Раритет Пластинки

Министерство Культуры СССР
Ленинградский завод грампластинок

Павел Серебряков

Л. Бетховен (1770 – 1827)

Соната № 8 до минор, соч. 13
«Патетическая»
1. Grave. Molto allegro e con brio
2. Andante cantabile
3. Rondo. Allegro.

 Соната № 14 до диез минор, соч. 27 № 2
 Quasi una Fantasia («Лунная»)
1. Allegro sostenuto
2. Allegretto
3. Presto agitato

 Cоната № 23 фа минор, соч. 57
 «Appassinata»
1. Allegro assai
2. Andante com moto
3. Allegro ma non troppo Presto

В конце 30-х годов в статье «Советские школы пианизма» А. Альшванг писал: «У Серебрякова есть все данные, чтобы сделаться одним из крупных советских писанистов, он... один из лучших учеников Николаева за последнее десятилетие...»
Предположение критика блестяще оправдалось. Павел Серебряков – пианист, формировавшийся в годы становления и развития советской музыкальной культуры, - стал выдающимся музыкантом, художником, получившим всеобщее признание у нас в стране и за рубежом.
Публичный дебют пианиста состоялся в декабре 1929 года в Москве, где он исполнял с Персимфансом фортепианный концерт Листа ми бемоль мажор. Последующие концертные выступления в Москве, Тбилиси, Ленинграде принесли ему широкую известность.
Расцвет исполнительской деятельности пианиста приходится на 40-е – 50-е годы. Начиная с 1945 года Серебряков побывал в Финляндии, Турции, Иране, Чехословакии, ГДР, Болгарии, Японии, Венгрии, Бразилии, Австрии и многих других странах. Он выезжает за рубеж и в качестве гастролирующего солиста, и как представитель Советского Союза в жюри международных конкурсов, а также как член советских делегаций, приглашаемых на национальные музыкальные празднества.
Серебряков – музыкант ярко выраженного романтического склада. Огромные динамические ресурсы, широта дыхания отличают исполнение пианиста. Давно признано и его замечательное виртуозное мастерство.
Но пианист привлекает слушателей не только этими качествами, а прежде всего новизной и свежестью трактовок. Это относится и к произведениям, исполняемым им впервые, и к тем, что он играет многие годы.
Бетховен представлен в обширнейшем репертуаре Серебрякова фортепианными сонатами (на концертной эстраде им сыграно двадцать сонат), Третьим концертом, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра, Тридцатью двумя вариациями, Рондо-каприччио («Ярость по поводу утерянного гроша»).
Интерпретируя Бетховена, Серебряков стремится выявить не столько героико-монументальное, сколько драматическое и трагедийное начала музыки. Его Бетховен полон силы и динамизма. В то же время пианист последовательно раскрывает лирико-философскую линию бетховенского творчества. Чрезвычайно характерен в этом отношении отзыв известного румынского музыковеда Дж. Бэлана на исполнение Серебряковым Третьего фортепианного концерта: «Уже после изложения первой темы можно заметить, что советский пианист понимает бетховенскую музыку как лирическую исповедь. Какой странный и скорбный трепет исходил от этой темы! Напряженное до трагизма чувство оставалось сконцентрированным внутри. В таком духе были трактованы и две другие части концерта. Бесспорно, «героическое начало» Третьего концерта Бетховена предстает в исполнении Серебрякова как нечто взволнованное и наполненное мыслью. Подобная интерпретация волнует, берет за душу».
Более всего Серебрякова влечет к тем сочинения Бетховена, в которых особенно ярко выражены трагедия борьбы человека, образы мужества и воли. Поэтому столь созвучны внутреннему миру художника и так часто исполняются им три жемчужины фортепианной литературы, три популярнейшие сонаты – «Патетическая», «Лунная», «Аппассионата».
«Лунная» соната являлась частью экзаменационной программы, с которой четырнадцатилетний Серебряков поступал в Ленинградскую консерваторию и заслужил похвальный отзыв директора консерватории А. К. Глазунова.
В 30-е годы пресса не раз отмечала достоинство и своеобразие серебряковской интерпретации «Апассионаты». «Серебряков толкует «Апассионату» сдержанно, просто, подчеркивая ряд бетховенских оборотов, иногда оказывающихся вне поля зрения наших пианистов... – писал В. Музалевский, - Чуждаясь внешнего оригинальничанья, пианист сознательно избегает проторенных путей интерпретации и достигает результатов, способных художественно убедить аудиторию».
Исполнение пианистом «Апассионаты» - яркий пример гармонического сочетания интеллектуального и эмоционального начал.
Интересной страницей творчества Серебрякова является интерпретация Патетической сонаты. Он исполняет ее порывисто, с огромной внутренней экспрессией и в то же время по-бетховенски крепко, просто и ясно. Характеризуя исполнительский стиль пианиста, С. Савшинский справедливо отмечал: «Суровый, мужественный пианизм его... я бы назвал демократическим». Естественно, что страстный демократизм музыки Бетховена, этого «Шекспира масс» (В. Стасов), близок Серебрякову. Исполнение артистом произведений великого композитора – эмоциональное и поэтическое – демократично в лучшем и глубоком смысле этого слова. Для слушателя, ради слушателя играет художник, и в этом неиссякаемая сила его творчества.
 Н. Растопчина
(1978)


Рецензии