Про Книжечки-14

«И в одиночестве, и вместе…»

Безусловным событием литературной жизни стал выход «Божественной комедии» Данте в переводе члена-корреспондента РАН, доктора педагогических наук В.Г. Маранцмана. Как писал академик Гаспаров: «перевод Лозинского изумителен и долго будет перепечатываться как образцовый. Но в каждой развитой культуре классические памятники прошлой литературы должны существовать не в одном, а в нескольких переводах. Сопоставляя два или несколько переводов, читатель может получить как бы стереоскопическое изображение оригинала, увидеть его с разных сторон. Новый перевод Маранцмана и старый перевод Лозинского будут взаимно оттенять друг друга, и ни один из них не окажется лишним».
«Божественная комедия» Данте в новом переводе В.Г. Маранцмана вышла в петербургском издательстве «Амфора». В «Библиотеке лирической поэзии «Золотой жираф» старейшего русского издательства «Молодая гвардия» вышел сборник сонетов и стихотворений ещё одного гения Возрождения Франческо Петрарки «Под сенью лавра» в переводах Евгения Солоновича. Большая часть его сонетов посвящена донне Лауре, которую некоторые исследователи творчества поэта сочли плодом его воображения. Но мне думается, что всё это досужие вымыслы. И не будь донны Лауры, кто знает, появился бы столь лирический поэт, как Франческо Петрарка.
Две книги о поэтах вышли в серии «ЖЗЛ». Это подготовленное по «вересаевской методике» жизнеописание Валерия Брюсова, над которым всю жизнь Николай Ашукин. Этот грандиозный свод из писем и дневников поэта, воспоминаний его современников, документов эпохи завершил ученик Ашукина Рем Щербаков.Книга Н.Ашукина и Р. Щербакова «Брюсов» - явление для серии «ЖЗЛ» уникальное. Хотелось бы надеяться, что опыт документального-литературного монтажа будет продолжен. Автор книги «Маршак» Матвей Гейзер постарался рассказать о своем герое с позиций дадеко не хрестоматийных. У него Маршак не только переводчик, драматург, теоретик и один из основоположников советской детской литературы, но прежде всего поэт. И судьба у него, как и у других поэтов была совсем непростой.
Петербургское издательство «Амфора» собрало в одном объемном томе ВСЕ стихи Виктора Сосноры. Книга «Стихотворения» - это то самое, что Соснора некогда назвал «Мои никогда», т.е. «никогда не будет издано». Теперь это уникальное издание осуществлено.
В серии «Поэтическая библиотека», выпускаемой издательством «Время», любители авторской песни смогут, наконец-то познакомиться с полным собранием песен Вероники Долиной. Пятнадцать альбомов – двадцать лет творчества. Много это или мало? Настоящую поэзию судят не по количеству, изданных поэтических сборников. «Песни» Вероники Долиной - четырехсотстраничный томик, в котором слова песен, которые поют не все и не всегда, но слушают, затаив дыхание.
Новая книга Тимура Кибирова «Кара-барас» в равной мере злободневна и обращена к вечным вопросам, нежна и сердита, печальна и жизнелюбива. В книге обретают новую жизнь хорошо знакомые фольклорные, литературные и исторические персонажи, старинные жанровые формы соседствуют с раскованными верлибрами, а заглавная поэма действительно являет собой «опыт интерпретации классического текста». Ещё одна книга из «Поэтической библиотеки» - «Свой век» Сергея Бреля. Автор - кандидат филологических наук, журналист, его занимает творчество Андрея Платонова, которому Брель посвятил несколько научных статей. Новизна и свежесть смысла и формы в стихах Бреля не самоцель, но — следствие мировосприятия. «Губительная западня, тропа, на которую можно ступить без смертельного риска только с холодным сердцем. Неужто мне, – как и многим собратьям, – игра на орфеевой свирели уже успела помутить разум?
И не наивно ли полагать, что, в отличие от желанных женщин и нежных городов, творчество есть неотторжимый дар? Что способность к стихосложению пребывает с нами «ныне и присно и во веки веков»? – таковы вопросы над которыми мучается Сергей Брель, поэт, стихи которого, по мнению Инны Лиснянской «не злободневны, а добродневны».
Поэтесса Инна Лиснянская стала одним из первых лауреатов литературной премии Александра Солженицына. Эта премия была учреждена для награждения писателей, живущих в России и пишущих на русском языке, писателей, “чье творчество способствует самопознанию России” и “вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы”. Издательство «Русскiй мiръ» в серии «Литературная премия Александра Солженицына» выпустило книгу стихов и биографической прозы Инны Лиснянской «Шкатулка».
С огромным удовольствием ознакомился с поэтическими откровениями нашего коллеги, известного журналиста-международника Аркадия Масленникова. Писать стихи он начал поздно, но в таких случаях уместно выражение: «Лучше поздно, чем никогда». Гражданская лирика Аркадия Масленикова, собранная в небольшом сборнике «Листает время жизни календарь» задушевна и одновременно гневна, нежна и сурова. Но главное в ней - это подкупающая искренность, когда строфы идут из сердца, а не являются плодом стихосложения ради рифмы. В «карманной серии» «Азбуки-классики» представлены семь английских поэтов ХХ века. Среди них такие известные имена, как Дилан Томас, Уильям Батлер Йейтс и Хью Оден, и практически незнакомые - Руперт Брук, Джон Бетчемен, Чарльз Коусли и Дженни Джозеф. Двуязычное издание стихов «И в одиночестве, и вместе…» поможет нам открыть новые грани английской поэзии прошлого века.


Последние из тай-пэнов

Издательство «Амфора» продолжает издавать в серии «Амфора-классика» романы Тома Вулфа. В предыдущих обзорах я рассказывал о его романах «Мужчина в полный рост» и Костры амбиций». «Я – Шарлота Симмонс» - третий по счету роман Тома Вулфа был издан в США в 2004 году. Работая на стыке журналистики и художественной прозы, Вулф считает, что главными своими достижениями литература обязана мелким жизненным фактам, которые придают произведению достоверность и делают его чтение захватывающе интересным. Действие романа «Я - Шарлотта Симмонс» разворачивается в некоем вымышленном учебном заведении для отпрысков богатых и знаменитых семей. В этот элитарный университет попадает провинциалка Шарлотта, которая благодаря способностям и отменному трудолюбию получает возможность учиться бесплатно. Нетрудно догадаться, чем оборачивается для неиспорченной и здравомыслящей девушки соприкосновение с миром «золотой молодежи». Вместо рафинированных интеллектуалов, тянущихся к знаниям, она видит юных оболтусов, помешанных на музыке и сексе. «Горбатая гора» - сборник рассказов Энни Прул, лауреата Пулицеровской премии, автора романа «Корабельные новости», пополнил коллекцию «Амфора-2006». В нём собраны истории непростой жизни обитателей северного штата Вайоминг, где каждый должен доказать свое право на жизнь. Один из рассказов сборника стал сценарной основой фильма режиссера Энга Ли, получившего премию «Оскар» в одной из номинаций. Джеймс Клавелл – один из лучших американских писателей, создавших серию таких всемирно известных романов о Дальнем Востоке, как «Сёгун» и «Тай-пэн», - в новом романе «Благородный дом» вновь обращается к семейной саге о потомках Дирка Струана, основателя могущественной империи «Скалы», как называли остров Гонконг англичане в позапрошлом веке. Действие нового романа разворачивается в течение одной недели в Гонконге шестидесятых годов прошлого века. Еще только брезжит война во Вьетнаме и прочие политические катаклизмы. «Скала» ещё остается колониальным владением Альбиона. Но вековая вражда торговых домов Дирка Струана и Тайлера Брока, сделавших состояния на торговле опиумом и чаем, не утихает. Наследник «Благородного Дома Азии», Иэн Струан Данросс, должен, во что бы то ни стало, спасти от разорения семейный бизнес. Тем временем из Америки прибывает миллионер Линк Бартлетт, прозванный «рейдером» за успешные поглощения других компаний. В этом объёмистом трёхтомном романе читатель погрузится в неповторимый мир Гонконга с его тайными агентами и китайской мафией, с его политическими играми, финансовыми битвами и кровавыми преступлениями.
В издательстве «Симпозиум» вышел очередной «скандальный» роман Эльфриды Елинек «Похоть». (Почему «скандальный» - я не очень понимаю. У нас некоторые литераторы типа Сорокина могут написать и покруче. - В. П.) Произведения этой австрийской писательницы появляются у нас с завидной частотой после присуждения ей Нобелевской премии в области литературы за 2004 год. Правда, написаны многие из них примерно двадцать, в лучшем случае пятнадцать, в идеальном – десять лет назад. В России творчество Елинек впервые получило широкий резонанс после выхода на экраны фильма «Пианистка», снятого по её раннему роману. Характерно, что для писательницы не важен сюжет. Главное в её прозе язык, которым она живописует окружающий её героев мир притворства и ханжества, выход из которого – «считать за побег». Одного из главных действующих лиц «Похоти» - студента, с которым пытается найти спасение несчастная героиня Герти, - зовут Михаэлем. Имя для этого персонажа, возможно, отсылает к первому роману Елинек, в котором рассказывалась история двух скромных фабричных работниц, испытывающих робкие чувства к некоему красавчику Михаэлю. По мере повествования становится ясно, что героини на самом деле влюблены в телевизор. Картинки и реплики из сериалов и викторин мешаются у них в головах с реальностью. Примерно, так сегодня живут и думают у нас. С опозданием от европейских заморочек лет эдак на тридцать. Что же до насилия в «Похоти», то недавний скандал с поп-дивой Жасмин ещё раз подчеркивает всю фарсовую схожесть временных повторений. Привет, запоздалая Европа!
В Издательском доме «Флюид» решили воздать должное памяти одного из основоположников школы «нового романа» Жоржа Перека, прогремевшего в шестидесятые годы на всю Европу со своим дебютным романом «Вещи». Роман «Человек, который спит», продливший «Французскую линию», одну из главных серий ИД «Флюид», - сплошная музыка слов, и одновременно это «превратности метода окрашенные высверками максим и мыслей Ларошфуко, Паскаля и Вовенарга. Жорж Перек, как и Роб-Грийе, Мишо и Кено, своим творчеством оказал огромное влияние на современных французских прозаиков, стремящихся к изяществу стилистических приёмов мэтра. Отзвуки Перека можно встретить и в романах Бегбедера, и на страницах книг Мишеля Уэльбека. Чуть более стостраничный роман «Человек, который спит» - настоящее пиршество для литературных гурманов. А вот в новом проекте «Флюида» - серии «Скандинавская линия» - представлены писатели не столько разные по творческой манере и темпераменту, но полностью противоположные по своему отношению к жизни. Норвежка Лин Ульман – дочь знаменитой киноактрисы Лив Ульман, и еще более знаменитого кинорежиссёра Ингмара Бергмана тяготеет, как и её соотечественник Ларс Кистенсен к жанру «семейной хроники». Пространство её новых романов «Когда ты рядом» и «Дар» плотно заселено персонажами, которые образую некое «броуново движение» вокруг главных героев. Проза очень ритмичная, очень кинематографичная и психологически абсолютно достоверная. Швед Юн Айвинде Линдквист явно тяготеет к хичкоковской традиции. Его роман «Блаженны мёртвые» сразу же стал лакомым куском для создателей фильмов ужасов, также как знаменитый «Звонок» Кодзи Судзуки. Иррациональное у Линдквиста динамично и зримо. Эту динамичность и осязаемость мы вряд ли найдём у Франца Кафки, которым нынче и детсадовцев не смутишь. А между тем Лео Перуц, соратник Кафки по так называемой «пражской школе», куда включают еще и Густава Майринка, несмотря на своё тяготение к мистике, (что поделать, если родился в городе пропитанном тайной), написал уже свою бытность на Святой земле небольшой роман «Иуда «Тайной вечери». В нём рассказана мистическая история создания знаменитой фрески Леонардо, которая после выхода романа Дэна Брауна и одноимённого фильма стала культовым фетишем для графоманов всех стран и народов. Право слово, есть серьёзный резон прочитать эту небольшую книжку вышедшую в серии «Пространство отражений», ещё одном интересном проекте ИД «Флюид». Во-первых, чтобы убедиться лишний раз, что классика не стареет, а во-вторых, чтобы погрузиться в атмосферу времени и нравов той великой эпохи. Шарль Нодье, современник Виктора Гюго, Оноре де Бальзака и Дюма-отца, член Французской академии и автор ряда романов, был кроме всего самозабвенным книгочеем. Возможно, это не смогло не отразиться на содержании одной из самых интересных повестей Нодье «Фея хлебных крошек». Сны и явь, сказки и быль, сатирические мотивы Гофмана и масонские легенды создают неповторимую мозаику романтического гротеска, каким является это небольшое произведение Шарля Нодье, также включенное в серию «Пространство отражений».



Вокруг, но без Сталина

Составители старейшей книжной серии «Жизнь замечательных людей» не перестают радовать любителей биографического жанра жизнеописаниями самых ярких личностей в истории человечества. Среди героев серии - танцовщица Айседора Дункан и живописцы Возрождения Тициан и Дюрер, французский философ-янсенист Блез Паскаль и основоположник анархизма Михаил Бакунин, писатель Алексей Толстой, которого ещё звали «красный граф», и герой древности, покоритель Вавилона Кир Великий. А ещё, Уинстон Черчилль и великие русские мыслители начала ХХ века, те самые творцы русской идеи, которых далеко не русское по составу советское правительство предало забвению на долгие годы. И, наконец, не всегда русские соратники грузинского вождя Сталина и двуликий Юрий Андропов в апологетическом описании бывшего диссидента Роя Медведева.
С последних и начнём. Биография Юрия Андропова, который по прежнему остается одной из самых закрытых политических фигур в новейшей истории СССР, дана на фоне трагических коллизий заката верхушки КПСС. Сегодня некоторые политологи левого толка готовы демонизировать шефа КГБ и одного и последних Генсеков, усматривая в нём разрушителя устоев советского государства. А как всё было на самом деле? Рой Медведев постарался сохранить объективность. Насколько это ему удалось - судить читателям.
Вторая книга этого историка «Окружение Сталина» сразу заставила меня задуматься о том, что в «ЖЗЛ» пока не нашлось места одному из величайших политиков ХХ века. А может быть нет достойного автора, который рассказал бы о личности ещё более закрытой, чем Андропов. Но, так или иначе, пока прочитаем книгу Роя Медведева о Молотове, Кагановиче, Микояне, Ворошилове, Маленкове, Суслове и всенародном старосте Калинине. Все они в разное время составляли «ближний круг» вождя. Конечно, это далеко неполный партийный ареопаг, но возможно Рой Медведев продолжит свои исторические изыскания.
Уинстон Черчилль, герцог Марльборо, чья жизнь пришлась на последнюю четверть позапрошлого и первую половину прошлого века в жизнеописании французского биографа Франсуа Бедарида выглядит несколько более суховато, чем мог бы предстать в собственной автобиографии. И хотя таковую он не написал, всё же Нобелевская премия 1953 года была вручена ему именно в области литературы за его исторические сочинения, главным из которых стала «Вторая мировая война». Великий человек в трагическом обрамлении двух мировых и множества локальных войн прошлого века.
Арсений Гулыга, которого мы знали как доку в немецкой натурфилософии, вдруг неожиданно предстал, как яркий мыслитель, пытающийся докопаться до ответов на извечные русские вопросы. В его книге «Творцы русской идеи», вышедшей через десять лет после того, как этого яркого человека не стало, прослеживаются всё те же мучительные русские вопросы, которые составляют ядро русской идеи, в поисках которой современные политики заблудились в трёх соснах.
Алексей Толстой был нелюбим русской эмиграцией, равно как и пролеткультовскими литераторами, столь рельефно обозначенными Михаилом Булгаковым в его «Мастере и Маргарите». Может оттого, он не обделён в воспоминаниях современников разного рода оценками, от восторженных до уничижительных. Алексей Варламов, которого я считаю «нашим Андрэ Моруа» написал замечательную книгу «Алексей Толстой», в которой подошёл к жизнеописанию «красного графа» по тацитовски - «без гнева и пристрастия».
Книга Бориса Тарасова «Паскаль» выходит в «ЖЗЛ» третьим, исправленным и дополненным изданием. Что свидетельствует лишь об одном – серьёзные труды в «ЖЗЛ» столь же востребованы, как и романтические жизнеописания Ирвинга Стоуна и Андрэ Моруа.
В «ЖЗЛ» уже выходили биографии Михаила Бакунина и Альбрехта Дюрера в исполнении Н. Пирумовой и Станислава Зарницкого. Новые книги Валерия Дёмина «Бакунин» и Марселя Бриона «Дюрер» позволяют раздвинуть горизонты прежних жизнеописаний и по-новому взглянуть на трудные судьбы великого ниспровергателя имперских кресел и, не менее, великого, живописца и графика немецкого Возрождения, чьи имена навечно запечатлены на скрижалях биографии человечества.
Книга Александра Махова «Тициан» посвящена жизни и творчеству одно из корифеев позднего итальянского Возрождения, чьи полотна в музеях мира заставляют нас почувствовать выброс адреналина в крови, а создателей арт-детективов накрутить вокруг них очередной бестселлер.
Жизни Кира Великого и Айседоры Дункан разделены эрами и тысячелетиями. Но есть в этих персонажах истории нечто общее. Это страсть. У Кира раздвигать пространства своей империи. У Айседоры достигать совершенства в танце, берущем своё начало во всё той же точке отсчёта, в которой Кир начинал завоёвывать мир. Книги Жерара Израэля «Кир Великий» и Мориса Левера «Айседора Дункан» несомненно, будут встречены читателями серии «ЖЗЛ» с огромным интересом.
В издательстве «Вагриус» вышли две замечательные книжки о любви великих людей. Первая – «Колчак и Тимирева», написанная Владимиром Черкасовым-Георгиевским, посвящена роману адмирала Колчака и его последней любви Анны Тимиревой, роману, который из эпистолярного перерос в трагедию достойную Шекспира.
Лара из «Доктора Живаго» - это Ольга Ивинская, последняя муза поэта, «его жизненное дыхание». Книга дочери Ольги Ивинской Ирины Емельяновой «Пастернак и Ивинская»,– это эпитафия любви двух удивительных сердец, которые оказались выше злокозненностей их свинцовой эпохи.


Рецензии