Школа Солнечный Путь - шаг к новейшей педагогике

М.Щелконогов, О.Юнтунен

Школа Солнечный Путь - шаг к новейшей педагогике.

Мир меняется чрезвычайно стремительно. С одной стороны, научные открытия, технические достижения, усовершенствование технологий, прогресс, эволюция. С другой - потеря нравственных устоев, сомнительная идеология, рост преступности, половина населения Земли голодает, появляются новые неизлечимые болезни, разгораются войны. Какая же сторона, в конце концов, перевесит? Что возьмет верх? Сумеем ли мы сохранить себя или погибнем в глобальной катастрофе? Пока прогнозы самые неблагоприятные. Ответственны ли мы за все происходящее на Земле? Да, каждый из нас несет персональную ответственность.

Везде говорится о человеческих идеалах. Но эти идеалы не имеют ничего реального: это просто громкие слова, а человечество нуждается в новом душевном строе.

Мы можем долго говорить о необходимости коренного переустройства мира и общественно-личностных изменений, но при этом не двигаться с места в решении этих проблем. Что же необходимо делать конкретно, с чего начинать сейчас? Ведь преобразование мира - задача не на один день, если уж даже индивидуальное самосовершенствование не укладывается в четкие временные рамки. История уже продемонстрировала достаточно примеров, показывающих несостоятельность в этих делах войн и насилия. Остается единственный выход - постепенное просвещение, воспитание и образование каждой отдельной личности, являющейся одновременно неповторимой индивидуальностью и одной из множества составляющих Человечества. Потому что именно вырвавшиеся за рамки "традиционного" мировоззрения личности способны будут, договорившись о сотрудничестве, повернуть все человеческое сообщество в необходимое для выживания русло.

Земля находится на нисходящей ветви своего развития. Требования, которые встают ныне, не могут быть удовлетворены при помощи соображений, проистекающих из прошлого. Они могут быть разрешены только человечеством, которое обрело новый строй души. … То, что люди никак не могут освободиться от представлений, которые взращивались тысячелетиями, гнетет нашу душу, как ужасный кошмар, когда мы это видим.

Прежде всего, и об этом начали говорить уже многие ученые в педагогических, психологических и эзотерических сферах, необходимо задуматься о возможности принципиального изменения современного образа мышления человека. Во-первых, достижение межличностного, межклассового, межнационального взаимопонимания предполагает овладение общим для всех понятийным аппаратом, т.е. значение одного и того же слова должно быть неизменным независимо от различных условий. Должна исчезнуть путаница в понятиях, двусмысленная их трактовка. Во-вторых, мышление должно приобрести широкий комплексный характер, т.е. стать универсальным. Это значит, что базовые принципы анализа, синтеза, производства информации будут одними и теми же для всех в любой сфере человеческой деятельности. И тогда физик поймет лирика, президент домохозяйку, отец сына. И, в-третьих, мы пришли к действительной необходимости не только признать, но и связать воедино материальный и духовный миры, соединить науку и религию, человека и Божественные силы.

Человечество должно проникнуть в эти тайны. Оно должно прийти к возможностям смело и отважно противоборствовать заблуждениям знанием того, что через овладение новыми божественными тайнами оно может как-то исправить в своей внутренней жизни все то, что получено просто через познание головой, посредством просто человеческой, земной мудрости или толковости. И прежде всего должно быть исправлено великое заблуждение, предполагающее поворот вспять, - заблуждение, которое заключается в материалистическом истолковании эволюционной теории о происхождении всего человеческого существа от животного. … Мы должны стать способными так рассматривать человека, чтобы в каждой клеточке его видеть духовное, конкретно-духовное существо вместе с телесным. … Мы должны научиться познанию духа, пульсирующего в нашей крови. … Мы должны быть в состоянии узреть духовный элемент во всех отдельных проявлениях жизни.

Единственный путь - добровольное сознательное ученичество. Необходима новейшая педагогика - наука о воспитании - развитии личности - в самом широком смысле этого слова. Она рассматривает вопросы необходимости, методов, принципов нравственного воспитания и различных видов образования, подготовки профессиональных учителей, педагогов, наставников. Она осуществляет комплексный подход к проблеме развития индивидуума. Как показывает опыт, ни одна из принятых существующих педагогических систем в данной исторической ситуации себя не оправдывает. Даже если индивидуальное развитие и происходит в конкретном случае, оно либо чрезмерно однобоко, либо оказывает слишком малое влияние на окружающее. Самодостаточная личность слишком часто остается стоять особняком. Гибнущая цивилизация пришла к необходимости создания некой новой универсальной системы педагогического воздействия на личность, способной воспитать человека будущего, удовлетворяющего все современные требования эволюции.

Физическое развитие Земли является нисходящим уже с гораздо более раннего времени. Со времени, которое предшествовало нашему последнему ледниковому периоду, т.е. уже до Атлантической катастрофы, началось нисходящее развитие Земли в физическом отношении. Этот факт антропософам нет нужды самим объявлять людям; он уже известен геологам. И когда мы ныне шагаем по различным местностям земли, мы передвигаемся по земной коре, находящейся уже в стадии упадка. Вам нужно только прочесть описание эволюции Земли в лучших современных книгах по геологии - вы найдете там, что физическая наука констатирует, что земля находится в нисходящей стадии своей эволюции. Мы не можем рассчитывать на то, что в нашем телесном развитии возникнет какая-либо восходящая тенденция развития. Нам надлежит обрести восхождение вместо нисхождения, научившись взирать на то, что ведет человеческое существо за пределы эволюции Земли к ее последующим планетарным образованиям. Мы должны научиться взирать на человеческое существо будущего.

Когда готов ученик - появляется учитель.

Учение Солнечный Путь готово взять на себя учительскую миссию в отношении всего Человечества.
Мы же попробуем в строго ограниченных рамках данной статьи наметить некоторые пункты, подтверждающие его состоятельность. Необходимо чрезвычайно много условий для начала подобных процессов: знание цели и направления, четкая единая идеология, конкретные практические методики на каждый день, осознание необходимости и ответственности каждым индивидуумом, подготовленная команда учителей. Все это уже в наличии в системе СП.
НО! Традиционные воспитательно-образовательные методики подразумевают начало своей деятельности в дошкольном возрасте, т.е. работа начинается с детей. СП утверждает, что "воспитание детей начинается с воспитания их родителей", потому что получивший определенную информацию ребенок все равно возвращается в семью, и любое, даже очень замечательное начинание, будет отодвинуто в сторону, если не забито, семейными традициями, требованиями, энергией. С учетом невозможности противостояния семьи и школы (семья всегда победит), мы начинаем обучение неофитов с 14 лет при условии согласия родителей. Все, что касается младших детей, находится в руках опекающих их взрослых. Воспитание осуществляется через них. СП готовит родителей быть учителями своих детей.
Также необходимо рассмотреть некоторые из недостатков современной традиционной школы, которые полностью исключены в условиях ШСП.
1. Широко рекламируемый и мощно аргументируемый индивидуальный подход к ученику в обучении не просматривается четко ни в одной современной системе светского образования. Массовые программы рассчитаны на среднестатистическую личность. Преподаватели, не обладая иногда даже минимальными знаниями из психологии, работают в условиях группы не менее 5-10 человек. Индивидуальный подход зачастую ограничивается личными симпатиями или антипатиями. СП утверждает, что индивидуальный подход к конкретному человеку не возможен без глубинного самопознания и проникновения в истинную сущность человека. Именно эти процессы происходят в течение обучения в Школе СП первой ступени, каждый неофит начинает именно с этого. Он сам уже потенциально готовится быть учителем в той или иной сфере. Таким образом, индивидуальный подход человека к человеку, учителя к ученику обеспечивается изначально самими Принципами СП и воспитываемым мировоззрением.
2. Мы вряд ли найдем в современной школе учителя, берущего на себя ответственность не только за качество процесса обучения, но и за жизнь своих учеников в целом. Ведь учитель учит не только тем, что и как он говорит, но и всем образом своей жизни. Попробуйте-ка ежесекундно соответствовать. Следовательно, мы вряд ли найдем среди учителей тех, кто безоговорочно заслужил доверие своих учеников. А если между учителем и учеником нет элементарного доверия, мы уж не говорим о вере, какое может быть качество обучения? В одно ухо влетело, в другое - вылетело. Каждый из учителей Школы СП сам прошел, пережил, осознал все то, чему он собирается научить своих учеников. Он живет так, как учит, и учит так, как живет. Мало того, он готов взять полную ответственность за жизнь своих учеников, и в результате обучения человек, начиная с недоверчивого интереса, приходит к полному уверованию в слова учителя, подтвержденные ежедневной практикой.

… надо почувствовать, что оказывается необходимым: чтобы в будущем возросло то, что можно назвать доверием одного человека к другому. Это стало бы тогда общественной добродетелью. В наше время социальных требований эта добродетель наличествует меньше всего, ибо люди требуют, чтобы человеческая жизнь велась для общества, но никто не имеет доверия к другим. В наше время социальных требований господствуют самые антисоциальные инстинкты. Человечеству станет необходимым наряду с таким общеобразовательным развитием, чтобы люди врастали в духовный мир, - необходимым станет, чтобы по отношению к тем лицам, которые с правом могут говорить о науке посвящения, люди питали бы доверие, проистекающее не из слепой веры в авторитет, но из здорового человеческого рассудка.

3. Практически все образовательно-воспитательные программы современных школ носят эклектический (собирательный) характер. Очень слабые межпредметные связи при отсутствии общего целеполагания. Человек, особенно ребенок, мало представляет, чему его учат и зачем ему все это нужно, как увязать все приобретаемые знания в целостную работоспособную систему. Нет комплексно-обобщающего взгляда на необходимость обучения в жизни конкретной личности. А поэтому любые, пусть и ультрасовременные, методы остаются несостоятельными. СП, вводя понятия единства цели и необходимости, решает одновременно проблему смысла жизни каждого человека и смысловой нагрузки обучения.
Одним из достижений СП как педагогической науки является обоснование и реализация методик Самообразования и Самовоспитания личности. Но при этом мы утверждаем, что они возможны только на базе начального образования и воспитания, заданного разработанными в СП системами Принципов и Законов. Только овладев методиками самопознания, осознав свое предназначение, необходимость и ответственность, человек способен к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, за которые уже будут отвечать его исполнительность и дисциплинированность.

Только через усвоение по меньшей мере самых важных и значительных законов человеческого развития может достичь человек истинного сознания, которое будет поддерживать его душу, он должен познать то, что вносится ходом человеческого развития, и сделать это частью своей душевной жизни. Это - задача современного человека.

Все это возможно лишь при условии овладения строгой системой Принципов и Законов Солнечного Пути, позволяющих привести в гармонию внутренний и внешний миры человека, наладить его жизнедеятельность оптимальным способом. Сформулированное М.Щелконоговым уравнение (ET=AS) дает возможность как раз увидеть, проанализировать и наладить взаимосвязь между материальным и духовным мирами, о которой мы говорили выше. Вводимые СП Принципы и Законы носят универсальный характер. Это значит, что они применимы во всех областях человеческой деятельности и работают у каждого человека, независимо от внешних и внутренних обстоятельств. Сверх того, они суперуниверсальны. Ими может овладеть каждый желающий.

И человечество в своем процессе развития должно настолько подвигнуться дальше, чтобы воспринять духовные импульсы, которые работают против упадка. Поэтому сознательная духовная жизнь должна войти в человечество. Нам должен быть ясен тот факт, что мы уже пересекли высший пункт земного развития. Для того чтобы земное развитие могло двигаться дольше, духовное должно восприниматься людьми все более и более ясно и отчетливо.

И ставя своей задачей коренное переустройство мира путем перевоспитания каждой отдельной личности, мы предполагаем, что эти процессы повлекут за собой преобразования во всех областях жизнедеятельности человека без исключения. Следовательно, каждая из существующих научно-практических систем потребует детального пересмотра и реконструкции с учетом изменения мировоззрения. Что, в свою очередь, повлечет необходимость в новых профессиональных кадрах и организации новейших образовательных учреждений для их подготовки.
В заключение остается добавить, что СП разработал совершенно оригинальный подход к оценке личности учителя, его роли и возможностей влияния на становление личности ученика, а также определил четкие задачи и значение семьи в жизни подрастающего поколения.

Да, сегодня настало то время, чтобы нам внести мужество в наши души и напрямик, без обиняков выступить перед всем миром с заявлением, что духовная жизнь должна быть поставлена на свою собственную почву. … Ближайшая задача, за которую надо браться, это разъяснять людям, что именно теперь необходимо человечеству. Задача в том, чтобы мы могли обрести как можно больше таких людей, которые увидят, насколько необходимо, например, поставить духовную жизнь на ее собственную почву, чтобы мы могли обрести как можно больше людей, которые увидят, что то, что стало в X1X столетии педагогикой для народной, средней и высшей школы, не может дальше служить для блага людей и что педагогика должна быть выстроена заново, исходя из свободной духовной жизни.



Литература:
1. И.П.Подласый. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. - М.: Владос, 2001.
2. Р.Штейнер. Миссия Архангела Михаила. М.: Антропософия, 2000.


Рецензии