Война

Солнечный радостный динамичный московский день, народ спешит, в своих заботах каждый… И в этом шумном людском потоке я наталкиваюсь взглядом на тихую заводь: старушка с орденской планкой на потертом пиджаке медленно бредет по улице. Она смотрит себе по ноги так внимательно, как будто что-то потеряла…
Словно почувствовав моё внимание, она подняла глаза. Короткая вспышка, замыканье… - и вот меня несёт по этому потухшему взгляду в неё, меня затягивает огромная воронка пустоты, вакуума, и я проваливаюсь в её исстрадавшуюся душу. Время начинает метаться, картинки мелькают, память ( уже непонятно чья – её или моя ) волной выбрасывает меня на перрон вокзала.
Я узнаю эти довоенные строения – именно такими я видела их в старых фильмах. Много народу, все толкаются, обстановка почти праздничная.
Мальчишки уезжают воевать.
Они улыбаются, говорят, что скоро вернуться, обнимают своих матерей и любимых девчонок… Суета…
Я вижу это все глазами молодой девушки (совсем юной!) и одновременно как бы немного сверху и со стороны. Она в растерянности. Её Володька сейчас уедет. Ещё вчера они целовались на выпускном вечере, ещё вчера, они решили пожениться, и вся жизнь виделась им красивой, удивительной сказкой! А как они танцевали, как смеялись, какими они были счастливыми! Он нес её на руках, так надежно и уверенно, что казалось – это на всю жизнь. И как могло быть иначе, ведь они дружили ещё с первого класса!.. А сейчас…
…Сейчас её Володька почему-то уезжает… Говорит, что скоро вернется героем, она будет гордиться им, что она расскажет их детям, какой у них отец! Милый, да не надо мне героя! Ты только вернись! Чтобы были они – дети! Только вернись живой! Через месяц, через год, через годы – только вернись! Я буду ждать тебя! Я всегда буду ждать тебя! Я буду ждать, сколько нужно!.. Разжимаются руки, разрывается сердце, тает её голос в стуке колес, крик застревает в горле, навсегда отпечатывается в памяти его последний взмах рукой из стремительно удаляющегося вагона… Я буду ждать… Сколько нужно…
Именно тогда закончилась её жизнь. Она прошла почти всю войну санитаркой. Она вытаскивала раненных из-под обстрела, каждый раз вытаскивая своего Володьку. Она верила, что именно ему она спасает жизнь! Только в хаосе войны она поняла насколько она сильная, она сможет вынести и пережить всё! Только бы он был живой! Сколько душ она вырвала из лап смерти! Сколько раз сама была на грани! Потом был плен, освобождение, лагеря… Она и там ждала его. Она надеялась на встречу…
Ожидание испепелило душу…
Она пережила очень многое… Но не было в её жизни страшнее минуты, чем та вечность прощания на вокзале… Она смогла выжить, но не смогла жить. И не смогла рассказать своим неродившимся детям, какой герой их отец…
Не став женой, она вдовою стала….

Для многих ветеранов жизнь осталась в прошлом, а в настоящем есть только воспоминания. Каждый из них прошел свой личный путь Христа. Их страдания очистили послевоенную Россию. Их воля возродила разрушенные города. Их неочерствевшие сердца преодолели ужас войны. Их седые двадцатилетние головы создали научный потенциал страны. Их руки вспахали землю и засеяли семена добра и мира.

Мы – их продолжение, плоть от плоти. Давайте помнить это.

5 мая 2005 года


Рецензии