Бунт тихони

Она выросла в крепкой семье
И никто бы не подумал, что ей не хватает любви
А вот не хватило – и она взбунтовалась

Надежда: В жизни много чудес
- После того, как я побывала между жизнью и смертью, я могу слышать голоса мертвых, - признается вологжанка Надежда Архипова. - Знаю, что отец покойный кричал на кладбище – он и в жизни был такой начальник, и туда попал, не изменился… Ведь там тоже своя жизнь есть.
Родители Нади Архиповой жили в обычном бараке, среди соседей был и пьяница, который всех донимал. Однажды Надин отец связал буяна. Это был сильный человек, мог постоять за себя. Дочка запомнила его заботливым, щедрым.
- Когда был жив отец, было у меня счастье, - говорит Надежда, – мама хлопотала о еде и здоровье детей, а отец – согревал и развивал.
После того, как отец приструнил пьяницу, на общей кухне мама схватила рукой конский волос и ей стало плохо, она сильно заболела. Вылечила ее бабушка молитвами да отварами в деревне под Нюксеницей. В душистых травах, в сладком воздухе лета обнимались усталые супруги, отпоенные малиновым отваром - после этого родилась Надя, плод родительской любви и радости. Дочка, хотя желали мальчика.
В полтора года Надю скосила непонятная хворь. Надя верит, что покойная прабабушка умирая, выла вьюгой, это она в окно билась, звала. Прабабушка была знахаркой, умела лечить людей, вот только не успела она передать свою силу по наследству. Она хотела и правнучку забрать с собой, но помиловала.
В больнице врачи, бессильные помочь, с ужасом смотрели в неподвижное посиневшее тельце без признаков жизни (а она помнит, что видела себя сверху и слышала неземные голоса). Так случилось первое чудо, она выжила. А рядом с ней выжил обреченный маленький мальчик, ее ровесник. Но росла Надя медленно, будто нехотя, и ее заставляли работать телом и языком, тормошили, развивали гимнастикой. Возили дитя на юг, когда средства позволяли… Отец начальник, мать отличная хозяйка. Дочки воспитаны, обихожены, лето у бабушки в деревне. Еще там Надя поняла, что вся сила в человеке – от травы и воды, от солнца, земли и ветра. Поэтому всегда ехала в деревню с охотой. Среди цветущих деревьев стояла часами. В детстве она больше всего любила возиться с соседскими ребятишками, играла с ними, истории рассказывала... А они слушали ее, раскрыв рот…Дети же любят добрых…
А вот соседский Лешка ее доброту то и дело испытывал. Она часто брала на улицу большого игрушечного Мишку – отцов подарок. Так вот Лешка злобился и пинал этого Мишку, это ж невозможно было вынести. Пошли в школу – этот же хулиган Леша Надину косу привязал к парте. Она хотела встать и вскрикнула от боли. И этого Лешку как ударила книжкой по голове! На самом деле это была любовь… Отец разрешил дружить с хулиганом. Потом появились и другие друзья, но Лешка - первый.

Работала Надя после школы в разных местах – в музее, в художественных мастерских по росписи дерева, – но везде становилась любимицей, легко сходилась с людьми, подкупала ее ласковая улыбка. На девушку, сидящую за кассой, заглядывались и стар, и млад.
- Музей был моим вторым домом, - говорила Надежда. - Ушла оттуда, потому что кое-кто не давал прохода, не хочу о нем говорить.
В мастерских все было хорошо, пока однажды кто-то не увидел Надю на выходных в веселой компании. Пошли сплетни. Как раз в это время Валерий пришел встречать Надю с работы – а она сидит в сугробе и плачет. Тогда он пошел и купил ей большую игрушку – зайца. Надя радовалась как ребенок, слезы сразу высохли.
В семье Надиных родителей всегда был порядок: дочки слушались мать, а мать слушалась отца. Но старшая дочка была гордая и самолюбивая, а младшая - тихоня. Была у нее подружка Марина, которая не нравилась матери – громкая, большая, курящая. Но Наде легко и весело было с Мариной – та ничего не запрещала, но слушала и понимала. Недаром именно Марина познакомила Надю с будущим мужем! Чтоб домашние не ругались, они надолго уходили секретничать к Марининой бабушке, с которой та жила без папы-мамы с 16 лет. Может, это была первая трещинка между ней и матерью? Потом нашлись и другие трещинки.
Когда пришла идти замуж, Надя долго не решалась. Ей нравился Валерий, он умел так возвышенно говорить. У него были пластинки, книги, каких она еще не видала.,Но она до встречи с ним пережила большое потрясение: Леша, друг ее детства, неожиданно уехал из города, нашел в Питере девушку. И еще Надю с сестрой на свадьбу позвал – нарочно, что-ли? Душа Надина долго болела, не прощала. В голове одна мысль - никого больше не полюблю. А старшенькая сестра сказала – нет, иди замуж, тебе пора!

И Надя послушалась. Свадьба получилась что надо. Гуляли два дня. Невеста в ажурной шляпке как героиня романа…Из нее получилась хорошая мать – терпеливая, заботливая. Двух сыновей родила Надюша Валерию – Павла и Бориса . Когда однажды затемпературил двухгодовалый Бориска, Надя ночью долго качала его на руках, то пела, то молилась. И вдруг точно звезда скатилась с неба, упала в форточку и больно уколола руку с сыном. Она очнулась. Рука не болела, жар у ребенка прошел. Позже Надя начнет лечить людей - сначала мать, потом знакомых…Иногда у нее получалось облегчить их страдания, иногда она просто была рядом, как сиделка. Позже появится свидетельство целителя, но и тут все оказалось непросто.
На другой день ее разыскал друг детства Леша и предложил уехать с ним – прямо так, в чем есть, только детей взять. Признался что уехал, чтоб ее разлукой проверить – будет ли убиваться, будет ли останавливать? А сам всю жизнь ее любит. Потрясенная Надя пыталась ему обьяснить, - поздно, она замужем! Тот слушать ничего не хотел – ты моя, и все! Ты меня все равно любишь!
Дома она никому ничего не сказала. Телефон звонил и разрывался, душа разрывалась, но она не подходила. Только очень тихая была, задумчивая. С тех пор она замирает, как только слышит гитару. Леша на гитаре играл бесподобно.

Валерий: Жена меня удивляет
Валера Архипов родился в Чойбалсане, в Монголии в 1950 году. В Вологду переехал с родителями, так как оба были родом из Вологодской области.
- Встретил я свою Надежду, когда мне было 30 лет. Я работал киномехаником в кинотеатре «Спутник», сидел в аппаратной, вдруг сквозь стрекотание слышу – дверь открылась. Вошла Марина, которая работала у нас уборщицей. С ней была приятная молодая девушка. Поговорили ни о чем, пошутили. Марина меня спросила: «Ну что, понравилась? – Понравилась». Марина дала телефон. Стал ходить к ним домой. Надежда была простой, улыбчивой и ясной. Слушала внимательно. Увлекалась рисованием. Мы ездили с ней в Прилуки, смотрели на воду, я стихи читал - ей нравилось.
Я влюблялся легко, но был нерешительным, потому избежал шатаний и разводов. А с Надей было дольше всех, и было уже понятно, что дело шло к свадьбе. Но наша дружба затянулась на десять лет. Она первая заговорила, и удивила меня, ведь такая тихоня на вид. Она и до и после свадьбы меня все время удивляла. Прямо с вечеринки могла улизнуть, чтобы пойти в одиночестве гулять на Соборную горку. Не кому-то, а просто одна.
…Однажды Надя возвращалась с дачи, несла тяжелые сумки. Прохожий пожалел ее и донес сумки до самого дома. Оба входят – здравствуйте! Муж пожал плечами. Помощнику бутылку поставил, два часа сидели и разговаривали. Надя - довольнехонька. Общительность сверх меры. При ее молчаливости она за несколько минут знакомится с человеком, очаровывает и тащит в гости! А в молодости я ее, конечно ревновал…
Когда появились дети, в семье пошли проблемы. Родители старались им прививать понятия, не баловать очень-то, а дедушка с бабушкой вмешивались, и все шло поперек. Скандалы доходили до разрыва.
- Но я уживчивый человек, - признается Валерий Дмитриевич, – и я всегда первый шел на мир. Надя слишком ранимая и… жесткая одновременно. А прощать должен тот, кто сильнее.
Свадьба – просто сон. Два дня гуляли в Вологде, а потом приехал дядя Боря Архипов и предложил прокатиться к нему в Москву. Молодожены впопыхах не расспросили про ключ. Приехали в Москву – в квартиру дяди Бори его гражданская жена не пустила. Потом добывали ключ целый день: поехали к ней на фабрику, прошли вахту, потом Валера через весь цех пробрался к ней, и она сменила гнев на милость: дала ключ. Это был потрясающий праздник: они увидели Габи Зайферт в балете на льду, просто балет про Анну Каренину, в час ночи пешком в Арбата… В довершение ко всему Валера подарил Наде дорогой косметический набор… Запомнилось на всю жизнь.
А в жизни Валеры тоже был сумасшедший телефон. В пору учебы в литинституте разгорелся роман, совершенно безответный. Они понимали и ценили друг друга, но вместе быть не могли. Он посвятил ей книгу стихов «Страсти по Эвтерпе». Эти стихи читал при большом стечении народа, а на самом деле только ей. Это ей он звонил однажды ночью, нечаянно обварившись кипятком, дрожа от боли. На то он и поэт. Как отнеслась к этому Надежда? Она очень нервничала. Но как всегда молчала.

Святые помогают по дому
- Надя – очень непростой человек, - рассуждает Валера. - Она занималась фотографией, рисунком, хореографией, знает молитвы, сказы. У нее в жизни случаются чудеса. Взять хотя бы ее руки. Она водила руками над спиной матери – у матери пропала боль. Совсем. Однажды и мне было плохо, она водила рукой – меня покалывало. Потом все прошло быстро.
Кроме снятия боли у Надежды открылись способности находить потерянные вещи. Однажды была большая нужда в деньгах и все стали искать 25 рублей. Эта купюра лежала на видном месте в шкафу, а после какой-то стычки, когда все шумели и ругались, купюра пропала. Все стали искать, испугались не на шутку: ведь верили друг другу. У Нади первой глаза упали на балконное стекло. Там, приклеенная с улицы, виднелась 25-рублевая купюра. Как она туда попала, если балкон был закрыт и туда никто давно не выходил? Но это было чудо, которое сразу всех помирило.
Еще случай с паспортом, он пропал случайно перед самой поездкой Валеры на сессию в Москву. Но когда уже стало ясно, что все обыскали, стало страшно: пропадали билеты, срывался экзамен. Надя вышла из дома, обошла вокруг церкви и тихо помолилась про себя. Придя домой, попросила открыть какой-то ящик, который уже смотрели несколько раз - и там был паспорт! Все были поражены. Но сама она объяснить это не может. «Я прошу святых помочь, они и помогают».
- Однажды зимой я ходила с ребятами на лыжах, - вспоминает Надежда. - Пошли по реке к Соборной Горке. Дело было к весне, наверно лед уже был ненадежный. Пока Бориска и Глеб чего-то спорили, я покатила вперед и провалилась. Оказалось не глубоко, и я выбралась. Но детям сказала, что надо срочно вернуться, я вся сырая и могу заболеть. Мальчишки были маленькие, не понимали, что это опасно. «Нет, - кричат, - дай хоть раз с Горки съехать!» Я стала их ждать, чувствуя, что сознание теряю. Вся одежда уж корой взялась от мороза. Еле утащила их, оставить боялась. Пока до дому дошли, часа два прошло. Как я только ни молилась! Дома мама меня и водкой оттирала, и ванной отогревала. Бог помиловал – я не заболела. Мне кажется, меня ведет какой-то добрый святой. Иногда мы общаемся мысленно. Он-то и спасает меня в тяжелые моменты.
Бунт тихони
Однажды Надя с мамой подрабатывали дворниками, и у них были неудобные лопаты. Они долго мучились с ними, просили заменить, но, как всегда, это затянулось. Наконец Надя с зарплаты пошла и купила себе такую лопату, как ей хотелось. Мать возмутилась – зачем тратить свои деньги на то, что должны давать по работе по норме! Стала кричать и доказывать. И что-то вдруг оборвалось в Наде. Привыкла она жертвовать собой, привыкла уступать более сильным по характеру сестре и матери, но здесь она не захотела уступать. Некстати вспомнилось, как родители не пустили ее учиться в Ярославль. С тех пор многое, за что она бралась, не получалось…
Надя ушла из дома. Из двухэтажной квартиры на Советском, где столько комнат, где все ей привычно и знакомо до мелочи! Она ночевала то здесь, то там. Заходила к людям, которым помогал, к родственникам, жила у двоюродного брата. Валеры не был при этом, он как раз дежурил у своих родителей, где его мама отходила от инсульта. Он и узнал-то об этом не сразу. Он навещала его и родителей, как всегда ничего не сказав про конфликт. «О чем волноваться? – удивился он. – Ведь она сама знает, где ей лучше.
А что ж любимые и дорогие сердцу сыновья? Почему они не нашли, не позвонили, не остановили?
-Да они и не заметили моего ухода, – тихо призналась Надежда, - если б только сказали, что я им нужна…
Мягкая, но упрямая Надя два месяца не хотела отступать от своего решения, как ее ни уговаривала родня. Совестливость женщины, у которой не обихожен огород? Долг матери и жены? А может просто привычка жертвовать?
Сейчас самое плохое позади. Она вернулась. Помирилась в очередной раз с мамой, занимаясь посадками на даче.. С мамой, которая по-своему любит свою дочку. Но теперь у Нади новая идея:
- Еще в детстве я задавалась вопросом: «Какая я? Почему я такая?» Но мне никто не мог объяснить. Лечить людей пыталась – я многим помогла, но тоже были неприятности. По-настоящему меня любил только папа. Семья не дала утешения. Наверно, я уйду в монастырь. Молитвы и размышления, монастырское послушание – вот что даст мне душевный покой…
Может она и права – когда уходит тепло и любовь – жизнь теряет смысл.
После этой истории драма постепенно улеглась. Муж и жена живут по разным домам, потому что родители у него стали хворыми и беспомощными. Дети, с которыми все так непросто – связывают их неразрывно. Но грусть, которую не высказать – остается.


Рецензии