Мария Филипповна

 
       Когда я на неё смотрела и слушала её, мне казалось, что каждое движение, каждое слово, сказанное ею – значимо. В возрасте 39 лет ещё молодая, статная, стройная, подтянутая с красивой причёской пышных волнистых волос.        Всегда в строгом костюме тёмно-синего цвета и туфли на очень высоком каблуке.
Это завуч школы, где я работала секретарём в те пятидесятые годы.
Мне было 17 лет.

       Я находилась тогда в таком возрасте, когда выбираешь себе кумира и хочешь на него хотя бы чуть-чуть походить. Когда я видела Марию Филипповну, то внутренне вся замирала и понимала, что такой никогда не смогу быть, не дано. Меня всегда привлекали люди, отличные от меня и так далеко, что мне до них не дотянуться.

       Мария Филипповна преподавала в школе литературу и русский язык в старших классах. Когда она вела урок, двери в класс оставались открытыми, а учительская была напротив, и всё было слышно. На её уроке всегда стояла звенящая тишина и только её ровный, какой-то необычайно твёрдый и ясный голос звучал в этой тишине.

       Голос Марии Филипповны и сейчас у меня в памяти и её смех открытым, но недолгим, чистым и красивым притягивающим звуком. И голос, и смех Марии Филипповны притягивали как магнит. Уроки литературы у неё проходили очень интересно, наполненные своими впечатлениями и дополнительным материалом. Дети на её уроках, можно сказать, не дышали. Впитывали её слова и звуки, как кислород, после чего и дышится и думается легче.

      И ещё у неё был очень красивый и твёрдый почерк, как и она сама. Когда я писала, то старалась написать букву, как она, иногда получалось. Особенно мне нравились шляпки у заглавных букв П, Т, Г. Такие ровные, чёткие, без загогулинок, простые и выразительно – строгие.
 
      Первый муж Марии Филипповны погиб на фронте. Он тоже был литератором, директором школы и с фронта писал ей очень красивые письма. Незадолго до смерти Марии Филипповны, её ученица Солдатова Аля опубликовала эти письма в журнале «Бельские просторы».
***
       Их чудесный сын рано ушёл из жизни в эти трудные перестроечные годы по трагическим стечениям обстоятельств. Я его знала с 16 лет, он всегда, и даже в таком юном возрасте, был взрослым и серьёзным человеком. Гордым и независимым, как и его мама. Внешне очень красив, строен. И почему – то считал, что должен всех защитить. Поэтому в юности стал заниматься боксом, хотя по своему телосложению далеко не боксёр. И очень хорошая душа… Воспитала она сына духовно-богатым человеком, который никогда свою боль не перекладывал на других, а бился с ней сам, как мог.

       Потеря сына Марии Филипповне далась тяжело. Но она тоже, как и он свою боль терпела и не пыталась хоть чуть-чуть прислониться к какому-то плечу. Она страдала одна: ни слёз, ни стонов её никогда никто не слышал. Когда он умер, сотрудники конструкторского бюро сказали, что он был мозг КБ. Его все уважали. Было время, когда он голодал, но никто об этом и не догадывался.
***
      Мария Филипповна была такая привлекательная женщина, что одной ей не дали остаться. И когда сыну было около 10 лет, Василий Анисимов сумел найти дорогу к её сердцу. У них с Васей (так она его называла) были очень тёплые отношения.

       Он её любил всем своим существом. А она вела себя так, что Вася главный в семье, а для него главный человек – ОНА. И так это всё было выполнено тонко, достойно и красиво.

       Мария Филипповна перешагнула в новое тысячелетие уже в очень солидном возрасте и всегда оставалась статной, подтянутой, несгибаемой, красивой женщиной.
Она всегда была строга к себе, а окружающим казалось, что она строга ко всем. В школе, когда она проводила линейку, никто не шелохнётся, даже самые отчаянные стояли смирно.

Очень отзывчивый человек.
К ней в дом можно было просто придти, в любое время, она никогда не выражала недовольства от незваного гостя. Всегда примет приветливо и с интересом.

       Можно было просто придти посидеть, помолчать, или поныть, она всегда понимала твоё состояние. В последние годы жизни на телефонный звонок отвечала бодро и по её голосу можно подумать, что у неё всё в порядке, отрицательный заряд человеку она не передавала. Забыть её просто невозможно.

Я считаю Марию Филипповну Великой Женщиной.

       Этот рассказ написан ещё при её жизни в конце прошлого века и я ей по телефону его читала, она его оценила и сказала, что мурашки по коже, но сейчас его передаю в сокращённом виде.

@Рассказ опубликован в книге "Любовь - она такая...", М. 2010 г.@


Рецензии
С удовольствием прочитала об интересных
людях,оставивших след в Вашей жизни!
С добрыми пожеланиями!

Римма Дроздова   06.08.2014 14:21     Заявить о нарушении
Конечно, остаются в памяти люди, неординарные, добрые и сильные духом, с которыми рядом прошла жизнь. И я рада, что они были со мной.
Ещё раз, Римма, спасибо, спасибо, спасибо!
Дай Бог Вам счастья, удачи и успеха,

Ольга Реймова   06.08.2014 17:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.