиры, просьба не отвлекать водителя, молитесь молча…».

Люди до сих пор не поймут – почему они так странно устроены…? Иной раз точно знают, что так делать – нельзя, однако, если сильно хочется – то всё равно делают! Вот такие они земляне.

Раньше были в России нехорошие времена, когда на дорогах бились не наживою, а насмерть! Бывало, иной раз так сильно расхлещутся, что диву даёшься, наяву прямо - передовая на фронте, только  объявленной войны нет, а жертвы знаете - есть. За год в автомобильных авариях тогда погибал целый город в мирное время,  это никак нельзя было назвать, кроме как – необъявленная война.
Люди давно думали, как побыстрее передвигаться. Думали, думали и вот наконец-то придумали то, что назвали - автомобилем. Хорошая эта штука,  быстрая, комфортабельная и удобная, как говорится, не ради роскоши, а для передвижения. Но вот только перестарались они наверное, заносить их стало на поворотах,  скоростью злоупотреблять стали, комфортабельностью увлеклись, начали торопиться куда-то, при чем совершенно забыв, что торопиться в жизни можно только на кладбище, при ловли блох и никуда более. Хотя бытует иное мнение, говорят -  В гости к Богу  не бывает опозданий… Все там будем, но лучше позже. В общем, с безопасностью на автомобильном "фронте" стало твориться что-то неладное, там стало что-то не то. Ну, а пока всё было, как было, всё было, как есть…
 
Всё в жизни начинается с малого, маленькие правила безопасности попросту игнорируются, отсюда возникают большие проблемы. Но это так, простые рассуждения жизни, ещё до того..., так сказать, до икромёта, а икромёт начинается только потом, так уж видать повелось на Руси - гром не грянет, мужик не перекрестится.

После очередного поворота перед мутными очами Вано предстал затяжной спуск.
- Надо бы пройти его на тормозах, дабы не жечь лишний бензин, бензин надо бы - экономить… - сладко зевнул Вано и выключил скорость. Он прекрасно знал, что на затяжном спуске нельзя выключать скорость, знал, но, однако так сделал…

Маршрутка под уклон покатилась почти беззвучно, мотор тихо заурчал на холостых оборотах. Водитель взглядом окинул даль, где ему предстал красивейший горный пейзаж с глубоким ущельем и парящим горным орлом, который то и дело ловил восходящие потоки.
Вано не рулил, а пыжился тихим сапом, в его глазах было суровое многоточие. В его сердце затаилась тоска и кручина, и по всему было видно, как сильно "напрягает" водителя жизнь.

Среди пассажиров был недовольный горец, который обиженно делился с кем-то по сотовому телефону: - Я ему гаварю…, па-ачему ты так плохо талкаешь машину?! Если бы ты её хорошо талкал, то она бы, наверное, завелась и поехала… Ты, наверное, только делаешь вид, что толкаешь… Ты сэбя обманываешь, машину, да ещё и мэня, нехарощий ты челавек…
От услышанного Вано криво так улыбнулся и почесал шею.
- Эх, мне бы твои проблемы…? – тяжело выдохнул он.
У него и вправду были проблемы. Два дня назад Вано внизу в городе зашел ресторан и заказал себе пива, но вместо пива ему принесли "помои". Он стукнул кулаком по столу и пригласил официанта.
- Вы что мне подали? Пиво или помои?
- А вы что,  отличить уж не можете…?
- Нет!
- Тогда какое это имеет значение…
Вано сильно обиделся, достал из ножен длинный кинжал, что бы почистить сухую рыбу, но его, к сожалению, не так поняли, в итоге, парня неласково приняла милиция, где ему накидали от вольного, а теперь предстоял суд…
- А… - отмахнулся рукою Вано, поправив солнцезащитные очки, которые прикрывали его здоровенный синяк под глазом. - В гробу бы я  видал этот ресторан! – смачно плюнул он в сердце.
Он уже несколько раз нажимал ногою на тормоз, и старый "РАФик" исправненько так притормаживал. Вообще-то, Вано экономный был парень, он  старался сэкономить на всём.

Хорошая эта черта в человеке или не очень – не мне судить. Вот и сейчас он экономил бензин на спуске не из общественных, а своих, мелкобуржуазных соображений, грубо пренебрегая вождением с безопасностью. Да и жениться во второй раз на богатой невесте решил он  не просто так, любил парень зайти в жизнь с черного хода. У невесты была квартира в Москве, что досталась ей по наследству. У Вано уже наступала, вторя молодость, а он с первой ещё расквитаться, никак не мог. Говорят, что экономия, это признаки жадности, а у жадности нет границ.
Водитель за мыслями погрузился в мечты… - Вот, пристрою к месту невесту и заживууууу…, буду купаться как лимон в коньяке. Соберётся родня на совет стаи, а я им как выдам! Вот это будет успех, а у успеха, своя формула – сладко зевнул водитель и стал притормаживать снова.

Но к его большому удивлению машина на этот раз не притормозила, а стала набирать скорость. Водитель сделал ещё несколько безрезультатных попыток затормозить и тут понял, что остановить машину ему уже не удастся! На щеках у него заиграла кровь, предчувствуя беду, Вано тут же заметался мыслями как загаженный веник:
- Как так?!! – кричал его внутренний голос. – А как же невеста с квартирой в столице и прочие блага, ведь ты же ещё нестарый… - трясло Вано за грудки эгоистическое сознание.

Водитель начал метать икру, то есть перестал действовать сообразно ситуации, на первое место, поставив, прежде всего свои меркантильные интересы. Его действия заключились в том, что он, в надежде остаться живым, выбрав момент, на ходу просто-напросто… выпрыгнул из машины, совершенно забыв о своих пассажирах, о которых  вспоминать ему, было, совершенно некогда. Де, Бог с ними, у каждого в этом мире своя судьба, аллах с ними, с этими на смерть обреченными…

Маршрутка без тормозов стремительно набирала скорость.
- Ой…! – дружным хором взревели вдруг пассажиры, проходя первый поворот без водителя.
- Ой, ей, ёй…! – вторили им деревья стоявшие на обочине.
- Вай…!!! – в ужасе на обочине закрылся листвою зелёный дубок, когда "маршрутка" в самый последний момент едва от него увернулась. – Мог бы я бегать, давно бы уже убежал, "срубит" меня машиной когда-нибудь наклеп… - в страхе затряс он своими корявыми ветками, с которых как горох посыпались недозревшие желуди.
- Ой, мать моя Родина…  - в ужасе закрыл глаза крыльями горный орёл, а потом не выдержал нервного напряжения и камнем пошел вниз.
- Вах, вах, вах… О, аллах…!!! – дружным хором завели пассажиры, когда такси по самому краюшку пропасти на повороте пролетело на двух колёсах, от чего у них не только в зобу спёрло дыхание. – Святая Мария спаси наши души…! – вместе и вразнобой молились и подвывали они.

Такого экстрима пережить ни одному из них, как-то ещё не случалось. Адреналин у них валил через край, вываливаясь из  машины, он разлетался по горному асфальту, искрясь меленькими такими кусочками. Цвет лица у жалких был бледный, в душе у них было жарко,  как в печке, обстоятельства царапали им глаза, а ангелы уже начали петь своими злыми, страшными голосами…
- Алелуя,  алелуя-я-я-я-я-а…  - всё отчетливей слышалось над маршрутным такси.

Видит Бог, пассажиры должны были погибнуть, да вот - не погибли, справились они с управлением, дотянули-таки до гравийного улавливателя, видать кто-то из них непременно служил в стройбате (те ко всему привыкшие). А Вано, который никак не хотел умирать, как-то неудачно так выпрыгнул, ударился головой о бетонный столбик, от чего столбик переломился надвое, приказав водителю долго жить…

Вано пал жертвой той самой войны, что была необъявленной, вероятно, в формуле успеха он что-то не так рассчитал, возможно, что туда закралась ошибка, а может быть, простая жадность  его погубила,  что привело к отказу тормозной системы не только машины, но и его жизни…

           Андрей Днепровский – Безбашенный.

                7 октября 2007г


Рецензии
-- По "заслуге" и награда. В маршрутке, собираясь выходить, увидел и прочитал: "Место для удара головой." Перед остановкой машину тряхнуло, и так оно и случилось... точно в надпись.)))))

Анатолий Шинкин   29.10.2010 23:55     Заявить о нарушении
Анатолий, спасибо, что заглянули... Низкий поклон с пожеланиями всего наилучшего.
Когда меня спрашивают: - Как дела? Всегда отвечаю: - Лучше всех, кому хуже нас... Светлых Вам дней.

Андрей Днепровский-Безбашенный   30.10.2010 00:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.