08. 2006 Возвращение

 …после паромной переправы через Селенгу дорога выходила на открытую местность, и тут я увидел тот дождь, о приближении которого ветер и влажность предупреждали нас уже вторые сутки.
 — Я же говорил, что когда мы поедем назад, будет гроза.
 И какая это была гроза! На севере, над правым берегом, небо было ещё чистым и прозрачным, но над устьем реки было нечто необыкновенное. Туча была настолько чёрной и узкой и нависла над лесом так низко, что любой бы принял её за дым от огромного костра, если бы только то место, где должен был быть такой костёр, не летело над землей с огромной скоростью. Как будто огромный невидимый поезд мчался по воздуху мимо нас, выпуская из своих адских внутренностей вполне уже видимый дым, чёрный, как пустота. А вслед за ним летели молнии и громовые раскаты, и не хотелось даже представлять, каково было бы оказаться под этой тучей или на её пути.
 Это выглядело действительно дьявольски, но я подавил в себе желание сказать это вслух — меня бы не так поняли. Тогда я схватил фотоаппарат, но, высунувшись из окна машины, я понял, что будь я хоть величайшим фотографом в мире, мне не удалось бы это снять таким, каким оно было на самом деле…
 Между тем мы приближались к устью со скоростью около ста километров в час, а гроза быстро улетала оттуда на северо-восток, вдоль берега озера, так что, когда мы оказались под дождем, чёрный дым и гроза были уже далеко севернее, а над нами была огромная серая масса, с которой на землю сыпался безумно мощный и крупный ливень. Мы ехали на запад вдоль по течению Селенги, когда я заметил, как километрах в тридцати перед нами серая туча светлеет, а под ней, равномерный и густой, закрывая стеной весь обзор, висит туман (судя по карте, он был примерно над озером).
 Возможно потому, что над ним не было туч и внутрь проникало солнце, а может ещё по каким-то причинам, туман очень необычно и красиво светился. Как далеко он простирался вправо и влево лобовое стекло не позволяло увидеть, но по толщине эта стена, казалось, была совсем узкой… а за ней был свет. И свет это был такой мягкий, но в то же время такой яркий, что невольно пришла мысль: за этой пеленой заканчивается земля и начинается небо, бездонное вниз на столько же, насколько и вверх, и вперёд. И казалось, шагни сквозь этот туман — и ты на краю света! И там солнце, и теплый свежий ветер, и мягкие кучевые облака проплывают прямо перед тобой, и над тобой. И казалось, там Рай… но я не смог сказать ничего этого вслух, не смог сформулировать, поделиться, — да и меня бы не поняли.
 К тому же дорога уже давно свернула на юго-запад, и уже минут пять всё это было в стороне от нас. Мы ехали в объезд тумана: никому не нужно было туда, да и ни одна дорога туда не вела (судя по карте там было озеро). А ещё через пять минут туман скрылся из виду, вокруг остался только дождь и мокрый лес. И каждый смотрел сквозь лобовое стекло вперёд, но каждый видел только своё.


Рецензии