Тому, кто придёт потом. День первый
К. Саймак «Time & again»
Пролог.
Автобус, снизив скорость, начинает поворачивать. Я не сразу узнаю здание автостанции. Наконец-то, думаю, приехали. Пассажиры начинают медленно протискиваться к выходу. Я зеваю, сладко тянусь и подымаюсь с кресла. Ссора с матерью перед отъездом почти забылась.
Впереди женщина тянет за руку сына. Он еще не до конца проснулся и что-то бормочет себе под нос. Когда выхожу из автобуса и оглядываюсь по сторонам. За семь лет моего отсутствия здесь многое изменилось. Перестроили и перекрасили главное здание, причем новый цвет был неудачно подобран. Убрали металлические коробки киосков, положили новый асфальт.
Все действительно изменилось. И теперь я уже не могу назвать это домом.
Из Лугового моя семья уехала потому, что отцу предложили работать в Перми. Это открывало большие перспективы. Я тогда заканчивал одиннадцатый класс и все равно бы поехал поступать в университет. Так что никто ничего не терял.
Тогда я навсегда попрощался с Луговым. Навсегда попрощался с детством. Естественно, тогда я еще не понимал этого. Все казалось таким простым и предсказуемым.
…И безоблачным.
Переезд не пугал меня. Я был уверен в себе и во всех людях, что окружали меня. Если кто-нибудь рассказал бы мне, что произойдет за ближайшие семь лет - я бы рассмеялся ему в лицо. Ведь невозможно, чтобы за несколько лет эти люди так сильно изменились.
На самом деле они просто стали взрослыми.
Жизнь - жестокая штука. И всех делает такими же. Вот почему я не хотел возвращаться в Луговой и раскапывать старые душевные раны. Все воспоминания, не смотря на положительную окраску, вызывают лишь серую грусть и бесконечную тоску. Только сейчас я понимаю, насколько был важен тот год. Все то, что произошло тогда, имеет наивысшую ценность. После этого прямая дорога, по которой я шел, круто повернула. Я упал в грязную лужу и одежда моя никогда не просохнет.
И только поэтому я возвращаюсь сюда. Я здесь для того, чтобы не дать лопнуть последней нити, связующей нас двоих: тому, кому всегда будет семнадцать и второму, кто уже никогда не будет таким. Он нуждается в моей помощи, и я должен буду встретиться с ним.
День Первый.
1
Три дня назад мне пришло электронное письмо. Отправитель - человек, работающий вместе с Геной - моим последним школьным другом. Это не значит, что все остальные куда-то пропали, просто я не поддерживаю с ними связь.
Гена дал ему мой электронный адрес и попросил написать письмо, если с ним что-нибудь произойдет, а именно, если Гена не появится на работе в течение нескольких дней. И это случилось. Думаю, что-то важное произошло, если требуется мое присутствие.
Пока я не проявляю сильных признаков беспокойства. Также не представляю, что произошло на самом деле. Я пришел к своему директору и объяснил ситуацию. Он с пониманием отнеся к этому, и дал мне недельный отпуск, сохранив зарплату за эти дни, взяв с меня обещание, что не буду прекращать разработку нового проекта. Я работаю Web-дизайнером и мне совершенно безразлично, где заниматься изготовлением нового сайта. Все необходимые программы, файлы и заметки я храню в ноутбуке.
Я достаю мобильник и набираю номер, указанный в письме.
- Слушаю, - доносится из трубки.
- Здравствуйте. Я приехал и сейчас стою на автостанции. Где мы можем встретиться?
- Я еще на работе, приезжайте сюда.
- Как мне до вас добраться?
- Нужен автобус номер 17. Через четыре остановки выходите, потом вдоль дороги налево, там будет двухэтажное здание. Я встречу у входа.
- Хорошо. Скоро буду, - говорю я и отключаюсь.
Дожидаясь автобуса, съедаю мороженое в вафельном стаканчике. Наконец подъезжает 17-й. Я вхожу внутрь и сажусь на свободное место. Проезжаю четыре остановки и схожу. Еще издалека, у входа в здание замечаю человека. На нем светлая форменная рубашка, а галстук расслаблен. Он курит и смотрит по сторонам. Видя меня, улыбается и протягивает руку:
- Здравствуйте. Меня зовут Василий. – Я киваю в ответ и называю свое имя. Он открывает дверь передо мной: - Пройдемте.
Это оказывается небольшая фирма, занимающаяся продажей компьютеров, комплектующих и бытовой техники. На первом этаже располагаются стенды с различными телевизорами, стиральными машинами и другой техникой. Везде ходят потенциальные покупатели и молодые люди в светлых рубашках. На груди каждого приколот беджик с надписью «Фирма Раритет. Продавец-консультант» и имя. Охранник в камуфляже сидит на стуле и смотрит новости на огромном плазменном телевизоре. Везде чисто и аккуратно, как и в любом стандартном магазине. Все эти магазины, словно клоны - никакой дизайнерской фантазии.
Мы поднимаемся на второй этаж. Здесь, собственно, и находится отдел, занимающийся компьютерами. Занимает гораздо меньшую площадь – настолько все хорошо скомпоновано. Здесь также располагается кабинет директора, склады и комнаты для персонала. Василий провожает меня в большое помещение, заставленное стеллажами и коробками. В углу стоит офисный стол, на котором установлен компьютер и лазерный принтер.
- Значит, здесь Гена и работает?
- Он собирает компьютеры из комплектующих, выбранных из прайсов и еще за кладовщика здесь.
- То что нужно, - улыбаюсь я.
- Простите?
- Я имею в виду, что эта работа как раз для него.
- Не знаю, что и сказать, Василий пожимает плечами.
- Скажите лучше, для чего я здесь.
- Э, даже не знаю, с чего начать, - произносит Василий.
- А Вы просто рассказывайте, а дальше я сам разберусь.
- Вы знали, где работал Геннадий?
- В общих чертах. Мы переписывались по электронке.
- Понятно, - вздыхает Василий. – Он пришел в фирму около пяти месяцев назад. И сразу зарекомендовал себя, как технически и культурно образованного сотрудника. Однако со временем открылись специфические особенности его характера.
- С ним было что-то не так?
- Да нет. Просто он какой-то…
- Странный, да?
- Да, странный. А Вы откуда знаете? – удивляется Василий.
- Мы учились вместе до 9-ого класса. Мы были лучшими друзьями.
- А, понятно, - на лице Василия появляется некое подобие улыбки. – Теперь все становится более-менее понятно.
-Не понимаю, куда Вы клоните.
-Ах да, простите. Геннадий очень странный человек. Почти ни с кем не разговаривал, только здоровался и так, по работе. Почти не улыбался. И знаете, у него всегда такой взгляд…будто под кайфом.
-Травы что ли накурился?
-Ага. Типа того. Он значит, ничего лишнего о себе не рассказывал никогда. Тихий такой, скрытный. На корпоративы не ходил, пива с нами не пил, к девушкам не приставал. Ну, Вы понимаете, да?
- Конечно, - киваю я. – А почему Вы о Генке в прошедшем времени говорите?
Василий бледнеет и отводит взгляд:
- Как-то вышло так, что я оказался единственным человеком, с которым у него установилась хоть какая-то связь. Именно я приносил Геннадию заказы.
- Значит, Вы чаще других с ним общались?
- Значит так, - кивнул Василий. – Поэтому только я заметил, как он изменился за последние недели.
- Заболел что ли?
- Нет. Было какое-то скрытое беспокойство. Видимо у Гены были какие-то серьезные проблемы.- Василий замолкает, собираясь с мыслями. – Однажды я прямо спросил об этом и предложил помощь. Он тогда ничего не сказал, а пару дней спустя, сунул мне в руки ключ и листок со словами «если что-то случится, попроси этого человека приехать и отдай ключ». – Я внутренне сжимаюсь и готовлюсь услышать страшную весть. – Я тогда удивился… и вот три дня назад Гена пропал.
- Как пропал? Совсем что ли?
- Я не знаю. Не вышел на работу. Я сказал директору, что Гена срочно уехал и смог предупредить только меня.
- Вы обращались в милицию? Звонили родителям? Домой к нему ходили?
- Знаете, - говорит Василий тихим, но в тоже время пугающим голосом, - Гена не велел ввязывать в это дело никого, кроме вас.
- Даже так.
- Он сказал, что Вы разберетесь и сделаете то, что нужно. - Василий вынимает из кармана ключ и протягивает мне.
- Понятно, - я сжимаю ключ в руке.
- Вы знаете, где он живет?
- Да, - киваю я.
Мы спускаемся на первый этаж и выходим на улицу. Василий достает сигарету.
- Сообщите, что узнаете?
- Конечно. До свидания.
2
Почему-то мне совсем не хочется скорее встретиться с Геной. Что-то пугает меня. Нет, конечно, я хочу увидеть и убедиться, что он никуда не пропал, а просто валяется дома на кровати с температурой или впал в очередную депрессию. Так уже было раньше и в такие моменты лучше не вмешиваться.
Я решаю добраться до дома пешком. Заодно, восстановлю воспоминания о Луговом. А если заблужусь, спрошу у прохожих. Шагая по незнакомым улицам, я рассматриваю многоэтажные дома, яркие рекламные стенды, проносящиеся мимо машины, и пытаюсь вспомнить то, что было здесь раньше. В плеере играет Radiohead. Теперь даже не верится, что я жил здесь целых восемнадцать лет.
После многолюдной и суетливой Перми, Луговой кажется безлюдным и покинутым, почти, как город-призрак. Пройдя примерно половину маршрута, я захожу в магазин и покупаю две бутылки « Солодов Голд». Потом звоню девчонке, с которой встречаюсь последнее время. Мы болтаем минут десять совершенно ни о чем, просто убивая время. Затем, уже мне звонит приятель, узнать как дела.
Совсем незаметно достигаю нужного квартала – идти остается всего ничего. Раньше здесь бывать не приходилось. Приходиться ориентироваться по разрозненным фактам и приметам из памяти и писем.
Наконец, я вижу нужный дом. Входная дверь подъезда закрыта, скамейку сломали хулиганы - даже присесть некуда. В Перми давно уже снимают эти двери с замками и ставят с домофонами.
Коротая время, рассматриваю приклеенные везде объявления: кто-то продает квартиру, кто-то хочет купить, предлагают сахар в мешках и работу в «Avon» и «Mary Kay.» На стене рядом написано маркером Linkin Park и Final Fantasy Forever.
- Можно пройти, - слышу сзади и оборачиваюсь. Вижу молоденькую симпатичную девушку и улыбаюсь.
- Вот Вас то я и жду.
- Простите, - она смущается и краснеет.
- Вы здесь живете?
- Ну да…
- Да Вы не бойтесь, - я отхожу в сторону. – Я просто жду, когда кто-нибудь дверь откроет.
Она улыбается и лезет в сумочку. Я терпеливо жду, пока она достанет ключ и отопрет дверь.
- Вот и отлично, - говорю я и жестом пропускаю ее.
Девушка улыбается и исчезает в подъезде. Я следую за ней. Удивительно, это оказывается соседка Гены по площадке. Я стою позади нее, когда девушка оборачивается и спрашивает:
- А Вы что, к Гене?
- Да.
Она замирает на пороге своей квартиры и внимательно меня рассматривает:
- Что-то я Вас раньше не видела?
- Конечно, не видели. Я здесь ни разу не был. Я в гости приехал.
- А, понятно, - говорит девушка и закрывает за собой дверь.
Я достаю ключ и начинаю разбираться с замком. Кажется, девчонка стоит в прихожей и смотрит на меня в глазок. Хладнокровно открываю дверь и вхожу внутрь. Дверь, словно граница, разделяет два мира.
- Эй, Гена, ты дома?
Не дожидаясь ответа, скидываю кроссовки и вхожу в комнату. Затем проверяю кухню и ванную с туалетом. В квартире никого нет.
Может и правда, с Геной что-то случилось.
Возвращаюсь в комнату и сажусь на кровать, которая стоит прямо посреди комнаты. Сразу выпиваю полбанки пива, готовясь к новым потрясениям. До меня еще совсем не доходит, как ненормален здесь интерьер.
Первое, что бросается в глаза – почти идеальный порядок. Не может быть, чтобы Генка так сильно изменился за эти годы. Или здесь появилась женщина.
Из мягкой мебели громоздкое кресло. В углу на столе компьютер с принтером. Небольшой шкаф для одежды явно переполнен – одежда висит даже на дверцах. Взгляд натыкается на две огромные колонки – дорогие и мощные. Соседи наверно с ума сходят, когда Гена музыку слушает. На стенах, как музее, целая галерея, около десяти собранных паззлов–головоломок, приклеенных на твердую основу. Над потолком висит бумажная пирамида бледно-синего цвета, привязанная бечевкой, протянутой через маленькие пластиковые блоки, вмонтированные в потолок и стену.
Я иду на кухню и ставлю чайник на плиту. В холодильнике, полностью разрисованном маркерами, почти пусто. Придется идти в магазин за продуктами. Стены и потолок везде покрашены в голубой цвет. Мне все кажется, что сейчас Гена возникнет рядом и хлопнет по плечу, говоря: «Привет чувак!»
Пью кофе и смотрю в окно. Все это время чувствую давящую неведомую силу. Ощущение такое, что кто-то корит меня за то, что не пришел вовремя и не сделал нечто важное. Посреди солнечного дня возникает тень и накрывает с головой. Или может, тень была здесь всегда, а я лишь вторгся в ее владения.
Я выхожу на улицу и направляюсь в магазин. Долго выбираю, что купить и, наконец, набрав полный пакет, возвращаюсь назад.
Забрасываю все в холодильник. Беру бутылку пива и иду смотреть, что есть интересного в компьютере. На «рабочем столе» стандартные иконки. А вот то, что мне нужно – «Моему лучшему другу». Я запускаю Winamp и включаю Depeche Mode - Violator.
20 августа 2006г.
Здравствуй, мой маленький зеленый друг!
Пишу письмо в спешке, поэтому прости за весь сумбур и неопределенность. Мне действительно очень жаль, что все получилось именно так. Честно говоря, я не думаю, что все кончится так. Я слишком многое узнал и не могу все оставить по прежнему. Ты даже не догадываешься, как сильно я изменился. Я бы хотел тебя увидеть и все рассказать, но боюсь, теперь это невозможно. Я долго думал, стоит ли впутывать тебя без твоего согласия.
Но ты – мой лучший друг, чувак! Ты единственный из школы, с кем я продолжал до последнего момента поддерживать связь. И кроме тебя мне не к кому обратиться. Я очень рад, что ты приехал. Жаль только, что увидеться мы уже не сможем.
Если ты читаешь это и не видишь меня рядом, значит, все получилось. То есть я все-таки реализовал свой план. За меня не беспокойся. Ничего дурного со мной не случилось. Даже наоборот.… С тобой тоже ничего плохого не случится.
Если ты уж приехал, я хочу попросить об одном небольшом одолжении. Поживи у меня несколько дней. Может быть, это несколько эгоистично с моей стороны, но думаю, ты все понимаешь. Заниматься можешь чем угодно. Прошу только прочитать мои записи в компьютере. Это будет искусственный заменитель наших бесед. Еще мной будут интересоваться некоторые люди – ты придумай что-нибудь.
Прочитанное мной добавляет больше вопросов, нежели ответов. Это похоже на настоящую детективную историю. И в какую же темную игру впутался Генка? Куда пропал? Зачем понадобился я? Возможно, ответы на некоторые вопросы находятся в записях, про которые он упомянул.
Несколько следующих часов я изучаю всю хранящуюся на компьютере информацию, попутно выпивая все пиво. Для меня это обычное дело – я могу целыми днями просиживать за компьютером.
Но только не сегодня. Возвращение в Луговой, странное послание и исчезновение Гены – все эти события вплетаются нитями в одну сеть, опутавшую меня. Я чувствую себя смертельно уставшим и ложусь на кровать. Начинаю рассматривать пирамиду, которая как туча нависает надо мной. Если веревку отвязать, то пирамида полностью накроет меня с кроватью. Эта мысль затягивает в сон. Кажется, кто-то стучится в дверь, но я уже сплю.
3
Когда я просыпаюсь, разгоряченное солнце почти полностью утопает за горизонтом. Кажется, что я просто закрыл и глаза и вовсе не спал. Я выпиваю чашку кофе, наблюдая, как день сдает свои позиции. Едва заметные поначалу тени, уверенно набирают в размерах, забирают все больше пространства. Когда придут сумерки – все вещи изменятся полностью. Даже воздух становится каким-то другим.
В это время я обычно смотрю телевизор, если сижу дома. Но здесь нет телевизора. Удивительно, как Гена обходился без него. Теперь, когда я вспоминаю про моего старого друга – сразу становится грустно и одиноко.
Хочется с кем-то поговорить, не важно о чем. Просто услышать человеческую речь. Здорово было бы сейчас проведать симпатичную соседку и, возможно, пригласить ее в гости. Полночь - самое время для такого времяпровождения. Или можно на улицу сходить и снять каких-нибудь девчонок.
В итоге я просто сажусь за компьютер послушать музыку. Проверяя все папки, наугад включаю треки. Сразу вспоминается школьное время, когда на дискотеках мы постоянно гоняли техно, хип-хоп и всякую попсу. Теперь такое редко где можно услышать - мода на музыку совсем другая.
Свидетельство о публикации №207102000141