О культурных событиях нашего города

О культурных событиях нашего города.


С нынешнего года 27 января является официальным Днем памяти Холокоста, и об этом была подписана специальная резолюция Генеральной ассамблеи ООН. Именно в этот день Красная армия освободила лагерь смерти Аушвиц (Освенцим).
В связи с указанной датой во многих городах России и Израеля были проведены торжественные мероприятия и фестивали еврейского кино. В качестве гостей в залах присутствовали ветераны Великой Отечественной войны, бывшие узники гетто и концлагерей, представители посольства Израиля, деятели культуры и науки, а также видные участники еврейской общинной жизни.
23 янаря 2006 года в Атланте состоялось торжественное открытие шестого ежегодного Фестиваля Еврейского Кино. С момента своего первого проведения в 2000 году Атлантовский фестиваль признан одним из самых крупных в Америке, а количество зрителей составило более 5000 человек, как русско, так и англоговорящей аудитории.
Кинематограф - отличный способ ведения диалога , поэтому последнее время именно кинофестивали приобрели такую популярность. Специфика психологического воздействия кино такова, что человек отождествляет себя с персонажем, «переживает» за него ситуацию, если то, что он видит на экране «накладывается» на его собственный опыт. Еврейское кинематографическое искусство имеет свой собственный колорит. Глубоко-национальное по своей природе, оно пытается ввести зрителя в мир древней культуры с ее традициями, семейным укладом, системой человеческих отношений. Холокост, гонения, трагедия нации – ведущая тематическая линия всех видов еврейского исскуства, окрашивающая повествование в серо-коричневые тона, вызывающая у зрителя чувство отрешенности, отверженности и одиночества, заставляющая переживать трагедию, как свою собственную.
В рамках Фестиваля Еврейского Кино в Атланте, который длился целую неделю, было представлено 36 фильмов, в числе которых – «Папа» и комедия «Корни», прозвучавшие на русском языке.

 

Картина "Папа", изначально "наивно-патриотическая" (как говорил сам автор) - воплощение пьесы Александра Галича "Матросская тишина", написанной в 1956 году, превратившейся далее в один из самых популярных с начала 80-х до середины 90-х спектаклей "Табакерки", в котором старика Абрама Шварца играл Владимир Машков, а роли его взрослого сына Давида в свое время доставались Миронову и Безрукову. Машков сыграл роль старика Абрама Шварца почти четыреста раз. И вот теперь - фильм "Папа", поставленный самим Владимиром Машковым, причем главную роль - Абрама Ильича Шварца - исполняет он же...

Фабула фильма проста.
1929 год, первая пятилетка, пыльный украинский городишко Тульчин. Абрам Ильич Шварц –старый еврей, работающий начальником склада, занимающийся, как водится, на этом складе всякими махинациями с помощью своего подручного кладовщика Мити Жучкова. Давид Шварц, сын Абрама Ильича, - школьник первой советской пятилетки: патриот, мечтатель, спорщик. Старик лелеет традиционную и даже во многих смыслах шаблонную для еврейской оседлости мечту о том, чтобы Додик стал великим скрипачом, чтобы его единственный сын вышел на сцену большого зала и сыграл мазурку Венявского, а потом играл опять и опять, а зрители восторженно хлопали и кричали "Браво"! И вот тогда бы Додик и сказал этим людям, что папа сделал его, Додика, тем, кем он есть сейчас, его папа из маленького и пыльного Тульчина, пьяница и жулик, но живущий только для того, чтобы его сын узнал, что такое счастье ...

Чтобы чего-то добиться - особенно в области музыки, - нужно долго и упорно работать, причем с раннего детства. Давид, с одной стороны, любит скрипку, но с другой - как можно нудно и изо дня в день долбить упражнения и без конца играть Венявского (в фильме - Чайковского), когда на улице лето, развлечения, в которых, если не поучаствуешь сегодня, то кажется, что подобной возможности уже не предоставится никогда в жизни... Поэтому Додик не очень любит своего папу, заставляющего бесконечно упражняться на скрипке, и мечтает как можно быстрее вырваться из глухого Тульчина на волю - в Москву...

Ну, а дальше - Москва, общежитие при консерватории и феноменальный успех юного скрипача Давида Шварца. Абрам Ильич все-таки добился своего: Давид выступает на сцене. Но папа не видит успех Додика. Он по-прежнему находится в своем Тульчине, продолжая с помощью Мити и старых еврейских хитростей выкручивать из склада хоть какие-нибудь денеги, которые он копит исключительно для Додика, и, наконец, собрав достаточную сумму, отправляется в к сыну в гости, в Москву. Абрам Ильич ни разу в жизни не выбирался из Тульчина, поэтому такая поездка для него была двойной радостью: увидеть дорогого Давида на гребне успеха и повидать красавицу-Москву. Но нужен ли юному дарованию нелепый, смешной и неопрятный местечковый папа - это еще большой вопрос...
 

В отличие от печального, тяжелого «Папы» , « Корни» - легкая семейная комедия, которая смешна и понятна, как взрослым, так и более юным зрителям. Режиссер Павел Лонгин, ставший
2-х кратным победителем Каннского фестиваля с фильмами «Такси Блюз» 1990 г. и «Свадьба»
2000 г., представил миру свое новое детище – трагикомедию «Корни», снятую по сценарию Геннадия Островского (не имеющего никакого отношения к великому драматургу).


 


«Смех - главный герой действия. Для того, чтобы мое повествование не было занудным и дидактико-педагогическим, я решил взглянуть на серьезные вещи через призму смеха»
 Павел Лонгин

Автор сценария Геннадий Островский создал трогательную историю о человеческом одиночестве, семейных отношениях, любви и надежде.
« Корни - трогательная история о человеческих судьбах. В ней полно, как трагичного, так и абсурдно - смешного, совсем так, как в настоящей жизни».

« Случайное письмо, на которое я натолкнулся в интернете, явилось своего рода откровением и незамедлительно легло в основу моего сюжета. Это письмо напомнило мне послание в бутылке, которое можно неожиданно для самого себя выловить в океане. В нем был отчаянный крик о помощи: «Я, Островский, родом из с. Сосновка. Мне 82 и в настоящее время я живу в Джоненсбурге ( Северная Африка). Я ищу членов нашей семьи, которые остались в Сосновке в 1906 году – Дору, Джозефа, и тетю Мотю. Я совсем один». Кроме этого письма в сайте огромное количество людей со всех стран мира, изнывая от одиночества, искало близких, которых жизнь и война разбросали по всему свету. Об этом стоило рассказать.»
Геннадий Островский

Главный действующий персонаж фильма - предприниматель Эдик (роль исполняет Константин Кабенский), пытающийся заработать на людских слабостях. Будучи хитрецом по природе, Эдик хорошо знает уязвимые места человеческой души и смело на этом выезжает.
Иностранные клиенты платят ему $50,000 для того, чтобы тот нашел их потеряных во времена войны родственников в старом украинском городке и устроил недельную поездку для встречи с ними.
Но проблема в том, что город этот давным-давно стерт с лица земли, разрушен до основания, где в память о нем лишь бескрайнее поле и камни, поросшие травой, и старый город по-прежнему жив лишь на исторических картах Российской Империи. А нет места - нет и родственников.
Но это вовсе не повод опускать руки и отказываться от столь щедрого вознаграждения.
Эдик решает привезти иностранцев в другой, соседний город с похожим названием. Поменять «ГолОтвин» на «ГолУтвин» стоит ему $500, вновь обретенные родственники из числа местных жителей, не имеющие никакого отношения к визитерам, но всегда готовые положить пару зеленых бумажечек себе в карман, сыграв при этом довольно простую, индивидуально отведенную им в общем сценарии роль, еще дешевле; и вот уже Украинский город-герой со своей самобытной культурой, фольклором и особенностями быта готов к приему заморских гостей.
Но, точно так же, как, все гениальное - просто, все тайное становится явным.
Авантюра раскрыта, и, казалось бы все, что осталось, это наказать виновника, разогнать псевдоартистов и разочарованно задернуть занавес. Но автор предусмотрел другой финал.


Совершенно невероятным было то, что, не смотря на достаточно скудные рекламные действия и отсутствие каких-либо афиш, о предстоящем событии знал весь город. В кинотеатрах был полный аншлаг, и приобрести билеты на просмотр фильма в день показа, тем, кто заранее не побеспокоился об этом, было совершенно невозможно - распродано было все. После показа зрителей ожидала радость общения с друзьями и знакомыми и обсуждение увиденного. Впечатлений и мнений было придостаточно, и комментарии, которые мы попытались получить при соцопросе, тоже отличались друг от друга.
Наиболее распространенным был ответ: «Очень понравилось. Это - просто праздник!»
Но были и такие, которые считали , что сущность еврейского народа передана не достаточно правдиво, а сцены быта очень отличаются от реальной действительности, на что случайно проходящие мимо с вызовом отвечали: «Ну, не знаем, по – нашему, так очень правдаподобно, мы среди этого выросли».
Но, как говориться: «На вкус и цвет товарища нет».
А нам только остается поблагодарить всех организаторов и спонсоров фестиваля за предоставленную возможность и гадать, чем порадуют нас кинорежиссеры в следующем году.


Рецензии