Хранить секреты

Похоже, что вечер не предвещал ничего хорошего. Я уже был порядочно нагружен – а почему бы и нет? Вечер пятницы. В это время трактир всегда забит до отказа. Спасаясь от домашней суеты или других проблем, сюда приходили совершенно разные люди. И только здесь они становились братьями. Я приходил сюда, чтобы почувствовать, что настали выходные и можно не заботиться о завтрашнем дне. Гуляй хоть всю ночь. Если так можно выразиться – я завсегдатай, но дохожу до такой кондиции нечасто. Виной тому послужила слишком напряженная неделя. Там, на работе, я беззащитен перед нападками начальства и должен делать практически все, чтобы удержаться на своем рабочем месте. Но здесь - моя крепость. Как я уже успел заметить, таверна являлась крепостью и для других людей. Бородатый мужичок у барной стойки появляется каждую неделю. Или другой, в сером пиджаке, всегда занимает место в углу. Мы находим тишину и уединение в самом шумном месте. Звучит, как парадокс, но это так. Что я здесь делаю? Несложно представить свое недалекое будущее: щетина и полупустая бутылка. А вокруг “громыхает” музыка, которая на пару с освещением создает уютную обстановку. Увлеченный своими мыслями, я пропустил ту границу, которую пытаюсь соблюдать в отношении спиртного. Теперь же эти правила мне не кажутся такими необходимыми, и я позволяю себе заказать еще пива. На что-нибудь более крепкое так и не решился – домой меня никто не понесет, а в вытрезвитель попасть ой как не хочется – это будет не самое приятное завершение маленького праздника. Потихоньку мир стал преображаться, добавляя больше красок и звуков. Или я стал их замечать только сейчас? Тело наливается легкостью и тяжестью одновременно. Постукиваю ботинком в такт музыке. Можно просто сидеть и наслаждаться этим вечером.
Из мира грез меня вывел чей-то голос. Я повернул голову и увидел полноватого здоровяка, который башней возвышался надо мной и вопросительно взирал со своей высоты.
- А? – неуверенно переспросил я.
- У вас не занято? – голос прозвучал мягко и спокойно, - Другие столики заняты.
- О, нет-нет, не занято, - я сделал приглашающий жест.
- А здесь людно, да?
- Не больше, чем обычно. Через час-другой будет вообще не протолкнуться.
- Часто здесь бываете?
- Почти каждую неделю…Но нет, вы не подумайте, я не алкоголик, нет. Просто отдыхаю от рабочей суеты.
- Как все мы, - довольно выговорил незнакомец, - Так, а официанты здесь есть?
- Да, я только что видел здесь Люду. Официантку, - пояснил я, - А, вон она…Люда! Люююда! ЛЮДА! ЛЮДА, ЁПТВОЮ ДУШУ ЗА НОГУ! – гаркнул я, перекрывая гомон, стоящий в трактире.
- Серёж, что кричим? Не в лесу ведь.
- Ты сегодня прекрасно выглядишь!
- Ага…ты это уже говорил.
- Да? А, ну да. Эммм…знакомься, это…эээ…
- Матвей, - представился незнакомец.
- Да, это Матвей, так…
- Красивое имя, - Людмила послала улыбку моему собеседнику.
- Так, Маня, не перебивай меня, - язык начинает заплетаться, - Мы будем это! – ткнул в меню наугад.
- Серёж, не майся дурью, - она посмотрела на меня снисходительно. Матвей увлеченно за нами наблюдал.
- Ах, да, ладно. Тогда принеси мне еще пару кружек пива?
- Думаю, что ты уже заправился. Ты хоть ел сегодня? - спросила она.
- Нет. А ты как моя мама, - пьяно пролепетал я,- Как ты узнала? То-то я думаю, чего это меня так развезло. Ладно, Ирусь, принеси мне чего-нибудь покушать. Хорошо?
- Как ребенок маленький, - Людмила тяжело вздохнула, но что-то записала в блокнот.
- А Матвей, Матвей будет…Что будет Матвей? - обратился я к нему.
- Да, что будет Матвей, - она снова ему улыбнулась.
- А Матвей будет куриное филе с картофельным пюре и салат оливье. По две порции, - виновато ухмыльнулся он.
- Люблю мужчин с хорошим аппетитом, - выговорила официантка.
- И Серёжа тоже, - поддакнул я, - И не забудь нам пива принести! По две кружки!
Людмила скользнула к дверям кухни и исчезла. Хороша, змеюка. Студентка, подрабатывает вечерами официанткой. Только пьяные посетители часто достают. Она дочь друга нашего повара, поэтому, если кто ведет себя чересчур нахально – он выбегает с молотком для отбивания мяса. Как этот безумный коротышка узнает об этом – загадка, но его боятся, и этого достаточно.
Из кухни пьяняще повеяло съестным, и мой желудок это почувствовал, заурчав самым возмутительным образом. Незнакомец откинулся на мягкое кресло, отложив меню в сторону.
- Впервые здесь, да? – решил поддержать я беседу.
- Ага, - согласился он,- Думаю, дай загляну. Тут чисто и приятно.
- Лучшего места не найти. А я во многих подобных заведениях побывал, ты уж мне поверь. И обстановка соответствует – никаких пьянчужек. Приличные люди, которые просто пытаются отдохнуть. Много интересных людей, уставших от работы.
- А чем ты занимаешься? В смысле профессия.
- Да, я понял,- я кивнул головой, - Возможно, что тебе покажется это странным или воспримешь, как шутку, но я химик.
- Правда? – он вопросительно поднял брови.
- Ну, вот. Я же говорил. Все так реагируют. Химик, физик, биолог – это очкастые дядьки в белых лабораторных халатах, так? А-нет, дядя Сережа похож на обычного офисного работника.
- Экономика. Я думал, что ты работаешь в сфере экономики, - пояснил он,- У меня нет знакомых ученых.
- Ааа, - я махнул рукой, - Какая здесь наука. Занимаешься одним и тем же, как робот. Все осати…асоти…ас-со-циируют химию с пробирками, да?
- Как в кино, - добродушно поддакнул Матвей.
- Да, как в кино – пробирки с разноцветными жидкостями, колбы с кислотами и прочее. Ага, но не тут-то был! Дядя Сережа стоит, как истукан, у несложного аппарата и нажимает на кнопочки. Щёлк, щелк, - делаю жест руками, - И старая железяка начинает кряхтеть, а мне остается только сидеть и ждать результатов или подготавливать следующие пробы.
- Ну, не все же так плохо, - подбадривает он меня.
- Скучно, - признаюсь я, - Скучная монотонная работа. Теперь все заменили компьютеры. Да, я не жалуюсь – работать стало легче. Но куда менее интересно. В рабочее время нужно заниматься только теми вещами, что требуются от тебя по работе. А с этими железяками у меня появляется кучу свободного времени. Даже с лихвой. Не знаешь чем себя занять. Можно и занять себя чем-нибудь, но тогда можно получить погоняй от начальства, если прознают.
- Соболезную, - его голос был полон энергии.
- Ну, а ты чем занимаешься?
- Да так, офисной работой, как ты сказал.
- А какой именно, если не секрет?
- Это ты точно выразился про секрет. Но нет, это не секрет. Думаю, что мою работу нельзя причислить к какому-нибудь определенному виду. Занимаюсь я, так сказать, организаторской деятельностью с элементами управления.
- Менеджер?
- Нет, не менеджер. Фирма у нас довольно представительная,- его добродушный бас перекрывал посторонний шум, - Наше руководство хочет шагать в ногу со временем, чтобы улучшать работу своих сотрудников, понимаешь?!
- Ууу…пока что нет.
- На западе это называют “поколением Z”.
- Ммм?
- Поколение Z – это поколение людей, начинающих работать в эти года, которым главным критерием является не заработная плата, а интерес. То есть, если им работа кажется занудной…
- Как мне…
- Да…то они не станут работать, а будут искать что-нибудь поинтереснее. Это у нас не так распространено, так как уровень жизни в нашей стране уступает, скажем, Японии или Европе, но все же и такие люди у нас имеются. Хотя это и не единственная причина…
- Вот ваш заказ, мальчики, - Людмила появилась неожиданно, - Сейчас еще пиво принесу.
- Спасибо, Катрусь, - поблагодарил я. Опьянение так и не спало.
- Спасибо, - присоединился Матвей.
- Пустяки, - она улыбнулась и скользнула к барной стойке.
- Хорошая девушка, - заметил мой собеседник.
- Людмилка то? А…да…хорошая, - я присматривался к своему ужину, концентрируя внимания на нем: такой же заказ, как и у Матвея. Выглядело и пахло восхитительно.
- А она встречается с кем-нибудь?
- Эммм…что? Ааа…не знаю, - я набил рот картофельным пюре,- Не думаю…
- Вот ваше пиво! – Людмила поставила четыре кружки с пенящимся напитком перед нами.
- О! – я довольно потер ладошки, - Олесь, ты лучше всех.
- Большое спасибо! – поблагодарил Матвей..
- Если что, я буду неподалеку, - улыбнулась она моему собеседнику и куда-то улизнула.
- Так что там с поколением ЗзЗзз – поинтересовался я, делая глоток из кружки.
- Ах, да, поколение Зед, - он будто бы очнулся и стал уплетать свой ужин, - Это поколение довольно молодое. Как мы с тобой и моложе.
- Йа штарый? – я еле проговорил с набитым ртом.
- Нет, не в этом суть, - продолжил он, с азартом уплетая оливье, - Все дело в том, чтобы удержать ценные кадры именно у себя. Молодые несут новые идеи, неординарные решения. И вот тут нужен я.
- Так шо ты де’аешь?
- Думаю, как их удержать у нас.
- Ммм?!
- Улучшаю обстановку работы, делаю этот процесс более увлекательным и не таким утомительным. Другими словами, создаю свободную и уютную обстановку.
- Это как?
- Допустим, трудовые будни. Скукота да и только.
- Аха, шнакомо…
- Я должен внести в трудовой процесс что-то такое, что позволит сотрудникам расслабиться. Это в свою очередь улучшает показатели работоспособности. Доказано, - он поднял вилку вверх, вместо указательного пальца.
- Это, наверно, занимательно, - моя кружка была наполовину пуста.
- В принципе, да. Постоянно что-нибудь новое. Нам нужен, так сказать, дружный коллектив. Как единая семья. Мы проводим различные конкурсы, действа. Идем даже на такие современные забавы, как компьютерные игры. Наши сотрудники обожают эту часть “работы”, - он посмеялся, - Это улучшает их моральных дух.
- Эх, а у нас все по старинке: Сергей Дмитрич, не хотите ли чайку? С удовольствием, Кира Васильевна. Ну, и подобное.
- А, ну да, ну да. У нас с этим делом куда разнообразней, - он с удивительной быстротой покончил с первой порцией. Кружка с пивом была наполовину пуста. Или полна, - Вот, к примеру, на этой неделе,- продолжил мой собеседник,- мы проводили коллективную игру, на укрепление отношений и взаимопонимания.
- И что же?
- Для начала я раздал для всех сотрудников анкеты. Анонимные, разумеется. Хотя, анкета – это сильно сказано. Так, пару вопросов,- он сделал приличный глоток хмельного напитка,- Что вас раздражает и нравится в других людях.
- И как ответы? Порадовали?
- В этом плане тут все хорошо, народ у нас с юмором. Но главное дальше. Я составляю специальные карточки, ламинирую их и раздаю.
- Эээ…и в чем вся соль,- недоуменно спросил я.
- А в том, что в эти карточки я вношу имя сотрудника и характеристику, выбранную случайным образом из анкеты, - он приступил ко второй порции,- Вот что тебя, Сергей, раздражает в других людях?
- Эх, даже не знаю…Ну, глупость. Не люблю дураков.
- Хорошо. Вот я и вношу к примеру, Сергей Дмитриевич такой-то, а снизу добавляю: дурак. Не обижайся, это к твоему примеру.
- Да я и не обиделся. Это полностью раскрывает мою сущность, - мои глаза снова стали плавать, - А что дальше?
- А дальше, - продолжил Матвей, - ты должен вести себя как указано у тебя на карточке.
- Быть дураком?
- Да…
- Ну, это я умею. Даже притворяться не придется…
- Это никак не должно влиять на работу, то есть, если ты дурак, то ты не должен не уметь работать на компьютере, или что-нибудь подобное.
- Досадно…
- Возможно, но все же. Эта черта твоего приобретенного характера должна проявляться в общении с коллегами. Допустим, твой коллега Алексей Батькович – “слишком разговорчивый”. Тогда ваш диалог должен происходить на уровне дурака и болтуна. Но ты обязательно должен отыгрывать свою роль, иначе это теряет какой-либо смысл.
- Весь Мир - театр, а люди в нем актеры, - процитировал я.
- Именно, - выпалил мой собеседник, радуясь удачно подобранному мной выражению,- И так должно продолжаться всю неделю. Это заставляет многих осознать и переосмыслить многое. И все это в виде игры.
- Интересно у вас там, - мечтательно закатываю глаза, сделав глоток.
- В этом и заключается весь смысл – тебе должно быть интересно.
- Где-то жизнь бьет ключом, и где-то только по голове. Кто-то идет в ногу со временем, а мы ко дну со старым совдеповским режимом, - уныло проговорил я, салютуя кружкой.
Одно мгновение мы сидели в тишине: он уплетал ужин, а я смотрел через кружку на окружающий нас народ.
- В следующем месяце,- он положил свои могучие локти на стол, - Я собираюсь провести что-нибудь в этом духе.
- Почему не на следующей неделе? – я все также зачарованно глядел в кружку.
- Лучше чередовать подобное с какими-нибудь викторинами или развлечениями, - Матвей задумчиво помахал вилкой у себя перед носом,- К тому же, нужно что-нибудь еще придумать. Обычно мы заимствуем у наших западных коллег, но не всегда можно применить у нас. Ну, знаешь, менталитет и все такое, - пояснил он.
- Угу, - поддакнул я, добивая остаток своей порции салата.
- Вот, подумываю об одном…- мой собеседник сделал задумчивую паузу.
- И что же это?
- Не знаю, будет ли это нормально, но подумываю о секретах.
- Ммм?
- Отсутствие секретов делает людей более открытыми.
- А не будут ли они стесняться? Все-таки не батюшке исповедуются.
- Да-да, вот и я о том же. Но ведь секреты бывают разные. Не нужно открывать все свои потаенные, так сказать, секреты. Что-нибудь невинное пойдет, думаю. И опять таки, все анонимно.
- Ах, ну да…
- Собираем секретов по 5 с каждого. Разумеется, шуток не избежать, но я попытаюсь их убедить, чтобы все было максимально серьезно. Ну, а смысл этого уже понятен, не так ли?
- Частично, - соглашаюсь я, - Открываем душу, как на исповеди, а никто не узнает тебя. Внутреннее облегчение?
- “Облегчение” звучит не очень эстетично, но, в принципе, верно,- он махнул вилкой,- Поделился с коллективом, узнал о нем. Все любят сплетни. А это, можно сказать, их разновидность.
- Или источник новых…
- Этого все равно не избежать. Побочный эффект.
- Хранить секреты…непросто.
- О, можно так и назвать сие действие – “Хранить секреты”. Как?
- Вполне,- мои глаза начинают вращаться уже отдельно друг от друга. Последняя кружка была лишней.
- Вкусно и сытно, - он отодвинул пустую тарелку и принялся за оставшееся пиво.
- Праздник всегда через дорогу от меня, - подытожил я.
- Будет и на твоей улице, - Матвей, видимо, решил меня приободрить. В такой кондиции мне это уже не требуется.
- О, привет еще раз, мальчики, что-нибудь еще? – Людмила взялась из ниоткуда и собрала посуду на поднос.
- Галь, посмотри мне в глаза и ответь, что они говорят тебе, - заявил я.
- Они на меня вообще не смотрят.
- Да?! Ну, думаю, тогда я сегодня перебрал.
- Сереж, тебе теперь нужен только сон.
- Хорошо, мама. Можно тогда счет.
- Сейчас принесу,- кивнула она, - А вам? – обратилась она к моему собеседнику.
- Я, пожалуй, выпью еще кружечку пива.
- Ладно, - Людмила уже который раз ему улыбнулась и скрылась. Не умеет еще скрывать свою симпатию или не хочет. Мне уже все равно…
- Сам доберешься или может тебя подбросить? – спросил Матвей.
- Если меня подбросить – я обязательно упаду. А упасть я могу и без этого, - я наставнически поднял палец, - Но попытаюсь этого не делать.
- Ну, смотри, не заблудись…
- Кстати, можешь дождаться полуночи.
- А что будет?
- Карета превратится в тыкву, - съязвил я, еле стоя на ногах,- В полночь у нее заканчивается смена. Вот кого и проводишь. А я так дойду.
Люда, полная энергии, подскочила к нам, каким-то чудом не расплескав пиво из кружки для Матвея, и протянула мне счет. Я вложил туда несколько бумажек.
- Это за твою доброту, Людмила, - хотел сказал я, но получилось какое-то нечленораздельное рычание, удивившее меня самого.
- Пардон,- извинился я,- Все, я ушел. Было интересно познакомиться, - я пожал его массивную руку,- Заходите еще…
Реальность активно меняла все три измерения так, что мне было довольно сложно ориентироваться в новых координатах. Неуверенным шагом я направился к двери. На улицу уже спустилась ночная мгла, гонимая обильным городским светом. Город никогда не спит. А с неба из тьмы падает пушистый снег. Вдохнув всей грудью морозный уличный воздух, я зашагал по направлению к дому. Утро субботы напомнит мне о совершенных ошибках. И лишь только хруст снега под ногами отдается в тишине городской суеты.


Рецензии