Плотник

«ПЛОТНИК»

(Рассказ)

* * *

Я люблю свою работу! Люблю свою профессию! Люблю запах опилок и гладь древесины, проступающую после рубанка... Люблю звук топора, когда он стремительно и мягко входит в древесину и откалывает щепку за щепкой, всё лишнее, оставляя только то, что ты задумал. Это подобно скульптуре...
 Люблю вбивать гвозди в доски, приколачивая их к брёвнам. Соединение железа и дерева – алхимическая суть! Тут нужна особая сноровка. Ни в коем случае нельзя промахиваться. Надо стучать так, чтобы гвоздь входил в дерево равномерно и глубоко, проминая древесину, а, не мучая её сотрясением и вмятинами. Для каждой операции у меня есть своя особая песенка, мелодия, которую я насвистываю, когда работаю... Пилю, строгаю ли, вколачиваю клинья, размечаю или выдалбливаю, - обязательно насвистываю! Это меня бодрит и даёт силы действовать осмысленно. Когда приходиться брать помощников для большой работы, я заставляю их прислушиваться к мелодиям и работать в такт со мной. А то и попросту свистим с ними на несколько ладов, и никто не жалуется, понимают, что это ремесленный секрет, необходимость в работе, а не пустая блажь.
В моменты передышки и небольшого отдыха, я люблю рассматривать структуру дерева различных пород, форм заготовок, годовых колец брёвен, - всё, с чем приходится работать. Как это увлекательно! Это завораживает и удивительно манит всё к новым открытиям! Могли бы вы когда-нибудь подумать, что внутри простого полена находится вся история жизни целого дерева! Стоит только повнимательней присмотреться и можно узнать столько интересного... Вот, например, это неказистое с виду сосновое бревно. Будьте внимательны! Каждое колечко – это один год его прежней жизни. Так что подсчитайте их и узнаете, насколько оно вас старше. Если будете посообразительнее, то сможете найти кольцо своего рождения и представить себе, каким было оно, когда вас и в помине ещё не было! А если подумать о том, что жить оно могло ещё два раза по столько, то истинно полюбишь это бревно, сваленное в общей куче и ожидающее своей участи с завидной покорностью и терпением, так не свойственным другим живым существам. Я мог бы вам рассказать, в каком году был лесной пожар, каким боком оно смотрело на север. Мог бы рассказать про лютые морозы и самое знойное лето, выпавшее на долю этого удивительного дерева. Но сильно не обольщайтесь... Вот видите, оказывается, и у деревьев бывают свои судьбы!

* * *

Свой плотницкий инструмент я берегу, и работаю только им. За столько лет он во многом стал похож на меня самого. Ручки вытерлись по моей руке, а заточенная часть, хотя и уменьшилась в размере, приобрела с годами оптимальный наклон режущих кромок. Молотки стали невероятно послушны, а пилы – скоры и степенны! Топор это особая история. Из упрямого и опасного неумехи он превратился в ласкового и доброго работника, не знающего каприз и усталости. Чертильное шило стало более внимательным и научилось быстро соображать. Измерительный шнур стал легче меловаться и напрочь перестал безбожно врать! И всё это за каких-нибудь тридцать лет! Ну не чудо ли! Я люблю свою работу! Я нужен людям!


* * *
Приходилось ли вам видеть, как работает плотник?... Ну, так смотрите! Берём бревно, прямое, очищенное от коры и сучков, метра два длиной... Вкапываем его в землю на треть в специально подготовленную яму, над которой с утра трудился землекоп. Так же поступаем и с остальными тремя. Надо тщательно утрамбовать землю вокруг каждого бревна. Это важно! Получилось четыре столба, вкопанные квадратом на расстоянии пяти шагов друг от друга. Это только на первый взгляд кажется простым. Если хотите убедиться в обратном, милости прошу! Учтите, что столбы должны быть одинаковой высоты. Теперь будем укладывать настил из обрезных досок, также заготовленных заранее, размеченных и сложенных в отдельную стопу. Всё, что нам для этого надо – положить четыре сосновых бруса так, чтобы воображаемый квадрат чудесным образом материализовался. Для пущей прочности брусья крепятся коваными железными скобами, купленными специально по такому случаю у кузнеца. Их вбивают одним концом в брус, другим – в бревно. Открою маленькую тайну мастерства: прежде чем начинать бесплотные попытки вколачивать одно в другое, просверлите коловоротом отверстие, чуть меньше диаметра скобы. Уверяю вас, будет гораздо продуктивнее!
Так вот, у нас получилось подобие огромного стола без столешницы. А теперь настал черёд заранее заготовленных размеченных и сложенных в отдельную стопу обрезных сосновых досок. Их укладываем на брусья и зашиваем ими весь периметр, плотно подгоняя торец одной доски к торцу другой, а ужь потом приколачивая их гвоздями, купленными вместе со скобами. Я люблю вбивать гвозди...
Если вдруг в результате работы что-то где-то выступает, мы отпиливаем и подравниваем. То, что мы делаем, должно не только работать, но радовать глаз! Это очень важно! Ибо в том, что красиво, есть правда!
Ну, что, будем продолжать? Вы ещё не устали? Ну, тогда смотрите...

* * *

Пока мы с вами рассуждали и подравнивали, землекоп выкопал ещё пару ям. Одну – у самого края столешницы, посередине, вторую – напротив. Теперь, мы становимся снова востребованы, и вместе с землекопом вкапываем в эти ямы по столбу. Эти столбы гораздо выше всей получившейся конструкции. Их высота от дощатого настила должна быть больше четырёх метров. Так что можете себе представить, какой это труд, поднять такую тяжесть, вкопать на одном уровне и, при этом, никого ненароком не задавить. Теперь новые столбы укрепляются скобами к брусу нашего сооружения. Сейчас начнётся самое ответственное. Надо при помощи лестниц, верёвок и залезших на столбы помощников, уложить на них не менее тяжёлую перекладину. Очень тяжело сопоставить шипы, вбитые в торцы длинных столбов, с пазами, в перекладине. После этого мучительного водружения, по столбам карабкаются новые помощники, сменяя старых, уставших, и... всё теми же скобами с обеих сторон крепят перекладину. Получившаяся П - образная арка должна быть очень устойчивой, иначе грош цена всей нашей работе, а нам самим стыд и срам!
Надо сказать, что пока вы наблюдали со смехом и ужасом за происходящим, я занимался тем, что из оставшихся специально заготовленных досок, изготавливал что-то наподобие двери для настила: тоже квадратное, только полтора метра шириной... или длинной. Открою вам еще один секрет, если вы не заметили его раньше: у квадрата длина и ширина одинаковы! Чудо, не правда ли! Но это нужно запомнить, если хотите стать настоящими плотниками.
Очень плотно подогнав торцы досок, я приколотил их к двум брускам того же размера, уложенным по верхнему и нижнему краю получившегося блока, и для большей прочности добавил ещё один по диагонали, длинна которого, по какой-то невероятной причине, превышает длину любой из сторон дверного блока. Вот вам ещё одно чудо! Чудо - расчудесное! Оно не как не объясняется, но это надо запомнить и свято верить, в то, что это так и таковым останется на веки вечные!
Снова призвав на помощь, освободившуюся рабочую силу, мы укладываем квадратную дверь на квадратный настил, строго по середине и обводим по контуру. Затем вдоль контура прибиваем сосновые реи. После чего контур выпиливается через специально прорубленные отверстия. Эта работа поручается только тому, кто уже на деле доказал своё мастерство, и не способен одним неправильным действием испортить всю работу, проделанную до него!
Изнутри квадратное отверстие дополнительно укрепляется брусьями, и в образовавшийся проём вставляют и сажают на пару кованых петель, также купленных, и, из-за своей стоимости, находящихся до сих пор у меня в кармане рабочего фартука. Теперь, когда пришло время, их, крепят с одной стороны к реям, а другой – к дверям, с таким расчётом, чтобы диагональный брусок был внутри закрытого люка. Это название вам тоже придётся запомнить, так как в действительности, дверей открывающихся горизонтально, не бывает...
 Также изнутри, к люку прибивается кованая задвижка, таким образом, чтобы, потянув за привязанную к ней верёвку, можно было бы без труда открыть люк. Для проверки исправной работы этого непростого механизма, люк закрывают, и на него кладут большой мешок с песком, предусмотрительно привязанный другой верёвкой к перекладине, возвышающейся прямо над ним.
 Верёвку, привязанную к задвижке, тянут, та отодвигается и... люк под тяжестью мешка с грохотом открывается внутрь! Мешок повисает и без труда достаётся наверх!
Итак, наша конструкция готова и испытана! Она полностью годится к дальнейшей работе! Нам достаётся слава и возможность сыто и праведно пользоваться вознаграждёнными плодами собственного труда! Вот вам почёт, вот вам и уважение!
Одно меня смущает снова и снова: на все наши порывы разукрасить эту чудесную постройку в весёлые цвета с различными рисунками и мудрыми изречениями, мы получаем решительный отказ... На ней даже не находится маленького местечка для небольшой таблички с именами выдающихся мастеров, силами которых она была воздвигнута... Ну да ничего! Скромность, как говориться, даже похвальна!
А я... Я люблю свою работу! Люблю свою профессию! Люблю запах опилок и гладь древесины, проступающую после рубанка...






 г. Ухта, 19 декабря 2000 г.



 


 


Рецензии