Узник...

 Все мы во власти камер.
 И счастье каждого из нас -
 увидеть небо...

***

Он жил во мраке. Сидя на полу и размышляя о своей жизни, он не мог вспомнить, когда последний раз видел небо. Его дом не имел окон, его не терзала болезнь. Он был узником. Узником замка Иф. Узником номер 36.
Единственным его счастьем был маленький лучик солнца, проникавший в камеру через щель в стене. Номер 36 назвал его Троем (от немецкого «Trey» - верный). Трой был постоянным, недолгим гостем узника. Когда солнце падало за горизонт, отдавая последние лучи земле, Трой появлялся в камере замка Иф всего на 7 минут. Это были счастливые 7 минут.
Номер 36 не помнил ни имени, ни фамилии, ни времени. Он забыл, сколько часов, дней, месяцев, лет прошло с момента его ареста. Он не хотел этого помнить. Трой сказал, что лучше не знать срока, проведённого в замке, иначе можно сойти с ума.
Когда на море разыгрывалась буря, и волны, гонимые ветром, ударялись о стены вечного замка, узник не мог видеть Троя. Это были жестокие дни разлуки. Номер 36 садился на холодный пол и ждал. Он не знал, сколько времени длилась буря. Он не знал, какие разрушения она принесла. Он знал только одно: после бури придёт Трой.
В эти жестокие дни узник боялся думать, потому что в одиночестве думалось только в слух. А Трой сказал, что мысли в слух - это первый шаг к сумасшествию. Поэтому номер 36 не думал, он просто ждал.
Буря утихала, и Трой торопился к своему невольному другу. В такие дни узнику казалось, что встреча длилась не 7 минут - дольше. Трой будто бы извинялся за своё отсутствие.
Обычно разговор начинал номер 36:
- Трой, почему ты крадёшься? Я же знаю, что это ты. Я слышу тебя.
- Только слышишь, но пока не видишь.
- Но ровно через два мгновения моих глаз - увижу.
- Значит пока я твоё воображение.

***

22 сентября 1811 года Трой, как обычно, спешил к своему другу. Но, проникая сквозь стену, не услышал обыкновенного вопроса.
- Почему ты молчишь? Ты забыл о нашей встрече?
- Мне сегодня снился сон.
- Сон - это обычно для людей. Почему же ты так взволнован?
- Мне приснилось небо. Я не помню точно, как оно выглядит, но во сне я был уверен. Это было небо. Звёздное. Понимаешь, на нём были звёзды. Много. Ты видел когда-нибудь звёзды?
- Нет.
- Ты несчастен, потому что не видел звёзд, не видел настоящего неба. Оно пришло ко мне для того, что бы я вспомнил, что такое свобода, что такое полёт. А я же летал. Столько лет я провёл в заточении, столько мук душевных терпел, но ни разу не думал о свободе. О небе. Я ничтожен и слеп!
- Как же ты теперь будешь жить?
- А разве я жил? Всё это время, с момента моего заточения, я существовал. Я влачил дни своего жалкого бытия. Я не жил.
Тишина пришла в камеру номер 36. Даже мышь, всё время что-то царапавшая в углу, затихла. Капля, висевшая на потолке, пыталась отсрочить своё падении, чтобы не нарушить молчания. Всё замерло.
- Я убегу! Слышишь, Трой?! Я убегу! Тюремщик принесёт мне ужин, а я убью его и убегу. Трой?
Но 7 счастливых минут давно прошли, и камеру вновь окутывал мрак.
Номер 36 стал ждать. Впервые за много лет он ждал не Троя, а тюремщика. Узник не собирался откладывать своё путешествие на волю. Он и так долго ждал.
Звон ключа, скрип открываемой двери... Номер 36 затаился в углу. Каждая частичка его тела была напряжена до предела. Он был похож на зверя. На хищника. Прыжок... Хруст ломающихся позвонков... Глухой звук падения тела... И бежать...
Куда бежать? Он мог бы надеть платье тюремщика, но уже поздно, уже ноги вынесли его во внутренний двор, где полно стражи.
Для узника время перестало существовать - он увидел небо, ещё испачканное красками заката. Он увидел счастье. Он увидел свободу.

***

23 сентября 1811 год. Измученного человека в кандалах и с мешком на голове ведут к стене. Точнее, это совсем не стена - это скала, где расстреливают самых страшных «зверей» Франции.
Когда-то этот человек носил прекрасное имя Andr;. Andr; de Mauro. Итальянец по происхождению в 1803 году был арестован по доносу одного из завистников. Заточён на вечность в замке Иф - одной из самых страшных тюрем Франции. Время шло, стирая за собой память и события. Узник забыл своё имя, потерял счёт времени и из человека превратился в номер 36.
Номера 36 вели на расстрел. О чём он думал в эти последние минуты жизни? О небе. Он был счастлив тем, что скоро вся вечность будет предоставлена ему, и он сможет видеть это небо, эти звёзды. Он был счастлив тем, что никогда больше не увидит камеру, где провёл 8 лет. Да, теперь, узник знал время своего заключения и не боялся сойти с ума - он был готов к новой жизни.
- Стой! Снимите с него мешок. Лицом к стене.
- Позвольте мне стать лицом к вам.
- Не положено.
- Какая теперь разница! Через минуту меня уже не будет. Кто об этом доложит вашему начальнику?
- Не положено, сказал.
- Позвольте мне увидеть небо в последний раз в этой жизни.
Наверное, где-то глубоко внутри у конвоира остался кусочек тепла. Он приказал солдатам развернуть приговорённого. Номер 36 увидел небо. Рассвет - рождение нового дня, новой жизни. Откуда-то из-за горизонта солнце растягивало свои лучи. И среди них, возможно, был Трой, который очень спешил попрощаться с другом.
- Трой, - еле слышно прошептал узник, боясь, как бы конвоиры его не услышали - Трой, я к тебе приду, очень скоро. Ты будешь ждать?
- Да.
- Я счастлив.

***

Выстрел.


Рецензии