Диканька в стиле модерн

Издательство «Амфора» продолжает знакомить нас с творчеством писателей, работающих на постсоветском пространстве. Или как нынче принято говорить в «ближнем зарубежье». Очередные два тома собрания произведений архипопулярного в Европе киевского писателя Андрея Куркова – ещё одна фантасмагория «Сады господина Мичурина» и сборник малой прозы «Приятель покойника». По этому небольшому роману был в воё время снят фильм с Еленой Кориковой и Александром Лазаревым-младшим. Роман белорусского писателя Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно» имеет подзаголовок «Евангелие от Иуды». Волею случая и по произволу духовных и светских властей недоучившийся школяр Юрась Братчик принимает на себя роль мессии. Странствуя по просторам Белой Руси со своими «апостолами», труппой жуликоватых лицедеев, он, незаметно для самого себя, преображается и вступает на крестный путь. У этой книги трудная судьба. Как и у автора, умершего 22 года назад. Вместе с Владимиром Бычковым он хотел создать по книге фильм - фантастическую феерию. Художественный фильм «Житие и вознесение Юрася Братчика» по признанию актёра Льва Дурова был загублен. «Это вырезать, это переснять, это идеологически невыдержанно. И вообще, не лучше ли положить на полку, до лучших времен? Был такой термин у чиновников от кино. Термин сродни знаменитому «десять лет без права переписки» - все знают, это расстрел, а внешне более или менее пристойно. Так и в кино – «положить на полку» означало творческий расстрел», вспоминал один из друзей Владимира Короткевича. Питерская «Амфора» и переводчик Александр Сурнин вернули роман русскому читателю. Может быть, и в кинематографе нашем кто-то исправит трагические недомыслия киночинуш?
Инна Шаргородская появилась в «Амфоре» с продолжением бестселлеров Хоффа «Дао Винни-Пуха» и «Дэ Пятачка». Истина всегда рядом, под рукой. Никогда не знаешь, в какой момент жизни и в каком месте она тебя найдет, как говаривал о поэзии Винни-Пух. Истина может найти во время чтения сказки. После книги «Дзин ослика, или Притчи Иа-Иа» одна за другой выходят три книги городских фэнтези Инны Шаргородской «Охота на Овечкина», «Когда пришёл волшебник» и «Подмена». Откуда и зачем мы приходим в этот мир? И куда уходим? Но порой в игру вступает великий кукольник - Судьба. Она вынуждает нас идти туда, куда мы вовсе не собирались, - даже в параллельные миры, и совершать то, но что мы считали себя категорически не способными, - подвиги. Как это и случилось однажды с самым робким и тихим человеком на свете - Михаилом Анатольевичем Овечкиным, обыкновенным библиотекарем из Петербурга. Не правда ли у кого-то всплывёт в памяти «Охота на овец» популярного Харуки Мураками? А вот героине романов «Когда пришёл волшебник» и «Подмена» писательнице Веронике Крыловой кажется, что она не придумывает мир Квейтакки, а вспоминает его. Магической разведке Квейтакки тоже кажется странным, что в книгах Крыловой раз за разом всплывают реальные факты, имена и явки. Именно поэтому к Веронике со специальным заданием отправляется Кароль Хиббит - бывший питерский мошенник, а нынче один из агентов-магов, пять лет назад переселившийся в волшебный мир. У Шаргородской уже появились как поклонники, так и недоброжелатели. Однако найти истину в её книгах можно, лишь прочитав их. Любят, однако, наши литераторши страшные сказки на сон грядущий. Вот и номинированная на «Нацбест» Анна Старобинец написала роман «Убежище 3/9». Издать его решилось самое «самурайское» питерское издательство «Лимбус-пресс», в котором суть бусидо – «или со щитом, или харакири». Аня Старобинец – девушка начитанная. Даже чересчур. Потому что работает книжным обозревателем. И амбициозная. Потому что решила перещеголять старика Кафку, а кто его не перещеголял из наших «дозорных лукьянистов», а заодно Стивена Кинга и прочих устрашителей рода человеческого. Аннотация «Лимбуса» гласит: «Убежище 3/9» - остросюжетный метафизический триллер, многоуровневая фантасмагория, в которой герои из будничной жизни внезапно попадают в жутковатый сказочный мир, населенный далеко не безобидной фольклорной нечистью.
Жанровый эксперимент, на который пошла Анна Старобинец, не имеет аналогов в русской литературе… Что касается западной, то тут «Убежище…» сопоставимо разве что с «Американскими богами» Нила Геймана». Ценность «Убежища 3/9»не в том, что это русский извод якобы «Американских богов» Геймана, считает маститый коллега Старобинец по обозревательскому цеху Лев Данилкин. Его поразил не образ даже, а «психофоторобот» (надо ж такое придумать ради красного словца) женщины, остро чувствующей агрессивность окружающей среды. Это аномально чувствительное женское нутро все время озабочено перспективой потери близкого существа — мужа или сына. Их могут убить на улице, утащить в лес, превратить в роботов, трепанировать череп. Поскольку это стандартный сюжет автора, мы узнаем об этих фобиях довольно много. И роман про то, как сына и мужа утащили к себе повылезшие из мира сказок монстры, — еще одна версия все того же кошмарного сценария. Ну а дальше Данилкин совсем расшалился. Столкнул лбами молодую Старобинец со старенькой Петрушевской, глумливо объявив, что бормочущая сказочница в шляпе, «Люси», гипнотизерша, демонстрирующая чудовищ в повседневности, и есть Людмила Петрушевская. И тут же испугавшись самого себя, заметил, что получилось это у Ани случайно, бессознательно, и ни о какой Петрушевской она и не думала — «но получилась ведь. Такие странные вещи случаются в литературе: так Фома Опискин у Достоевского оказался похож на Гоголя, а в «Имени розы» слепой библиотекарь Хорхе — на Борхеса». Таким манером писатели, по Данилкину, устраивают своим прямым предшественникам сцены ревности. Вот ведь как всё просто у начитанного Данилкина. Между тем в питерской «Амфоре» продолжили выпуск собрания сочинений Людмилы Петрушевской сборником её пьес разных лет под названием «Квартира Коломбины». Там в отличие от желчного Данилкина Петрушевскую «отстойной» не сочли. Что же касается наших совсем по старобинцевски продвинутых драматургов, то московское издательство «Эксмо» выпустило сборник пьес моднейшего сегодня Михаила Угарова «Облом off». Мастер филигранной инкрустации деталей, колоритных образов, Угаров умеет заинтриговывать зрителя и читателя, посвящать в таинственную атмосферу театрального мира. Он создал поистине нового, оригинального и очень узнаваемого Илью Ильича Обломова. С выходом этого сборника у театралов появляется возможность познакомиться помимо пьесы «Облом оff» с такими хитами московских театров, как «Оборванец», «Правописание по Гроту», «Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…», «Кухня ведьм», «Голуби», «Зеленые щеки апреля», а также повестью «Разбор вещей».

Роковые тайны и опасные связи

«Остров мертвых» - роман японской писательницы Масако Бандо, пишущей в мистическом жанре «кайдан». Этот жанр стал известен в России, благодаря книге (и конечно, фильму) «Звонок» Кодзи Судзуки. Здесь обычная повседневная реальность соприкасается с таинственным миром духов — миром холода и смерти. Модный токийский дизайнер Хинако приезжает на встречу одноклассников в свой родной городок и обнаруживает, что ее ближайшая подруга детства, оказывается, давно погибла. Но не зря Сикоку называют островом мертвых. Ведь по синтоистскому поверью, если обойти все островные храмы против часовой стрелки — любимый человек может вернуться к жизни. «Остров мертвых» вышел в остросюжетной серии издательства «Азбука-классика» - «XLibris».
А вот знаменитый «Мир Звонка» Кодзи Судзуки, включивший всю тетралогию, был на днях переиздан питерской «Амфора». Этот шедевр японского хоррора органично дополнил новую серию «Амфора-классика».
Там же в серии «Амфора 20006» вышел новый леденящий душу роман Судзуки «Прогулка богов», который можно считать новым путем развития «Мира Звонка». Эта запутанная история о религиозной секте, её наставнике Тэрутака Кагэяма – его имя вскользь упоминается в «Звонке», - о новоявленном сопернике и харизматическом лидере Кайсукэ Китадзима и о серии таинственных похищений… Нет сомнений в том, что новый роман Козди Судзуки станем таким же бестселлером, как и знаменитый «Мир Звонка».
А сейчас я хочу представить книгу, которая буквально взорвала современную литературу невообразимостью вымысла и необузданностью фантазии автора, который в 2002 году дебютировал романов «В пьянящей тишине». Эта книга, переведенная на 32 языка мира, и дошедшая, наконец, до русского читателя, благодаря издательству «Мир книги», разрушает все границы между жанрами и заставляет вас ещё долгое время приходить в себя, чтобы понять,как сорокалетнему каталонскому антропологу Альберту Санчесу Пиньолю пришло в голову вывернуть наизнанку историю Робинзона Крузо, смешав её с лучшими образцами русской фантастики, о которых боюсь он и не слышал. В его романе отголоски рассказа Александра Грина «Колония Ланфиер» и повести Алексея Толстого «Аэлита» и много другого от Александра Беляева до братьев Стругацких с их долго запретными шедеврами. «В пьянящей тишине» - одна из самых ярких книг месяца и, вероятно, одна из сенсаций нынешней ММКВЯ.
Номинированный на «Нацбест» роман Анны Старобинец «Убежище 3/9». издало» питерское издательство «Лимбус-пресс». Аня Старобинец – девушка начитанная. Потому что работает книжным обозревателем. И амбициозная. Потому что решила перещеголять старика Кафку, а кто его не перещеголял из наших «дозорных лукьянистов», а заодно Стивена Кинга, Кодзи Судзуки и прочих устрашителей рода человеческого. Маститого коллегу Анны Старобинец по обозревательскому цеху Льва Данилкина поразил не образ, а «психофоторобот» женщины, остро чувствующей агрессивность окружающей среды. Это аномально чувствительное женское нутро все время озабочено перспективой потери близкого существа — мужа или сына. Их могут убить на улице, утащить в лес, превратить в роботов, трепанировать череп. Поскольку это стандартный сюжет автора, мы узнаем об этих фобиях довольно много. И роман про то, как сына и мужа утащили к себе повылезшие из мира сказок монстры, — еще одна версия все того же кошмарного сценария.
Последний год жизни Пушкина, его роковая дуэль с Дантесом до сих пор покрыты флером недомолвок и секретов. Страсти, кипевшие вокруг русского гения, породили череду странных событий. Роман в письмах Елены Шатохиной «Счастье земное, кара небесная: Роковые тайны окружения Пушкина» - новая оригинальная версия событий тех лет, здесь все кружится в бешеном хороводе тайных обществ и масонских лож, спиритических сеансов и оккультных месс. Магия цифр и мистика дат тесно сплетаются в яркую ткань этого любовно-исторического романа. Елена Хорватова – признанный мастер ретро-детектива. В новом её романе «Тайна царского фаворита», также вышедшем в издательстве «Вагриус», действие происходит в годы Первой мировой войны. Две подруги – молодая вдова и веселая любительница опасных приключений - оказываются втянуты в жизнь заброшенного имения, принадлежавшего фавориту Екатерины Великой, где уже давно поселились призраки. Романтическая история с густым ароматом мистики.
Во французской прозе XVIII-XIX веков активно развивалась традиция, аналогичная английскому готическому роману. Рассказы о привидениях, и прочих ужасах имели широкое хождение среди авторов восемнадцатого столетия, таких как Франсуа де Россе с его «Трагическими историями» и Жак Казотт. В русле готической прозы работали и авторы девятнадцатого века, особенно писатели-романтики: от Шарля Нодье до Бальзака и Проспера Мериме. Позже нить подхватили символисты Вилье де Лиль-Адан и другие. В сборники рассказов «Страх» и «Зеленые призраки», вышедшие в «карманной серии» «Азбуки-классики», включены лучшие образцы французской готической прозы таких авторов, как Франсуа де Россе, Оноре де Бальзак, Шарль Нодье и Жорж Санд, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Ги де Мопассан, Огюст Вилье де Лиль-Адан. Их объединяет атмосфера страха и тайны, «царства кошмаров», переплетение реалистически-бытового и мистического, таинственного, чудесного.
«Лэшер» - продолжение знаменитой мистической саги Энн Райс «Мэйфейрские ведьмы» - в одной из лучших остросюжетных серий издательства «Эксмо» - «Книга-загадка, книга-бестселлер». Таинственное исчезновение главной распорядительницы наследия семьи и потомственной ведьмы Роуан Мэйфейр повергло в шок всех Мэйфейров. Слухи, пересуды, домыслы, туманные сообщения отнюдь не проливают свет на истинное положение вещей. К загадочным событиям, происходящим в фамильном особняке, самым непосредственным образом причастен Лэшер - неизменный спутник и покровитель мэйфейрских ведьм.
В новом романе Дина Кунца «Предсказание», который выходит впервые на русском в издательстве «Эксмо», автор погружает нас в тайны цирковой арены. Загадочный замысел Судьбы свел Джимми и раздираемую враждой цирковую семью в смертельном противостоянии. Под куполом небес он, как и любой из нас, ощущает себя гимнастом, идущим по проволоке над бездной небытия. Предсказание умирающего деда превратило жизнь Джимми Тока в непрерывное ожидание беды. Не один, а целых пять дамокловых мечей занесены над ним и его красавицей-женой, с которой впервые соединили его не обручальные кольца, а наручники клоуна-маньяка.
Ещё один мистический триллер, опять же впервые на русском языке выпускаемый «Эксмо», - это «Лето с чужими» Таити Ямада — предшественника Харуки Мураками. Жаркий август, вся Япония отправилась на каникулы по случаю родительского дня, но стареющему сценаристу Хидэо Харада — не до отдыха. Его терзают последствия развода и тишина пустого дома у шумной автотрассы, у него не ладится работа, и не дают покоя интриганы - конкуренты... Но несколько загадочных встреч с чужими людьми, которые подозрительно напоминают давно погибших родителей, восстанавливают спокойствие духа. По крайней мере, так ему кажется тем странным летом...
Герой цикла романов Фрэнсиса Пола Вилсона «Наладчик Джек» - специалист по необычным расследованиям - берется только за те дела, где необходимо восстановить справедливость и где бессильны полиция и частные детективы. В московском издательстве «Центрполиграф» вышли уже несколько романов этого мастера мистического триллера из цикла «Наладчик Джек». Среди последних новинок «Наследники» и «Бездна». Пересказывать содержание мистических триллеров - занятие пустое. Их нужно читать. Потому что главный герой сталкивается по ходу сюжета с такими аномальными явлениями, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!»

Адольф Гитлер и его русские друзья

События второй мировой войны продолжают бередить память, как поколения ветеранов, так и их сыновей. В последнее время вышло немало книг посвященных этим трагическим страницам ХХ века.
«Центрполиграф» уделяет мемуарной литературе значительное место в своих редакционных планах и проектах. В новой серии военных мемуаров «На линии фронта» вышла книга воспоминаний знаменитого советского летчика трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина «Познай себя в бою». Записки прославленного «сталинского сокола» отличают прямота и искренность. Яркие описания воздушных боев чередуются с глубокими раздумьями о психологии человека на войне, о невежестве и профессионализме, о самом трудном — познании самого себя. Данное издание представляет собой особый интерес. Здесь впервые по авторской рукописи восстановлены те «острые» страницы, которые ранее вычеркивались цензорами. Евгений Иванович Фокин с мая 1943 года воевал в разведроте. Неоднократно участвовал в захвате «языков» на передовой и в ближнем тылу противника. Особая страница в боевой биографии автора — участие в дерзкой операции спецотряда по спасению в феврале 1944 года важнейших объектов в Кривом Роге. Книга «Хроника рядового разведчика» — несомненно, одна из наиболее познавательных и захватывающе интересных в ряду солдатских мемуаров. «Записки офицера «Смерша» Олега Ивановского - одна из редких мемуарных книг такого рода, поскольку в военной контрразведке предпочитали молчание. О «Смерше» хорошего написано мало, хотя одна книга Богомолова « В августе 44-го» многих томов стоит. Но Богомолов написал роман, а книга Олега Ивановского – документальные свидетельства непростой работы военной контрразведки, отношение к которой в войсках было, мягко говоря, весьма настороженное. Поэтому возникла в 90-е годы традиция – о «Смерше» либо плохо, либо ничего. Хорошо, что в «Центрполиграфе» решили восстановить правду о чекистах-смершевцах. Тем более, что осталось их считанные единицы. Новая работа Леонида Млечина «Адольф Гитлер и его русские друзья» посвящена малоизвестным страницам истории Третьего рейха. В 1937 году нацисты создали управление по делам русской эмиграции. За 125 тысячами выходцев из России, а среди них было и немало бывших военных, смотрели в оба. Произведенный Врангелем в генералы Алексей фон Лампе за месяц до начала войны предлагал командующему сухопутными войсками вермахта генерал-фельдмаршалу фон Браухичу использовать ветеранов Белой армии в войне против СССР. Браухича предложение не заинтересовало: фашисты твердо верили в блицкриг. Зато потом предателей, среди которых были, конечно же, не только белоэмигранты, использовали очень широко. Труднодоступный прежде материал помогает понять, почему так много русских людей служили Гитлеру и сражались против России. В книге Э. Гейзевея «Серые волки, серое море» рассказывается об одной из самых опасных подлодок Третьего рейха – субмарине «U-124», которая долгое время свирепствовала на океанских пространствах Атлантики, атакую как конвои союзников, так и боевые корабли англичан и французов. И все же легендарная «U-124» в 1943 году была атакована английскими военными кораблями и нашла свое место на дне океана. Одной из загадок прошлого, корни которой, несомненно, следует искать в истории мировой войны, явилась гибель линкора «Новороссийск» (бывшего флагмана ВМС Муссолини «Джулио Чезаре»), который вошёл с состав Черноморского флота после капитуляции Италии. Книга Октября Бар-Бирюкова, - военного моряка всю жизнь занимающегося поиском причин трагедии, случившейся в севастопольской гавани 29 октября 1955 года, - «Час Х для линкора «Новороссийск» посвящена памяти матросов и офицеров, пытавшихся ценой своих жизней спасти корабль. Воспоминания морского пехотинца Роберта Леки «Каска вместо подушки» - книга яркая и живая. Потому что в ней присутствуют не только кровопролитные бои за затерянные в Тихом океане острова, реалистично описанные в романах Нормана Мейлера и Джеймса Джонса, но и разного рода «невоенные» приключения, без которых невозможна жизнь американского морпеха. Все эти книги вышли в издательстве «Центрполиграф». В издательстве «Вече» в серии «Военный парад истории» вышла интересная работа Александра Помогайло «Вырванный меч империи. 1925-1940 г.г.». В ней автор рассказывает о том, как советские конструкторы и инженеры создавали опытные образцы оружия, которое могло быть принято на вооружение Красной армии. Однако репрессии тридцатых годов привели к тому, что лучшие разработки советской военной техники приходилось внедрять уже в ходе войны. А в начале 50-х годов новая боевая техника позволила СССР стать одной из мировых сверхдержав. Имя Елены Съяновой хорошо известно читателям по ее трилогии о Гитлере и его «ближнем круге» — художественной прозе, до предела насыщенной документальной, неожиданной, шокирующей информацией. В своей новой книге «Десятка из колоды Гитлера», которая вышла в издательстве «Время», Елена Съянова отказывается от всякой беллетризации и предлагает читателю жесткий взгляд профессионального исследователя – переводчика, архивиста, историка. Но удивительное дело – предмет ее интереса, персонажи, ставшие в обыденном сознании едва ли не «картонными страшилками» (Гесс, Шпеер, Штрейхер, Лей, Геббельс, Риббентроп, Мильх…), именно под таким взглядом вдруг обретают объем и новую жутковатую актуальность. Герман Геринг — личность сложная, неординарная, до конца не познанная. «Человек Ренессанса», как он называл себя сам, «король черного рынка», по определению Гиммлера, «наци № 2» — «Железный Герман», в отличие от многих бонз фашистской Германии, остался верен фюреру даже после краха Третьего рейха. Своей головокружительной карьерой он был обязан не только особым отношениям с Гитлером, но, прежде всего, собственной неукротимой энергии, беспринципности и политическому чутью. Автору книги «Герман Геринг. Железный маршал» Борису Соколову удалось разыскать малоизвестные и совершенно незнакомые отечественному читателю материалы, проливающие свет на жизнь и смерть Геринга, могущественного рейхсмаршала, закончившего свой путь в камере Нюрнбергской тюрьмы. Эта любопытная работа вышла в серии «Историческое расследование», которую издает «АСТ-ПРЕСС-КНИГА». Ужасная изнанка Второй мировой войны и трагические судьбы воевавших на ней солдат многократно описывались в мировой и отечественной литературе. Но не так много произведений описывало тяжкий путь бойцов, сражавшихся в штрафных подразделениях. Были такие части и в германской армии. И, как обычно, им доставалась самая грязная и трудная работа - наступать первыми, а отступать последними. Лишь немногим удалось выжить в аду Восточного фронта… Автобиографический роман «Легион обреченных» - первый из серии книг датского писателя Свена Хасселя, воевавшего в рядах штрафного танкового полка германского вермахта вышел в издательстве «Вече» в новой серии «Зарубежные военные приключения».


Рецензии