Маленький мук

© Андрей Севбо

МАЛЕНЬКИЙ МУК

по мотивам сказки
Вильгельма Гауффа




 
1. Маленький Мук
2. Король
3. Принцесса – дочь короля (почти без слов)
4. Королевский звездочет
5. Королевский лекарь
6. Сторож Алим - он же – Глашатай
7. Старуха Ахавзи
8. Кошка Миу
 
9. Отец Мукры
10. Две девушки в саду
11. Султан - друг короля
12. Смерть Легкая
13. Смерть Мучительная
14. Смерть Лютая
15. Смерть Бессмысленная
16. Придворные
17. Солнце
18. Луна
19. Воришка 1-й
20. Воришка 2-й
21. Жадные родственники
22. Голодный шакал (без слов)
23. Слон (без слов)




СЦЕНА 1
Болтливый Алим

На сцене высокая ограда – ширма, с маленькой, несоразмерно человеческому росту, дверкой. За оградой виднеется плоская крыша дома. Перед дверкой на пыльной подстилке-кошме сидит сторож в бедной одежде. Он коротает время, переливая кипяток из чайника в пиалу и обратно.
- Чай пить – хорошо.
Наливает чай в пиалу. Рассматривает. Дует. Делает глоток.
- Э-э-э! Немножко бледный. Немножко – как вода.
Переливает воду обратно в чайник. Роется в котомке, шарит по кошме. Находит пакетик «липтона». Отрывает уголок, отсыпает в ладонь невидимую глазу крошку чая и бережно высыпает её в чайник.
- Зеленый чай. Хороший чай.
Наливает чай в пиалку.
- Гардон-гардон делаем. Так на востоке говорят. Гардон-гардон.
Выливает чай из пиалки обратно в чайник. Добавляет еще одну чаинку. Разглядывает.
(обращаясь в зал)
- Скажите, о почтеннейшие, который теперь час?
(ответ из зала)
Сколько? Ох, ох! Как долго ночи ждать! Мой хозяин целый день спит. А ночь будет – гулять идет. Такой обычай на востоке.
Чай - это хорошо! Чай пьешь – большой будешь. Сильный будешь!
А мой хозяин – вот такой маленький. А голова у него – такой большой, как арбуз!
(из платка и чайника делает подобие куклы) Моего хозяина зовут: Маленький Мук.
Э-э! Смеяться нельзя. Маленьких обижать нельзя.
Я тоже маленький был, но потом, чай пил, большой стал. А когда маленький был … тоже … смеялся над Маленький Мук. Такой плохой был мальчишка. Сейчас – хороший. Добрый. Меня Алим зовут. А раньше – хулиган был!
Маленький Мук дразнил и другой мальчишка учил. Тоже хулиган.
Кричит:

Крошка Мук, Крошка Мук!
С великанской головой.
Обернись скорей вокруг,
И поймай нас, Крошка Мук!

Сверху из-за ограды в него летит стоптанная туфля.

- В последний раз больше не буду.
Вот такой я маленький дурачок был! Совсем глупый. А он по крыше ходит - только голова видно.
На востоке все по крыше ходят. Травка там. Чай пить там. Хорошо там.
Вот когда я маленький дурачок был, дядя Мук дразнил, он мне говорит:
- Если ты такой храбрый, постучи в мою дверь как стемнеет.
И прихвати с собой большую палку.
Я испугался. Но виду не показал.
Палку взял.
Здесь стою.
Дверь открывается. Тихо открывается. И хозяин пальцем меня зовет.
Я сильно испугался – мой душа совсем в пятки ушел.
Вижу. Маленький человек стоит. Голова вот такая огромная.
Говорит: дай палку. Я дал. Почему не дать, если ему мой палка нужен. А он говорит:
За что ты обидел доброго Маленького Мука?
Ах, простите, господин, я и не знал, что вы такой добрый, дядя Мук.
- Ах, не знал, говоришь! Ну, теперь-то узнаешь.
Сначала я дам тебе 25 палок, а потом расскажу тебе историю про Маленького Мука.
Ой, говорю, не надо мне 25 палок! Я считать не умею.
А я тебя, говорит, научу. Раз, палкой по спине. Два! Вот так научил меня считать.
Пятью пять – двадцать пять будет!
Вот теперь, говорит, садись, чай пей, слушай. А я тебе рассказывать буду, про Маленького Мука. (в зал) И ты слушай. И ты, дорогой, слушай, другим потом расскажешь.
(уходит за ширму-ограду)
Настоящее имя его было Мукра. Родился он Никее. Папа его был большой человек.


СЦЕНА 2
Никея

На ширме появляется ОТЕЦ
ОТЕЦ
Мукра! Эй Мукра! Где тебя носит! Иди сюда так быстро, как только сможешь!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я здесь, отец!
ОТЕЦ
А, хорошо. Не сразу тебя увидел, такой маленький ты у меня.
Слушай Мукра. Ты знаешь, я старый. Скоро умру.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Нет, отец, не умирай! Долго живи!
ОТЕЦ
На все воля Аллаха!
Слушай меня, мой мальчик. Богатства у меня никакого нет. Только вот этот старый халат и ещё эти туфли.
Ты забери их, а то родственники первые заберут. Их! Родственники все захотят забрать и мой дом, и мой сундук и мой кинжал дамасский.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Отец, не бросай меня! Как я без тебя проживу? Я такой маленький.
ОТЕЦ
Есть у меня один друг, торговец счастьем. К нему иди. Он тебе поможет, Мукра. Хоть ты и маленький, но сердце у тебя доброе, и голова светлая. Ты не пропадешь!
СТОРОЖ
Сказал так отец и вскоре умер. Как он сказал – так и было.
Выгнали из дома Маленького Мука.

СЦЕНА 3
Пустыня

Пустыня. Маленький Мук бредет, с трудом передвигает ноги в больших отцовских туфлях, путается в огромном отцовском халате. Вздыхает.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот иду я, а куда – сам не знаю. Луна светит. Звезды блестят. Дорогу спросить не у кого.
Вот разве что мою последнюю лепешку?
Останавливается, достаёт лепешку из-под халата.
Лепешка, ты лепешка. Скажи, где искать торговца счастьем?
Молчишь? Ну, тогда хоть накорми меня.
Хочет съесть лепешку. Из-за песчаного бархана выскакивает голодный шакал, выхватывает из рук маленького Мука лепешку и убегает.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
О, я несчастный маленький Мукра! Иду к торговцу счастьем, а сам потерял последнюю лепешку. Лягу спать голодный. Пусть на все будет воля Аллаха!
Ложится на песчаный бархан, туфли кладет под голову.
Укрывается халатом. Засыпает.
Звезды и луна уходят. Поднимается солнце.
Из-за бархана показались двое воришек. Один крадет у маленького Мука халат, другой вытаскивает из-под его головы туфли и подсовывает камень. Убегают.
СОЛНЦЕ
(поёт)
Эй, маленький ротозей! Проснись! Оглянись!
Светло вокруг! Проспал ты все.
 Халат проспал и туфли тоже.
Смотри не проспи так своё счастье!

Маленький Мук вскакивает.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
О, как болит моя голова! Где мой халат? Где туфли?
Куда идти мне, горемыке?

Среди пустыни показался 1-й мираж.
Красивый дворец с белоснежными башнями и изумрудными пальмами.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот он, город счастья! Скорей в него я поспешу, и счастье в нем своё найду!
Мираж тает, едва Маленький Мук приближается к нему.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Нет, показалось мне! Это мираж в пустыне.
Куда же мне теперь?

Показался 2-й мираж. На этот раз он представился водоемом, окруженным цветами и фонтанами.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот спасенье! Как Мекка мне река явилась!
Напьюсь воды!

Бежит к реке. Мираж тает.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Никто не позовет меня обедать. Никто не скажет: "Маленький Мукра, входи, ешь, пей и дай отдохнуть своим ножкам!" Был у меня дорогой отец, - не стало его. Был у меня халат и туфли - украли люди. Была у меня лепешка – унес шакал.
Даже слез у меня не осталось – солнце украло мои слезы.

СОЛНЦЕ
Э-э! Не забывай, что на Востоке ты живешь! За счастьем ты идешь? Думаешь, оно просто так на дороге валяется? Э-э!

МАЛЕНЬКИЙ МУК
На все воля Аллаха!

Появляется кошка.

КОШКА
М-мяу!
Трется о ноги Маленького Мука.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот кто еще меньше меня! Так пусть мы будем вместе.
Кошка отходит от маленького Мука, оборачивается.
КОШКА
М-мяу!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Она зовет меня!
Скажи, госпожа моя кошка. Не видала ли ты человека, который торгует счастьем?
КОШКА
М-мяу!
Маленький Мук идет за кошкой.

СЦЕНА 4
Дом старухи Ахавзи

Показался огромный дом.
Окно распахивается, выглядывает старуха и кричит нараспев, как муэдзин с минарета.
СТАРУХА
Скорее усатые,
Скорей волосатые
Быстрее хвостатые и полосатые
Каша поспела.
На стол я накрыла.
Скорее, скорее!
Пока не остыла!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я не хвостатый и не полосатый. Я просто маленький, голодный Мукра.

Становится на четвереньки и ползет вслед за кошкой в дом старухи.

В доме старухи.

Маленький Мук ест с кошкой из одной миски.
Лакает вместе с ней воду из корытца.
Входит старуха
СТАРУХА
Аллах! А ты кто такой?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Меня зовут Мукра.
А вас как зовут?
СТАРУХА
Ахавзи. Так меня зовут. А-хав-зи-и! Впрочем, уже некому меня звать. Все померли.
Где твои родители, Мукра?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Тетя Ахавзи, был у меня родной отец, и умер он.
СТАРУХА
Ох, ох!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Был у меня халат и туфли - украли люди.
СТАРУХА
Смотри, что делается на Востоке!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Была у меня лепешка – её унес шакал.
СТАРУХА
Ой-ё-ё-ёй. Плохо совсем!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Солнце украло мои слезы.
СТАРУХА
Ай, шайтан! У меня ведь тоже ничего нет. Люди врут, что Ахавзи – богатая старуха, прячет золото по сундукам – но ты не верь! Нет у меня ничего. Только четыре кошки. Ай, бедная, совсем бедная Ахавзи! Старая, одинокая женщина Ахавзи! Живи со мной, Мукра.
Вдвоём мы будем чай пить, в нарды играть.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Спасибо, тетушка Ахавзи.
Мне надо идти. Я ищу человека, который продаёт счастье.
СТАРУХА
Резко запирает дверь и прячет ключ.
На что ты счастье купишь? Сначала денег заработай! Поможешь мне - я с тобой расплачусь.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Хорошо, тетушка Ахавзи. А что я должен делать?
СТАРУХА
А, пустяки: стирать, убирать, кашу варить, на базар ходить, котов кормить, печь топить, воду носить, мне спину чесать! Звать тебя буду – Маленький Мук.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Хорошо, тетушка Ахавзи.
СТАРУХА
Так приступай!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Что делать?
СТАРУХА
Спину чеши! Да не себе - мне!
Маленький Мук чешет старухе спину.

Из-за ширмы выходит сторож Али.
Садится на кошму. Наливает чай, пьет.

СТОРОЖ
(в зал)
Ну-ка скажи, сынок, который теперь час. А, не знаешь.
Сколько? Смотри, как время тихо идет у вас. А у Маленького Мука прошел целый год!
Вот так бывает на Востоке. Кажется - пять минут сидишь, чай пьешь, а уже год пролетел
Однажды Маленький Мук бельё постирал, котов накормил, воды принес, спину старухе почесал, и думает: я еще молодой, то, сё. Надо бежать. Видит: туфли стоят. Думает, вот одену туфли, пойду куда глаза глядят. А старуха спит. Он у неё ключ из кармана тихо вынимает. Дверь отпирает …
В доме старухи:
Старуха громко храпит. Маленький Мук осторожно забирает у нее ключ.
Надевает огромные туфли. Берет посох, который стоит рядом. Открывает дверь.
Выходит. Закрывает дверь ключом снаружи, ключ бросает в сторону.
Ключ большой, тяжелый. Много шума от него.
Слышно, как старуха проснулась, зовет Маленького Мука. Коты мяучат.
Перед домом старухи
Маленький Мук хочет побежать – да огромные туфли не дают. Хочет он бросить туфли, но тут из окошка к нему прыгает кошка Миу и трется о его ноги.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Прощай.
КОШКА
М-мяу!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Хочешь со мной убежать?
КОШКА
М-мяу!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
М-мяу, мяу-у
СТОРОЖ (из-за ширмы)
Маленький Мук, пока жил у старухи, выучил кошачий язык.
Я вам по-русски буду переводить.
- Прощай Миу. Когда ещё увидимся.
- Куда ты пойдешь, дорогой?
- Куда глаза глядят. Счастья искать.
- Зачем туфли у старухи украл?
- А зачем она мне деньги не платит? Могу оставить, все равно не мой размер.
- Я не против, бери. Они тебе нужней. Туфли эти волшебные, скоростные. За пять минут – двести километров делают. Как секретную кнопку нажмешь – сразу улетишь. Не туфли – Феррари!
- Сколько в них на базар ходил за корюшкой, а секрета не разглядел.
- Мастера делали. Счастливо тебе, Мук. И палку не теряй, пригодится.
- Скорости переключать?
- Нет. Сам догадайся. Если подскажу - палка силу потеряет.
- Спасибо, Миу.
- Прощай Мук!

Маленький Мук стучит каблуком о каблук. И туфли уносят его прочь.

Кошка Миу находит ключ, отпирает дверь. Из дома вырывается рассвирепевшая старуха.

СТАРУХА
Удрал! Вор! Подлец! Негодяй! Вот доверяй после этого людям!
МИУ
(по-русски)
В другой раз не будешь зарплату задерживать.
СТАРУХА
Да разве дело в деньгах?
Я же доверила ему самое дорогое, что у меня есть – вас, мои котики.
МИУ
Так ты осталась при своих.

СЦЕНА 5
Большой город перед дворцом. Состязание в беге

Ширма-ограда поворачивается другой стороной.
На ней нарисован город: дворец, дома, улицы, фонтаны, зоопарк.
Появляется стражник, переодетый глашатаем
ГЛАШАТАЙ
Король призывает всех горожан и гостей на соревнование по быстрому бегу!
В награду победитель получит должность главного гонца его королевского величества!
Кто пожелает?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я!
На балконе дворца появляется король.
КОРОЛЬ
Ты?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я – самый быстрый бегун в мире!
КОРОЛЬ
С такими данными, ты обгонишь разве что дождевого червя!
ПРИДВОРНЫЕ
(появляясь в окнах дворца, все вместе)
Как смешно, ха-ха, хи-хи.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Кто мне не верит, может помериться со мной силами.
ПРИДВОРНЫЕ
(хором)
Какой само-наде-ян-ный малыш!
КОРОЛЬ
Приказываю: бежать всем без исключения! Для потехи!
А ты, малыш, если проиграешь – будешь казнен. Для потехи!
ПРИДВОРНЫЕ
Как смешно, ха-ха, хи-хи!
ГЛАШАТАЙ
Большой королевский забег начинается! Приготовились … марш!
Стреляет из пугача.
Все побежали.
Маленький Мук отвешивает королю церемонный поклон.
Поворачивается на каблуках и …быстро исчезает.
………………………………………
Интермедия – забег.
Музыка в садово-парковом вкусе, минуты 1,5.
………………………………………
ГЛАШАТАЙ
Да здравствует Маленький Мук - победитель в беге!
КОРОЛЬ
Кто бы мог подумать, что при таких маленьких ножках, как у тебя и такой большой голове ты станешь главным королевским гонцом? И, тем не менее, ты … принят на работу!
Вот тебе первое дело: ты отнесешь этот перстень персидскому султану в знак моей дружбы.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Слушаю, ваше величество!

Король вручает ему перстень и Маленький Мук скрывается в облачке пыли.

СЦЕНА 6
Двор персидского султана.

СУЛТАН
Ежели мне сию минуту что-нибудь не подарят, я стану страшен и зол! Я пойду войной на короля!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
(появляясь перед султаном)
Уважаемый султан! Мой король шлет вам поклон и просит принять этот перстень в знак его дружбы.
СУЛТАН
Война отменяется. (примеряет перстень) Передай моему другу королю, что его подарок мне по душе … и по руке. И передай ему, любезный скороход, ответный мой подарок. Вот этого слона.

Маленький мук торжественно уводит слона со двора персидского султана. Выйдя за ворота, одевает слону на передние ноги волшебные туфли, вскакивает на спину слону и они исчезают в облаке пыли.

СЦЕНА 7
Перед дворцом
Придворный лекарь и придворный звездочет пьют чай на балконе.
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Этот маленький нахал отбил у нас всю службу.
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
И теперь король сделал его начальником над нами всеми.
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
И кого? Этого головастика!
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
Голвастик! Ха-ха! Вернее не скажешь!
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Мы должны придумать, как его извести!
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
Опозорить!
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Оклеветать!
Жмут друг другу руки, расходятся.

Восходит Луна. Маленький Мук бродит по двору. В его руках посох.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Теперь я живу во дворце, и король сделал меня самым старшим. Но отчего мне так грустно?
(вздыхает)
ЛУНА
Маленький Мукра!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Кто меня зовет, когда никого нет вокруг?
ЛУНА
Это я, Луна, Маленький Мукра! Ты грустишь оттого, что любишь принцессу. А знаешь ли ты, что король ни за что не отдаст за тебя принцессу замуж.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Ты хорошо видишь, Луна, то, что у меня на сердце!
ЛУНА
У меня два серебряных глаза. Принцесса красива, я не спорю. Но сердце её холодно, как хрусталь. Забудь её.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Не могу.
ЛУНА
Тогда купи её!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Что ты говоришь, Серебряная Луна! Да и где я возьму столько денег!
ЛУНА
Они у тебя под ногами. Волшебный посох, что у тебя в руке, уже давно трижды простучал о землю.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Что это значит? Что это?
ЛУНА
Это клад.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Сколько денег!
ЛУНА
Тебе придется нанять счетовода, Мукра, чтобы всё сосчитать.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Ой, спасибо тебе, Серебряная луна!
ЛУНА
Спасибо посоху скажи.

(луна скрывается за облаком)

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Отнесу клад королю. Скажу, что это выкуп за принцессу, и он отдаст её мне в жены.

Появляются придворный лекарь и придворный звездочет.

ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Это несправедливо!
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
Это горько!
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Столько денег ...
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
В одни руки!
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Остановить его!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Кто здесь?
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
Негодяй, вор!
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Эй, стража! Грабят! Караул!

Стража хватает маленького Мука.
На балконе появляется Король.

КОРОЛЬ
Я сделал тебя главным во дворце. А ты украл мою казну! Смерть, немедленно!

Появляются четыре фигуры в балахонах с капюшонами

СМЕРТИ (вместе)
Какую смерть ты предпочтешь?
ЛЕГКАЯ СМЕРТЬ
Легкую, как дуновенье?
МУЧИТЕЛЬНАЯ СМЕРТЬ
Или мучительную …
ЛЮТАЯ СМЕРТЬ
Лютую …
БЕССМЫСЛЕННАЯ СМЕРТЬ
Или бессмысленную, такую странную, как я?
КОРОЛЬ
Немедленную смерть!
СМЕРТИ (вместе, маленькому Муку)
Читай молитву!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
О, король! Выслушай меня. Не трогал я казны. А деньги нес тебе в подарок.
КОРОЛЬ
Врешь.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Есть у меня волшебный посох. Он клады ищет.
КОРОЛЬ.
Докажи!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Прикажи зарыть в тайном месте золото. А посох мой его отыщет в тот же час.
КОРОЛЬ.
(хлопает в ладоши)

Лекарь и звездочет завязывают маленькому Муку глаза. В углу двора прячут золотые монеты.
Маленький Мук бродит с посохом. Король, придворный Звездочет, придворный Лекарь и Смерти наблюдают за ним.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я, маленький Мук, сколь годы мои малы, так беды велики! Палочка милая, волшебная, помоги! Стукни три раза там, где зарыты золотые монетки. Пусть золото возьмет король, а мне оставит мою маленькую жизнь!

Посох вырывается из его рук и трижды стучит о землю.
В этом месте вспыхивают золотые монеты.
Посох продолжает скакать и всюду открываются клады – кувшины, наполненные золотом, сундуки с драгоценными камнями.
Король, звездочет и лекарь бросаются к золоту, позабыв о маленьком Муке. А тот срывает повязку и. что есть силы, пускается наутек.
За ним, по пятам следуют смерти: Лютая и Лёгкая.
Маленький Мук швыряет в них волшебными туфлями и Смерти отстают.

СЦЕНА 8
Волшебные деревья

Заснеженный пейзаж.
 Два дерева, на которых растут прекрасные спелые груши.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Садится под деревом.
Проклятое пищеварение! От смерти я ушел, а вот от голода …
(видит висящие над ним груши) Что это – обморок голодный?
(срывает одну грушу) Какой шутник развесил их на ветках …(внимательно разглядывает) … в надежде обмануть … доверчивого простака … (надкусывает)…Какая вкусная груша! А эта? (срывает вторую) Нет на свете ничего вкуснее!
У маленького Мука вырастают огромные ослиные уши.
Но что-то голова моя потяжелела. Должно быть, стал я старше и умней.

Появляются две девушки с кувшинами на голове. Они поют песенку и пританцовывают. Видят маленького Мука с огромными ослиными ушами и прячутся за деревом.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Не бойтесь! Меня зовут Мукра. Как вас зовут, прелестные девицы?
Девушки принимаются хохотать
ДЕВУШКА 1-я
Какой любезный кавалер!
ДЕВУШКА 2-я
Да в такие уши влюбиться можно … сразу по уши!!!
ДЕВУШКА 1-я
Очень оригинальный мужчина. А ослиного хвостика у него нет ли в штанах?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я, правда, не красавец, но … но … я - добрый малый!
ДЕВУШКА 2-я
Не прибедняйся: красавчик писанный!
ДЕВУШКА 1-я
И ушки – на макушке!
ДЕВУШКА 2-я
Дай подержаться за уши, красавчик!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
У меня самые обыкновенные уши. (трогает) А! Что это? Мои уши?!!!

Девушки со смехом убегают. Маленький Мук плачет.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я заслужил ослиные уши! Горе мне, уроду! Растоптал я свое счастье, как осел...

В отчаянии маленький Мук мечется, рвет на себе уши. Но вот он находит шелковый шнурок, оброненный одной из девушек. Маленький Мук направляется к дереву и забрасывает на ветку шнурок. Свободный конец превращает в петлю. Пытается просунуть в петлю голову, но уши мешают.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Даже умирая, я смешон! Смерть лютая, помоги же мне!

Появляется Смерть Лютая в одной волшебной туфле. Она никак не может остановиться, крутится на месте как сумасшедшая и уносится в диком скаче.

Смерть легкая, приди ко мне!

Появляется Смерть Лёгкая. Она тоже не в состоянии совладать с силою волшебной туфли и хромая, гигантскими прыжками проносится мимо.
Маленький Мук хохочет.

Кажется, вот кому еще хуже, чем мне!
Однако, я проголодался. Съем перед смертью ещё один чудесный фрукт.

Срывает грушу с того дерева, на котором собрался повеситься и ест её. Уши исчезают.
Маленький Мук этого не замечает. Он просовывает голову в петлю и голова на удивление легко в неё проходит.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот так штука!
Трогает уши.
Они пропали!
В чем причина? Думай, Мукра. Думай своей большой головой.
Смотрит на груши.
Догадался!
Сначала я съел грушу с того дерева. И у меня выросли большие ослиные уши. А теперь я съел грушу с другого дерева. И пропали уши! Это волшебные плоды!

СЦЕНА 9
Перед дворцом. Рынок
ТОРГОВЕЦ 1-й (воришка 1-й)
Арбузы солёные, инжир, кишмиш, болиголов, фисташки, семечки продаю. Почти даром отдаю!
ТОРГОВЕЦ 2-й (воришка 2-й)
Меняю счастье на деньги и наоборот. Покупайте счастье!
Появляется Маленький Мук, переодетый торговцем фруктами.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Почем счастье продаешь, честный человек?
ТОРГОВЕЦ 2-й
Счастья пять минут – по копейке. Счастье бедняка – купи на рупь за дюжину. Вот счастье для девушки – два с полтиной. Тебе какое?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Личное счастье.
ТОРГОВЕЦ 2-й
Закончилось. Завтра приходи. Будет и тебе счастливый порошок.

Маленький Мук садится перед самыми воротами дворца. Достаёт корзинку с грушами.

МАЛЕНЬКИЙ МУК
Кому груши! Покупайте груши! Сладкие груши!

Из дворцового окна выглядывает Король.

КОРОЛЬ
Вот чем я побалую свою дочь принцессу Лайлу!
Эй, человек, откуда твои груши?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Импортные, с юга.
КОРОЛЬ
Давай корзину.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Пожалуйста, берите! (передает королю корзинку с грушами) Сам бы съел, да только деньги надо. Пять рублей.
КОРОЛЬ
Какой простак!
(забирает корзинку и скрывается во дворце)
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Эй! А деньги!
Из окошка на сцену падает пустая корзинка

Из – за ширмы выходит сторож Али. Подбирает корзину, заглядывает в неё.

СТОРОЖ АЛИ
Прямо, неудобно как-то получается. Богатый человек, а такой жадный получается. Нехорошо получается.

Из дворца раздаются истошные крики принцессы, Короля, лекаря и звездочета.
Маленький Мук сбрасывает плащ торговца и надевает колпак и бороду лекаря.

СЦЕНА 10
Во дворце
Появляется король. У него ослиные уши.
КОРОЛЬ
Врача! Скорей! Хирурга! Ухогорлоноса!
Рядом с королем появляется принцесса. У неё такие же огромные уши.
Принцесса видит короля и вопит от ужаса.
Король видит принцессу и орет дурным голосом.
Принцесса трогает себя за уши, визжит как резаная и убегает.
На ширме появляется придворный звездочет
ПРИДВОРНЫЙ ЗВЕЗДОЧЕТ
Трагическим голосом
В зале есть врач?
Появляется придворный лекарь.
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Медицина здесь бессильна.
В одной руке он держит нож, в другой - отрезанные ослиные уши.
Придворный звездочет, увидев его, орет от ужаса. Трогает свои уши. Уши его не уменьшились. Вопит ещё истошнее и убегает.
ПРИДВОРНЫЙ ЛЕКАРЬ
Сказки!
Трогает свои уши. Они быстро отрастают.
Так не бывает!
Ножом он отрезает себе уши, орет от боли и убегает.
КОРОЛЬ
Кто-нибудь, приведите же, наконец, доктора!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я – доктор.
КОРОЛЬ
Скорей лечи нас. Я дам тебе за это в жены мою дочь!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Вот эту-то красавицу?
КОРОЛЬ
За то она принцесса.
ПРИНЦЕССА
Папа!!!
КОРОЛЬ
(принцессе)
Молчи, тебе я слова не давал.
(маленькому Муку)
Женись. Ты станешь королем, если я когда-нибудь умру, конечно.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Ты - король могучий. Ты можешь все. Тебе дана вся власть. Но сделать ты не можешь никого счастливым. Даже самого себя.
Я – человек поменьше. Много мне не надо.
(достает грушу) Иди сюда, принцесса. Возьми, съешь.

Маленький Мук дает принцессе грушу. Принцесса кусает, и её огромные уши на глазах становятся меньше. Кусает второй раз – уши почти исчезли. В третий раз – чудо – принцесса исцелена.

КОРОЛЬ
Вот это доктор! Ай, молодец! Теперь меня. Давай скорей целебную пилюлю.
ЗВЕЗДОЧЕТ
И мне!
ЛЕКАРЬ
Сначала мне!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Минуту господа. Медицина наша не бесплатна.
КОРОЛЬ
Все, что захочешь! Открыть казну!
Король хлопает в ладоши.
На золотых цепях поднимается железная дверь и за ней - несметные богатства королевской казны.
Бери что хочешь! Для здоровья своего мне ничего не жаль!
Бриллианты, ассигнации, оффшоры, кредиты, нефть, валюта – все твоё!
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Я хотел найти немного счастья.
Но счастье бродит по дорогам
Берет свой посох.
В стоптанных туфлях
Надевает туфли
И, кажется, напоминает беглеца. Как мне за ним угнаться?
Маленький Мук срывает с себя бороду и лекарский колпак.
А пока король и все остальные не пришли в себя, он поворачивается вокруг и – исчезает.
Прощайте!
Сцена 11
Ограда перед домом
СТОРОЖ АЛИМ
Который теперь час? О! Полночь.
Открывается маленькая дверца.
Из нее выходит маленькая фигурка с большой головой.
Сторож Алим подхватывает его, и они медленно уходят со сцены.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Ты лучше скажи, почтенный Алим, почему ты про меня опять наврал с три короба, а?
Не стыдно тебе детей обманывать?
АЛИМ
А чего они там сидят? Я им говорю – идите домой, поздно уже. Они сидят.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
А зачем про мои тапки приврал, будто они волшебные?
АЛИМ
Какие волшебные? Нет, обычные тапки. Но если ты, господин, в меня своим тапком кидаешь – знаешь, какая скорость получается? Вот я и говорю, скоростные тапки получаются.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Эх, Алим! А про палку? Как моя палка может деньги находить?
АЛИМ
Нет, это я про палку Чарли Чаплина говорил. Она, знаешь, сколько денег ему нашла?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Так он же в кино снимался, а мы в театре работаем.
АЛИМ
Зато нам дети хлопают. Слышишь?
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Не слышу.
АЛИМ
Потому что у тебя чалма на уши сползла. Вот и не слышишь. А я слышу и тебе говорю: очень сильно хлопают.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
Ой, врешь ты все. Как язык не отсохнет!
АЛИМ
Э-э-э! Честно правду говорю.
МАЛЕНЬКИЙ МУК
А я тебе … не верю!
Занавес



Санкт-Петербург, г. Пушкин


Рецензии