Уральск, Пугачев и иже с ним...

Уральск очень старый город. В пеленках он назывался Яик. Здесь селились казаки и их называли яицкие казаки. До революции здесь было 18 церквей.
Когда Ленин объявил войну религии, то энтузиазму крушащих не было предела. В результате прекрасные памятники архитектуры обратились в руины. Осталось три церкви.

 Одна на кладбище городском, один собор в Куренях (старая часть города – грубо говоря логово казаков . И одна так называемая Золотая церковь – на центральной площади напротив здания акимата. Она работает после перестройки, а до этого там был музей. Очень красивая церковь, правда, небольшая и уютная – в середине января (я иногда хожу туда) – я была там, ставлю свечи по разным поводам, как и все – чтоб не болели дети, чтоб мир был в душе. И в этот раз зажгла свечу у Николы Чудотворца. Говорят, он просто таки чудеса творит. Я верю. Там мы крестили детей. Им было 7 и 5 лет. Мальчиков почему то уводят куда - то там и потом приводят – девочек не пускают в святая святых – почему то женщина считается грехом от рождения, этакой Эсмеральдой.


А в соборе что в Куренях и вообще есть чудотворная икона – туда мы ездили с подругой когда у нее болела внучка – просто чуть не умерла – и лечили конечно в больнице и все равно мы съездили с ней – не знаю что там помогло, но то что помогло – это точно. Собор исторический.

Пугачев с этого собора скинул батюшку, отказавшегося венчать его с невестой. А было все так – Пугачев (ему по моему было лет тридцать что ли), когда дошел до Уральска – кругом кричал что будет царем и чтоб все его слушались. Народ темный, дикий – боялись всех и верили и не верили, но на всякий случай решили привязать будущего царя кровными узами. А Емельян был уж в ту пору женат – жена с двумя детьми осталась в Питере. Но казаки начали его упаивать самогоном и уговаривать жениться на местной казачке. Он ни в какую – мол, есть жена и т. д. А они напирают – бери любую!!! Не обижай – шантажировать начали – не окажем поддержку, поднимем бунт внутри бунта. А стоял на постое он у богатого казака. Подворье сейчас реставрируют. Я принимала легкое участие. Ну, вот сидят они – пьют и перепираются. А в то время по двору в сарай пробежала тринадцатилетняя дочка хозяина – казака. И Пугачев не знаю - уж и впрямь захотел или же просто уступил, да и выпитое сказалось или думал, что отец не поступится честью дочери, возьми да и скажи: «Она люба, больше никого не надо…»


Тут уж папашка не знаю что испытал (сволочь он хорошая ) – по рукам сказал, и за честь почел, что девку его сам царь берет. В момент пузо колесом – и за пир, за свадьбу. Короче обыкновенная пьянка перетекла в свадебную - и в собор, что напротив – а батюшка ни в какую. «Девка мала, да и женат ты Емелюшка, не пойду я супротив бога». А уж разгоряченный псевдо-царь его с колокольни…


Разбился тот на смерть, сразу и охнуть не успел – толпа что кругом ломилась за него и охнула. Другого батюшку за бороду притащили и тот, трясясь и слова путая, кое–как обвенчал молодых и гудеж продолжался. А уж молодым приготовили всяческие тетушки покои – куда их и отвели.


 Я несколько раз была в домике Пугачева (его здесь так называют – сейчас это музейчик). Дом бревенчатый небольшой – брачная постель железная и длинной она метр шестьдесят от силы. Заправлена парадно – но все пожелтело и тоска, какая то берет, когда представишь эту девочку в руках у бородатого пьяного мужика. А в другой комнате – рядом – стоит макет клетки, куда потом посадили Пугачева и везли его. Так ростом он был мал – метр пятьдесят четыре что ли. И вообще клетка то – маленькая и он там макетный типа восковой – площадь пола в клетке 20см на 40 см. И такой мужик вон что творил. Не боялся – жил гад. Я что-то после подробного внедрения в историю его пребывания в Уральске растеряла всяческое к нему уважение, внушаемое со школы. Гад он был – это точно. И чем брал – не знаю.


Жена его была умница и добрейшая интеллигентнейшая женщина – она (после того как его посадили и казнили) помогла второй его жене перебраться в Питер и деньгами и вообще всем. И прятала ее – так как и на семьи были гонения. Раньше ж раз ты не такой – то род твой весь надо истребить. Вот какие бывают мужского рода деятели.


Такой вот Уральск – ну очень старинный – много интересного – есть и подземный ход под рекой Чаган, что сливается с Уралом. И ограмные в три обхвата тополя, морщинистые как лицо стопятидесятилетной старухи. И здания – штаб Чапаевской дивизии. И дома атаманов и т.д. и т.п. И река, которую называют седой Урал, оттого что весной он разливается и с самолета город похож на Венецию и вода мутная с водоворотами – топит все дачи, сносит забытые байдарки.


И красная рыба что необъяснимо и упрямо нерестуется в верховьях реки. Гибнет тысячами и все равно каждый год – опять пробивается вверх. И ловят ее здесь на крючья, к которым привязываю радиаторы типа якорь. Вспарывают брюхо и икра – «каша» ее здесь так называют – выливается и блестит как нефть. А свежая вкусная. Весной здесь много рыбы. Речная рыба – так вкусно. Живые просто караси в сметане. мммммммммммммм А пироги с судаком и с капустой. А пробовали ли вызапеченную в духовке рыбу – это вообще не передать. Это уж и не вкус – это просто блаженство и при хорошем пиве – ну просто таки пир жизни. И щучья взбитая икра – я научилась здесь ее делать – свежая – из брюха – это все! Конец жизни. Может я слегка садист. Да так случилось – в стройотряде приходилось разделывать барашков с парной кровью – так вот сложилось у меня. Хоть по началу тошнота подходила – теперь рука не дрогнет. Привыкнуть можно ко всему. Честно говоря, люблю готовить и смотреть, как едят – если с аппетитом.


А любимая песня здесь на гуляниях «однажды морем я плыла» Наверное, слышали? Про синеглазого капитана и «а по весне родился сын – морской воды глаза и кто же в этом виноват – конечно, капитан». И люди здесь славные и добрые – занимаются рыболовством все – не взирая на пол и возраст. Я тоже немного рыбачила, но поняла, что терпения не имею – клюет часто и крупно – но вывести мне надо тут же и сразу – а она срывается.


 И еще охотятся – на зайцев и уток в основном. Эти зайцы и утки и рыба – их море океан – здесь же заповедная зона, на моторках нельзя по Уралу – только на веслах. А младший сын - Владимир – плавает хорошо – пойду с ним (я плавать не умею) – он вроде б только сейчас здесь проплывал – смотришь уже на том берегу Урала – последние нервы вымотает – и оттуда плывет одной рукой, так как в другой в пакетике у него наловлены раки. Их он ловит на палец (это он с 12 лет так)– ныряет и сует палец в норки в берегу (яр здесь называют отвесный берег) – они раки – дураки хватают клешнями – а он их и в пакет. Я потом их не варю никогда – он сам их – здесь мне жалко, когда живых и нагревать воду, да кипятить.


На Урале любят отдыхать москвичи. Только здесь много комаров по весне. Правда, когда во время опылят – терпимо. Птиц много разных – в командировки ездим когда – два часа до нашего нефтеносного Аксая – даже есть такие яркие синегрудые и красногрудые птицы – как прям попугаи, какие то. Есть и белые лебеди – плавают рядом с нефтяными факелами и скважинами – природа еще не поняла здесь что над ней началось насилие. Месторождение еще молодое. Всего здесь полно. Сразу и не охватишь глазом.

 Только нет здесь моих любимых гор - да я привыкла уже.


Рецензии