Заметки на обочине

 
 Я вышел в осенние сумерки, и сразу за углом моего дома меня ослепили огни и подсветки супермаркетов, банков, бутиков, офисов. Рядом с ними чуть ли не в притык возвышался квартал только что возведенных 25-35 этажных, жилых домов, они как нездешние великаны пока еще чувствовали себя неуютно, но это было до поры до времени. «Ничего привыкните и к нам!» - отсвечивая темными окнами, как бы говорили они всем.

 При всей наглости и поспешности строительства, с его алюминием и стеклом, при всех этих навороченных авто – город казался каким-то вторичным, местечковым и никогда не вызывал во мне родства, он был нейтральным. Почему так? я думаю, чтобы любить – надо хоть раз почувствовать, что и город к тебе неравнодушен. Он тоже хочет тебя видеть здесь, на крайний случай надо иметь любимую женщину в нем. Она и будет тебе этим городом.
 
 Нечто я почувствовал и в Москве, в которой прожил почти тридцать лет и, кажется, сроднился с ней навсегда. Но столица как бы стала отторгать меня, ну а, я ее взаимно. Я задыхался в этом в бензиновом мегаполисе, на тот момент у меня не было подруги, постоянной работы, многие друзья и знакомые умерли большей частью от алкоголя – и ко всему этому, почти все журналы не хотели публиковать мои литературные опусы. В редакционных коридорах появились новые люди, со своими форматами и своими группировками, не имея имени и знакомств, мне оставалось одно – уехать. Я и уехал в Харьков, где у меня была старушка мать и младший брат со своим семейством.

 На прощание я поклонился Сретенке, которая была свидетелем моей непутевой молодости, но она простила мне: все мои загулы, всю мою неправедность, мою лень и поспешность, мой прагматизм и мои розовые очки романтика, мои Любови и увлечения и она навсегда остались во мне, как и я в ней.

 Теперь я был отвергнутый, человек на обочине, маргинал – но я сам выбрал свой путь, я сам не захотел быть форматом, но уйти от общества я тоже не смог. Не хватило мужества, а потом для этого нужна компания единомышленников, ее не было. Слишком прикипел к асфальту. Мое скромное желание было найти согласие души с миром, и главное с самим собой – найти гармонию и в какой-то степени мне помог Генри Миллер своей книгой « Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха».

 Он ушел от цивилизации, будучи известным писателем, правда, в узком кругу читателей – денег было в обрез, жил в лачуге с двумя маленькими детьми и женой. Ему было под шестьдесят, но он пошел на это. Его положение было аховое, казалось, хуже не придумаешь, его спасли, а точней помогли немногочисленные друзья, которых он приобрел еще в Париже, когда работал там над «Тропиком Рака» или «Черной весной». Он был общителен и никогда не терял своей веры в себя, парижские невзгоды только закалили его.
 Но у каждого свой путь и свой крест – это я понял давно, а скорей недавно, лет пять назад, это не столь важно, важно понять это и идти своим путем или дорогой и верить в свой талант и назначения. Плохо было то, что я не был фанатом, бумагомарателем, не был графоманом, в хорошем смысле этого слова – я не мог писать длинные тексты, видя чужой рассказ в 15-20 страниц или стихотворение более 10 строф я почти автоматически откладывал его. Мне казалось да сейчас я того же мнения из большого рассказа или стихотворения уходит энергетика, рассказ должен писаться на одном дыхании. Повести и романы это уже другая история, там свои законы и методы, в смысле писания.
 И все же известных писателей или живых классиков я читал с удовольствием, я преклонялся перед их усидчивостью и кропотливостью.
 
 Скажем, Вас. Аксенов выдает книги-кирпичи один из последних «Новый сладостный стиль» в нем знание искусства и литературы завораживают, но состоялся этот «новый» стиль. Я сомневаюсь, автор едет по наезженной колее, единственное, что не подлежит сомнению, роман написан уверенной рукой большого мастера. Романистов такого масштаба в России можно по пальцам посчитать. Читаю его другие вещи, читаю как пособие как энциклопедию, как словарь Даля, как путеводитель по ХХ веку. У него нет той новизны и свежести, на мой взгляд, какая есть у Миллера, последний пишет, как бог на душу положит. Вас. Аксенов пишет как Бальзак историю человеческой комедии или трагедии. Мне ближе растрепанный, искрящийся, парадоксальный, местами брутальный Миллер, но тут дело вкуса. А потом у них разные видения мира и потому противопоставлять их просто глупо.

 Да и вообще, порой мне думается, да оно так и есть, что литература, серьезная литература, стала элитарной, она для небольшого круга читателей, она и раньше была такой, просто рыночные отношения поставили все по своим местам.

 Это нормально для тех, кто имеет достаточно денег, для заинтересованного студента купить книгу за 500-600 руб. проблематично, как и для всей русской интеллигенции. И это позор для власть имущих. Власть давно отказались от культуры и в частности литературы. Искусству нужна не цензура, а материальная поддержка. Может это и к лучшему, когда власть в тени, не мешает, тогда дело остается за меценатами. Но тут уже давно образовались свои кружки по «интересам», свои лица возле сладкого пирога, на всех не хватит.

 Я пишу банальные и всем известные истины, это даже не истины это позорный факт, когда страждущий не может напиться. В библиотеке шаром покати, читать в Интернете толстенный роман – потерять раньше времени зрение…отсюда я прихожу, что серьезная литература становится как элитарная, так и маргинальная она тоже на обочине, а может так и надо? Не знаю. Я слишком пристрастен и субъективен в оценках. Пусть будет так, чем ублюдочное равнодушие…
 А век наш: скоростной, социально безжалостный, информативно насыщенный, агрессивно-туповатый, озабоченный энергоносителями (газом и нефтью), такой прекрасный и издерганный, наш век мчится и куда там гоголевской тройки и прочим русским классикам. Они где-то пылятся на полках как бы не востребованные временем…
 
 Но почему-то когда нам трудно и тяжело мы тянемся к Есенину и Блоку, к Толстому и Достоевскому и находим те ответы, которые мучают нас сейчас, а если и не находим их, то хотя бы приближаемся к ним.


Октябрь 2007 г.

Г. Харьков
 


Рецензии
А когда Вы пишете, в плавном, печальном ритме видна личность. Похоже, Ваша проза - отражение, наверное, самое искреннее.
Буду читать Вас ещё!

Александра Камышанская   23.10.2007 13:40     Заявить о нарушении
в каком ритме я пишу лучше - решать вам, Алесксандра, - знаю в какиих бы ритмах не писал никогда не кривил душуой... извините, что поздно отвевечаю, да повторная пневмания "заколебали" как новоророжден
ного если его качать или колебать от слово колыбель... удачи вам, успехов на нелегком литпоприще... с ув. ВЛ.

Безруков Владимир   06.11.2007 13:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.