Путешествие в Саров

… Кто не был в Сарове, с верой в Серафима, кто не дышал напоенным его молитвой Саровским воздухом, тот не поймет и не оценит Сарова, хотя бы описанного и гениальным словом, хотя бы изображенного и гениальной кистью.
Сергей Нилус
Великое в малом, 27 сентября 1901 года.

Путешествие в город Саров, в канун 300-летия основания Саровской пустыни, туда, где жил и совершал свой молитвенный подвиг Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец, было наполнено волнением и трепетом от встречи со святынями…

Чудеса по молитвам батюшки Серафима ощущают все насельницы, послушники, паломники и мы грешные, все те, кто стараются во славу Божию потрудиться в Дивеевской обители.
О том, что на поездку в Саров от Знаменского скита Дивеевской обители получено благословение матушки игумении Сергии мы знали, но точная дата посещения закрытого города была не определена.

По послушанию мы с мужем должны были трудиться в сорока километрах от Скита на источнике Святого преподобного Серафима Саровского Цыгановке 22, 23, 24 и 25 августа. Уезжали на источник из скита мы в 7 часов утра и возвращались только к вечеру. Утром 23 августа мы проснулись рано. В 6 часов утра светило яркое солнце, и вдруг ближе к 7 часам небо затянуло тучами, и пошел проливной дождь. В такую погоду на источник не ездят и я пошла в храм. В 10 часов мы были в канцелярии скита, настраивали телефон, факс и ксерокс…

А дождь продолжал идти. Вдруг раздался телефонный звонок из Дивеева и нам сообщили, что в 13 часов вся наша группа в количестве 9 человек вместе с батюшкой Александром должна быть на пропускном пункте города Сарова - разрешение на посещение города дано. Велико было наше изумление, ведь, если бы мы уехали на источник, то не смогли бы взять с собой трех сестер и сами бы не узнали о разрешении посетить город Саров именно в этот день.

В 12 часов дня на двух машинах мы отправились туда, где я хотела побывать ещё 7 мая 1999 года, первый раз посетив Дивеевскую обитель. Легкий ветер развеял тучи, яркое августовское солнце приветливо светило, приглашая нас в гости к дорогому Батюшке.

Чудесным было и то, что в этот день было свободное время и у отца Владимира - священнослужителя храма целителя Пантелеимона города Сарова, и он любезно согласился показать нам храмы Сарова и рассказать историю восстановления православных святынь…
После революции всё, что связано с преподобным Серафимом Саровским уничтожалось и предавалось забвению. В 1953 году город сделали закрытым, не осталось даже названия. Храмы закрыли или разрушили. Но всё это в прошлом, все уцелевшие храмы возвращены православной церкви и строятся новые.

Так, первым мы посетили храм в честь целителя Пантелеимона в больничном городке, освященный 16 октября 2004 года.

Затем посетили восстановленный и освященный 06 февраля 1993 года, храм Всех Святых, где находится остаток камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский. Отец Владимир достал камень и приложил к нашим головам. В этот храм местные жители вернули старинные иконы XVIII века, написанные для домового храма. Среди них находится очень редкая икона:
Божией Матери «Неутолимые Печали»
Одновременно на иконе изображены Нерушимая стена, Дух Святой и положение во гроб…

Как только мы вышли из храма Всех Святых, перед нами открылся прекрасный вид на величественную четырехъярусную колокольню со Святыми вратами, ведущими в Саровский монастырь. В 2003 году на колокольне вновь установили крест.

Проехав под Святыми вратами, вся наша паломническая группа оказалась у памятного креста установленного в 2003 году на месте, где ранее возвышался храм Божией Матери в честь иконы Ее "Живоносный Источник". Это была первая церковь Саровской пустыни построенная и освященная 16 июня 1706 года. В 1953 году здание взорвали.

Следующим мы посетили храм в честь Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, построенный и освященный 21 июля 1903 года над келией Батюшки. В годы советской власти в храме был устроен театр, в алтаре размещалась сцена. В настоящее время храм восстановлен, отреставрирован и передан православной церкви. Нам очень хотелось побывать в келии Батюшки, но ключа от келии в храме не оказалось… Нам дали ключ от часовни над могилкой батюшки Серафима. Стеклянная голубая часовня возведена над могилками батюшки Серафима и схимонаха Марка Молчальника (причисленного в 2000 году к лику местночтимых святых Тамбовской епархии) за алтарем полностью разрушенного в 1951 году храма Успения Пресвятой Богородицы (рака с мощами преподобного Серафима Саровского находилась в Успенском соборе с 18 июля 1903 года по 05 апреля 1927 года, когда мощи преподобного были переданы в антирелигиозный музей города Москвы).

Яркие лучи солнца освещали часовню. Как только отец Владимир открыл дверь, вместе с нами в часовню стали заходить местные жители поклонится Батюшке, приложиться ко гробику и помазаться освященным маслицем из семи лампад. Помолившись, мы стали выходить из часовни, всё ещё надеясь, что отыщут ключ и нам удастся побывать в монастырской келии Батюшки. Ключ отыскали и мы, сняв обувь, вошли в святая святых - келию батюшки Серафима. Помолились, приложились к иконе, и получили в подарок освященные Батюшкины сухарики.

Дальше наш путь лежал в храм Иоанна Предтечи и Пророка Божия Илии. Построен он был под горой над источником, рядом со входом в пещерный комплекс и 13 сентября 1752 года освящен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.

Церковь была однопрестольной с одной главой. В 1821 году на пожертвования церковь была сделана 3-х престольной. Главный престол - во имя Иаонна Предтечи. Вода из источника под церковью использовалась для монастырского водопровода и по деревянным трубам подавалась наверх: в квасоварню, хлебную, больницу и другие здания монастыря. По праздникам к источнику совершался крестный ход и там служились молебны с водосвятием.

В 1893 году своды над колодцем под церковью были отделаны и расписаны. В советское время храм был закрыт и переделан под административное здание. Источник был забит и замурован.

09 апреля 1999 года здание было передано православному приходу города Сарова, а 25 марта 2000 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил престол подклетной части храма Иоанна Предтечи во имя Пророка Божия Илии. Рядом с храмом вход в холодные, сырые и таинственные пещеры, где подвизались жить и нести свой молитвенный подвиг монахи Саровской пустыни. В те далекие времена монахи жили в выкопанных келиях, но ввиду неблагоприятного сырого климата с середины XVIII века спускались в подземелья для уединенной молитвы. Во времена советской власти пещеры были засыпаны, а вход в них замурован.

Только в 1992 году начаты раскопки и найден вход. В настоящее время восстановлена основная галерея ходов и церковь. В церкви устроен чугунный иконостас. Проведено электричество. Но в момент нашего входа в пещеры свет так и не включился, и нам пришлось совершать посещение пещер со свечами в руках, боясь кого-нибудь потерять в темных ответвлениях сырых коридоров. Осмотрев пещеры, мы отправились на Ближнюю пустыньку батюшки Серафима. Там готовились к освящению недавно построенного храма…

Посетили мы и Сень над камнем - место молитвенного подвига Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, где с 1795 по 1798 год Батюшка совершал подвиг столпничества - простоял в молитве на камне 1000 дней и ночей.

Дальше наш путь лежал через вековой сосновый бор на Дальнюю пустыньку батюшки Серафима, где живя в 1804 году и с 1807 по 1810 год, Батюшка совершал подвиг молчальничества. Тучи опять начали сгущаться над нами. Как только мы подъехали к Дальней пустыньке начался проливной дождь. Мы добежали до крытой веранды у часовни, настало время трапезы. Отец Владимир и сестры принесли из домика Батюшки стол и стулья, достали собранные в Скиту трапезниками посуду и термосы с горячей едой и чаем. Как волнительна была молитва перед трапезой, ведь все мы ощущали присутствие рядом Батюшки, его молитвенную помощь в посещении Сарова и уединенных мест его жизни. Ливень продолжал идти, а мы смотрели на бегущие потоки воды и стоящий на камне, Святой преподобный Серафим Саровский благословлял нас побыть еще немного на Его пустыньке.

Постепенно дождь стал моросящим, и мы пошли в сам домик батюшки Серафима. Простота келии Батюшки: печка, книги и иконы наводили трепет… Прочитав молитвы о. Владимир подержал над нашими головами горшочек из печки Батюшки. Выходя из келии преподобного Серафима Саровского чудотворца некоторые из нашей группы (в том числе и я) наклонились, но не достаточно низко и ударились о притолоку, получив тем самым напоминание о святости Дальней пустыньки и наших грехах. Спустившись под горку, мы пошли испить холодной ключевой водицы из источника, в котором брал воду батюшка Серафим…

Вот и настало время нам покидать город Саров. Поблагодарив о. Владимира за увлекательный рассказ о православных святынях, мы отправились в обратный путь. По дороге в Знаменский скит мы проезжали мимо Дивеева и остановились приложиться к мощам батюшки Серафима. В тот момент заканчивалась служба в Троицком соборе. Собор был заполнен молящимися. С большим трудом мы пробрались поближе к раке с мощами. Сестры сказали мне молись, чтобы раку с мощами преподобного не закрыли. Вот уже приложились все служившие батюшки и монашествующие, нас теснили в сторону. Но чудо свершилось и мы приложились к мощам преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Весь день батюшка Серафим вел нас по своим родным местам и благословил мне первый раз приложиться к его святым мощам. Так закончилось это путешествие, но память о нём останется с нами и надежда побывать в городе Сарове еще раз.

Взяв благословение написать этот рассказ я надеюсь, что тот кто прочтет его захочет побывать и в Дивееве и в Сарове и в Знаменском скиту, как я когда в 1999 году впервые прочла «Великое в малом» Сергея Нилуса…

07.11.2006г. Басова Е.К.


Рецензии
Мое знакомство с Саровским Чудотворцем тоже началось с книг Сергея Нилуса! Хороший рассказ. Успехов в творчестве и благословения Господнего!

Дионисий Курилин   15.06.2014 16:43     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Дионисий, за отзыв.
Дивеевские скиты всегда рады гостям.

Елизавета Басова   15.06.2014 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.