Миры Сотворённые Фантазией

(НАПИСАНО ПОСЛЕ ПРОСМОТРА СЕРИАЛА "СВЕТЛЯЧОК")

Научная фантастика была моим любимым жанром беллетристики с детства. Зачитываясь ночами с фонариком под одеялом. Перечитывая снова и снова скудный ассортимент деревенской библиотеки. Реальность уходила далеко на задний план. Неведомые миры и создания заполняли пространство, воображение работало с перегрузкой.

Я всё ещё люблю научную фантастику, жанр "Фэнтеси" докатившийся до "совков" в середине девяностых, меня не задел. Наверное потому что сами принципы колдовства остаются чем то наравне с астрологией и хиромантией - блажью.

Со временем, я обнаружил что фантастика неравноценна. Разные авторы описывали разные миры с разной степенью мастерства и подробности. Одни миры меня привлекали, другие отталкивали. Со временем я понял что, в действительности я могу читать и истинно наслаждаться мастерством весьма немногих авторов. Из русскоязычных - моими любимыми писателями стали братья Стругацкие. Из англоязычных - Роберт Хайнлайн. Наберётся наверное ещё дюжина - другая неплохих писателей фантастов, но никто не может сравниться с глубиной и внутренним соответствием философии миров Стругацких и Хайнлайна.

Внутреннее соответствие фантастического произведения - правдивость, если это слово возможно применить к полнейшему вымыслу - отражает цельность писателя, его внутренние убеждения, его философию, его структуру видения мира.

Потом пришло видео. А вместе с ним и "Звёздные Войны". Есть конечно и сотни других научно-фантастических фильмов, но лишь Лукас в своей эпопее смог логично и философски корректно пригнать все разлетающиеся части выдуманного эфемерного мира так, что зритель верил в реальность происходящего. Тот факт, что фильм начинается с заставки "Давным-давно, в далёкой галактике" даже поталкивает зрителя к вере, что когда-то и где-то это действительно произошло.

По какой то причине фантастика в мировом кино почти синоним жанру ужасов. Почему то режиссёр, или продюсер, или финансист хотят попугать зрителя чем то из арсенала неведомого (как будто без этого ужасов мало в этой жизни). Фантастика, с моей точки зрения призвана смотреть вперёд, развивать наше понимание вселенной. При этом мы можем вольно выбирать направления этого видения, этого дерзкого вызова нашего сознания ограниченности наших физических возможностей. Обидно, когда автор выбирает самое поганое в сегодняшней жизни и экстраполирует эту дрянь на бесконечность вселеной.

Лукас рассказал миру сказку. Вечную сказку о любви и ненависти, о жадности и щедрости, о жажде власти и страхе эту власть потерять. О дружбе и предательстве. Всё это на фоне другого мира, других социальных, биологических и этических визуальных задников. Он рассказал нам о нас самих, и мы, посмотрев фильм поняли себя лучше.

Ничего подобного я не видел в голливудском кинематографе, пока сын не принёс домой посмотреть видео телевизионного шоу "Светлячок" (Firefly в оригинале). Это были ДВД с записью 14 серий телефильма.

Если судить по форме, то вряд ли можно сравнить "Звёздные Войны" и "Светлячка" - это произведения разного плана и разного масштаба. Но по духу они близки.

По какой то причине шоу прожило на экране очень короткое время и было снято с эфира. (Позже был снят полнометражный фильм с теми же персонажами, временными и пространственными координатами - "Серенити") Но насколько же эти 14 серий лучше (с моей опять же личной точки зрения) и глубже массовой продукции телесерий типа тех же "Секс и город", "Андромеда" "Экс Файлы".

Возможно вы смотрели сериал, и в курсе о том что там происходит. В случае если это не так, я вкратце остановлюсь на фабуле. Абстрактное будущее много веков вперёд. Вселенная заселена человечеством. В отличие от Лукаса и его многовидовым населением, во вселенной "Светлячка" лишь Хомо Сапиенс представляет мыслящую часть живой природы. Две доминирующие сверхдержавы - США (Альянс) и Китай. Причём Китай присутствует в фильме лишь виртуально. Все персонажи, когда нужно выразиться покрепче, изливаются по Китайски.

В центре фильма 9 персонажей, сведённые судьбой на борту совсем не юного космического судна "Серенити" класса "Светлячок". Каждый несёт свою историю, свою боль, свой интерес и философию. Всё вместе же это складывается во вкуснейший психологический винегрет.

И всё естественно, всё правдиво (для фантастики), всё диктуется нелёгким существованием этой девятки на краю обжитой галактики, в рое приграничных миров, являющих собой единство и борьбу противоположностей, где уживаются передовые технологии и древние инстинкты.

Нет смысла пересказывать сериал, кому интересно - посмотрите. Он того стоит. Что побудило меня обратиться к этому малозаметному произведению, так это факт, что сколь нибудь заставляющие задумываться научно фантастические фильмы почему то игнорируется Американской публикой. Мои любимые: "Контакт" с Джоди Фостер, "Миссия на Марс" с Тимом Роббинсом, "Пятый Элемент" с Брюсом Уиллисом, "Титан Эй И" (рисованный) прошли под радаром массовой публики. "Звёздные Войны" и "Матрица" являются исключениями.

И то, первоначальный философский импульс "Матрицы" был (возможно намеренно) замазан чисто коммерческим продолжением фильма. Вся глубина замысла оригинального фильма была выхолощена переливанием из пустого в порожнее второй и третьей серий.


Миры фантазии. Позитивные миры сотворённые гением человеческого разума. Меня удивляет что их так мало. Мы живём одним днём. Платим по счетам. Работаем на скучных работах. Нервничаем в дорожных пробках. Посылаем родных и близких воевать за чьи-то интересы. Выплачиваем положенные налоги и умираем в одиночестве.

Верующие верят что после ЭТОЙ жизни у них начнётся НАСТОЯЩАЯ жизнь. Но глядя на фарисейство и двуличие христиан мусульман и иудеев, которых я вижу, с которыми общаюсь, мне с трудом верится, что им удастся прописаться в Раю по окончанию бренной жизни.


Мне кажется, что наше основное предназначение сделать нашу жизнь такой, чтобы она радовала. Возможно что это требует фантазии. Фантазии претворённой в жизнь. Мира построенного на иных предпосылках. На иных взаимоотношениях между людьми.

Виктор Урусов

Февраль 2006


Рецензии