Комитет, или Отчет о посещении. Роман. Фрагмент 7

Протокол номер два от того самого числа (окончание)

Жильцова: Итак, третьим вопросом у нас постановление. Его готовил отдел идейно-воспитательной работы. Митя, давай!
Митя (вскакивает, он уже пришел в себя, глазки блестят, говорит почти без пауз, скороговоркой, чтобы уложиться в регла¬мент): Товарищи! На рассмотрение комитета выносится постановление «0 проведении третьего этапа Всесоюзного Ленинского зачета "Решения ХХУ съезда КПСС – в жизнь!", посвященного 110-й годовщи¬не со дня рождения В.И.Ленина и направленного на достойную встре¬чу XXVI съезда КПСС». (Обрывает себя.) По-видимому, надо было от¬разить и 160-летие со дня рождения К.Маркса, как-то неудобно по¬лучилось... Ладно, текст постановления вы имеете на руках, поэтому в зачтении нет необходимости. Я позволю себе лишь перед на¬чалом обсуждения напомнить основные положения системы Ленинского зачета. Так, на всякий случай, ладно?
Кто-то из курсового актива: А когда методичку ЦК откcерите, вы же обещали ещё месяц назад!?
Митя (растерянно): Я... сейчас не готов ответить, мы заявку оформили, но там очередь.
Жильцова: Частные вопросы прошу в рабочем порядке.
Митя (обрадовано): Да, в рабочем порядке! Опыт организации Ленинского зачета в университете подтверждает, что он, во-первых, является комплексной формой работы ВЛКСМ в системе коммунистического воспитания молодежи, позволяющей соединить формирование маркcиcтско-ленинского мировоззрения, повышение общественной, политической и трудовой активности в единую структуру. Обратите внимание на клю¬чевые слова: «комплексная форма», «система воспитания», «единая струк¬тура».
(Обращается к курсовому активу):
- А вы пишите, пишите. Так, идем дальше. Это также организационная и идеологическая фор¬ма воплощения в жизнь важнейшего принципа деятельности комсомоль¬ских организаций – неразрывного единства революционной теории и общественной практики. Наконец, это форма работы, обеспечивающая дифференцированный, индивидуальный подход в работе с каждым чле¬ном ВЛКСМ. Курсовому активу я советую фиксировать хотя бы ключе¬вые слова – здесь это: «неразрывное единство», «дифференциальный подход». Последнее прошу не путать с дифференциальным исчислением.
Жильцова (шепотом, наклоняcь к Безрукову): Во чешет, прям как по писаному, методологией давит – зверь!
Митя (он с каждым словом смелеет, входит в роль ментора):
- В Постановлении ЦК ВЛКСМ от 2 июня 1976 года, как вы помните, указывается, что Ленинский зачет, я цитирую: "позволяет комсомольцам сопоставить свою жизнь, поступки с ленинской мыслью, а комсомоль¬скому коллективу оценить труд, учебу, нравственные позиции, об¬щественную активность юношей и девушек, выполнение ленинского за¬вета "учиться коммунизму" в свете современных требований партии".
Кольцов (шепотом, Гориной): Слушай, сколько можно себя под Лениным чистить, там же помойка уже образовалась, нашли место...
Горина (шепотом, сдерживая смех): Замолчи, я сейчас лопну!
Митя: Я позволю себе не перечислять подробно все структурные элементы Ленинского зачета, вы их хорошо помните по аббревиатурам: ЛКП, КПВР, КПЗ, ЛУ, ПЗ, ОПП, ОНА и другие. Тем более схема перед вашими глазами. Обращаю внимание для примера на один из главных элементов – ЛКП, личные комплексные планы под девизом "Учимся коммунизму, строим коммунизм!" Это, как вы понимаете, форма индивидуальной работы, имеющая целью выделение основных направлений в развитии личности молодого человека с учетом его стремлений, потребностей и возможностей коллектива...
Зоя Микушевич (секретарь бюро ВЛКСМ 2 курса, яркая брюнетка с миндалевидными глазами): Можно спросить? А соцобязательства – это то же самое? И ещё: вы говорите – "с учетом его стремлений, по¬требностей и возможностей коллектива..." Потребности – они чьи? Коллектива или комсомольца? И со стремлениями здесь неясно. Что же нам – все свои стремления указывать? Это неудобно...
Кольцов (тихо, Безрукову): Ну, сучка, так и съел бы, смотри, какая она аппетитная, просто персик, где их только таких делают!
Жильцова: Зоинька, ты так наивна, что можешь сказать совершенно ужасные вещи! Обо всех стремлениях и потребностях речи не идет, личное надо подчинять общественному. Это просто такая индивидуаль¬ная форма, а по содержанию в ней один коллективизм.
Митя (радостно): Вот-вот, а ещё слушать не хотели! Соцобязательства у нас уже отменили, это комплексная форма работы – ЛКП. Уж лучше я перечислю основные направления, которые в них входят. Ну, во-пер¬вых, конечно, активная борьба за высокое качество знаний и профессиональной подготовки, здесь же и участие в научно-исследовательской работе студентов – НИРС. Потом идет изучение марксистско-ленинской теории, трудов Л.И.Брежнева, документов партии, прави¬тельства, комсомола, это почти то же самое, что и в первом пункте. Ну, и формирование общественно-политической активности в разных формах, общественно-полезный труд, культурный уровень, военно-патриотическая и физкультурная работа.
Жильцова: Ты окажи о хранении ЛКП...
Митя: Да, это, конечно, главное. После утверждения личный комплексный план положено хранить у комсомольца, но мы предлагаем хранить их централизованно, в комитете, для этого каждый курс получит папки и полки у меня в шкафу. Они ведь каждый день не нужны, только когда итоги подводятся, но если понадобятся – в любой момент на месте, и нам для отчетов или проверок удобнее. Здесь же будут хра¬ниться и анкеты характеристики, заполняемые после общественно-по¬литической аттестации.
Степанянц: Я хотел бы знать, насколько мы свободны в выборе форм работы. Насколько я понимаю, вышеизложенное носит характер рекомендаций. А если бы мы хотели по-другому организовать работу с комсомольцами? Курс у нас сильный, второй год по успеваемости на первом месте, в спартакиаде три первых места взяли, два даль¬них отряда – "Казахстан" и "Сибирь" – формируем... Результа¬ты у нас в норме и так, а от бумаг бюро задохлось уже...
Митя (примирительно): Легко заметить, что мы рекомендуем вам обратить внимание только на те моменты, которые носят принципиальный характер или относительно новы. Конечно, поиск новых эффективных форм ре¬шения основных задач, инициатива, творческий подход к реализации наших рекомендаций – необходимое условие успешной работы по коммунистическому воспитанию. Мы вам доверяем, проведение мероприятий жестко не контролируем, главное – чтобы списки и даты висели, конечно, если проверка - тогда не взыщите. Вы глянь¬те на схему, там всего пять основных элементов, в их рамках все, что угодно, уместить можно, что вам ещё надо? А бумаг мы побольше вас пишем, только обязательных форм тридцать шесть штук.
Жильцова: Ну, это частный вопрос, на четвертом курсе смешно такое спрашивать. Другие вопросы?
Колесников: Вопрос такой: как сочетать комплексный подход с программно-целевым планированием? Комплексность у нас работает только на уровне идеологического отдела, который одновременно и организационную структуру Ленинского зачета обеспечивает и само воспитание осуществляет. А в других отделах и направлениях работы мы только на целевые программы ориентируемся, которые еще в сен¬тябре принимали. Вот у меня: кто спорт любит, заниматься хочет, тот в сборной играет и процент по значкистам ГТО тянет, а дру¬гих даже в зрители не заманишь. У Ирины тоже – кто учится – тот учится, а из двоечника отличника по заказу не сделаешь, если его только вчера с гор арканом стянули и по нацлимиту направили в уни¬верситет вместе с пачкой сторублевок в кармане. Короче: все напра¬вления работы самостоятельные, кроме идейно-политического, оно на всех нас паразитирует, даже классиков больше по линии научного сту¬денческого общества изучают, чем на Ленинском уроке. Дайте мне лучше двух человек за счет идеологического отдела, я вам столько очков враз наберу – с первого места слезать не будем.
Жильцова (раздраженно): Послушай, Колесников, все-таки кроме спорта ещё что-нибудь понимать надо. Твои заявления носят политический харак¬тер, ты это понимаешь? Ты забыл, как двое этих твоих футболистов в итальянское посольство рвались за политическим убежищем, им, дес¬кать, здесь в футбол играть не дают! Ты своих Гарринчей там поуйми. Я тебе серьезно говорю – Ленинский зачет – основная система комсомольской работы, нравится тебе это или нет. Понял меня?
Колесников (уже без прежнего пыла): Но я же в порядке обсуж¬дения постановления! Ничего такого я не имел в виду, конечно, иде¬ология – это важно...
Жильцова (грозно): И Митеньку мне не обижать! Он ведь работа¬ет, старается. А потом – номенклатура комитета все равно утвержда¬ется не нами, так что численность отделов менять не будем.
Безруков: Можно мне? Я считаю, постановление хорошее, и нам его надо быстрее принять. Все мои мероприятия, например, ложатся в него свободно, основную бумажную ра¬боту берет на себя идеологический отдел. А потом – смотрите, сколько в нем всего нового: тут тебе и комплексный, и программно-целе¬вой, и дифференцированный, и индивидуальный – сплошные новые под¬ходы. Конечно, Митю надо бы немножко покритиковать за то, что не показал конкретно, в чем функции остальных отделов комитета в ре¬ализации этого постановления, и дело вроде бы сводится чисто к бу¬мажной работе. Но это мы, я полагаю, попросим его в рабочем поряд¬ке отредактировать, а в целом предлагаю поддержать. (Тихо, Жиль¬цовой): Надя, процесс мышления идет уж очень медленно, сейчас все сомлеют, как в бане. Надо тщательнее, а?
Жильцова: Если нет больше желающих, то тогда прошу заключительное слово.
Митя: Я очень благодарен за обсуждение, оно меня заставило задуматься о ряде дополнительных вопросов, в частности, о един¬стве всех частей ОПП - общественно-политической практики. Я пред¬лагаю для проработки этого вопроса создать комиссию, пусть ответственные на курсах по идейно-воспитательной работе посидят, подумают. Что же касается важности Ленинского зачета, то здесь сомнений быть не должно. В методических рекомендациях об этом ясно сказано, а их ведь ответ¬ственные люди составляли, все равно с нас требовать будут, так лучше уж быстрее и раньше все сделать. А детали наш отдел подработает. В общем, спасибо за критику, у меня все.
Безруков (шепотом, Гориной): ... И вот возвращается чукча со съезда, а соплеменники спрашивают: "Ну, что там к чему, в Москве, какие новости?" А чукча им и говорит: "Чукча все понял, все прев¬зошел, ему сказали – он запомнил. Партия новый курс взяла – "Все на благо человека, все во имя человека!" И чукча ви-и-дел этого че¬ловека».." Это к слову о дифференцированном подходе, а?
Жильцова (с нетерпением): Аким Тимофеевич, лучше давайте вслух, все посмеемся. Ребята, время идет, закругляемся. Сроки, ответственные – здесь нет вопросов? Постановление входит в силу через неделю; через две – на комитете – первый контроль. По тексту постановления – все, что ли? В общем, ясно: принять ЛКП на курсах, создать комиссии по Ленинскому зачету, сформировать комп¬лексные планы – это я для особо сообразительных на пальцах объяс¬няю – если до пленума ЦК сделаете, будете молодцы. Голосуем! По¬благодарим Митю за четкость и – вперед с песнями! Кольцова прошу задержаться.
(Митя приподнимается, бросает вопросительный взгляд на Надежду. Она не понимает, но реагирует мгновенно): Нет, Митенька, иди лучше обедать, это мы обсудим потом, на секретариате, без Первого я все равно тебе ничего не ска¬жу. Благодарю всех за участие, заседание комитета объявляю закры¬тым. Расходитесь побыстрее, у нас тут маленькое совещание.
Горина (Безрукову): В Пушкинском новая экспозиция, пойдем? (Выходят вместе с остальными, Митя – последний.)
Митя (с облегчением, как бы про себя): Ну, вот и все. Стоило так готовиться и переживать. (У дверей оглядывается на остающихся Жильцову и Кольцова, которые перебирают лежащие на столе бумаги). Вот так всегда – целый месяц собирался Надю Ивановну в театр при¬гласить, а у неё дела. Не опоздать бы хоть на "Международную па¬нораму" ... (Уходит).

Протокол номер три, или Секретариат на перекуре

Дважды повернув ключ, Надежда оставила его в двери и повер¬нулась к Кольцову с коварной улыбкой.
- Ну как, а это в протокол будем заносить, или обойдется?
Она медленно приблизилась к нему вплотную и, полуприкрыв гла¬за, вдруг часто задышала. Помедлив, её руки скользнули под пиджак, торопливые пальцы привычно забегали по застежке ремня, знакомому крючку, пуговице, молнии... Наконец они достигли своей цели и, почувствовав ответный импульс, нетерпеливо сжались. В такие момен¬ты Кольцов смотрел на Надежду со смешанным чувством любопытства и волнения: как она, полуоткрыв дрожащие губы и слегка касаясь их языком, изящно опускается на колени и, чуть покачивая головой, делает первое движение... Но в этот раз игры не получилось - ей не удавалось справиться с напавшей на неё дрожью долго подавляе¬мой страсти, от чего Кольцова и самого бросило в озноб.
- Нет, так нельзя, постой, я что-то сегодня не в себе.
Надежда потянулась к сейфу и плеснула себе и Кольцову в пластмассовые стопки коньяку.
- Пусть хоть чуть-чуть в голову вдарит, а то взорвусь и сде¬лаю какую-нибудь глупость. Нельзя в таком возбуждении трахаться, никакого удовольствия не получаешь. Ну вот, так-то лучше…
Несмотря на тренированность, Кольцов едва не поперхнулся коньяком, в очередной раз убеждаясь, что отбой по полной форме На¬дежда способна выполнить быстрее самого бывалого солдата. Уже щеголяя своими прелестями, она одним махом двинула все бумаги в другой ко¬нец длинного стола и без промедления расположилась на нем. Её острые ногти сразу же впились в кольцовские лопатки, пятки надавили на поясницу и не оставили времени на размышления, к ко¬торым, правда, никто уже не тяготел. С силой она заставила его войти и, впившись зубами в свой кулак, требовательно выдохнула свое "Н-ну, н-ну-у!", которое синим безумием ударило в Кольцова, вздуло кровеносные сосуды и окончательно превратило его в дикого жеребца.
В коридоре разгоралась перемена, в комитете стонал, скрипел и мерно постукивал в стену пассивный участник локального совеща¬ния – тяжелый ясеневый стол, и в мучительном ожидании нестерпи¬мо прекрасной победы на его полированную поверхность медленно сте¬кала алая капля с прокушенного маленького кулака.


Рецензии