Россыпи - миниатюры

РОССЫПИ

***Тылы

Самые тяжелые и страшные человеческие трагедии, на мой взгляд, происходили тогда, когда будущая жертва (или жертвы) ошибалась в оценке своего тыла.
...Каин убил Авеля. Разум первой библейской жертвы не вмещал еще в себя понятия, что брат может поднять руку на брата.
...Иуда сдал Христа в руки римских центурионов. И хоть сам Иисус пророчествовал: "Один из вас предаст меня", - но даже он не сказал, что произойдет это в момент поцелуя (т.е. в момент максимы - жеста доброй воли).
...Брут убил своего друга Цезаря. Сильнее страха смерти было удивление императора. Удивление предательством: "И ты, Брут!"
...Сильнейшая держава мира в новой истории - СССР - выдержала безнадегу гражданской войны, машину гитлеровской военщины, но (как оказалось) предавала и убивала сама себя. Тылы оказались рыхлыми: и в период ГУЛАГа, и, увы, в период неуправляемой перестройки.
...Психиатры говорят, что депрессии, на почве которых происходят самоубийства или сумасшествия, имеют в своих истоках (более 50 процентов случаев) предательство. Резкая переоценка истин, казавшихся абсолютными, ведет к "разлому" сознания, шизоидности, страху, параличу, самоагрессии.

***Чувства

Самое разрушительное чувство - обида. Она всегда подла, тиха и незаметна даже для того человека, который носит ее в сердце.
Обида - ржавчина Духа. Она имеет свойство накапливаться и точить, съедать все добрые помыслы, все крылья души, саму ось Личности.
Любовь, например, не может накапливаться. Она либо есть, либо ее нет. Обида накапливается, сортируется, живет самостоятельно. Она как вирус. Инкубационный период - мотив к действию - болезнь (или преступление) - смерть.

***Спор

Как-то влез я в районный газетный спор. Повод казался мне серьезным. Доводы оппонентов не выдерживали критики, но все-таки я остановился. Потому что вдруг понял, что мои аргументы равноценны чтению шепотом стихов в кузнечном цеху. Словно я писал статьи на иностранном языке. Люди не слушали и не хотели слушать. Работал маховик какой-то массовой оценки. Эта коллективная оценка, воплощенная в жизнь, должна была пройти дистанцию во времени, исчерпать лимит. Тогда бы меня поняли.
Впрочем, а зачем тогда сейчас сам спор?

***Чудо

Я никогда не видел НЛО. Никогда не находил следов снежного человека. Никогда не видел привидений и леших. На русалок, мамонтов и динозавров мне тоже почему-то не везло.
Но однажды в старом купеческом доме я стоял оцепенело, как и все мои товарищи (нас было около тридцати молодых свежих и трезвых парней), и со страхом глядел на тень человека без человека. Это была тень согбенной старушки со свечой. Она (тень) громко протопала между нами и ушла в стену.
Я часто вспоминаю эту тень. Но вспоминаю не как чудо, а как событие в моей жизни, которое напомнило мне о реальностях самой жизни. Так, наверное, напоминает о здоровье болезнь. О жизни - клиническая смерть. О счастье - несчастье.
Я двигаюсь, дышу, люблю, ем жареное мясо и пью пиво, смотрю с сыновьями мультики и копаю с батей картошку по осени. Я живу. Кажется, чудо - это все-таки сама жизнь.

***Девять белок

Мне было 14 лет. В сентябре я ушел в лес и набил 9 белок. Они были еще рыжими, а не серебристыми, какими обычно ценятся. Я был счастлив, зелен, и меня распирало от гордости.
- Хорошо стреляешь, - странно и холодно сказал отец. - Девять патронов - девять белок.
Он сложил их в эмалированный таз. Больше об охоте он не сказал ни слова.
Не знаю, говорил ли он о чем-то матери и бабушке, но они моей удачи тоже "не заметили".
Вечером я отсек у белок хвосты. Веер из десяти хвостов был красив. Я даже знал, кому их подарю.
Из эмалированного таза на меня смотрели девять маленьких изуродованных зверушек.
"Освободи таз", - как подслеженный за мною приговор, прозвучал голос матери.
... Хвостики я не подарил никому. Ружье, которое любил как самое дорогое достояние, я повесил на гвоздь. На охоте больше не был ни разу.


***По закону творчества

Если бы люди умели слушать друг друга. Если б только умели. Представьте себе поэта, который читает стихи, а его постоянно перебивают. Люди бы не знали, что такое поэзия.
Собеседник всегда импровизатор. Он дарит вам свой, может быть, не уникальный по схеме, но совершенно неповторимый по сумме составных ход мыслей. Темп, интонация, сравнения, выражение глаз, высота голоса - все работает по законам творчества. А значит - по законам вечности, неповторимости.
Даже если ваш собеседник лжет - это та дезинформация, которая сродни актерскому мастерству. Здесь учиться бы слушать еще и еще.
Вы не согласны с вашим партнером по диалогу. Ну и что. Вы все-таки наберитесь терпения и получите от него "посылку". Получите так, как на почте получают посылку от друзей и родственников. Не вытряхивайте ее прямо на почтамте (прямо в диалоге), а принесите домой. У вас всегда есть время, чтобы ее разобрать: "Это очень кстати", "Это красиво, но бесполезно", "Это бесполезно, но как красиво!"
А еще вы поразитесь открытию: привычный устойчивый портрет вашего, казалось бы, о-очень хорошо знакомого человека начнет стремительно меняться в вашем сознании. Порядок других вещей в мире станет динамичным и цветным.
"Всегда? Неужели?" - спросите вы. Да, всегда. Обязательно.

***Отечество - сыновничество

Не единожды в русских селах и поселках мне приходилось слышать, как представляют одного человека другому. Например:
- Вот Федька Осташев (Федьке - 56 лет).
Он работает электриком на ферме. А сын-то у него старшой рыбинспектором в райцентре, младший - в школе учительствует. Девка пока молода, учится...
- Вот Петро Бондарь. Евонный сын шофером работал. По пьянке человека сбил. Сейчас в тюрьме...
Федьку и Петра представляют не по отчеству (хотя, конечно, и отчества, слава Богу, у нас в ходу), а по сыновничеству.
Отчество - это откуда, какого роду-племени и духу ты явился в мир.
Сыновничество - как жил да что и кого после себя оставляешь.
На торжественных приемах и вручениях наград так же, как в тюрьмах и на позоре, имена сыновей и отцов звучат вместе.


Братья по Времени Розы

Горожане живут в ложном астрономическом и биологическом времени, на ложных скоростях. Это не новость, а потому, наверно, и неудивительно, что мы быстрее стареем, чаще сходим с ума, играем в неприродные правила поведения.
Более удивительно то, что почти все (и сельские, и городские) жители разных стран, представители разных народов ложно представляют саму форму времени.
Время - это не бамбук, у которого каждое новое звено вырастает из предыдущего.
Время - это не линейка, разбитая на дни, месяцы, годы и века, где каждый следующий отрезок лишь продолжение предыдущего и начало следующего отрезка (это и есть главный обман в представлении формы времени).
Время более похоже на бесконечно расцветающую розу, где каждый лепесток из одного ложа-истока, и самый молодой способен соприкоснуться и жить по самым древним каналам.
Здесь невозможно трехмерное определение времени. Я, пишущий эти строки, и ты, читающий, одновременные везде - в эпохе Великого Потопа и на пороге Великого Исхода.
"Все люди - братья" - более буквальное выражение, чем кажется: братья по Времени Розы. Рожденным невозможно из постоянно раскрывающегося бутона увидеть материальным зрением весь купол цветка. Потому видим мы только ближних: с одной стороны - прадеда, деда, отца; с другой - сына, внука, правнука.


Рецензии
Спасибо, понравились ваши мысли.

Светлана Малышева   19.09.2022 13:24     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик.

Григорий Спичак   19.09.2022 19:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.