Метель

Метель
Я уходил из деревни в город налегке, без вещей, но с тяжелым сердцем. Мороз выбелил намертво все живое вокруг, звенела дорога, и грустно мерцали звезды. Меж двумя деревнями тридцать с гаком верст, меж двумя деревнями автобусная остановка на переправе. А на автобус я опоздал. Он ушел, мигнув вдалеке злым красным глазом, похожим на звезду в созвездии Гончих Псов.
Назад - пятнадцать километров, вперед - двадцать два. И я пошел вперед, потому что любил сжигать мосты.
Я бы дошел, но не было печали, не было сомнений, а потому и не было видно того, что лезло в глаза. Потемнело небо и швырнуло мне в ноги белые тропы, спрятались звезды, оставив колодец пространства, и от густой пурги стал я седеющим старцем, теряющим зрение, согбенным от стихии.
И была пурга. Была пурга, какой эти края не знали. Была пурга, она уложила меня далеко от дороги, накричала мне в уши чужие сказки и пела мне колыбельную гулом ненастья. Я замерзал.
Только в землю куда-то, сквозь ребра, било сердце, било через лед одежд, било колоколом горячей крови.
Кто-то тронул меня за плечо...
Молодая женщина будила меня в зыбкой дымке, в сладком мертвенном сне. И сама она казалась мне сном, но слишком уж по живому стояли рядом с ней косматые волки.
Пряный дух разомлевшей избы, капли чистой смолы на сияющих бревнах сосен, тихий скрип половиц...
Я очнулся, тело болело. Я пока видел мир лишь одними глазами. Чья же эта, такая родная, изба?
Надо мною склонилась она.
- Кто ты? - грустно шепнула.
- Я человек.
Она снимала с меня унты, растирала ноги барсучьим жиром и шептала ногам моим силу.
Вот сижу я за длинным столом. На далеком конце его, напротив - она. Плахи лиственниц гнутся от снеди.
И она угощает меня.
Я ел черный, как деготь, и теплый, как солнышко, хлеб - она назвала его Искушением. Я из каменных кружек пил хмельной горький мед - она назвала его Жизнью. Я не мог разломить и глотал целиком кровью пахнущие и сухие куски, а она улыбалась - Долг; и глазами искал образа, только в доме их не было: ружья, луки по тяжелым стенам охраняли нас, а на окнах не занавеси, а сети.
За окнами ночь.
-Ты охотница?
- Нет, - и она улыбнулась.
- Как зовут тебя?
-Женщина.
Я ей кланялся в пояс, топтался босой, взяв в руки свечу, двинулся было к темной осиновой двери. Она даже не взглянула на меня, а у дверей молча встали два волка. Я замер и услышал сзади голос.
- Эта ночь моя, человек.
И была ночь, сладкая долгая ночь, каких в смертной судьбе не бывает. Был и восторженный ужас, и детская слабость, и дикая сила.
Я себя познавал.
- А теперь уходи!
На постели из шкур лежала она.
- А теперь уходи. - Свеча стояла на столе. - Ты зажги ее, дверь отопри, свет укажет тропу.
- Я вернусь, я скоро вернусь.
И ушел. Как мне больно бил в спину взгляд! Я ушел по ровному свету и петляющей тихой тропе. И нашел, что искал, - я вышел к людям.
Прошло немного времени, может быть, всего несколько лет. Я считался своим в доску парнем среди бродяг и аферистов, стрелял журавлей на Таймыре и сажал виноград на Риони, пил одеколон на Дальнем Востоке и любил женщин, по-разному даривших тепло, но одинаково отнимающих свободу. Что-то в этой жизни искал я, и везде со мной была моя тень - моя мертвая память.
В знакомых краях мы искали какие-то ископаемые, за которые хорошо платили и которые хорошо искались. Мы рвали древнюю землю динамитом, а тишину блатными песнями. Мы глушили синий спирт с красной рыбой.
И земля, как забытая женщина, умещалась между моими плечами.
Я запомнил тот день, тот проселок и жажду.
Пить хотелось, и шел я один по тайге, по узлам на судьбе и без цели. Шелестела штормовка шагреневой басней, целлофановое сомбреро брызги солнца сжирало и от глаз моих прятало солнце.
А стояла жара. Стояла жара, какой в этих краях не бывало - засыпало живое и вяли седые цветы.
Кто-то выключил звуки, и тропа подо мной побежала завилюшками мысли растраченных дней и растраченных чувств.
Я, конечно же, вспомнил тропу, остальное не мог, не хотел, но пошел, будто что-то несло по тропе: то ли жадные ноги, то ли сердце, топтавшее сизую тень.
На поляне изба. Как глубокий колодец, смотрят окна за дальние дали.
У избы, в от завалинки брошенной тени, дряхлый пес, белым облаком легший на землю. Он вильнул мне хвостом, посмотрел, как на чудо, и, тряхнув головой, заскулил.
В паутине венцы, косяки, я к распахнутой двери шагнул... и застыл, обожженный кошмаром. На пороге седая старуха с ружьем, вязь знакомого света свечи на прикладе и слепые глаза.
- Ты пришел, человек?
- Пить!
Из сухого ковша звездным холодом дунула ночь - я пил звезды...
-Спасибо, старуха.
- Я тебя не дозвалась, но ждала. От тебя я старела, и помни: дети были у нас - сыновья, сыновья, о которых другие отцы не мечтали. Не мечтали...
То ли я, то ли кто-то сомбреро снимал с головы, сумасшедшею цепью стегал колдовской тихий шепот.
Крик оставил один. Этим криком кричит все вокруг, этим криком кукушка считает потерянный кров, этим криком наплакались лебеди. Дом твой отчий кричит. И Очаг. Тот Очаг, что огонь свой в Великий огонь мой унес - бед земли. Как он ждал и угас! Где ты был эту жизнь?
Нарастал ее шепот, казалось - крик плеснет мне в лицо, или даже свинец сумасшедших двух бельм, разорвавших жару жаждой зрячей тоски.
Закричала гроза, и сомбреро втоптало в тропу, и душил меня шепот, оторвав от земли пальцы замершей тени.
- Уходи - и... Уходи - и...
Те зрачки тех стволов будут щупать мне сердце всю жизнь. Я не шел, а бежал, обжигая руками березы, раздирая в лохмотья на взгорках суровые мхи, в горло сердце просилось, как гордая птица из рук.
А потом я упал. Будто встала стена, и с разбега я врезался в воздух. Била в сердце сквозь ребра земля, причитаньем дождя и каленой моей жаркой тенью лаская.
Я себя познавал.
И обратно бежал незнакомым, но светлым путем и кричал:
- Ты прости, ты прости за тот холод распахнутой двери, Нагая! За пожары прости, за плевки, за забытое тело твое и за брошенный белый, седины твоей хлеб.
Только эхо рвалось и с дождем проникало в песок, и питало могучие корни.
Вот поляна, трава-мурава светлой зеленью эха потянулась ко мне. Та же тень, те же звуки. Ствол березы, как будто сожженный дождем, на ветвях, как на черных руках... позабытое мною сомбреро


Рецензии
спасибо за рассказ
очень понравилось

Ива   05.01.2010 12:49     Заявить о нарушении
Почитал и вас, и почитаю... спасибо...

Григорий Спичак   05.01.2010 14:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.