Режиссура, как вид проказы

Считается, что главный в кино - сценарист! Текст его и оценивается по принципу - давать или не давать деньги?! И всё же фильмы, вопреки молве, создаются по наитию, а не с помощью текстов - ХОРОШИХ или ПЛОХИХ... Драматурги вообще не делают кино… Феллини, к примеру, работал без сценария, пользуясь записками на манжетах, которые выпрашивал у него Тонино Гуэрра... Замысел - вот, что скрепляет картину, подчиняя все ее элементы воле постановщика... Сценарист лишь обрамляет его идеи... Но, фильм, как правило, создается вопреки сценарию, в обход его, согласно логике жизни, которая врывается в каждый кадр «с бритвою в руке», как сумасшедший в стихах Тарковского...

Режиссеры - главные! Почему? Ну, во-первых, в кино все идеи исходят от них... Драматурги лишь «причесывают» хаос, но космы Авессалома, вихры Самсона - не отделимы от режиссуры... Director, если угодно, вольный каменщик, а Script writer - его мастерок... Конечно, при желании, можно изменить очередность… Но, тогда, вместо «Суммы теологии», мы получим «Сумму технологии»; вместо Храма Соломона - Бутик на Тверской… Рокировка такого рода губительна для кино, так как лишает его того «вопрошания бытия», которое отличает этот вид искусства от всех прочих… И, во-вторых, режиссеры привносят в кино темный элемент: понять его нельзя, равно как и устранить. Режиссура вообще отбрасывает тень, в которой Господь почивает от праведных дел, предпочитая прохладу склепа ясности и практицизму, которые сулят ему драматург и продюсер… Иное дело - мыловарня… Режиссер сериала похож на прораба, воздвигающего доходный дом: минимум завитушек, максимум унитазов... Мыловарни покупают шаблоны, на которые молятся, как на свитки ТОРЫ… Эти шаблоны им поставляют сценаристы…Если ты галерный раб - получи миску чечевицы, если нет - подыхай в своем «авторском кино», - говорит продюсер... Режиссура для него, как вид проказы… Лечить эту болезнь - все равно, что ослеплять зрячего… Око зрит, пока вопрошает… Киногения - это та способность, предвидеть, которой наделен режиссер в большей степени, чем кто-либо… Фильм - это всполохи, которые режиссер извлекает из сетчатки своего глаза, куда они, дробясь и пульсируя, попадают из глубин его мятежной души…Прокаженным же режиссера делает то упорство, с которым он окидывает мир, отвергая все прочие способности глаза - отражать то, что очевидно, прищуриваться, когда нечего сказать, отводить глаза, когда стыд пожирает все внутри…Поэтому правда на стороне постановщиков. И это справедливо: не может либреттист, даже «Волшебной флейты», считаться автором оперы, которую сочинил Моцарт... И пока режиссеры борются, зритель видит мир их глазами…Глазами философа, ослепившего себя, чтобы краски мира не вторгались в мысль, которой он дорожит…

На сайт Юрия КУЗИНА http://kuzin-cinema.narod.ru/




Юрий КУЗИН

Режиссура, как Каббала…


Искуство режиссёра если понимать его, как мимесис, или, говоря проще - подражание, на чем настаивала леворадикальная критика, начиная от Беллы Балаша, Поля де Мана и Жака Даррида - пустой звук, фикция… В моем понимании ремесло это сродни делу философии, или, если угодно, алхимии, если рассматривать кино в категориях кабалистики, а не герменевтики. Само истолкование режиссуры - как в эстетике структурализма, так и постмодерна, -не внесло ясности в существо вопроса. Те, кто пишут о кино, не касаются в своем анализе его чувственно-иррациональной природы, которая сопоставима с «темными местами» у отцов церкви или фигурой умолчания в языке. Семиотический подход, относящийся к любому тексту, как к могильной плите автора, отрицает за режиссерами право на творчество. Но без Логоса, без Демиургии, в том значении этого слова, которое придавал ему поздний Платон, развивая свое учение об идеях - режиссура мертва.


1. Кетер

Итак, Кетер, или Корона, - первая Сефира. Как Первопричина, или Демиург, она еще называется в «Зогаре» Макропрозопом, или Большим Ликом... Кетер соответствует белый цвет, в картах Таро - четыре Туза, а в «Сефер Йецира» она именуется «Превосходным, или Сокрытым, Разумом». И хотя толкователи Торы считали Кетер монадой, корнем всех вещей, неделимым духовным основанием, ни о какой феноменологической редукции речь, разумеется, не шла. Все толкования Кетер, за редкими исключениями, спекулятивны, как, впрочем, и все попытки концептуализации кино, начиная от «Киногении» Луи Делюка.
 
Кетер - соотносится с фильмами братьев Люмьер «Прибытие поезда» и «Кормление ребенка».


2. Хокма

Поток, исходящий от Кетер, первозданный разум - это Хокма, вторая Сефира; бездна - Великая Мать, или Бина - третья; а семь каналов связи - семь нижних Сефирот. Всего каббалисты насчитывают десять Сефирот, пронизывающих миры Божественными энергиями, поскольку для них 10 совершенное число, включающее все арабские цифры без повторений (10 лучших фильмов всех времен и народов). Хокма - Мудрость, Отец. Ей соответствует Тахути, или Тот - бог письменности, учености и магии. Хокма - Дух или Пуруша индийской философии санкхья. При всем богатстве значений, Хокма, как часть древа Жизни, непроницаема, как сама Жизнь… Талмудисты, включая и Лайтмана, так и не сумели подступиться к этой категории, как, впрочем, и весь русский Космизм: начиная от Владимира Соловьева, выдвинувшего учение о Софии, как божественной Премудрости, и заканчивая Сергеем Хоружим, физиком теоретиком, успевшим, как перевести «Улисса», так и написать пространные богословские труды об Исихазме. Впросак, однако, попали и приверженцы «Всеединства», включая и тех, кто, вслед за Пригожиным, пытался придать этой философии респектабельный вид с помощью терминов Синергетики, как науки об «умном хаосе».

Хокма - первые немые ленты с говорящими в кадре актерами. Здесь важны не сами титры, задача которых, как это ни парадоксально звучит - затуманить смысл происходящего на экране - а то, что говорят эти губы, о чем они лепечут, будь то: скривленный в отчаянном крике рот молодой еврейки, на руках у которой погиб ребенок, раненый казаками на Одесской лестнице, или красноречивый, запрокинутый к небу взгляд полубезумной Жанны из «Страстей» Дрейера. Тот, кто первым «разговорит» этот Немой, на первый взгляд, Кинематограф, поймет, о чем предупреждали режиссеры первых дней Творения. Поймет, чтобы ужаснуться…


3. Бина

Из Хокмы возникает Бина (Ум), третья Сефира, негативная, женская и пассивная. Само число три переводится как «Понимание». В «Каббале» Исаака Майера говорится, что материя похожа на молодку, которая поджидает своего суженого, чтобы утолить голод страсти. Цвет Бина - черный, поскольку она негативна и восприимчива ко всему. Ее символ голубка, высиживающая птенцов, истинная Шехина, или Святой Дух. Все потуги каббалистов проникнуть в смысл Бина завершились ничем. Ни медитации, ни аскеза, ни праведность - ни что не помогло. Бина, как «вещь в себе», улетучивается, стоит к ней «прикоснуться».

Бина - первые звуковые фильмы. То, что сокрыто за многословием. Болтливое французское кино 40-х… Суровые опыты Синдо, растворенный в ритме танго «Бал» Этторе Скола… Кетер, Хокма и Бина - плод воображения и не более чем, если, разумеется, понимать под когнитивистикой науку о мышлении, и не замечать иных аспектов ментального мира: его демонизма, его алчности…Об этом предупреждал Тарковский в своих снах наяву, когда, говоря об Аде, видел языки его пламени повсюду, включая и себя самого.


 На сайт режиссера Юрия КУЗИНА http://isjuminka.narod.ru/


Рецензии