Код 666. Часть 2. Четырнадцатая глава
Бывшая учительница Ани по ульпану, Авива, как-то пригласила Диму, Аню и Свету к себе в гости. Жила Авива в кибуце, недалеко от их городка. Дима и Аня совершили в сопровождении Авивы экскурсию по кибуцу и с большим интересом выслушали её рассказ о кибуцном движении. Авива вошла в роль и говорила с интонациями заправского экскурсовода:
-Первые кибуцы были основаны репатриантами из России, при этом самый первый кибуц был создан ещё в 1910 году на берегу Кинерета-"Тивериадского моря". Отцы-основатели кибуцного движения были сторонниками социалистических идей, изложенных в романе Чернышевского "Что делать?" Они пытались претворить эти идеи в жизнь. Помните "Четвёртый сон Веры Павловны"?
Дима и Аня переглянулись.
-Проходили в школе.
Авива удовлетворённо кивнула головой и продолжила:
-Кстати, о книгах. Мне как-то принесли почитать одну антисемитскую книжку. Там были написаны такие удивительные измышления о нашем народе!
-Какие измышления?
-Например, что каждый год на старом еврейском кладбище в Пражском гетто собирается некий Всемирный Совет сионских мудрецов. Эти мудрецы подводят итоги прошедшего года и утверждают планы еврейства на следующий год по завоеванию мирового господства.
Аня засмеялась и сказала:
-Теория заговора. Неужели есть люди, которые верят таким глупостям. Мировое господство. Что за чушь! Пусть лучше приедут и посмотрят, как вы живёте, и каких успехов в сельском хозяйстве добились израильские кибуцы.
Авива улыбнулась:
-Я точно также подумала. Ну, не будем о грустном. Ещё немного о нашей жизни. Средства производства кибуца являются коллективной собственностью. Все важные вопросы решает общее собрание. Семьи обычно живут в небольших одноэтажных или двухэтажных домиках, которые тоже принадлежат кибуцу.
-Там находится вся семья?
-Ранее дети не жили вместе с родителями, а буквально с рождения воспитывались в коллективе. Но с некоторых пор наблюдается отход от ранее существовавших норм. Много новшеств есть и в нашем кибуце.
-А сколько людей здесь живёт?
-На сегодняшний день в кибуце насчитывается более пятисот человек.
Слушая Авиву, Дима вспомнил рассказ Бети Моисеевны, с которой он познакомился у московской синагоги на улице Архипова. Он подумал:
-Если бы она смогла приехать в Палестину в те времена со своими товарищами, то, возможно, была бы членом этого кибуца или какого-то другого, похожего на него.
Затем они вели беседу в маленьком домике, который занимала семья Авивы. В этот день в гостях у Авивы были также её родители, живущие в городе Петах-Тиква. У них обоих оказалась интересная история. Папа Авивы-Барух-приехал десятилетним мальчиком в 1926 году. Его отец-владелец аптеки в Новороссийске-был человеком, весьма далёким от какой-нибудь политики, в том числе и от сионизма. Однако после нескольких лет "знакомства" с Советской властью он решил уехать с семьёй в Палестину. Это ему удалось. Дед Авивы хотел, чтобы его дети не забыли русский язык, и он преуспел также и в этом. Дима и Аня были поражены образным литературным русским языком Баруха, а ведь за свою жизнь он овладел, кроме иврита, ещё несколькими языками. Россию Барух помнил смутно. Помнил только, что за его отцом следило ЧК, и что отец боялся, как бы в последний момент перед отъездом их не арестовали. Барух спросил Диму:
-Я знаю, что продолжателями дела чекистов являются сотрудники КГБ. А что, действительно, Комитет Государственной Безопасности устроил тотальную слежку за советскими гражданами?
-Мне трудно ответить наверняка, но я Вам могу привести пример работы КГБ. Мой приятель был студентом института физкультуры. Два парня, которые учились вместе с ним, решили проверить, как спецслужба осуществляет контроль над входом в американское посольство в Москве.
-Наивность-прерогатива молодости.
-Ходили слухи, что напротив посольства есть наблюдательный пункт КГБ. Утром ребята оделись в одинаковые серые плащи и костюмы, взяли абсолютно одинаковые портфели "дипломат" и пошли навстречу друг другу с разных концов улицы, на которой находится посольство США. Встретились они точно напротив посольства, поставили портфели на тротуар, один прикурил у другого. Первый взял портфель второго, а второй-первого, и каждый продолжил движение в своём направлении. Затем, для смеха попетляв по Москве, они встретились дома у одного из них. Где их и арестовали вечером того же дня.
-Значит, работники КГБ следили за ними от самого посольства!
-Получается, что так.
-У них были неприятности?
-Конечно. Чекисты быстро определили, что это просто глупая шутка. В былые времена, я думаю, и в этом случае ребятам очень бы не поздоровилось. Но времена были уже не те.
-Не такие людоедские?
-Да. Однако этих парней исключили из комсомола и из института.
-Печальная история.
Дима и Барух говорили по-русски. Мать Авивы, Сарра, не понимала, поэтому Барух перевёл ей вкратце весь рассказ Димы. Она выразила большое удивление тем, как эта история закончилась.
-За невинную детскую шалость не дать людям учиться в высшем учебном заведении? Мерзкий режим.
Барух вновь обратился по-русски к Диме и Ане:
-Вы знаете, что Тель-Авив означает "холм любви". Это романтичное имя дали городу его первые жители, среди которых были и родители Сарры.
Он сказал жене на иврите:
-Поведай им о своей семье.
Сарра кивнула головой и начала рассказывать:
-Шестьдесят шесть семей новых репатриантов, большинство из которых составляли выходцы из Российской империи, основали в 1909 году поселение на окраине арабского города Яффо. Вам известно, что они назвали его Тель-Авив.
При словах "шестьдесят шесть" Дима чуть заметно вздрогнул, но никто не обратил на это внимание. Сарра продолжала.
-Поселение стало быстро расти. Среди данных шестидесяти шести семей были мои мама и папа. Они поженились незадолго перед этим, а я была в числе первых детей, родившихся в Тель-Авиве.
Аня спросила:
-Так Вы видели всю историю этого города?
-Конечно. Помню первого мэра Тель-Авива, Меира Дизенгофа, приехавшего тоже из России. У него дома я бывала в гостях вместе с родителями.
-Ведь в этом доме Давид Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости Израиля?
-Правильно, Аня! Но это было много лет спустя. Кроме Дизенгофа, в детстве я видела и других известных людей. Кстати, многое сейчас напоминает мне моё детство. Также, как сейчас, очень большое число людей вокруг меня говорило по-русски.
Барух добавил:
-У нас племянник живёт в Кармиэле. Вы знаете, это недалеко от вашего городка.
-Конечно, знаем. Мы там неоднократно бывали.
-Там огромное количество "русских". Племянник говорит нам, что в Кармиэле он разговаривает на иврите только со своей собакой.
Все засмеялись. Аня обратилась к Сарре:
-Почему же Вы не понимаете русский язык?
-Мой папа был суперсионист. Он считал, что все репатрианты должны говорить только на иврите. Папа прикрепил на свою рубашку табличку, на которой было написано: "Еврей! Говори на иврите!" Так он ходил по улицам Тель-Авива и, если к нему обращались по-русски или на идиш, то он показывал на табличку. Понятно, что дома у нас говорили только на иврите. В результате, я совершенно не знаю русский язык. Очень жаль...
В это время в комнату зашёл парень лет шестнадцати, одетый как профессиональный велогонщик. Он катил перед собой велосипед весьма замысловатого вида. Дима видел такие только много лет назад на соревнованиях на Стадионе Юных Пионеров в Москве. Рука у парня была забинтована между запястьем и локтем. Авива нежно посмотрела на вошедшего, но, увидев бинт, всплеснула руками:
-Амир, ты опять себе что-то повредил?
Амир снял с груди номер, под которым он выступал на соревновании, положил перед Авивой и сказал:
-Ерунда, мама. Что меня, действительно, расстраивает-так это то, что сегодня я был только пятым.
Авива покачала головой и произнесла:
-Неудивительно. На этой неделе ты намного меньше тренировался.
Амир вздохнул и прошёл в соседнюю комнату. Аня с удивлением спросила:
-Авива, ты поддерживаешь сына в занятиях этим опасным видом спорта?
-Да. Горный велосипед-это экстрим. Но так мальчик подготовит себя к службе в армии должным образом.
-Но разве для подготовки к службе в армии надо заниматься экстремальными видами спорта?
-Аня, я не хочу, чтобы мой сын был в армии поваром. Я хочу, чтобы он служил в спецназе или в других супербоевых частях. Знаю, что не буду спать ночами, когда он будет там служить, но иначе я себе и не представляю. Поэтому я не против, что он занимается горным велосипедом.
Барух заметил всю гамму чувств-от удивления до восхищения-которые были написаны на лице Ани, и сказал ей по-русски:
-Такие они у нас в Израиле, еврейские мамы.
Свидетельство о публикации №207101900002