Понять друг друга

- Старая грымза!
В сердцах выругался Толик, возвращаясь домой.
- Чего она ко мне прицепилась? Еще потребовала родителей в школу. Подумаешь, перепутал Швецию со Швейцарией. Да какая разница, с кем воевал Петр... И кто додумался давать странам почти одинаковые названия?
Чувствуя против себя некий заговор, мальчик всей душой ненавидел мировое сообщество в целом и свою учительницу истории в частности.
Размышляя о том, как вывести из дневника поставленную красными чернилами двойку, Толик зашел к Васе - главному специалисту по подделке оценок.
- Жвачку принес?
- Принес… Только в прошлый раз отец заметил, ты давай качественнее исправляй.
Проворчал Толик, которому до боли было жаль зря потраченную ранее апельсиновую жвачку. Пока он горевал об утрате, Вася, достав лезвие и ластик, принялся за ювелирную работу. Толик опять вернулся мыслями к Анне Ивановне.
- О чем размечтался, отличник?
Гоготнул Вася, который уже закончил стирать двойку и из коллекции ручек подбирал нужную.
- Думаю, как бы отомстить этой училке.
- Да ладно тебе, бесполезно. Она ж старая дева, ты что, не знал? Брат говорит, что от нее муж сбежал, потому она такая вредная и злая на всех.
Толик хотел возразить, что у старых дев не бывает мужей, но передумал.
- И все равно обидно.
Вздохнул Толя и вручил Васе жвачку. На том товарищи расстались.
Вечером мать, придя с работы, быстро покормив Толика и его младшую сестру Валю, уселась болтать по телефону с подругой.
- Да ну! Что ты говоришь?!? А я узнала отличный рецепт… По чем купила?
Говорила мама трубке.
Отца не было. Валька начала бренчать на ненавистном пианино, выполняя задания из музыкальной школы. Учить уроки не было никакой возможности. И мальчик, воспользовавшись тем, что никто не обращает на него внимания, улизнул на улицу, играть с ребятами в футбол.
Уже стемнело, когда Толя вернулся домой. Мать чуть-чуть пошумела и отправила спать. Отца все еще не было.
- Уф, пронесло, дневник не проверили.
Подумал Толик, нежась в кровати. И почему-то опять его мысли вернулись к Анне Ивановне.

***
Анна Ивановна закончила проверять тетрадки. Она подняла уставшие глаза, сняла очки, поморгала. Муж уехал в командировку, дети уже давно жили отдельно. Домой спешить было не к кому, потому она засиделась в школе. Учительница чувствовала дикую усталость во всем теле. Ей казалось, будто она лет на двадцать старше, хотя недавно ей исполнилось всего сорок пять. Учительница встала. Подошла к доске. На ней висела карта, где бездушными стрелками были выведены военные кампании Петра I и Карла XII.
- И как можно перепутать Швецию со Швейцарией? Нет, это не выносимо. Разбиваешься в лепешку, втолковываешь им материал, разжевываешь. И тут на тебе, приходит Толя Кузнецов, и сообщает всем, что Карл был королем Швейцарии. При этом не может найти на карте ни ее, ни Швецию.
Анна Ивановна загрустила. Она прекрасно понимала, что Толик - мальчик не глупый и может учиться хорошо. Коробило его безразличие, потому, не справившись с нервами, она в очередной раз поставила ему двойку.
- Еще и родителей вызвала. Зачем они мне? Можно подумать, это что-то изменит.
С этими тяжелыми мыслями учительница собрала сумку, выключила свет, заперла кабинет и покинула школу.
Проходя мимо детской площадки, она заметила Толика, гнавшего мяч. Он намного опережал других мальчишек.
- Гол!!!!
Закричали ребята.
- Какой тут может быть Карл, если растет великий футболист.
Улыбнулась Анна Ивановна и пошла дальше.
Дома она съела бутерброд. Завела будильник. И устроившись на софе, принялась читать Гумилева. Через час книга выпала из рук, учительница забылась сном.

***
Анна Ивановна проснулась от звона разбитого стекла. Откуда-то доносились всхлипы и ругань. Женщина огляделась. Она лежала на чужой кровати, в чужой комнате, в воздухе витали чужие запахи и голоса. Учительница ущипнула себя, закрыла и опять открыла глаза.
- Нет, это не сон, но что происходит?
Ничего не понимая, она вскочила и стала искать свои вещи. На соседней кровати спала маленькая девочка. Рядом на стуле валялись джинсы и свитер. Она увидела шкаф с большим зеркалом и приблизилась к нему. На нее смотрел растрепанный и заспанный Толя Кузнецов из 7-го «В» в трусах и майке.
Не долго думая, Анна Ивановна натянула на себя джинсы и свитер, побросала все учебники, которые нашла на столе, в портфель и прокралась в коридор.
- Ни стыда, ни совести нет! Двое детей, а он по бабам шляется!
Крик переродился в визг. А потом последовали тихие всхлипывания.
Анна Ивановна пыталась открыть незнакомый замок.
- Толя, ты куда так рано?
Учительница обернулась, в коридоре стояла заплаканная женщина.
- У нас нулевой урок сегодня, я уже опаздываю…
Солгала Анна Ивановна. Женщина исчезла, а через минуту появилась с бутербродами и яблоком в руках.
- Как всегда идешь, не позавтракав, гастрит заработаешь.
Она запихнула еду в ранец, одернула рукава свитера на Анне Ивановне, пригладила ей волосы, открыла дверь, и учительница оказалась на свободе.

Толика разбудила настырная трель и стук в дверь. В полузабытье он пошел на звук, и в глазке увидел… самого себя. Мальчик сразу же очнулся, и начал бороться с замком. Наконец, под руководством Анны Ивановны механизм был повержен, и ничего не понимающие учительница и ученик взирали друг на друга.
Опомнившись, Анна Ивановна начала носиться по квартире.
- Что делать? Что теперь будет?
Взывала она непонятно к кому. Потом, сообразив, что они оба опаздывают на уроки, учительница принялась собирать Толика. Тот стоял в оцепенении. Анна Ивановна нарядила его в брючный костюм, дала пару ботинок без каблуков, затем занялась прической.
- Боже мой! Сколько седых волос, срочно надо подкраситься!
Размышляла она, а Толик периодически ойкал от боли, когда безжалостная расческа выдирала ему волосы.
Собравшись впопыхах, они побежали в школу.
- Слушай внимательно, сначала у меня два урока в пятых классах. Придешь, поздороваешься, и начинай вместе с детьми читать девятнадцатый параграф. Понял? Потом придут девятиклассники. У них контрольная. Раздашь вопросы по двум вариантам, и пусть пишут до конца урока. Четвертый урок у вас. Скажешь, что Кузнецов подготовил доклад, я выйду и расскажу о реформах Петра. А потом… Я с ума сойду! Что же потом то будет…
Анна Ивановна находилась на грани истерики. Втолковывая Толику план действий, она показывала на ходу учебники и свои записи. Тот молча кивал, а мурашки бегали по спине.
- У тебя какой урок сейчас?
- Английский у Ирины Серафимовны.
- Хорошо, я иду туда, а ты не подведи меня, пожалуйста. Увидимся.
С тяжелым сердцем Анна Ивановна подтолкнула мальчика к кабинету истории, а сама побежала к Серафимовне.
Открыв учебник по указанию англичанки, Анна Ивановна обнаружила текст «London». Когда пришла очередь, она, краснея и заикаясь, с трудом одолела отрывок. Приступили к проверке домашнего задания. Надо было подготовить топик «My favorite author». Собрав остатки забытой лексики, Анна Ивановна начала рассказывать про Пушкина, на седьмом предложении она запнулась, фантазия иссякла. А Ирина Серафимовна только недовольно покачала головой.
Оставшуюся часть урока Анна Ивановна беспокойно смотрела на классные часы. Раньше ей казалось, что сорока пяти минут слишком мало, а теперь они тянулись бесконечно.

Толик вошел в класс. В ожидании учителя кто-то носился между партами, кто-то в спешке дочитывал параграф, кто-то болтал. Стоял гул. Набрав воздух в легкие, Толик громко произнес.
- Здравствуйте ребята, садитесь.
Наступила тишина.
- Открываем учебники, начинаем вслух читать параграф девятнадцать. Девочка на первой парте начинай.
Он ткнул пальцем в сидевшую ближе всех к нему девочку с двумя хвостиками. Та, не понимая, почему учительница забыла ее имя, замешкалась.
- Читай, говорю!
Зашипел на нее Толик.
Так, с горем пополам, он провел урок чтения истории. Спасительный звонок прозвенел, когда класс дочитывал последний абзац.
- Чтоб все выучили! Понятно? Буду спрашивать строго!
Решил напоследок пригрозить мальчик, и отпустил очумелых пятиклашек. На втором уроке он чувствовал себя свободнее.

Оставшись наедине с девятым классом, Толик раздал вопросы, сел за учительский стол и стал наблюдать. Минут через десять на задней парте началась возня. У окна сидел рыжий здоровяк и бубнил, мешая всем остальным. Это была гроза местных мальчишек и головная боль учителей, двоечник и второгодник Степкин.
Степкин ничего не писал. Он толкал соседа в бок, кидался бумажками, окликал кого-то. Толя два раза сделал ему замечание. Тот продолжал бубнить.
- Эй, ты, заткнись, говорю…
Не выдержав, рявкнул Толик. Степкин замолк и выпучил глаза на залившуюся нездоровым румянцем историчку. Но спустя пару минут опять стал бубнить.
Толя, дрожа от негодования, приблизился к Степкину.
- Вон из класса!
Степкин замер.
- Собирай портфель…
Здоровяк засунул учебник в пакет и продолжал сидеть в нерешительности. Толик взял пожитки Степкина, подошел к двери и выкинул пакет в коридор, за которым последовал и хозяин.
После урока девятиклассники долго обсуждали «крутую историчку», а Степкин вообще куда-то пропал.

Тем временем, Анна Ивановна тщетно пыталась понять формулы, которые выписывал на доске математик Андрей Петрович. От большого количества информации кружилась голова. Затем пытка в виде алгебры сменилась пыткой геометрией. Учительница старалась слиться с партой, лишь бы не вызвали к доске. Ей повезло.
Зазвенел звонок, и она ринулась к себе в кабинет. Там понурив голову, сидело ее тело. Выглядел оно неважно. Совместный урок Толи и Анны Ивановны прошел без инцидентов, правда, блестящий ответ Толика привел одноклассников в восторженное недоумение. Анна Ивановна рассказала положенный материал и почувствовала облегчение.
Учительнице предстояли еще два урока физкультуры, а Толик остался в кабинете истории один. Он взял учебник для седьмого класса, который с начала года ни разу не открывал…

***
Они сидели на школьном дворе друг напротив друга. Анна Ивановна в спортивном костюме. После физкультуры у нее уже не осталось сил переодеться. Толик снял тесный пиджак и грыз ногти. Анна Ивановна пробежала 400 метров хуже всех, даже хуже девчонок, и теперь он желал лишь одного - провалиться куда-нибудь.
- Что будем делать? Пойдем ко мне, то есть к тебе… то есть … в общем, к историчке.
Запуталась Анна Ивановна, и рассмеялась. Глядя на нее, захихикал и Толик.

Отобедав, учительница и ученик устроились в гостиной. Анна Ивановна включила Толику телевизор, а сама, укутавшись пледом, взяла книгу.
- А что вы читаете?
- Лев Гумилев «Древняя Русь и Великая степь». Хочешь почитать?
Толик кивнул.
- Это тебе еще рановато. Возьми вот что.
В руках у Толика оказалась книга Яна «Батый», и он погрузился в увлекательный мир исторической прозы.
Вечером Анна Ивановна попрощалась, показав, как пользоваться замком и ключами, и отправилась к семье Кузнецовых.
Там, она нашла молчаливых родителей, обозленных друг на друга, и Валю, которая, ужасно фальшивя, бренчала на пианино. Анна Ивановна стала читать учебник по физике, но под звуки умирающего инструмента, понять что-либо было невозможно.
- Толя, показывай дневник.
К столу приблизился отец, он явно искал жертву.
- Что это такое! Я тебя предупреждал?!
Анна Ивановна ничего не успела сообразить, как получила подзатыльник и еще один...
Засыпая в атмосфере враждебности, с больной головой, учительница молила все силы на свете, чтобы завтра подобное не повторилось.

***
Толя Кузнецов и Анна Ивановна проснулись каждый в своей кровати. Они так и не поняли, приснилась им эта история или нет, но помнили ее всю жизнь.
У Толика в дневнике поселились только четверки и пятерки, настоящие, неподдельные. Закончив школу, он поступил на исторический факультет педагогического института, и стал учителем. А Анна Ивановна никому больше не ставила двоек, только иногда мысленно себе.
 
 


Рецензии