Много гламура и... ничего!

Много гламура и… ничего!

Критические заметки с 20 - ой Московской международной выставки-ярмарки.


Пять дней, проведённых в толчее узких проходов между стендами ведущих российских книжных фабрик, и в блужданиях по антресолям, приютившим небольшие интеллектуальные издательства, измотали меня вконец. Это меня, книжника с многолетним стажем, для которого не было лучшего отдыха, чем прогулки по книжным развалам.
Но одно дело, - раскопки в развалах, наградой за которые была книга, о которой мечтал годы. Искал…Летел, спешил, дрожал… Вот счастье думал близко…
Другое дело, - выставка. Она в этом году особенная. Во-первых, ей исполнилось 30 лет, во-вторых, она ХХ по счёту, и, в-третьих, она проходит в год Русского языка, о чём на торжественном открытии говорил одни из, возможных тогда, и уже невозможных теперь, «преемников» вице-премьер Дмитрий Медведев.
Потому начать этот рассказ хочу с посещения стенда молодого издательства «Грифон», которое одновременно представляет книги, выпускаемые «Российским Фондом Культуры».
В год Русского языка они издали великолепную хрестоматию «Прямая речь. Мысли великих о русском языке». Впервые под одной обложкой наиболее полно представлены высказывания о русском языке и родной речи известных писателей и поэтов, учёных и педагогов. В первой части книги собраны как известные, так и малоизвестные стихотворения русских поэтов от М.В. Ломоносова до Владимира Набокова. Вторая часть хрестоматии – мысли наших выдающихся писателей и поэтов о языке и творчестве. Здесь мы найдём размышления Карамзина и Пушкина, Тургенева и Бунина, Достоевского и Чехова. И, наконец, в третьей части о непреходящем значении нашего языкового богатства выскажутся филологи, слависты и языковеды. Среди них – Владимир Даль и Борис Томашевский, академики Л. В. Щерба и С.И. Ожегов. Эту книгу можно начинать читать с любой страницы. Всё интересно, всё волшебно!
И как жалок на этом фоне нынешний маргинальный «новояз», который нам пытаются преподнести, как некое языковое реформаторство.
Ещё одной великолепной новинкой «Российского Фонда Культуры» стал том художественного наследия Ивана Савина, сумевшего с поразительной силой передать трагедию своего поколения, поколения русских мальчиков, чью жизнь разорвала Гражданская война и изгнание. Книга Ивана Савина «Всех убиенных помяни, Россия…» - безусловное достояние золотого фонда русской литературы, потому что трагедия пережитого, гибель любимой страны прошли через его сердце. Ему было всего 28 лет, когда он умер в хельсинском изгнании. И вот пришла пора возвращения на Родину. Поздно? Нет, возвращаться домой никогда не поздно!
В отсутствие новых литературных откровений некоторые издатели продолжают открывать нам белые пятна нашей трагической истории. Так издательство «Айрис» провело в рамках выставки презентацию книги Бориса Никитина «Роковые годы». Это мемуары начальника контрразведки Петроградского Военного округа, охватывающие период с марта по июль 1917 года. Книга Никитина была положена в основу сценария фильма Владимира Хотиненко «Гибель империи». Изданная в конце тридцатых годов мизерным тиражом в Париже она практически была недоступной с самого выход в свет. Особенно в СССР. Дело в том, что Никитин подробно описывает связь ближайшего окружения Ленина с германской агентурой и её роль в октябрьском перевороте. Ещё одна книга издательства «Айрис» в серии «Белая Россия» записки жандармского генерала А. Спиридовича «История большевизма в России от возникновения до захвата власти». Благодаря этой просветительской деятельности издательства «Айрис», сегодня мы можем ещё раз задуматься над тем, к чему может привести Россию кучка амбициозных политиков, связанных с мировой закулисой.

Олег Платонов и его «Институт русской цивилизации» представили кроме базового проекта «Большой энциклопедии русского народа» (вышло уже семь томов), два новых проекта – серию «Русская цивилизация», в которой будут изданы около семидесяти книг выдающихся русских мыслителей, отражающих вехи в развитии русского национального мировоззрения, и серию «Исследования русской цивилизации». В первой серии уже вышли книги Ивана Киреевского «Духовные основы русской жизни» и «Самодержавие духа» Митрополита Иоанна (Снычева). Вторая серия представлена книгой петербургского учёного, доктора философских наук Сергея Лебедева «Слово и дело национальной России». В этом интересном историко-философском исследовании автор показывает патриотическую доминанту России с 1800 года по наше время.
На мой вопрос, верит ли автор в будущее России, Сергей Лебедев ответил утвердительно.
- Давайте вспомним разгул большевистского «интернационализма» в двадцатые годы, когда беспощадно искоренялось всё русское как некий пережиток «самодержавия, православия, народности». Спустя тридцать лет Сталин провозглашает тост за победу в войне великого русского народа, возрождаются основы русской государственности. Потом близкие всем нам девяностые. И снова разгул антирусских настроений и веяний. «Красно-коричневые», «национал-патриоты» становятся едва ли не синонимом гитлеровского «национал-социализма». И что дальше? Сегодня Кремль активно использует патриотическую риторику, правда, не наполняя её реальным содержанием. Но сегодня время такое. Нет национального лидера. Хотя он появится, обязательно появится. Я верю в то, что сегодняшние двадцатипятилетние станут завтра той движущей силой, которая сметёт этот кланово-олигархический строй. Потому молодёжь сегодня так боятся, потому с ней пытаются заигрывать, создать из части молодёжи некие охранные отряды. Но в отсутствие внятной идеологии, в отсутствие государственнической политики власть на нынешнем клановом уровне не удержать. Уверен, русский патриотизм альтернативы не имеет. Но его время ещё не пришло.

Впрочем, это не значит, что нет сегодня в нашем Отечестве патриотов, государственников, подвижников, людей душой радеющих за будущее России. На стенде издательства «Русский мир» известный деятель искусствовед, реставратор и общественный деятель Савва Ямщиков представил читателям свою новую книгу «Созидающие», вышедшую в серии «Большая Московская Библиотека». В этой книге собраны беседы Ямщикова с нашими выдающими современниками – писателями, артистами, учеными, духовными лицами, художниками, государственными деятелями. 40 бесед, многие из которых впервые публиковались в газете «Слово», - это широкая панорама современной патриотической мысли, это взгляд людей болеющих за Россию, её историю и культуру. Среди собеседников Саввы Ямщикова Андрей Тарковский, Георгий Жжёнов, Валентин Распутин, Василий Ливанов, Виктор Линник, Валентин Курбатов, и другие русские подвижники, стремящиеся сохранить и преумножить духовные богатства Отечества.
В одном из лучших издательских проектов «Нового литературного обозрения» - серии «Переписка» - эпистолярный диалог Андрея Белого и Алексея Петровского, начатый в 1902 году и длившийся до самой кончины Белого в 1934 году. В их письмах перед нами предстаёт безвозвратно ушедшая культурная эпоха, которую не смогли перемолоть жернова революции, но которую неумолимо погребли пески забвения. Кто виноват в этом? Потомство алчно и суетливо. Но есть и другие люди. Их немного, но ведь настоящее рыцарство – отряд немногочисленный.
Другая книга серии «Переписка» открывает нам неизвестного Илью Репина. В переписке с Корнеем Чуковским он исповедален. В его эмоциональных письмах – отношение к тому, что происходило в России, отзывы о художниках, оценки прочитанных книг. Его молодой корреспондент Корней Иванович Чуковский чутко улавливает тоску старшего друга по утраченной Родине и старается наиболее полно рассказать художнику о том, что происходит в послереволюционной России.
А ещё в «Новом литературном обозрении» решили обратить самое пристальное внимание на «самое важнейшее для нас из искусств». Всё-таки, диву даёшься, насколько прозорлив был Ильич. Кинематограф он и Африке – «кино»! У нас синематограф любили и при царе, и при большевиках, и при братве, и при олигархах.
Кинематограф это такой феномен, что им всерьёз занимаются не только кинематографисты, но и кинокритики, и сценаристы и даже литераторы, поднаторевшие в написании литературных версий популярных кинолент и телесериалов. Спрос, как говорится, порождает предложение. Так вот в «НЛО» весьма популярна серия «Кинотексты». На прошедшей выставке особый интерес привлекла как совсем новая книга Антона Долина о Ларсе фон Триере, так и его же вышедшая ранее работа о японце Такеси Китано. В этой же серии – исследование кинокритиков Андрея и Елены Плаховой «Аки Каурисмяки. Последний романтик». Но это всё о культовых режиссёрах.
А вот другая серия в «НЛО» посвящена «Кумирам нашего детства». Затеял это симпатичный проект наш коллега Андрей Шарый, который всегда был человек любознательным, даже когда работал в органе ЦК КПСС «Правде». Первую книгу «Знак F: Фантомас в книгах и на экране» он написал блестяще, хотя и в гордом одиночестве. Вторую книгу о знаменитом агенте 007 - «Знак 007: На секретной службе её величества» Андрей написал в соавторстве с коллегой по «Свободе» Натальей Голициной. Книги по-хорошему интересные, без какого-то снобизма и модного сейчас «гы-гы».
В планах автора серии – Виннету и другие знаменитые киногерои.
А любителей отечественного кинематографа могу порадовать сообщением о выходе в «Библиотеке кинодраматурга» сборника сценариев одного из мэтров сценарного цеха Рустама Ибрагимбекова. Здесь и кинороман «Утомленные солнцем», и пронзительно элегический «Храни меня, мой талисман» и политически заострённый «Допрос» и сценарии ещё не экранизированные, но оттого ещё более интересные.
Ещё один томик «Библиотеки кинодраматурга» представляет творчество одного из самых провокативных сценаристов российского кинематографа Александра Миндадзе. В книге «Отрыв» собраны лучшие сценарии Миндадзе, по которым режиссёр Вадим Абдрашитов поставил самые яркие фильмы советского кино. Не спасовал творческий дуэт и в постсоветское время, хотя Миндадзе здесь работал и с другими кинорежиссёрами. Хорошее дело делает «Амфора», выпуская «Библиотеку кинодраматурга». А то совсем «мылом» с телеэкрана закормили.
Как всегда удивил, поразил и обескуражил Павел Крусанов. В сборнике философских эссе, пропитанных полемических духом пережаренного лука, солёного огурчика и свежеупотреблённой водки – Крусанов рассуждает об интеллигенции как бацилле зла. Для него она «малый народ» или даже «антинарод». Террористы, бомбисты, бригадисты, «бесы» от Достоевского и прочая и прочая. Спорить с Крусановым не стану, хотя как-то возразил на одном из семинаров его приятелю, питерскому философу Александру Секацкому, что выпускать джина из бутылки, дабы взбудоражить молодую кровь опасно. Пример «красных кхмеров» тому наука. Но вернёмся к книге Павла Крусанова «Всё прочее – литература…» в серии «Личное мнение». Такой яркой философской публицистики у нас давно не было. Со смерти Василия Розанова.

«Дорогие друзья, на стенде издательства «АБЦ» известная писательница Маша Мишина, автор тридцати бестселлеров, королева гламурного триллера и психологического саспенса или чиклита или чего-то там, чёрт знает ещё, ответит на ваши вопросы и проведёт автограф-сессию. Срочно приобретайте в отделе продаж роман Маши Мишиной «Любимый и недорезанный» и получите автограф королевы»!
Симпатичный молодой человек с мегафоном пытается выдержать марафонский темп, навязанный более чем плотным графиком встреч читающей публики с писательским активом двух московских мега-издательств. Метрах в десяти с таким же мегафоном не менее симпатичная девушка зазывает на короля городского фэнтези, от которого на версту веет апокалиптическим ужасом. У такого и автограф попросить страшно. Закабалит не ровен час!
Через сорок минут на их месте уже новые короли и королевы жанровой прозы, которая поставлена на поток, как на конвейере Форда.
Что сказать?
Проще всего, возмутиться циничным поведением издателей, которые превращают книгу в расхожий товар, требующий постоянных новационных добавок, как жевательная резинка «Дирол».
Но ведь покупают же люди эти книги и стоят в очереди за автографом. И жадно ловят каждое слово очередной королевы. И что же осуждать читателя в окончательном повреждении нравов?


Да и кто я такой, чтобы судить о том, что такое хорошо и что такое плохо?
Скромный обозреватель независимой газеты «Слово», которую с удовольствием разбирали читатели на стенде издательства «Алгоритм». Но там аудитория устоявшаяся. Её могут обзывать как угодно – левыми, националистами, антисемитами, черносотенцами… Им всё равно как их обзовут. Собака лает, караван идёт. Когда Сергей Кара-Мурза встречался с читателями никто никого в мегафон не зазывал, однако очередь за автографами у него была куда длиннее, чем та, в которой стояли искатели подписи автора «Московской саги» - семидесятипятилетнего плейбоя, объявленного живым классиком словесности. Вот только какой - американской или русской? Когда в Америке его книги перестали продаваться, он срочно вернулся в Россию. Издаст здесь новую книжку и шасть на Лазурный берег, карябать очередную нетленку.
Он писатель хитрый. Публику презирает. Но награды любит сверх меры. Мечтает о «Большой книге». Мечтать не вредно! Только вот староват стал Василий Павлович Аксёнов для элитных премий. Есть более молодые и борзые литераторы. Дмитрий Быков, скажем, даровитый беллетрист…

Вот только позабыл Дима Быков, что в одну и ту же реку дважды не вступишь. И как ни зазывали читателей на стенд «Молодой гвардии», где Быков готов был ставить автографы на своей «Большой книге» - прошлогоднего аншлага не случилось. «Борис Пастернак» - книга, возможно, хорошая, но мало того, что неоднократно переизданная, так еще и для кошельков разночинной нашей интеллигенции – дорогая. Кто мог, тот купил. А кто не мог… Выложить триста рубликов плюс сто двадцать за входной билет ради быковской подписи не каждый себе позволит. Не поспел Дима к выставке с «Окуджавой» вот и пролетел как фанера над Парижем.
Тем более что на стенде «Молодой Гвардии» - два самых забойных хита – «Григорий Распутин» Алексея Варламова и «Сталин» Святослава и Екатерины Рыбас. На этом двухтомнике я ещё остановлюсь в своих книжных обзорах, а сейчас предлагаю ещё потолкаться на этой ярмарке книжного тщеславия.

Оставим нашего большого толстого мальчика в шортах стоять рядом со стопкой толстых томиков и откровенно скучать. Притом что его легкоранимая левантийская душа дико страдала. Так и хотелось этой душе закричать шариковское «В очередь, сукины дети, в очередь!», да вот только «сукин сын-читатель» по другим стендам разбежался. Скажем туда, где издательская группа «Аттикус» представляла книгу любимца публики, музыканта, телешоумена, а ныне гонщика - Николая Фоменко. «Пламенный мотор» - книга для тех, кто любит драйв. А его любят все. Не понимая зачастую, что есть «драйв». Но главное, слово есть такое, которое употребляем мы к месту и не к месту. На Фоменко и Гришковца публика валила валом. Фоменко – это экзотика на книжном рынке. А вот Евгений Гришковец – писатель не суетный. По три книжки в год не пишет. Дай Бог по одной, небольшого формата. Гришковец – рассказчик, которому веришь. Потому что он прожил то, о чём рассказывает. Потому что он любит тех, о ком рассказывает. Даже если любовь эта сродни ненависти. Новая книга рассказов Евгения Гришковца «Следы на мне» - ещё один безусловных хит выставки. Также как книга Захара Прилепина «Грех», выпущенная к выставке издательством «Вагриус». О Прилепине заговорили сразу же после первой его книги «Паталогии» о чеченской войне. Вторую книгу Прилепина «Санькя» кто-то пытался сравнить с горьковским романом «Мать». Но автору эти сравнения до лампочки. Он живёт в провинции, столичные паркеты не утюжит и пишет очень искреннюю почвенную прозу. У Прилепина герои - живые люди, а не манекены, которых наделили чертами своих друзей и подруг современные сочинительницы, которые как галерные рабыни обязаны выдавать на гора по три-четыре романа в год. У них может быть всё «как бы по жизни», но вот только самой жизни нет. А у Захара Прилепина есть.

Почётные гости выставки – китайцы. Им отдали львиную долю 57-го (главного) павильона выставки. Экспозиция КНР грандиозна: она занимала более тысячи квадратных метров. По традиции, в дни завершения выставки все издания страны - центрального экспонента торжественно передаются в дар Российской государственной библиотеке. Возможно, поэтому я попал на китайскую экспозицию после того, как по ней «Мамай прошёл». Печальное это зрелище - тысяча квадратных метров безкнижной территории с одиноким плакатом, воспевающим советско-китайскую дружбу 50-х годов. А до этого, говорят, много было книг и альбомов. Вот только одна беда, - почти ничего на русском языке. Хотя проходила 20-я ММКВЯ, как я уже говорил, под знаком года Русского языка.
Не обошлось на ММКВЯ и без скандальных курьёзов. Так широко разрекламированная издательством «Амфора» презентация книги Руслана Линькова «Записки недобитка» в литературном кафе «ОГИ» практически оказалась сорванной из-за того, что неизвестные лица скупили загодя весь тираж журналистских заметок бывшего секретаря Галины Старовойтовой. Питерские издатели из «Амфоры» этим обстоятельством не очень обескуражены. Появилась возможность сделать второй завод тиража книги, на которую, возможно, никто бы и не обратил внимания, однако теперь «Недобиток» явно попадёт в хиты продаж. Отечественные рок-н-рольщики скупили «на корню» и книгу Артемия Троицкого «Возвращение в Советский Союз», которая много-много лет назад выходила «за бугром» и считалась не менее крамольной, чем скучнейший роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Так что редакторская политика «Амфоры» позволяет её книгам оставаться на слуху, без какой либо шумной рекламы.
Вообще, если говорить о «громких новинках», то кроме уже названных мною книг особых откровений на выставке не было. Петербургское издательство «Азбука» представило международный бестселлер 2006 года - литературный дебют англичанки Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка». Эта книга, написанная в жанре «неоготического» романа, уже переведена на 39 языков мира, а её суммарный тираж перевалил за два миллиона экземпляров. В отличие от пресловутого «Гарри Поттера» - эта книга заставляет вспомнить золотой век британского романа, овеянного именами сестёр Бронте и Дафны Дю Морье. Вероятно, именно такую, полную тайн и загадок литературу ждёт сегодняшний читатель, перекормленный «кухонным гламуром». Второй хит «Азбуки» - книга Януша Вишневского «Любовница». Это шесть историй о любви самых разных людей, которые никого не могут оставить равнодушными. Что же, касается отечественных авторов, то в этом году в «Азбуке», к сожалению, никаких открытий не было.
Если же подводить итоги выставки, то они неутешительны. Книга сегодня всё чаще утрачивает свою просветительскую функцию и всё больше становится коммерческим продуктом, производство которого никак не связано с духовными исканиями.
Так что, если совсем коротко, то – «много гламура и ... ничего!»


Рецензии