Письмо подруге в Монреаль... дефолт...

Ой, Лен, что со мной приключилось, просто кино можно снимать.
Но расскажу всё поподробнее, ты только не засни на самом интересном месте, когда читать будешь. Ты помнишь, у меня на лбу давным-давно пролегла морщинка, ещё с 9-го класса. Это потому что я всю жизнь чему-то удивляюсь. Вот до сорока пяти прожила, но удивляться так и не разучилась. А теперь, думаю, что моей любимой морщинке и золотые нити не помогут.
Просто “дютюктивный” роман или триллер, что, кстати, в переводе с английского означает совсем не фильм ужасов, а занимательная история (чему только у нас в ИНЯЗЕ учат. Наверное, чтоб замуж за “бугор”, там, за бугром, трава мягче на склоне).
… С работы меня никто не увольнял, я ушла по собственному желанию, потому что перестали платить. Работала я тогда на медицинской фирме в должности администратора базы данных. Контора было частная, поэтому справку о зарплате дали на вдвое меньшую сумму. Меня это не удивило, потому что более половины всяких там ИЧП, ООО, ЗАО и т.п. платят “чёрным налом”. И мои два миллиона превратились в один.
Ты, знаешь, что я не нытик, всё перевожу на смех. Первое посещение Бюро занятости на меня произвело ТАКОЕ впечатление свежим евроремонтом, конторской мебелью последнего образца, зарослями искусственных цветов и обилием вычислительной техники. А также очень дорогими нарядами инспекторов, в которых можно спокойно и гордо выходить на красную дорожку Каннского кинофестиваля. Но безработных посетителей вид этих нарядов наводил на мысль о совсем немалой зарплате инспекторов. Кстати, Биржа – более подходящее название для этого Богоугодного заведения, потому что слово “занятость” в названии отражает состояние сотрудников, а не посетителей.
Меня предупредили, что я обязана отмечаться каждые две недели в определённый день и демонстрировать свою трудовую книжку. Меня заранее подозревали в нечистоплотности, притом, что на данный момент огромное количество народа работает без “трудовой”, получая свой “чёрный нал”. Когда дети хотят, есть, думать про стаж перестали даже те, у кого в этой книжке всегда было всё в полном порядке. Не думаю, что на Бирже сидят слепые и глухие, чтобы этого не знать. Что б им повезло ещё больше.

И это был пролог.

Компьютер с базой данных достаточно быстро разочаровал меня, так как там по всем разделам требовались женщины только до 32 лет или моложе. Этот железный монстр просто издевался надо мной. Он требовал не сотрудниц с опытом и умением общаться с людьми, а “профурсеток”, блин… Вот, компьютерная база до чего довела.
Подделывать паспорт я не собиралась, так как очень горда была своим новым мироощущением и званием “Ягодка опять”.
Но “Ягодкой” я была для всех своих родных и друзей. Государству своему, как я поняла, я не нужна уже ни в каком качестве. За знание, опыт, умение грамотно говорить и писать, вежливо общаться с людьми надо платить деньги. И уважительно относиться. Это наше государство не любило делать никогда, особенно в отношении к женщинам. То, что нас всю жизнь обманывали, что никакой дискриминации по половому признаку у нас нет, не знает, наверное, только та счастливица Агафья, единственная из семьи отшельников, найденной в Сибири лет 20 тому назад.
Компьютер, с настойчивостью маньяка день ото дня запрашивал женщин всё моложе и моложе. Те же предложения в распечатках, выдаваемых инспектором на очередном приёме, которые хоть как-то и соответствовали запросам и возрасту, на деле все без исключения оказывались “потёмкинскими деревнями”.
Каждый раз на мой звонок по предложенному телефону, любезный голос отвечал: “Приезжайте, мы отметим Вам путёвку. Мы с Биржи никого не берём. Просто нас обязывают дать список вакансий”.
У моих новых друзей ситуация была аналогичная, независимо от специальности. Пару раз каждая из моих новых подруг посетила так называемые Ярмарки вакансий. Практически все были в шоке от этих мероприятий. И не только оттого, что там столпотворение. Почти на каждом столике стояли таблички типа - “Женщины до 35 лет”.
Нас, сорокалетних, вычеркнули из жизни бессовестной рукой человека, который прекрасно понимал, что женщины моего возраста достаточно хорошо разбираются в трудовом законодательстве, требуют грамотного оформления всех документов при оформлении при приёме на работу и прекрасно знают, что несмотря ни на что механизм защиты неправедно обиженных не канул в Лету.
Среди моих новых знакомых по бирже была интеллигентная дама, имеющая за плечами Мехмат МГУ и Факультет Психологии педагогического института. Ей отказали в обычном молочном магазине, который находился на первом этаже дома, где она жила. Магазину требовался продавец в штучный отдел. Мотивация отказа выглядела шикарно - умных таких не берём… Как говорится, без комментариев.
С молодыми проще - их можно припугнуть, даже, попросту, “обмишурить” и выгнать за дверь. Не имея на руках никаких бумаг, им некуда идти. Да и слово “Арбитраж”, к сожалению, знакомо не многим.
Неожиданно в один из вечеров позвонила моя институтская подружка. В Холдинге, где она работала, открывался новый магазин, должны были набирать валютных кассиров.
В списке бесплатных курсов, куда настойчиво зазывали плакаты на стенах Биржи, такая специальность была. Но какой я всё-таки осталась наивной и в 45 лет! Мои брови взлетели ещё выше, когда я узнала, что прежде всего направление мне должен дать специалист-психоаналитик. На мой вопрос: “Зачем?” никто из инспекторов не смог дать вразумительного ответа. “Надо”.
Дальше - больше. Выяснилось, что этот самый специалист на весь наш округ один и находится в одном из самых отдалённых отделений Биржи. Наверное, решил какой-то шутник-начальник что раз округ имеет название, соответствующее именно этой стороне света, значит, означенный “специалист” должен находиться в самоё дальней географической точке Округа.
Они, начальники, на автобусах не ездят, им не понять тех, кто пользуется “одиннадцатым номером”. Учитывая стоимость билетов на транспорте и количество пересадок, сумма получалась кругленькая. Не удивлюсь, если узнаю, что сделано это было с умыслом, не у всех безработных найдётся такая сумма для поездки, а почему – объясняю подробно. Биржа платит за каждого устроенного на курсы из своего фонда. А принцип у нас остался старый - экономика должна быть экономной. Вот и отчитываются об экономии этих самых фондов. Потому что после посещения вышеозначенного “специалиста” желание пойти на курсы может пропасть на всю оставшуюся жизнь даже у тех, кто очень любит учиться, приобретая всё новые и новые навыки и знания, чтобы не утянуло в страшный омут, в который превратилась для многих нынешняя жизнь.
Меня встретила молодая женщина, одно приветствие, равнодушие и душевное состояние которой заставило меня засомневаться в том, что она - психоаналитик. Дальнейший же наш разговор убедил меня полностью в её профнепригодности, либо в том, что эти рабочие места создаются под специально созданные и профинансированные должности, но занимают их специалисты другого профиля - “Ну, как не порадеть родному человечку!”.
Диалог, который произошёл между мной и означенной выше дамой, заслуживает того, чтобы привести его дословно.
Я протянула ей свою трудовую книжку со словами: “Мне необходимо закончить курсы валютных кассиров, меня направили к Вам для получения резолюции”.
Изучив мою книжку, она заметила, что я уволилась по собственному желанию. На что я резонно возразила, что увольнение по статье “сокращение” или “ликвидация” обязывает организацию выплатить человеку выходное пособие. Чего, естественно, не хотят не только частные фирмы, но и ГОСучреждения. И пытаются всеми силами этого избежать. Моя оппонентка, очевидно, прилетала на работу с Луны, потому что страшно удивилась такой новости.
- Да к тому же, - заметила я, - возраст мой достаточно критичен для работодателей. Они даже не разговаривают, после того, как узнают возраст. Нет и всё.
- Ну, если Вы будете настраивать себя так, Вам будет очень трудно.
- Милая девушка, - сказала я, - у меня создалось впечатление, что Вы ни разу не видели в глаза ни одного объявления. Я и не собиралась себя настраивать. Эту функцию взяли на себя работодатели, публикующие объявления. После 35 лет, по их понятиям, женщины либо уходят в леса на добычу, либо вымирают, как мамонты. Компьютерная база данных им подпевает в полный голос.
(Я не принимаю во внимание жён “новых русских” - они перелетают птичками в Анталию, Майами и т.п., в зависимости от пристрастий, времени года и капризов мужей).
- А почему вы хотите именно на эти курсы?
- Мне обещали работу. К тому же я экономист-математик, отработавший большую часть жизни программистом.
 - А смогут ли они дать Вам гарантийное письмо, что возьмут Вас на работу?
Этот вопрос настолько рассмешил меня, что я окончательно уверилась в неземном происхождении этой дамы
- Простите, Вы намного моложе меня и очевидно не имеете представления о том, что даже в самые лучшие времена с трудоустройством, ни одна государственная организация практически не давала таких писем. Разве что по блату. Какая же коммерческая фирма будет связывать себя такими обязательствами, да ещё в условиях такого дикого рынка, который существует у нас.
Девушка смотрела на меня, как на мастодонта из Дарвиновского музея. Все мои сомнения окончательно рассеялись после её следующей фразы.
- Вам надо будет поехать в профессиональный центр Городского бюро занятости и там доказать методисту, что Вам нужны именно эти курсы…
- Доказать? Зачем? - я не удержалась от восклицания, - Разве я плотник дядя Вася, который решил в 50 лет стать балериной, чтобы подтанцовывать у кого-нибудь из бесчисленного роя дочек и сынков, чьи клипы оплачивают состоятельные папы или богатые кавалеры?
Я взяла бумажку с направлением и откланялась. Выйдя в коридор и прочитав адрес этого самого городского бюро, я поняла, что, очевидно это самое бюро заключило пари с Управлением пассажирского транспорта, что обеспечит перевыполнение плана по отлову “зайцев”, чтобы премировать ретивых контролёров. Бюро находилось в диаметрально противоположной стороне Москвы.
Спустившись со ступенек, я погрешила и забросила скомканное направление не в урну, а в самую чащу кустов, окружавших дорожку.

Эпилог.
Дома я нашла полученное когда-то на курсах удостоверение психолога-экстрасенса, над которым муж долго смеялся, спрашивая, не выдают ли там и Дипломы по прослушиванию курсов Старика Хоттабыча.
Я протёрла запылившееся удостоверение и пошла наниматься в ближайшую контору типа “Рога и копыт”, где всем обещают рассасывание келлоидных швов, возвращение любимых, успех в бизнесе и личной жизни. И обещают даже показать дорогу туда, где деньги лежат…
Поработав там “волшебником” месяца три, я скопила достаточную сумму, купила собственный компьютер, пару астрологических программ и поступила на платный факультет психологии.
И прошила золотой ниткой свой многострадальный лоб.
Клиентов у меня хватает, мне их, не подозревая, поставляет Бюро по трудоустройству…
Мне не приходится ничего придумывать и специально обследовать, потому что все круги от увольнения до теперешнего моего состояния я проделала сама. И биржа не имела к этому никакого отношения, кроме выплаты пособия и унижающей проверки трудовой книжки.
Вот такая, Лен, получается кирилломефодика…
Думаю, что скоро уже накоплю на билет и приеду в гости, посмотреть, как там у вас, в Монреале…

Твоя неунывающая подруга Маша

1998 (С)


Рецензии
Замечательный рассказ, Ириша! Как мне это всё знакомо! Сколько я этого всего нахлебалась в своё время!

Татьяна Мишкина   12.02.2017 21:52     Заявить о нарушении
И я нахлебалась от души. Как меня раздражали эти тётки-инспекторши в дорогих нарядах.
Это такое издевательство. Там у меня много всего интересного было надо второй рассказ написать. И Мэру нашему отправить.

Рута Юрис   12.02.2017 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.