Матрос Кузя

 
 
 Эта история произошла в апреле 1974 года.
 Мой корабль, СКР-18, стоял кормой к пирсу, пришвартованный стальными тросами, и команда занималась получением технического снабжения. Предстояли большие учения в Индийском океане. Одна за другой подходили грузовики, и команда приступала к “авральным работам”. Привозили серые ящики с ручками по бокам, для электриков - сильного тока. Большие мазутные ящики - для мотористов и турбинистов. В одном кузове оказались большие бутыли с жидкостью. Это в хозяйство - корабельных электриков - слабого тока, привезли кислоту и щелочь для аккумуляторов. Машину быстро разгрузили и бутыли в деревянных ящиках, с длинной стружкой, аккуратно спустили в Румпельное отделение. Здесь кроме ЗИПа БЧ-5 и самой рулевой машины, ничего не было. Составили все ящики в один угол - “потом разберемся”, Закрепили только “по-походному“, чтобы качкой не поломало бутыли.
 Через некоторое время загремели “колокола громкого боя” и корабль вышел из бухты “Абрек” залива “Стрелок”. Предстояло сдать задачи по торпедной стрельбе. Первый день перехода команда, измотанная пред походной подготовкой, отсыпалась, и вахтенные как сонные мухи ползали по боевым постам. Но надо отдать должное, вахта есть вахта, и неслась она честно. На другой день, команда, отдохнувшая и повеселевшая, построилась на верхней палубе для развода на “корабельные работы”. Свежий морской ветер бодрил и забирался под бушлаты. Солнце, отражаясь в волнах Тихого океана, слепило глаза. Размеренно раскачивался корабль, взбираясь на волну и, разломив ее на две части, скатываясь вниз. Ровно гудели дизеля и на одной ноте тянули песню турбины. Настроение было на все сто! Надоела база с ее дурацкой шагистикой и утренней пробежкой по пирсу. То ли дело в море! Работай и все! Вот и в этот раз я был направлен в электростанцию, где я должен был уложить полученные запчасти по своим местам. А мой новый приятель Кузя - он недавно прибыл на корабль - был направлен старшиной команды электриков в Румпельное отделение. Ему представляло выяснить в каких бутылях кислота, а в каких щелочь. Все занялись своей работой, я тоже копаюсь в ящиках, составляю списки и укладываю по местам. Вдруг слышу грохот по трапу, и в отсек влетает взъерошенный Кузя. Вижу, он какой-то странный, глаза с блюдце - так и сияют каким-то огнем.
-Андрюха! Что я нашел!
-Успокойся, в чем дело?
Сбиваясь и торопясь, Кузя рассказал, что среди кислоты и щелочи он нашел спирт.
-Только он какой-то подозрительный, вонючий шибко.
Я думаю, что будь он, уверен в качестве спирта, он пришел бы за мной, будучи в изрядном подпитии. Мы пошли в “Румпеля”. Я открыл бутыль, на которую мне указал Кузя. Запах спирта распространился по всему отсеку.
- Тут Кузя что-то не то, слишком сильно пахнет. Может это метиловый спирт?
- А ты нюхал метиловый? Сейчас я попробую и если не “крякну”, значит все хорошо. Отдаю себя в жертву науке.
Он взял кружку и, наклонив бутыль, плеснул туда пол кружки спирту. Закуска уже была припасена в его кармане - кусок хлеба. Кузя поднял кружку и выдохнул:
 - С Богом!
Глоток и кружка пустая. Я гляжу на Кузю.....
Лицо его сморщилось, как у мартышки и он замахал руками, хватая ртом воздух, наконец-то выдохнул и, крякнув, запихал в рот кусок хлеба.
- Кислятина какая-то, но пить можно, попробуй сам.
- Кузя, а если я дам “дуба”, на том свете я тебе рога пообломаю.
- Ничего, пей - подбодрил Кузя - спирт как спирт, только в него добавили какой-то дряни, чтобы не пили.
Я плеснул немного на донышко кружки.
Собрался с духом и опрокинул в себя свои граммы.
Но это был не спирт! Расплавленный свинец, уксус и моток колючей проволоки, который и застрял у меня в глотке. Дышать я не мог, горло мое перехватило, и я схватился за него руками. Сердце к счастью еще не остановилось и я, на последних секундах жизни, бросился к трапу. Вертикальный трап я преодолел за доли секунды и оказался на верхней палубе.
 “Воды, воды!” - только и стучало в мозгу.
Два прыжка до тамбура кубрика, трап вниз - на трапе никого - по трапу не касаясь балясин - вниз и вот он кубрик с бачком питьевой воды. Слава дневальному! Бачок был полон. Я припал прямо к кранику. Наверное, из ушей шел пар. Внутри моего организма шипело и урчало. Только через несколько минут я осознал, что выжил. Зайдя в гальюн, я тщательно опорожнил свой желудок.
- Ну, все, жить буду. А как же Кузя, его надо спасать, ведь я выпил грамм 20, а он все 100!
 Пошел в “Румпеля” уверенный, что там найду еще теплый труп Кузи. Ничуть не бывало! Меня встретил Кузя широкой улыбкой на самодовольном лице.
-Ты, Андрюха, слабак! Видно одеколон не пробовал. А я малость еще добавил! - сказал Кузя и продолжал растаскивать бутыли и крепить по-походному.
Прошел день, Кузя чувствовал себя нормально, значит наш “лабораторный анализ” показал, что спирт пить можно, хоть и гадость. Про существование “клада” мы, конечно, рассказали только своим друзьям. Но кроме Кузи никто его пить не решился. Но пьянка вещь коллективная и Кузя один его не пил, а вынашивал свой коварный план.
На корабле были акваланги, я и моторист Костя Фисаев были нештатными аквалангистами. Готовили нас для похода в Индийский океан, а пока погружались мы только в своем заливе “Стрелок”. К аквалангам шло зарядное устройство, компрессор, фильтр, змеевик для охлаждения воздуха и т.д. Вот змеевик Кузя и присмотрел для своих коварных планов.
 Через несколько дней Кузя пригласил нас на “Фуршет”. В тайном месте, где не ступала нога офицера, Кузя угостил нас спиртом, неплохого качества. - Кузя, где взял?
- Так у нас же целый баллон этого богатства! Перегнал!
Дальше никто ничего допытываться не стал.
Учения закончились, и мы снова стояли в базе. Шли последние приготовления к Дальнему походу. Однажды утром командир БЧ-5 приказал нам с Костей осмотреть под водой кингстоны, чистые ли они? Забили акваланг воздухом, Костя одел его на плечи, взял загубник в рот и вдохнул воздух.... Дернул головой, вырвал загубник и плевался черной грязью и, кашляя, проклинал алкаша Кузю и всех его собутыльников. Хм... будто сам не нарушал корабельный устав. Мы, конечно, тоже все поняли. Кузя использовал змеевик для охлаждения воздуха при зарядке акваланга, как змеевик в самогонном аппарате. И вся дрянь, осевшая на стенках змеевика оказалась в акваланге. Досталось же Кузе!

Андрей Зуев
 


Рецензии
"Ты, Андрюха, слабак! Видно одеколон не пробовал".

Первые дни на корабле после учебки. В автолавке на причале купил флакон дешёвенького одеколона. В кубрике под радостные крики годков одеколон конфискован.
За ужином намечается небольшой банкет. Годки приглашают и меня как бывшего владельца продукта. Не посмел отказать. Попробовал. Гадость неописуемая!!!
-------------------------------------------------------------------------

"Но это был не спирт! Расплавленный свинец, уксус и моток колючей проволоки, который и застрял у меня в глотке."

Последняя новогодняя ночь на службе. Я назначен дежурным шифровальщиком по штабу бригады. Но человек животное стадное. У оперативного дежурного прошу разрешения встретить Новый год на корабле в кругу товарищей.

Под звон курантов корабельный фельдшер плеснул каждому в кружку малость прозрачной жидкости, незамедлительно выпитой.
Никогда, ни до ни после я не ощущал свои зубы такими чистыми. А вкус? Да так, кислятина какая-то.
Остаток ночи прошёл в мучениях от острейшей головной боли.
В более-менее здоровое состояние пришёл к вечеру второго января.
Медик, сам еле живой, разносил страдальцам какие-то таблетки.

Что пили? Изобретение фельдшера. Смесь аскорбиновой кислоты и йода. Изобретатель утверждал, что ошибся в пропорциях.
А ведь мог весь весенний ДМБ-77 эсминца "Совершенный" накрыться медным тазом.
--------------------------------------------------------------------

74-77. ЧФ. Озеро Донузлав.

Сергей Збродов

Валентина 7   18.07.2022 03:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.