Мистическая сказка о художниках и красках

 Сегодня у Художника был удачный день. В художественных лавках и галереях продали несколько его картин. По дороге домой Художник зашел в продуктовую лавку, рассчитался с лавочником, взял бутылочку дешевого вина, пару бубликов и немного карамели. С кульками в руках и с бутылкой во внутреннем кармане старой протертой шинели, он взлетел по лестнице на чердак доходного дома, где снимал небольшую каморку. Бросил кульки на край стола. Все остальное пространство стола было завалено старыми засохшими кистями, тюбиками с красками, баночками с разбавителями. Скинул шинель и повесил на большой гвоздь, вбитый у самой двери. Несколько раз условно топнул ногой по полу. Не прошло и минуты, как в дверь просунулась детская мордашка. Художник протянул ему жестяную кружку, наполненную сухой ароматной мятой. Мальчишка побежал на первый этаж, где всегда стоял горячий самовар, после мальчишке была выдана карамелька, и Художник закрыл за ним дверь на крючок. Достал из кармана шинели бутылку с вином, раскупорил ее. Выпил горячий ароматный настой трав с бубликами и с карамелькой за щекой, потом налил в жестяную кружку вина и выпил. По телу медленно разливалось приятное тепло. Художник задумчиво немного посидел, налил еще и выпил. И вдруг он вспомнил, что сегодня последний день в галерее Академии художеств, где он учился, выставляется автопортрет французской художницы. Шедевром его не признали, но считалось, что это хороший пример классического портрета, и будущим художникам его демонстрировали как пособие.
 Автопортрет купил очень богатый купец, и Академия не смогла отказаться от солидной суммы, предложенной за картину.
 Художник накинул шинельку и побежал вниз по лестнице. На улице стоял промозглый ноябрьский день. Снег падал крупными хлопьями, но Художник не чувствовал холода. Ароматный кипяток и вино согрели его. В галерее никого не было, и не удивительно: все считали, что не велика потеря для Академии художеств, но Художнику жаль было с ним расставаться. Когда он впервые увидел автопортрет, то понял, что это его Муза.
 На картине была изображена изящная миловидная молодая женщина. Она стояла вполоборота, но лицо смотрело на вас. Платье на ней было нежно-голубого цвета, в тон глаз художницы. В одной руке она держала кисть, а в другой палитру. Перед ней стоял мольберт с ее изображением. За фигурой художницы виднелось огромное окно, с нежно-сиреневым гиацинтом в изящной вазочке, стоящей на подоконнике. За окном был виден римский пейзаж: старинные, полные величия развалины. На переднем плане картины в правом углу стоял стол, на котором с небрежным изяществом были разбросаны кисти, краски, и лежала полная коробка масляных красок. Художник видел такие краски в художественных лавках, но стоили они очень дорого.
 В голове от выпитого вина немного шумело. Художник пытался запомнить каждую деталь на картине и прощался со своей Музой. Галерея закрывалась, надо было уже уходить. Вдруг художница на картине ему улыбнулась, взяла коробку с красками со стола и протянула Художнику. Художник заворожено смотрел на картину, машинально протянул руку, взял коробку и испуганно оглянулся по сторонам, засунул краски во внутренний карман шинели, а когда поднял глаза на картину, то девушка стояла как прежде, только на столе не было коробки красок. Художник выбежал из галереи на темную улицу. Холодный ветер дул в лицо, залепляя его мокрым снегом. Художник почувствовал, что шинелька отсырела, а старые башмаки моментально промокли. Художник добрел до своей каморки. Скинул промокшую шинель,
Допил вино и в беспамятстве рухнул на топчан.
 Проспал он трое суток. Во сне то бредил, то стонал. Потом ему приснился сон: видел он себя на красивом лугу в чистой бархатной курточке перед мольбертом и с палитрой в руке. Вокруг него стояли хорошо одетые мужчины и женщины и восхищались его картиной.
 Когда Художник пришел в себя, то долго лежал на старом протертом топчане и смотрел в потолок, пытаясь осознать, что же произошло в галерее. Он думал, что ему это все привиделось. Надо было только встать, дойти до шинели и посмотреть во внутреннем кармане. Художник поднялся и из кармана шинели вынул коробку с красками. Ноги подкосились и он сел на табуретку, потом вскочил, поставил мольберт с загрунтованным холстом поближе к окошку, взял кисти, палитру, выдавил на нее краски из тюбика, и стал писать картину. Несколько дней не отходил от мольберта. Когда закончил картину: сразу взялся писать другую. Такого вдохновения он не испытывал давно. Подсохшие картины отнес на продажу в галерею. В галерее попал на предрождественский отбор картин известным меценатом для его личной галереи-выставки. Меценат купил у художника картины, хорошо при этом заплатил за них. Художник купил на эти деньги новые ботинки, холст, и плотно пообедал в недорогом трактире. Пока шел домой, снова думал, что все это сон, случайность, что сейчас он придет, а красок нет. Когда взлетел в свою каморку, то увидел, что краски лежат на столе, а тюбики совершенно полные, как будто ими не пользовались.
 На следующее утро Художник вдохновенно писал картину за картиной. В галерее ему дали адрес мецената и велели картины отнести ему. Художник взял извозчика и поехал по указанному адресу. Позвонил в дверной колокольчик, ему открыли и велели подождать. Минут через десять проводили к барину-меценату. Барин посмотрел на новые картины и купил их. Спросил, где квартируется Художник, и просил новые картины приносить и показывать в первую очередь только ему.
 Художник на извозчике поехал домой. Зашел сразу к хозяйке и спросил, нет ли небольшой квартирки этажом ниже. Оказалось, что недавно освободилась небольшая квартира из двух комнат. Художник сразу заплатил за квартиру вперед, и, весь вечер перетаскивал свои нехитрые пожитки в новое жилище. Мальчишка помогал Художнику, за, что получил кулек леденцов и очень довольный убежал.
 Художник много работал. Вскоре ему пришло приглашение от барина-мецената на открытие выставки. Художник взял смокинг напрокат, постригся у цирульника и к назначенному часу прибыл к знатному дому. В залах было многолюдно, мелькали знакомые лица знаменитых художников. У картин Художника толпилось много народу: известные критики, коллекционеры, знатные господа и дамы. Вдруг кто-то схватил Художника под локоть и потащил его прямо к картинам. Это был барин-меценат. Все поздравляли барина с открытием талантливого художника, спрашивали, можно ли купить у него следующую картину, совали визитки в руку. Художник что-то бормотал в ответ, улыбался, а про себя думал: ’’ Это сон”. Незаметно хватал себя за ухо, и убеждался, что не спит.
 Дальше дела у Художника пошли очень хорошо. Скоро он купил себе целый этаж с множеством комнат. В самой большой устроил себе мастерскую. Очередь на портреты, пейзажи была расписана на годы вперед. Женился, завел деток, состарился и перед самой смертью написал автопортрет совсем не в свойственной себе манере. На картине он стоял вполоборота, в одной руке держал кисть, в другой палитру, перед ним стоял мольберт с картиной, а на картине была изображена молодая женщина в нежно- голубом платье. За Художником виднелось раскрытое окно, а за окном – прекрасный вид Петербурга. В левом углу картины виднелся край стола. На нем небрежно были разбросаны кисти, а на самом краю стола лежала коробка с красками.
 Художника не стало. Когда продавали его картины, выносили из мастерской разный хлам, то все были в недоумении оттого, что ни одного тюбика с красками в мастерской обнаружено не было. Картины Художника были почти во всех частных коллекциях, но автопортрет все нашли странным и отдали его в Русский музей, где он завалялся в запасниках.
 В конце двадцатого века молодая Художница делала обход по художественным салонам в надежде получить деньги за проданные картины. Сегодня был удачный день. Сразу в нескольких салонах она получила деньги за свою живопись. Шла она по Невскому проспекту, утопая дешевыми и промокающими ботиночками в ноябрьской слякоти. По дороге в свою мастерскую купила любимого фруктового чая, мягкой булки, колбасы и бутылочку хорошего сладкого вина. Вся промокшая, и с пакетами в руках, она поднялась на самый чердак, где в маленькой мансарде находилась ее мастерская. Художница накрыла на стол, выпила горячего ароматного чая. Выпила немного вина. Больше не хотелось выходить на промозглую улицу, но она вспомнила, что сегодня последний день выставка портрета в Русском музее из запасников. Она накинула влажное пальто и побежала в музей. До закрытия музея оставалось немного времени, но еще пускали. Художница прошла бесплатно по членскому билету Союза Художников. Быстро пробежала по многим залам. Многие портреты были хорошо известны, но когда дошла до последнего зала выставки, то удивленно остановилась перед двумя автопортретами. Они висели рядом, и казалось, что они написаны специально, чтобы составить единую пару.
Слева висел автопортрет французской молодой Художницы конца восемнадцатого века, а справа висел автопортрет известного Художника конца девятнадцатого века. Его портреты и пейзажи отличались новым стилем и дали толчок новому движению в искусстве, но автопортрет был написан в стиле конца восемнадцатого века. Молодая Художница долго стояла у картин, пытаясь понять, что побудило Художника написать этот автопортрет, и ей привиделась романтическая история, что у Художника была своя Муза-это французская Художница, и в конце жизни он всем дал это понять. Единственное, что смущало Художницу так это отсутствие красок на женском автопортрете, а на мужском автопортрете краски лежали на столе.
 Прозвенел звонок. Музей закрывался. Женщина-смотритель вышла в другой зал. Художница засобиралась уходить. Она подняла еще раз глаза на картины и автоматически протянула руку к мужскому автопортрету - он ей протягивал коробку с красками. Художница осторожно засунула коробку под объемный свитер, выбежала из музея. Щеки у нее горели, все тело знобило. Она добрела до мастерской. Как выложила краски на стол, она уже не помнила. Несколько дней она пролежала с высокой температурой. В бреду ей казалось, что из музея она нескончаемо выносит и выносит коробки с красками, а то пьют чай втроем у нее в маленькой кухне в мастерской: она, Художник и Художница с автопортретов, а на столе в стакане стоит гиацинт.
 Очнулась она от сильного запаха цветов. Долго лежала и смотрела на облупившийся потолок, выискивая художественные образы в этих пятнах. Аромат цветка не давал покоя. Художница села на диване. Слабость мешала сразу встать. Собралась с силами и вошла на кухню, и… медленно села на стул: на столе в стакане стоял нежно-сиреневый гиацинт, а на самом краю стола лежала полная коробка красок.

 Октябрь2002
 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.