Лесные рассказы

Очень люблю записывать (на диктофон), речь Новгородцев.Но в то время- диктофона у меня не было! Но сама эта запись на слух, по моему очень интересна. И самобытныи наречием и музыкой языка.

«У нас там в Пономарёве была байня такая у зародов. А раньше были поля. И делали такия зароды, зароды такия столбами. И клали снопы. И все ходили, значит, караулили зайцев.
И вот дядя Тимошка на святках взял ружье и сел в ету байню. И караулит. А время как раз двянадцать часов. Как свяркнуло каким таким черным етым, чим-то ясным! Он посмотрит: коня ташшут. Ободрана натурального коня! Вы представляити! Ну видь нихто не поверит, скажут, ето что-то просто баба начмурила, что ето вот вру. Ей-богу, не вру! Ето быль, натуральный быль!
Ну вот... Он ружьё бросил. Бросил и домой. Наутро приходит ляжит туша ободранной кобылы!
...Ето я не знаю, хто. Но ето был не шишок(леший). А ето чорт приташшил коня прост-таки.»




А вот это- мои дневниковые записи.Точные, но возможно не слишком литературные.Эта запись, естественно, забракована, слишком много в ней мыслей, но может именно она и понравится вам!Удачи мне и удовольствия вам.

26 августа, Север Всеволожского района, пос. Агалатово.

Путь до леса с пустой корзинкой всегда несколько смущает меня, так же как мое одиночество в таких походах. Но все посторонние мысли остаются за порогом леса. И когда я делаю первые шаги под пологом деревьев, в сознании словно что то щелкает и все вокруг становится на свои места. На этот день я назначила себе короткий круговой маршрут, который в результате превратился в почти правильную восьмерку и продлился около четырех часов..
Лес с севера от Агалатово начинается могучими полновозрастными сосняками, практически не имеющими подлеска. Нижний ярус здесь составляют рябины, которые растут в виде многоствольных кустов и жмутся в основном к просекам, а сами просеки зарастают ежевикой, размножающейся не верхушками, а корневой порослью. Сквозь эти колючие, довольно низкие ,для ежевичника, заросли я вошла в лес.
Не смотря на конец лета, ягоды ежевики лишь частично покраснели, а черных еще не было вовсе.
Вплоть до первой просеки лес состоял почти полностью из хвойников, с явным преобладанием сосен, а рельеф его то повышался, и тогда торф был совсем голым, то понижался и заболачивался, и там почва была покрыта сфагнумом и тонкой болотной осокой, которую называют - Венерины волосы.
Что заставило меня взять влево от тропы и немного вернуться, и тут же я увидела несколько подосиновиков, похожих на красные пальцы торчащие из тонкой болотной осоки. Не могу объяснить это ощущение, которое ведет меня по лесу в ту или другую сторону. И заставляет менять направление. Тем более не могу назвать это чутьем, потому что иногда такой поворот удачен, а иногда совсем наоборот. Но противостоять таким порывам очень сложно, они долго напоминают о себе и словно зовут, если упрямо пройдешь мимо.
Перейдя тропинку, над которой тянется толстый электрический кабель,, я пошла строго на север.Лес в этом месте очень удобен для ходьбы, совершенно лишен подлеска, а грибы попадаются почти на каждом шагу,словно они забыли, что обычно имеют свои любимые места произрастания, или мать-природа просто насыпала излишки щедрой рукой по всему лесу.
Впереди послышались голоса.Ходя по глубокому лесу всегда стоит прислушиваться и посматривать по сторонам.В этом районе Ленобласти каждый год находят убитых людей, чаще одиноких грибников, но я слышала и о целой семье.Что за люди идут в лес на охоту за своими собратьями?Глубоко в лесу между добрыми людьми принято показаться друг-другу, чтобы дать понять о своих намерениях, затем собиратели обычно расходятся в разные стороны и идут каждый своею дорогой.Сразу должен насторожить человек без дела слоняющийся в лесу, а так же человек не имеющий с собой скарба собирателя, или имеющий оружие не в сезон охоты.
Грибники обычно делятся на четыре категории: Любители- которые обычно идут целыми группами или семьми.Одеты они всегда ярко, сильно шумят, громко переговариваются между собой, но резко замолкают если видят незнакомого человека. Любители обычно выстраиваются цепью, прочесывают лес, но много грибов пропускают.Вторые-Проффессионалы., они всегда выходят чуть свет, имеют с собой часто не одну, а иногда целых три кузовка, обходят свои знакомые места, грибы сортируют на месте, идут очень тихо и ничего за собой не оставляют, маленькие грибки укрывают листьями, с собой имеют палку и нож. Третьи-Лоси, они не ходят, а бегают по лесу с огромной корзиной и за то с несуразно большой палкой, предпочитают кричать всем встречным: Бог в помощь! Советуют искать грибы в нескольких километрах дальше в лесу, поскольку здесь они все обыскали. Предпочитают наскочить на полянку лисичек, опят или моховиков и набрать грибов разом, если так не получается, обычно собирают мало и все в подряд. Лоси пробегают много километров, но очень много грибов пропускают. И четвертые- Одиночки, среди них встречаются и собачники со своими питомцами, и пожилые люди, и идущие целенаправленно за какими то определенными грибами- за опятами или солюшками. Часто одиночки идут с ведрами вместо корзин, но в них все равно с первого взгляда можно признать собирателя.
Вслед за голосами впереди показались яркие пятна одежды грибников.Они растянулись длинной цепью и заняли практически весь сосняк, мне пришлось свернуть на обходную тропинку.Эта тропа вывела меня на лесную дорогу, которая, насколько я знаю, налево уходила в лес и кончалась там, а направо- соединялась с грунтовой дорогой, обслуживающей одновременно песчаные карьеры и лесничество.Мне необходимо было пройти по ней метров двести и свернуть в лесопосадки ели.Дорожка в лесопосадках была очень грибной, но грибники чаще всего просто пробегали ее на пути в дальний, настоящий лес.
Грунтовую дорогу недавно засыпали песком, видимо какой то далекий от реальности начальник, решил таким образом осушить ее.До половины этого завозного песка в первый же год смыло половодьем, а остатки превратились теперь в грязь.Увязая по щиколотки я оставляла за собой глубокий и четкий след.Обернувшись, я осталась очень недовольна- мой путь легко прослеживался: человек в резиновых сапогах прошел недавно и идет один. Хорошо еще что сапоги у меня на два размера больше!
Осмотревшись я, подобно шпиону, резко свернула к своей грибной тропе, но обернувшись заметила метрах в дустах фигуру одинокого пожилого человека с корзиной в руках.Неприятно, но есть надежда что он не пойдет за мной следом. Хорошо, что я опередила его у входа в лесопосадки. К моему удивлению, человек не свернул а пошел следом за мной.Более того он пошел прямо по моей тропе, что напрочь противоречит негласному правилу всех грибников: не идти по одной линии. Пока я увлеченно срезала молодые крепкие волнушки, старик не только догнал меня, но и перегнал и пошел прямо впереди.Проходя мимо, он сказал мне:Привет!- что очень странно звучало из уст старого человека.Тогда я в свою очередь обогнала его и пошла впереди, собирая все грибы вподряд. Это был уже не приятный поход, а какое то соревнование. Мне было не до грибов, да и старик, как я заметила, бесцельно скользил по траве взглядом. Там. Где он снял сыроежку, я собрала четыре красных и решила, что с этим пора кончать. Уступать, просто так, мне не хотелось, по этому я сказала: Пойду, пожалуй, на другую сторону. Старик спросил: местная ли я? Откуда приехала? И узнав, что из Питера, обиженно поджал губы.Сообщил, что сам здесь с 69 года и живется ему плохо.Когда я поняла что его монолог, пожалуй затянется, спросила:Долго ли мы будем идти по тропе вдвоем? На что он ответил, что лично ему и вдвоем не плохо.Тогда я сказала, что грибов здесь на двоих мало, а на его: мне много и не надо, ответила, что перехожу на другую сторону канавы.И поспешно покинула навязчивое и очень неприятное общество старика, обиженного жизнью.
На другой стороне я сразу же нашла несколько боровиков, а следом замечательный черноголовик и решила, что поступила правильно, хотя уступать свой маршрут было все равно очень обидно.Есть же такая категория людей, которые живут словно окутанные ядовитым облаком своего недовольства всем вокруг и жизнью и людьми, и сами задыхаются в нем морально и физически.Но когда я сняла боровички,мне вдруг стало жаль этого старика. Я подумала, что при всей его вредности, он старый и возможно грибы- единственное что его радует. Я захотела отдать ему свои грибы и уйти подальше с пустой корзиной, но когда я уже собралась окликнуть его, то услышала чьи то шаги и громогласное: Бог в помощь! Это был еще один грибник, не видимый мне за деревьями, но, похоже, знавший старика.Я торопливо развернулась, и не думая о намеченном маршруте,пошла обратно по заболоченному березняку.Здесь довольно часто попадались белоголовики, и довольно долго я слышала за спиной: ..здесь нет грибов..надо пройти километра три.. вот там полно…набрел на моховики и набрал…Поскольку Агалатово-военный городок- то подошедший грибник был видимо вертолетчиком или водителем. Люди таких шумных профессий то ли привыкают в разговоре орать в полный голос, то ли действительно слегка глохнут, но, пожалуй, что еще метров сто я прекрасно разбирала то, что рассказывает подошедший к старику грибник, хотя вокруг был лес.
Отойдя довольно далеко, я вновь вернулась к грибной канаве, в расчете на то, что по ней я выйду обратно на грунтовую дорогу, с которой, по пути сюда, я заприметила широкую бровку, поросшую ельником. Именно по этой гряде я собиралась вернуться домой.
Спустившись в канаву, я сразу наткнулась на группки волнушек. Мне хотелось, на засол. Набрать именно этих грибов.На мой вкус: нет лучше соленых грибов. чем волнушки и грузди-черные и белые. Хорошие солюшки всегда приятно собирать: растут группами, почти не бывают червивыми, да и дома их почти не нужно чистить.Корзинка моя наполнялась очень быстро.Вдруг по левую руку от себя, за елками, я услышала быстрый звериный шаг.Я сразу же на слух, как истинный собачник, узнала прогулочную собачью рысь.Вокруг городка довольно много бродячих и брошенных собак, но обычно в лес они не углубляются.Мелькнул черный, хорошо узнаваемый, силуэт добермана, но людей слышно не было.Пройдя еще с десяток метров. Я услышала хруст пластмассовой бутылки, значит впереди собака залегла и играет.Собирая волнушки, я прислушивалась, ожидая человеческих голосов или шагов, но никого не было.Двигаясь прямо, я должна была пройти рядом с собакой, но сворачивать не хотелось.Доберманы умные собаки и бояться их не следует, но я все думала о своем рассказе «Рембо»…И думала о том, что это может быть сумасшедший доберман, как и «мой» Рембо. Наконец, сняв последнюю волнушку, я высунулась из канавы и, тут же, метрах в пятидесяти впереди по правую сторону канавы, увидела женщину. Я сразу поняла, что это и есть хозяйка собаки. Собачников узнаешь по какой-то едва заметной сутулости, их спина прямая. А плечи чуть сближены, словно их питомец все еще на поводке.Наверное таким образом человек словно перенимает что то из повадок того животного с которым долго и плотно общается. «Это Ваша собака?»- крикнула я, чтобы объяснить мое появление из канавы, как чертик из коробочки. «Да, да. Вы не бойтесь..»- женщина стала звать собаку, попутно объясняя мне, что пес не кусается, и что то еще из его собачьей жизни. «Хорошо!»- сказала я и поспешно стала спускаться в канаву. Мне уже поднадоели эти грибники, не лес, а просто парк аттракционов какой то. Женщина продолжала громко звать собаку, тогда я сказала: Не зовите, она здесь, на другой стороне.—И скорее пошла дальше.
Я шла и думала о том, что хорошо бы все грибники собрались там, на северной стороне лесопосадок, чтобы доберман догнал недовольного старика, а я бы спокойно удалялась от них на юг.Но выйдя на грунтовку, я была неприятно удивлена количеством людей. На обочине сидели два человека в рабочих спецовках и толстенная шелудивая дворняга, а по тропе от лесничества шла целая семья с детьми и корзинами. До входа на бровку было около сорока метров по грунтовке, следовало поторопиться, поскольку семейные грибники легко могли пойти следом. Дворняжка лениво загавкала и люди в спецовках стали кричать: «Багира сюда! Багира на-на!» Я невольно оглянулась, меня поразило несоответствие имени и вида собаки. Эти люди, наверное, не то что Киплинга не читали, но даже мультик не смотрели. Единственное, что объединяло эту шавку с пантерой - это пол, дворняга была глубоко беременна.
Грибники действительно повернули за мной, и тогда я совершенно открыто перескочила канаву на бровку. Не знаю что их остановило, мой ли нарочитый поступок, ширина канавы или может у них просто были другие планы, но они прошли мимо, а я вздохнула спокойно.
Бровка, казавшаяся такой привлекательной, оказалась практически непроходимой, но, видимо по этому, грибники сюда не заходили. Гряда состояла из бурелома и валунов, она образовалась в результате очистки полей под лесопосадки и , окруженная канавами, протянулась строго с севера на юг. Здесь заросли ивы и серой ольхи чередовались с очень плотными молодыми ельниками. Земля была голой и только на открытых солнцу кучах росла трава.Под первыми же елками стояла группа подосиновиков, и я решила, по возможности, пройти всю гряду.Пробираясь по каменистым завалам или буреломам главное- иметь спокойствие и терпение. Никогда не следует идти напролом, и наткнувшись на препятствие, лучше вернуться по своим следам, и обойти его. Иначе может выйти так, что какие-нибудь тридцать метров бурелома отнимут столько времени и сил, что пропадет весь смысл прохода по данному маршруту. Некоторые неопытные люди злятся и пытаются « воевать» с лесом и буреломом, но это никогда не приносит им пользы. Наоборот: торопливость может довести до беды, особенно в хвойных буреломах, где кора на упавших стволах легко съезжает под ногой, а сучья- крепкие и острые, как железо. В каменных завалах легко застрять и получить травму, а любая рана или травма в лесу- это уже не просто вред здоровью, это прямая угроза жизни. Бровка, по которой я проходила, была царством грибов и птиц. О том что здесь держатся птицы говорило не столько их присутствие,но и молоденькие заросли аронии, красной рябины ирги и калины, чьи семена рассеивают птицы вместе со своим пометом.Бровка была окружена старыми торфяными заборами, куда моя палка погружалась больше чем на метр. В тот момент, когда я уже почти уверила себя, что нахожусь в девственном лесу, где никогда не ступала нога человека, я вышла …на свалку.Непроходимая бровка уперлась в свалку, за которой следовали земли самозахвата. Удивительное существо –человек-как быстро меняется его настроение от восторженности и благоговения до разочарования и грусти. Вокруг Агалатово- военного городка-огромное количество свалок и помоек. Не знаю как кадровые военные, но военные на пенсии живут так, словно после них- хоть потоп.В Агалатово две тысячи жителей, и городку всего семь лет, но потребуется много десятилетий чтобы очистить близлежащие леса от стекла, металла и прочего мусора. Перевалив мусорные барханы я уперлась в огородничества- земли самозахватов.С огромным удивлением я осмотрела возведенные загородки вокруг картофельных соток. Поражает воображение, как человек заботится о «своей» территории, и тут же, буквально за порогом, гадить на землю: выбрасывать строительный мусор, выливать химикаты и краску…Я шла вдоль огороженных горбылем картофельных делянок и невольно всматривалась в урожай. Ботва картофеля была сплошь побита фитофторой. Я подумала, что такой картофель нельзя будет сохранить. Скорее всего, его сразу после выкопки выставят вдоль шоссе на продажу, возможно с теми же грибами.
Но вот низина закончилась и впереди пошла линия могучих сосняков.За ним на самый асфальт, как я помню, выплескивается, как зеленая пена- заросли ежевики. Лес передо мной стоял могучий и гордый, я подняла голову и прислушалась к его, едва-слышному гулу. Сосны и ели, руками не обхватить- настоящие великаны стояли передо мной, и на сердце стало хорошо. До асфальта пройти всего ничего, но я стояла и слушала лес. Лес старше меня, он будет жить, тогда когда меня не станет, он переживет всех людей которые сейчас убивают его или используют его.
Так и должно быть, и это хорошо.


Рецензии